Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Измерители объема производства




Содержание производственного плана фирмы.

К числу фундаментальных проблем, с которыми приходится иметь дело при составлении бизнес-плана, относятся вопросы, связанные непосредственно с тем, как бизнес будет создавать свою продукцию и услуги. В этой части плана должны быть даны ответы на следующие вопросы:

♦ Каким должен быть общий подход к производству?

♦ Какие источники сырья предполагается использовать?

♦ Какие процессы будут применяться при изготовлении?

♦ Каковы требования в отношении трудовых ресурсов?

♦ Как будут использоваться поставщики и продавцы?

Поскольку бизнес-план предназначен как для управления, так и для привлечения капитала, предприниматель может столкнуться с некоторыми трудностями, связанными с поисками баланса между сложным и простым при объяснении временами замысловатых производственных технологий.

Как документ для внутреннего планирования бизнес-план должен быть подробным планом производственной деятельности. Это дает предпринимателю возможность решить многие проблемы на бумаге, прежде чем он перейдет к действиям. Однако в случае, когда он является по сути рекламным документом, предназначенным для ознакомления посторонних, содержание производственного плана, по возможности, должно быть наиболее простым.

В некоторых случаях само производство может оказаться одной из наиболее привлекательных сторон бизнеса. Тогда это обстоятельство может послужить доводом в пользу более подробного его описания. Однако избыток технических подробностей может затруднить изучение плана, а этот в свою очередь, отрицательно скажется на результатах. Поэтому надо хорошо взвесить, что важнее для рецензента, то есть найти ответ на следующие два вопроса:

♦ Будет ли содержание раздела понятно рецензенту?

♦ Насколько важно содержание раздела для понимания и оценки бизнес-плана в целом?

Относительная значимость производственного плана зависит от характера бизнеса. Средства производства, например, с большой степенью вероятности потребуют значительного внимания к технологическим операциям. И наоборот, бизнес, связанный с розничной торговлей и сферой услуг, скорее всего не будет отличаться ело леностью.

Вот некоторые проблемы, которые часто рассматриваются в производственном плане:

1. Разработка продукта. Нет ничего необычного, если бизнес-план составляется еще до того, как разработан полный ассортимент продукции или услуг. Это особенно справедливо, когда речь идет о новой компании. Даже после того, как изделия разработаны, компании часто необходимо продоллсать эту работу, чтобы сохранить позиции в конкурентной борьбе и способность к здоровой эволюции. В свете этого имеет смысл дать краткую информацию о тех разработках, которыми компания намерена заниматься.

2. Изготовление, Когда речь идет о производстве, важно рассмотреть процесс производства продукции. Обычно подразумевается описание зданий, оборудования, потребностей в сырье и трудовых ресурсах; технологических процесса, сборочных линии и робототехники, а также возможностей бизнеса, в частности, производственных мощностей и программы контроля качества.

3. Обслуживание и сервис. В некоторых случаях в плане должен быть рассмотрен уровень сервиса, который компания обеспечит после того, как потребитель приобретет товар или услугу. Это особенно валено в случае нового или технически слоленого изделия.

 

4. Внешние воздействия. В некоторых случаях следует рассмотреть такие факторы, как ограничения, налагаемые органами по контролю за вредными выбросами или требованиями техники безопасности. Эта часть производственного плана дает предпринимателю возможность рассмотреть факторы, которые, находясь вне сферы его контроля, влияют на характер деятельности. Эффективным способом представления такой информации являются схемы последовательности технологических процессов, графики и диаграммы.

5. Меры по правовой защите, Часто целесообразно посвятить специальный раздел бизнес-плана различным формам правовой защиты. К ним относятся патенты, лицензии, товарные знаки или авторские права (копирайт). Даже в тех случаях, когда меры правовой защиты не рассматриваются предпринимателем как серьезный фактор его бизнеса, пояснения по этому поводу также весьма полезны.

При разработке производственной программы предприятия ис­пользуются натуральные, трудовые и ценностные измерители. Они позволяют вести планирование, учет и контроль выполнения плана по объему, ассортименту и трудоемкости выпускаемой продукции, сравнить объем производства по периодам и определить его дина­мику. Единица измерения выпуска продукции должна быть приме­нимой для всех видов продукции, выпускаемой предприятием.

