Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Параметры психологической характеристики ребёнка – дошкольника.




Работа 6.

Проанализировать полученные в течение дня данные по схеме:

1. Каково общее время двигательной активности ребенка в течение 2ой половины дня? Как оно соотносится с общим временем бодрствования (указать в процентном соотношении)?

2. Какой из режимных моментов наиболее насыщен движениями?

3. Как удовлетворяется потребность ребенка в двигательной активности? Насколько разнообразны формы организации активности?

4. Насколько разнообразна по содержанию двигательная активность ребенка?

5. Каково соотношение организуемой воспитателем и самостоятельной активности ребенка? Какие формы, методы и приемы, используемые воспитателем наиболее эффективны с точки зрения поддержания активности ребенка?

6. Обеспечивается ли необходимый уровень двигательной активности всем детям в группе? За счет чего?

7. Почему занятие может рассматриваться как одна из основных форм организации двигательной активности ребенка? Оцените эффективность увиденного занятия с точки зрения удовлетворения потребности в двигательной активности ребенка (выдержаны ли общая и моторная плотность, физические нагрузки, разнообразие движений).

8. Каковы условия, обеспечивающие формирование здорового образа жизни детей в дошкольном учреждении?

 

Практическое задание № 8. Диагностика особенностей формирования речевой сферы детей от 1,5 до 3,5 лет.

Указания к наблюдению: следует помнить, что у детей до 2,5 лет может наблюдаться выраженная диссоциация между высоким уровнем развития импрессивных характеристик и низким уровнем развития экспрессивных характеристик речевой сферы.

Для детей старше двух лет оценку развития экспрессивной стороны речи проводят в процессе беседы (вопросы беседы студент составляет самостоятельно), которая поддерживается в течение всего обследования. При этом пытаются выяснить следующие моменты:

· среднюю длину предложений (норма: 2-4 слова);

· попытки использования правил образования множественного числа, прошедшего времени и т.д. (в речи ребенка это отражается в проявлении неправильных слов типа "пальто", "трепаю" и т.д.);

· владение правилами морфологии и синтаксиса для простых предложений. Ребенок 3,5 лет уже легко может трансформировать фразу: «Скажи маме, что я хочу поиграть с тобой ещё» во фразу: "Катя сказала, что она хочет поиграть со мной еще».

· использование сложных предложений (норма: после 3 лет);

· использование языка для разговора о вещах, отдаленных в пространстве и времени (норма: дети старше 3 лет обычно могут говорить о событиях, которые происходили в других местах и в прошлом);

· использование речи в таких целях, как размышление, предложение, объяснение (норма: дети старше 3 лет говорят о том, что может случиться позже, может не случиться, о вероятностных событиях);

· развитие способности ведения диалога, поддержания темы норма: дети старше 3,5 лет легко придерживаются темы в диалоге, могут сообщить что-то новое на эту тему);

· развитие способности к уяснению (норма: дети старше 3,5 лет могут попросить повторить, что вы им сказали, если они вас не поняли или не расслышали; они могут самостоятельно повторить или переделать предложение, если оно не понятно взрослому);

· существование вежливых косвенных просьб (норма: дети старше 3,5 лет могут использовать речь для того, чтобы выпросить у взрослого что-нибудь, при этом они могут сделать это вежливо, используя еще что-либо, кроме «пожалуйста», а также действуя какими-нибудь обходными путями);

· развитие разных стилей общения (норма: дети старше 4 лет говорят с младшими детьми иначе, чем со старшими, а в разговоре со взрослыми их речь становится более вежливой).

В качестве специальных экспериментальных приемов оценки развития речевой сферы обычно используются следующие.

Называние предметов. Покажите ребенку несколько простых предметов: бутылочку, куклу, ботинок, машину, мяч и чашку. Спросите его: «Что это?»

Нормативы:

18 мес. — называет один предмет;

2 года — называет 2-5 предметов;

2,5 года — называет все предметы.

Задание позволяет составить представление о словаре ребенка.

