Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление диалектического метода научного познания в Древней Греции. Сократ, Платон.




Зарождение и развитие юридической науки в Древней Греции.

Древнегреческое общество и его культура внесли существенный вклад в развитие юр.науки. В 621 г. до н. э. были изданы легендарные законы Драконта (текст до нас не дошел). Серьезная законодательная реформа, проведенная в начале VI в.до н. э. Солоном была направлена на сглаживание острого социального кризиса, возникшего в этот период в Афинах. В более поздний период развитие афинского права, его систематизация, повышение уровня юридической техники наталкивались на сложную и громоздкую, хотя и очень демократическую судебную и правовую систему. Они не позволяли создать более совершенную кодифицированную систему законодательства и эффективную систему отправления правосудия. В афинском праве сохранялись пережитки глубокой древности. Право у афинян, как писала Аннерс, «не должно представлять собой трудную для соблюдения и сложную в техническом отношении категорию, присущую только профессиональным юристам, а, наоборот, оно должно применяться в соответствии с теми требованиями в соблюдении морали и здорового благоразумия, которые господствуют в данном конкретном обществе…», а «право как таковое представляет собой комплекс этических правил, воплощенных в понятии справедливость». Справедливость на принципе эквивалентности.

Участие широких слоев населения в гос.управлении и в отправлении правосудия, систематическая ротация состава таких учреждений привели к тому, что в Афинах формирование отдельной юридической профессии и юр.науки в собственном смысле слова не состоялось. Но в Греции имелись свободные адвокаты, институт которых вырос из обязанностей членов общин взаимно поддерживать друг друга. Первоначально каждая фила обязывалась представить определенное число защитников для разбора судебного дела. Последним вменялось в обязанность дача краткой характеристики поведения сторон. Со временем такие лица стали принимать непосредственное участие в процессе, но взимание какой-либо платы им было запрещено. Адвокаты могли вести дела политических объединений, партий и городов. Только в период Римской империи они превратились в постоянных чиновников.

Юр.подготовка осуществлялась в Др.Греции в различных учебных заведениях (преподавались философия и риторика), в школах стоиков, преподавалось судебное красноречие. Специальное юридическое образование на данном этапе еще отсутствовало.

 

Зарождение теории познания неразрывно связано с древнегреческой философией и ее виднейшими представителями. Философским течением, отвечающим таким потребностям, становится софизм (V – IV вв. до н. э.). Софисты утверждали, что о любом явлении можно судить двояко. И такие точки зрения могли носить взаимоисключающий характер. Тем самым они исключали объективную истину. Поэтому у каждого человека, как они утверждали, имелась своя истина. Они абсолютизировали относительность знания, провозглашая его зависимость от конкретных условий. Право, законы у софистов – это творение человека, отражающее интересы отдельных слоев общества. Они изменяются со временем в отличие от законов природы. Философские подходы софистов носили прогрессивный характер и способствовали развитию логики и методологии науки.

Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах с разными лицами; до нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, Платона и Ксенофонта, и лишь немного в сочинениях Аристотеля. Человек для Сократа - ϶ᴛᴏ прежде всего ᴇᴦο бессмертная душа, о которой и нужно каждому заботиться в первую очередь. Для Сократа знать что-то - ϶ᴛᴏ значит иметь понятие об этом и уметь давать ᴇᴦο сущностное определение. Сократовский метод поиска истины в диалоге концентрируется как раз вокруг поиска таких определений. Основной принцип сократовской философии˸ знание – есть добродетель. Согласно Сократу, истина является человеку не в готовом виде, а рождается в процессе диалога. Метод обнаружения истины в споре Сократ называл майевтикой. В наши дни метод Сократа чаще всего называют диалектикой – искусством отыскания истины посредством критической дискуссии.

Критиком и противником софистов был древнегреческий философ-идеалист Платон (428/427 – 348/347 гг. до н. э.). Рассматривая различные вопросы, относящиеся к государству, праву и общественному устройству, Платон обращается и к проблемам познания. Методом познания у Платона выступает диалектика, которую последний понимал как восхождение по ступеням обобщения понятий вплоть до самых высших родов, а также обратный процесс от наиболее общих понятий к понятиям наименьшей общности. Бытие у философа, относительно высших родов сущего, заключает в себе противоречие, которое становится необходимым побуждением души к размышлению. Такое бытие едино и множественно, вечно и проходящее, неизменно и изменчиво, покоится и движется.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.