Натуральные измерители выпуска продукции и объема произ­водства являются основными. Они характеризуют производствен­ную специализацию предприятия, соответствие производимой про­дукции требованиям народного хозяйства. Без натуральных измерителей невозможно измерить степень использования оборудо­вания и производственной мощности предприятия. В расчете на единицу продукции в натуральном выражении устанавливаются нормы расхода сырья, топлива, электроэнергии, рабочего времени и т. д., а также определяется себестоимость. Натуральные измери­тели наиболее полно и правильно характеризуют рост производи­тельности труда. Отсюда вытекает необходимость особенно тщательно и продуманно осуществлять их выбор.

Широкое распространение получил натуральный весовой изме­ритель (в тоннах). Он позволяет суммировать выпуск продукции однородного качества.

На многих предприятиях используются условно-натуральные измерители объема производства. Нри этом выпуск продукции в штуках, тоннах, метрах и других единицах измерения корректиру­ется показателями полезных свойств продукции (пересчет на 15-сильные тракторы, условные двухосные вагоны) или трудоемкости производства продукции (условные тонны литья и поковок, кило-номер пряжи, метроплотность ткани и т. п.).

Наряду с натуральными в практике внутризаводского планиро­вания применяются трудовые измерители. Примером их могут служить нормо-часы, т. е. затраты нормированного рабочего вре-. мени на изготовление продукции. Эти показатели применяются при составлении производственной программы цехов и участков с большой номенклатурой изготовляемых полуфабрикатов и дета­лей. Трудовые измерители не могут быть использованы в качестве основных для характеристики объема производства продукции, так как они не дают представления о количестве потребительных стоимостей, выпускаемых предприятием. Во внутризаводском пла­нировании они находят применение.

Одновременно с натуральными и трудовыми измерителями при разработке производственной программы обязательно использу­ются ценностные измерители, имеющие обобщающий характер. С помощью их исчисляются объем реализации, товарная, валовая и чистая продукция.

Товарная продукция самостоятельных предприятий планируется и учитывается по заводскому методу. В состав ее входят готовая комплектная продукция и полуфабрикаты, производимые в плано­вом периоде и предназначенные к отпуску на сторону, а также услуги и работы промышленного характера на сторону1. Для увязки объема производства промышленной продукции с издерж­ками производства и финансовыми показателями планированиеи учет товарной продукции производятся в действующих оптовых ценах предприятия (без налога с оборота). Новые виды продукции и изделия, планируемые по разовым заказам и на договорных на­чалах, при отсутствии прейскурантных цен включаются в товарную (и валовую) продукцию по действующим на момент составления плана временным или договорным ценам.

Валовая продукция самостоятельных предприятий, которая, как и товарная продукция, исчисляется по заводскому методу, определяет в денежном выражении объем производства в плано­вом периоде и является базой для расчета общей динамики произ­водства

Исходные данные

 

 

 

 

 

 

Рис 2. Блок схема выбора оптимального варианта производственной программе

В состав валовой продукции входит товарная продукция (с учетом стоимости материалов заказчика, поступивших в пере­работку) и изменение (плюс - прирост, минус - уменьшение) остатка полуфабрикатов собственного производства, а для маши­ностроения, металлообработки и ремонтных заводов - и измене­ние остатка незавершенного производства, а также инструментов, моделей, приспособлений и т. п. своего производства.

Изменение остатка незавершенного производства надлежит планировать и учитывать в составе валовой продукции при наличии следующих условий: значительной (свыше двух месяцев) длитель­ности производственного цикла изготовления продукции, резкого изменения объема производства в плановом периоде по сравнению с текущим; освоения производства новых видов продукции, тре­бующего создания соответствующего задела; передачи производ­ства отдельных видов продукции с одного завода на другой для создания задела на новом предприятии.

Планирование и учет валовой продукции производится в сопо­ставимых оптовых ценах предприятий (без налога' с оборота), введенных в действие на определенную дату.

