Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место дисциплины (модуля) в структуре ООП.




Пояснительная записка

ЭВОЛЮЦИОННО-ЭТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Направление подготовки: 540600 Педагогическое образование

Профиль 540607 Начальное образование

Составитель: Л.Н. Ердаков, доктор биологических наук, профессор

 

Новосибирск 2012

 

 

Содержание

1. Пояснительная записка 1

2.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля). 1

3. Структура и содержание дисциплины (модуля) «этологические аспекты детской психологии». 4

3.1 Лекционный курс 5

3.2. Темы лабораторных занятий по этологическим аспектам детской психологии 7

3.3. Задания для самостоятельной работы студентов 7

3.4. Вопросы для самостоятельной работы студентов 8

4.Образовательные технологии, используемые при обучении дисциплине.8

5.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля): 8

5.1 Список литературы по этологическим аспектам детской психологии 8

5.2. Электронные ресурсы 9

5.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы 9

6. Фонды оценочных средств для текущего контроля и промежуточной аттестации 9

6.1. Вопросы к зачету по этологическим аспектам детской психологии 10

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля). 10

Цель освоения дисциплины - вооружить будущих учителей начальных классов основами теоретических знаний по психобиологии, эволюции поведения и его механизмам, а также технологиями, необходимыми для преподавания в начальной школе и лучшего понимания поведения учащихся. Это обеспечит холистическое восприятие окружающего мира педагогами, а деятельность высокой степенью включенности в природные циклы. Такое мировоззрение позволит по-новому вести занятия, более адекватно понимать детей, что, безусловно, улучшит качество также и внеклассной и внеурочной работы в начальной школе.

«Этологические аспекты детской психологии» – дисциплина цикла ОПД. Национально-регионального (вузовского) компонента, обеспечивающая подготовку будущих бакалавров педагогики к ведению занятий в начальной школе. Безусловно, необходимой окажется такая подготовленность и для внеклассной и внеурочной работы, лучшего понимания детей и более полноценного общения с их родителями.

Для успешного усвоения данной дисциплины у студентов должна быть базовая подготовка по биологии и географии, полученная в средней общеобразовательной школе, а также знания, приобретенные при освоении таких дисциплин вуза как «Философия», «Культурология», «Социология», «Психология человека», «Психология развития», «Социальная психология», «Концепции современного естествознания».

Теоретические знания, полученные студентами при освоении этой дисциплины, понадобятся им уже на этапе прохождения педагогической практики. Изучение дисциплины необходимо для более качественного освоения таких предметов, как «Экономика», «Этнопедагогика и этнопсихология», «Педагогическая психология», «Психология семьи и семейного воспитания», «Теоретические основы и технологии начального образования по естествознанию».

 

1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля). В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

– пути формирования поведения в онтогенезе и его эволюцию;

– возможности влияния окружающей средына поведение молодых особей;

– особенности врожденного поведения и их проявления в детском возрасте;

– действие сенсорных процессов в механизмах поведения и влияние их на восприятие;

– механизмы запечатлевания, законы импринтинга и условия необходимые для его полноценного использования при работе с детьми;

– природу сложного поведения, соотношение инстинктивного и приобретенного в нем;

– выявлять смещенную активность у учеников, ее причины и способы избегания;

– особенности и структуры памяти и научения для использования этих знаний в воспитании школьников

уметь:

– оценивать соотношение инстинктивного и приобретенного в поведении учащихся;

– использовать феномен запечатлевания в соответствующие чувствительные периоды для закрепления особенно важных экологических правил;

– формировать, используя знания о механизмах поведения биоцентрическое мышление у детей;

– применять психобиологические знания в учебной и профессиональной деятельности;

– осознавать онтогенетические особенности развивающегося детского поведения и использовать их в своей работе;

– применять психобиологические знания в процессе решения задач образовательной и профессиональной деятельности;

владеть:

– технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных и естественнонаучных знаний;

– навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;

– различными способами вербальной и невербальной коммуникации;

– навыками коммуникации в родной и иноязычной среде.

 

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО:

а) общекультурные (ОК):

− владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

− способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

− способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК -3);

− способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

− умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

− готов к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

− владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

− способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

(ОК-12);

− умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

− готов к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

− способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

− способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);

б) профессиональными (ПК):

- общепрофессиональными (ОПК):

− осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

− способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

− владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

− способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

− способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

- в области педагогической деятельности:

− способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

− готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного

процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

− способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

− способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

− готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

− способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

− готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

- в области культурно-просветительской деятельности:

− умеет разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК- 8);

− способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

− способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

− способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК- 11).

 


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

«ПРИРОДНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ /

ЭВОЛЮЦИОННО-ЭТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ»

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет _ 4 зачетных единиц _ 144 часа

 

Раздел дисциплины (модуля) Блок ОПД Нац. Регион. Компонента. семестр Виды учебной деятельности / трудоемкость в часах Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
Лекции лабораторные сам. раб.
  Раздел 1. Экологические и эволюционные аспекты развития поведения человека            
  Раздел 2. Этологические основы психологии человека         ,
  Раздел 3. Краеведенье в системе школьного обучения – знакомство с фауной области          

По курсу предусмотрен зачет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 43; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.