Идентификация изображений по названию. Покажите ребенку картинки, изображающие кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, ложку и яблоко. Спросите: «Где кошка?» или «Покажи мне кошку, платье и т.д.».

 

Нормативы:

□ 18 мес. — указывает 1—2 картинки правильно;

2 года — указывает на 5 картинок.

Задание демонстрирует умение ребенка идентифицировать изображения предметов по названию.

Называние изображений. Покажите ребенку картинки, изображающие кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, ложку, яблоко, машину, чашку, стол, корабль, поезд, автобус, грузовик, троллейбус, самолет, стул, окно, дверь, шкаф, рубашку, шляпку, шорты, носки, ботинки, сливу, лимон, грушу, арбуз, сыр, мальчика, девочку, тетю, дядю, дедушку, бабушку, младенца, гуся, утку, корову, лошадь, плиту, чайник, кастрюлю, сковородку, кровать, нож, вилку, карандаш, тетрадь, газету и книгу. Спросите, показывая каждую картинку отдельно: «Что это?» или «Что тут нарисовано?»

Нормативы:

2 года — называет 3—4 картинки;

2,5 гола — называет многие картинки из групп: животные, люди, посуда, одежда, мебель;

3 года — называет все. За исключением 1—2 картинок из групп: животные, люди, посуда, одежда, транспорт, мебель;

□ 3,5 года — называет практически все картинки.

Задание проверяет развитие способности называть изображения, а также словарь ребенка.

Понимание простых инструкций. Предложите ребенку выполнить несколько простых инструкций: «Дай маме мячик»; «Положи его на стул»; «Дай его мне»; «Подними упавший кубик» и т.д.

Нормативы:

□ 18 мес. — выполняет 2 инструкции;

2 года — выполняет 4 инструкции;

2,5 года — выполняет больше 10 инструкций.

Задание демонстрирует понимание обращенной речи взрослого.

 

Практическое задание № 9. Психологическая характеристика ребенка -дошкольника.

Цель: Научиться составлять психологическую характеристику ребенка – дошкольника.

1. Общие сведения о ребёнке

Фамилия, имя---------------------------------------------------------------------

Дата рождения--------------------------------------------------------------------

Состояние здоровья-------------------------------------------------------------

Общее физическое развитие---------------------------------------------------

Состав и особенности семьи---------------------------------------------------

2. Особенности жизни ребёнка в семье

· Взаимоотношения ребёнка с родителями (с кем из родителей ребёнок больше общается, к кому больше привязан).

· Организация деятельности ребёнка в семье (чем чаще всего занимается ребёнок, играют ли с ним; если да, то во что и с кем). Помогает ли ребёнок взрослым (есть ли у него игрушки, кто их убирает; есть ли детский уголок).

3.Игра – основной вид деятельности ребёнка

· Участие в играх. Какие виды игр предпочитает ребёнок (процессуальные или ролевые). Если ролевые, указать, какой вид игры привлекает ребёнка: на бытовые темы, с производственным, общественно-политическим сюжетом.

· Выполняемые в играх роли (разные или одни и те же).

· Активность в игре (инициатор или пассивный исполнитель замысла других детей).

· Продолжительность игры (провести специальные наблюдения). Если ребёнок прекращает играть раньше товарищей, следует выяснить причину этого (мотивировку самого ребёнка и объяснение воспитателя).

· Сравнить позиции ребёнка (самоуверен, уверен, неуверен) в игровой, трудовой, учебной деятельности и на музыкальных занятиях. Если позиции в перечисленных видах деятельности разные, установить, в чём состоит это различие, его причины.

4. Особенности отдельных познавательных процессов

· Уровень развития познавательных психических процессов ребёнка по сравнению с другими детьми (на основе данных, полученных в экспериментах).

