Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и распространение христианства




Важнейшей вехой в развитии Киевской Руси было принятие христианства в качестве государственной религии. После крещения в 988 г., вслед за Киевом, христианство стало приходить в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир – Волынский, Полоцк, Тмутаракань, Туров. 2

Не везде народ безоговорочно принимал новую веру, не обошлось без открытой борьбы. В Новгороде, Муроме, Ростове возникли волнения и мятежи. В Новгородских землях и в Северо-Восточной Руси язычество процветало вплоть до конца XIII века. Академик В.Л. Янин утверждает: «полную христианизацию Новгорода следует отнести, вероятно, к концу XIII века. До конца XIII века рядом с именем, полученным при крещении, существует мирское имя... В берестяных грамотах до конца XIII века христианские имена встречались очень редко» 3.

Князь Владимир прибег к лучшим, надежнейшим мерам для истребления языческих заблуждений, он старался просветить свой народ. По свидетельству летописи (под 988 г.) по его повелению «собирали детей у лучших людей и отдавали в обучение книжное» 4. По его повелению рубили церкви на месте языческих идолов и капищ. Около 988 г. была поставлена церковь во имя святого Василия, на месте где стоял идол Перун. В эти годы в Киеве был построен каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинная церковь).

Продолжателем апостольской миссии князя Владимира был его сын Ярослав Мудрый, он основал первую на Руси библиотеку. Благодаря книгам новые поколения русских людей постигали основы христианской веры. При нем создавались главные храмы русской земли - Киевская София (1037) и Новгородская София (1045-1055), основан Киево-Печерский монастырь (1051). Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в Новгороде создал школу, в которой обучалось 300 мальчиков. Ученые предполагают, что такие школы существовали и при других архиерейских кафедрах 5.

Огромную роль в распространении христианства в русских землях сыграл Киево-Печерский монастырь. В конце XI века инок Киево-Печерской обители преподобный Кукша крестил племена вятичей и родимичей. В конце XI - начале XII века, трудами епископов Ростовских святого Леонтия и святого Исаии, христианство окончательно утвердилось в Ростово - Суздальской земле. Муромо - Рязанский край привел к христианской вере князь Константин (Ярослав) Святославович. (1096-1129) 6.

Под воздействием Православной Церкви из жизни русского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть, полигамия; возросли гражданская правоспособность, и материнский авторитет женщины; укреплялась семья. Принятие христианства способствовало распространению на Руси грамотности; приобщению русских людей к богатому литературного наследию, доставшемуся Руси от Византии; развитию собственной литературы 7.

В 1271 г., при первом Тверском князе Ярославе Ярославиче, была образована Тверская епархия, вторая на Руси после Ростовской. Первым тверским епископом стал святитель Симеон. В 2016 г. Архиерейским собором Русской Православной Церкви первый Тверской епископ Симеон канонизирован в чине святителя для общецерковного прославления 8.

В 1285-1290 гг. в Тверском Кремле, на месте деревянной церкви Козьмы и Дамиана, при святом благоверном князе Михаиле Ярославиче Тверском и при епископе Симеоне, был построен белокаменный Спасо - Преображенский собор - главный храм Тверского княжества 9.

По свидетельству польского географа Матвея Меховецкого в начале XVI века в Твери существовало 160 церквей. Этот факт, поразивший поляка, отмечен в его книге, изданной в 1521 г. Так процветала Православная вера в Тверском краю 10.

 

1 История Тверского края. Учебное пособие под общей редакцией Воробьева В.М. Тверь Созвездие, 1996 С 7-11

2 Православие. Полная Энциклопедия. Санкт-Петербург 2008С 23.

3 Сычева И.Г. Житенный Богородицкий женский монастырь в Осташкове. Издательство Московского университета 2006. С 14

4 Православие. Полная Энциклопедия. Санкт-Петербург 2008 С24

5Православие. Полная Энциклопедия. Санкт-Петербург 2008 С 23-25

6Православие. Полная Энциклопедия. Санкт-Петербург 2008 С 25

7 Православие. Полная Энциклопедия. Санкт-Петербург 2008 С 23-25

8Верхневолжье православное № 2(170) март 2016. С 6

9История Тверского края. Учебное пособие под общей редакцией В.М. Воробьева. Тверь Созвездие, 1996 С 53

10 Финкельштейн, В.Б. Летопись Твери. Тверь. 1996 С126




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 84; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.