Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темы для сочинений




Практика 1.

Методика для исследования субъективных межличностных отношений ребенка (СОМОР)

Методика направлена на исследование субъективного представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе наиболее значимых для ребенка социальных взаимодействий. Результаты исследования отмечаются в разделе гнозис, исследование эмоционально-личностных особенностей, межличностные отношения ребенка.

12. Методика "Цветовой тест отношений"

Цветовой тест отношений (ЦТО) является диагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающим как сознательный, так и неосознаваемый уровень этих отношений.

Методической основой ЦТО являлся цветоассоциативный эксперимент, процедуры которого были специально разработаны в рамках создания этого теста. Он основывается на предположении о том, что характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и себе самому отражаются в цветовых ассоциациях к ним. Для детей используется только данная модификация теста Люшера. Результаты исследования отмечаются в разделе исследование эмоционально-личностных особенностей.

Вопросы:

Каковы предмет и задачи риторики? Считаете ли вы необходимым изучение этой учебной дисциплины? Обоснуйте свою точку зрения.

Какой вклад в становление и развитие риторики внесли ораторы и философы античности?

В чем заключается значение христианства в истории риторики?

  1. Основной аргумент противников риторики: «Эта наука помогает скрывать истинные (иногда низменные) мысли за красивыми словами, помогает обманывать людей». Согласны ли Вы с этим? Не получится ли так, что, отказавшись от этой науки, человек окажется не способен выражать свои мысли - и низменные, и благородные? Насколько риторика виновата в том, что на свете существуют лжецы и обманщики?
  2. Риторика - это наука, для овладения которой важнее всего систематический труд, или искусство, для достижения успехов в котором важнее всего талант? Как Вы понимаете выражение античного оратора Цицерона: «Поэтами рождаются - ораторами становятся»?

Задание 1. Сопоставьте различные определения риторики, выделите в них общее и различное. Какое их этих определений, на ваш взгляд, отличается наибольшей объясняющей силой и практической целенаправленностью?

«Определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» (Аристотель).

«Риторика есть искусство хорошо и украшенно говорить» (Цицерон).

«Красноречие есть искусство о всякой данной категории красиво говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению» (М.В. Ломоносов).

«Риторика - филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову. Непосредственная задача риторики - прозаическая речь или публичная аргументация» (проф. А.А. Волков).

«Риторика - теория, мастерство и искусство красноречия» (проф. А.К. Михальская).

«Риторика – теория речи как инструмента развития общества» (проф. Ю.В. Рождественский).

Задание 2. Приведите в пример человека, который, по вашему мнению, наделен выдающимся даром слова. Что в его речи вам представляется наиболее поучительным? Есть ли среди известных вам людей такой человек, чья речь вызывает у вас неприятие? Почему? Подготовьте выступление на эту тему (3 минуты). Условия: 1 - будьте сдержаны в своих заключениях и оценках, 2 – «не переходите на личности»; 3 – стремитесь выражать свои мысли как можно более конкретно.

Задание 4. Прочитайте русские народные пословицы, взятые из сборника В.И. Даля. Какие выводы о характере русского народного речевого идеала можно сделать на их основании. Приведите примеры, иллюстрирующие данные пословицы.

1. Язык поит и кормит, и спину порет. 2. Красна речь слушаньем, а беседа смирением. 3. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. 4. Много наговорено, да мало переварено. 5. Что про то говорить, чего нельзя воротить? 6. В добрый час молвить, в худой промолчать. 7. Сказал бы словечко, да волк недалечко. 8. Не всякому слуху верь, не всякую правду сказывай. 9. Кстати промолчать, что большое слово сказать. 10. От приветливых слов язык не отсохнет.

Задание 5. В 1958 году в США был принят «Закон об образовании ради национальной обороны», который явился реакцией американских политиков на советские успехи в космосе. Данный закон предполагал значительное увеличение часов на изучение предметов, обеспечивающих развитие языковой способности учащихся (VI - ХII кл.). Как вы думаете, почему американские законодатели выбрали именно такую стратегию в области народного образования? Что дает для науки и производства развитие умения воспринимать и создавать речь?