· Уровень развития речи ребёнка. Какая речь преобладает у него (диалогическая: уровень её развития, наличие таких элементов, как указания, оценки, согласования, называния действия; монологическая речь: уровень её развития, построение сообщения, наличие рассуждений по поводу способов выполнения действий). Степень развития фонетической стороны речи (все ли фонемы произносит; если нет, какие отсутствуют; умеет ли выделять фонемы в слове). Словарный запас (большой, средний, минимальный) ребёнка в сравнении с другими детьми его возраста. Построение предложения (правильное, неправильное).

5. Особенности интересов дошкольника

Перечислить всё, что его интересует6 музыка, рисование; рассказы других детей и взрослых, сам пытается рассказывать; как всё это получается.

6. Общая характеристика поведения

· Поведение (ребёнок спокоен, сдержан или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость.

· Выполнение режима (соблюдает режим, нарушает намеренно, по небрежности, не успевает уложиться в отведённое время).

· Подчинение требованиям взрослых (охотно, в силу принуждения; часто ли отказывается выполнять требования, какие именно). Наиболее типичные нарушения дисциплины.

7. Взаимоотношения с детьми

· Отношение ребёнка к товарищам по группе (любит, равнодушен, не любит).На чём строится это отношение?

· Отношение детей к ребёнку (любят, равнодушны, не любят). Привести данные социометрического исследования.

8 .Особенности характера

· Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера (жизнерадостность, общительность, настойчивость, эгоизм и т.д.

· Повышенная обидчивость, упрямство, агрессивность, скрытность, замкнутость и т.д.

· Преобладающее настроение (весёлое, грустное, подавленное).

· Устойчивость настроения. Что чаще всего вызывает смену настроения?

· Отношение к своим успехам и неудачам (в игре, труде, учёбе, на занятиях по музыке).

1. Отношение к детскому саду и воспитателю

· Любит ли бывать в детском саду? Почему?

· Взаимоотношения с воспитателями (отношение воспитателей к ребёнку, его отношение к ним, основа, на которой строятся отношения). Какой вид общения преобладает (познавательный, личностный)7

· Способы воздействия на ребёнка со стороны воспитателя и его результаты.

 

Практическое задание №.10 Наблюдение и организация режимных моментов.

Цель. Научиться анализировать организацию режимных моментов.

Проводится в два этапа:

1.Дать анализ организации режимных процессов (приём детей, утренняя гимнастика, умывание, завтрак, прогулка, обед, дневной сон. занятие).

2.Заполнить таблицы по формированию у детей навыков культуры еды, владению навыками дежурства и выявлению навыков детей по самообслуживанию.

 

Вопросы для анализа.

1. Где проводится приём – в помещении, на участке? Как лучше?

2. Какими словами встречает воспитатель детей? На что обращает внимание?

3. Как воспитатель распределяет внимание на всех детей?

4. Чем дети заняты утром? Предлагает ли воспитатель какую-либо деятельность детям или дети предоставлены сами себе?

5. Какими приемами воспитатель организует детей на утреннюю гимнастику?

6. Как организует переход к умыванию?

7. Как воспитатель успевает готовить детей к умыванию, а столы к завтраку?

Анализ утренней гимнастики.

1. Какое место занимает утренняя гимнастика в режиме дня?

2.. Были ли созданы гигиенические условия: одежда, обувь, проветривание помещения, влажная уборка, форма одежды воспитателя.

3. Сколько времени заняла подготовка к гимнастике?

4. соответствует ли подбор упражнений данной возрастной группе. Сколько взято упражнений. Количество их повторений.

5. В каких случаях воспитатель объяснял, в каких показывал упражнения?

6. В каких случаях воспитатель достаточно ясно и чётко давал объяснения, правильно ли он показывал упражнения детям?

7. Каково качество выполнения детьми упражнений и как он реагировал на это?

8. Какими приёмами воспитатель добивался правильности выполнения упражнений.

9. Предусмотрено ли пользование пособиями, какими? Сколько времени заняла раздача пособий?

10. Какое сопровождение использовала воспитатель при проведении гимнастики. Как закончилась гимнастика. Следила ли воспитатель за дыханием, какие специальные упражнения делала. Концовка гимнастики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 66; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.