Измерение объема производства по показателю валовой про­дукции имеет ряд недостатков. Основные из них обусловлены влиянием перенесенной стоимости (т. е. стоимости потребленных при изготовлении продукции сырья, материалов, покупных полу­фабрикатов и т. п.) и остатков незавершенного производства на

обьем и ассортимент продукции. Эти дефекты в методике планиро­вания приводят к искажению показателей динамики объема произ­водства (и связанного с ним показателя динамики выработки продукции на одного работающего), к нарушению планового ас­сортимента продукции.

Указанные недостатки показателя валовой продукции как изме­рителя объема производства привели к тому, что в соответствии с решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС основным измерителем и оценочным показателем работы предприятий и объе­динений принят объем реализованной продукции.

Расчет объема товарной и валовой продукции производствен­ных объединений представляет в настоящее время трудности. Это объясняется тем, что в постановлении ЦК КПСС и Совета Мини­стров СССР от 2/111-1973 г. № 139 «О некоторых мероприятиях по дальнейшему -совершенствованию управления промышленностью» содержится указание о том, что па предприятия, вошедшие в со­став объединений, не распространяется действие «Положения о социалистическом государственном производственном предприя­тии» и они становятся производственными единицами1. Определе­ние методики расчета товарной и валовой продукции объедине­ний предоставлено соответствующим министерствам. При разра­ботке этой методики следует иметь в виду, что возможны три варианта решения этого вопроса: расчет объема валовой и товар­ной продукции объединений по заводскому методу (сущность кото­рого изложена выше), с определением итога по объединению, как суммы соответствующих итогов входящих производственных еди­ниц; расчет валовой и товарной продукции объединений по тре­стовскому методу, т. е. е исключением из суммы валовой и товар­ной продукции входящих производственных единиц объема внутри-. объединенческого оборота, т. е. суммы стоимости поставок продукции и услуг промышленного характера производственных единиц объединения друг другу, с последующим суммированием итогов по объединению; расчет валовой и товарной продукции •объединений по смешанному методу, при котором объем валовой н товарной продукции производственных единиц рассчитывается по заводскому методу; объем валовой и товарной продукции по объединению рассчитывается по трестовскому методу, т. е. с исключением из суммы итогов валовой и товарной продукции про­изводственных единиц суммы внутриобъединенческого оборота. При рассмотрении указанных трех.вариантов представляется целесообразным отдать предпочтение третьему, поскольку эта ме­тодика позволяет: сохранить преемственность статистического уче­та объема валовой и товарной продукции по кругу (составу) промышленных предприятий, имевшему место до включения части их в объединения; определить действительный объем валовой и товарной продукции объединений в целом как единой производ­ственно-хозяйственной единицы.

К числу ценностных измерителей объема производства отно­сится также показатель чистой продукции. В настоящее время на 106 предприятиях проводится экономический эксперимент по применению для измерения объема производства и в других целях показателя чистой продукции.

Объем чистой продукции на предприятиях, переведенных на условия эксперимента, исчисляется на основе действующих опто­вых цен, путем вычитания из них материальных затрат. В объем нормативной чистой продукции должны включаться все составные части товарной (валовой) продукции - готовые изделия, реализуе­мые на сторону полуфабрикаты, работы промышленного характера на сторону, капитальный ремонт своего оборудования и транспорт­ных средств, которые оцениваются по соответствующим стабиль­ным нормативным оценкам.

Оценка чистой продукции и показателей, исчисляемых на ее основе, должна быть сопоставима в динамике (за базисный год и все годы проведения эксперимента).

Нормативы чистой продукции устанавливаются на основе опто­вых цен предприятий с учетом надбавок (скидок), действующих на 1 января 1973 г., и являются постоянными на период проведения эксперимента. Если продукция реализуется по ценам, исключаю­щим надбавки (за повышение качества и другие), то эти надбавки учитываются при определении норматива чистой продукции (соот­ветственно в затратах учитываются дополнительные расходы на производство этой продукции).

На новые виды изделий, освоение производства которых осуще­ствляется после 1 января 1973 г., нормативы чистой продукции устанавливаются на основе цен и надбавок к ним первого года их серийного изготовления'.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 87; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.