Задание 6. Ознакомьтесь с текстом «Духовные писатели о языке». Какие высказывания обратили на себя ваше внимание? Почему? Каковы традиционные требования к речи в духовной морали? Насколько они приложимы к речевому поведению современного человека?

«Цветник духовный» есть собрание назидательных мыслей и добрых советов, извлеченных из трудов многих писателей, преимущественно из творений святых отцов и учителей церкви. Он восходит к древнерусским рукописям, содержащим подобные выписки о правилах христианской жизни. Использованы главы: «Слово и дар его», «Слово и дело». Текст цитируется по изданию: Цветник духовный. Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых. – М., 1903. Ч. 2. С. 141-154.

Язык есть самый благодетельный и самый вредный орган у человека.

Одно уступчивое слово может утолить гнев, а грубое привести в бешенство.

Худое слово и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми (св. Макар. Велик.).

Наблюдай за собою строго в произносимых тобою словах, чтобы после не раскаяться.

Сказанное слово назад не воротишь: пока не произнес его, ты ему господин; а когда произнес, оно твой господин.

Только тот вполне обладает даром слова, кто не проронит ни одного слова даром.

Не медли слушать добрый совет и полезное наставление, но не спеши сам давать советы и наставления. Будь скор для слушания и медлен на ответ (Сир. 5, 13).

Не тот мудр, кто много говорит, но тот, кто знает время, когда должно говорить. С разумом молчи, с разумом и говори.

Когда умный человек хочет что-либо сказать, то сперва подумает и размыслит сам в себе и потом уже говорит; глупый, напротив, сперва говорит, а потом уже думает, что он сказал (Св. Амвр. Медиолан).

Слово есть образ мысли и выражение наших чувств; следовательно, из слов легко может познаваться внутреннее, душевное состояние человека говорящего.

Безрассудный болтун как барабан: гремит из всех сил, а внутри пуст.

Слова неразумного человека – шумный плеск моря, которое бьет в берега, но не напояет береговых растений (Св. Григор. Богосл.).

Не отверзай уст твоих для смеха: это признак рассеянной и; нерадивой души, чуждой страха Божия (Авва Исайя).

Равно худы - и негодная жизнь, и негодное слово. Если имеешь одно, будешь иметь и другое (Св. Григор. Богосл.).

Блюдись, человек, возьми власть над языком своим, и не умножай слов, чтобы не умножить грехов (Св. Антон. Велик.).

Будь внимателен к себе до того, чтобы ни одного праздного слова из уст твоих никогда не выходило. И за одно праздное слово суд будет (Мф. 12.36). (Прот. Авр. Некрасов)

Хорошо благовременное молчание – оно ничто иное есть, как мать мудрейших мыслей (Авва Диадох).

Безмолвие есть начало очищения души (Св. Васил. Велик.).

Кто не умеет молчать, тот не умеет говорить.

Иной человек, кажется, молчит, но в сердце своем осуждает других; такой непрестанно говорит. А другой с утра до вечера говорит, и между тем соблюдает молчание, потому что он ничего без пользы не говорит (Авва Пимен).

Хорошим умам свойственно в рассуждениях других любить истину, а не слова (Блаж. Августин).

Лгать значит представлять свидетельство безумного презрения в отношении к Богу и малодушного страха со стороны людей (Монтен).

Когда тебе необходимо должно говорить, говори о всем правду открыто, без всякой двусмысленности, потому что двусмысленность есть половина пути ко лжи, а ложь есть целый и прямой путь к геенне.

Приучай сердце твое соблюдать то, чему учит язык твой (Авва Пимен).

Лучше мудрость, не словом блистающая, но свидетельствуемая делами (Св. Григор. Богосл.).

Лучше красно жить, нежели красно говорить (Св. Тихон Задон.).

Литература:

1. Волков А.А. Курс русской риторики. М.: Издательство храма св. муч. Татианы, 2001. С. 4-60.

2. Кохтев Н.Н. Риторика. – М.: Просвещение, 1996. – С. 3-16.

3. Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. М.: Просвещение, 1996. – С. 8 – 34.

4. Рождественский Ю.В. Теория риторики. – М.: Добросвет, 1997. – С. 10-93.

5. Шейнов В.П. Риторика. - Минск: Амалфея, 2000. – С. 3-43.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 58; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.