Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этология человека и культурная антропология 1 страница




Кросс-культурные исследования ведутся в настоящее время широко. Прежде всего, это традиционный анализ поведенческих универсалий – невербальное поведение*. Кроме того, строятся общие модели поведения в разных сферах человеческой жизни (например, церемонии инициации, брачные церемонии, приветствия, взаимодействия мать-ребенок и многое другое).

В этологических работах можно найти убедительные примеры врожденности таких базовых чувств, как привязанность, ненависть, страх. Например, родительскаялюбовь не результат развития культуры, а важнейшая филогенетическая адаптация, играющая первостепенную роль в сохранении нашего вида. Родительская любовь и привязанность есть во всех без исключения человеческих культурах, а участие в заботе о детях родственников и других членов группы вовсе не ведет к отсутствию привязанности между матерью и ребенком. Мать и отец всегда являются предпочтительными персонами, у них ищут утешения и защиты в ситуациях опасности, испуга или огорчения. Это происходит в обществах с самым разным типом социальной организации. Смерть ребенка – столь же травмирующее событие в жизни охотников собирателей или ранних земледельцев, как и в современном обществе. Даже когда родители вынуждены убивать новорожденного, это делается не с легким сердцем: они горюют и тяжело переживают это событие.

 

Выводы этологии позволяют взглянуть на, казалось бы, давно понятный феномен в ином ракурсе. Рассмотрим предпочтения в выборе репродуктивного партнера противоположного пола. Они определяются некоторыми общими правилами как в современном, так и в традиционном обществах.

В современном индустриальном обществе женщины предпочитают мужчин, которые вносят непосредственный вклад (прямой или непрямой) в заботу о детях, тогда как мужчины предпочитают женщин с более высокими репродуктивными возможностями (более молодых и здоровых). Запросы представителей обоих полов зависят от реальной ситуации и видоизменяются в соответствии с определенными правилами. Если найденный субъект не обладает теми признаками, которые наиболее привлекательны для противоположного пола (красота лица, фигуры, рост и пр.), то его требования становятся менее строгими и степень избирательности снижается. Люди действуют в соответствии с указанными принципами и хорошо понимают их на интуитивном уровне. Это позволяет ___________________

*Невербальное поведение – это все те виды поведения, исключая произносимые слова, которые имеют место во время общения. Такие невербальные аспекты поведения включают в себя:

• выражение лица;

• жесты и движения кистей, рук и ног;

• позу, наклон и ориентацию тела;

• тон голоса и другие вокальные характеристики, в том числе высоту, скорость речи, интонацию и паузы;

• дистанцию между людьми при общении;

• прикосновения друг к другу;

• взгляд и визуальное внимание.

добиваться успеха в поиске репродуктивного партнера и максимально реализовывать свои собственные возможности.

Избирательный родительский вклад в направлении детей определенного пола также является универсальной человеческой характеристикой. Решение о том, в кого следует вкладывать в первую очередь (в дочерей или сыновей), зависит от того, дети какого пола обеспечивают родителям большую итоговую приспособленность,

Так, в традиционном обществе (например, среди фермеров Германии 18-19 вв.) родители предпочитали больше вкладывать в дочерей. Эго объяснялось тем, что именно дочери в этих условиях оставляли больше потомства. Посредством этой деятельности дочерей фермеры полнее использовали земельный потенциал. Тем самым они обеспечивали своему роду лучшие условия для процветания в будущем.

Там, где экономические условия позволяют родителям достичь более высокой приспособленности через сыновей, родительский вклад будет выше именно в них, а не в дочерей. Например, вклад больше в сыновей или дочерей может зависеть от того, кто – мальчик или девочка – из их семьи имеет больше шансов принести в будущем больше внуков.

Особый интерес представляет анализ поведенческих стратегий в ситуациях, когда факторы среды действуют вразрез с адаптациями, закрепившимися в поведении человека на протяжении тысяч лет его эволюции.

Примерами могут служить наметившаяся в современном индустриальном обществе ориентация на более поздний возраст начала репродукции. Одновременно сокращается среднее число детей в семье. Происходит изменение стандартов женской красоты. В том же ракурсе можно рассматривать и тенденцию к распаду многопоколенной семьи, ранний уход молодого поколения из родительского дома.

Традиционная связь родители-дети, роль бабушек и дедушек в заботе о внуках во многих индустриальных обществах практически полностью сошла на нет. Результат – отчужденность между родственниками, чувство одиночества и ненужности у людей пожилого возраста. Такие реалии, типичные прежде всего для городской среды. Они находятся в явном противоречии с врожденными моделями поведения.

Правда в последнее время прослеживается некоторый возврат к естественным ценностям. Американские антропологи сообщают о нарастании мощного движения американских бабушек и дедушек, требующих для себя больше прав в общении с внуками. Наметились и тенденции более близких контактов между родственниками. Факты вполне естественные и объяснимые с филогенетической точки зрения. Забота со стороны бабушек и дедушек – типичное явление в традиционных обществах. Это важная поведенческая адаптация человека, повышающая шансы детей на выживание. Корни этого явления уходят в наше приматное прошлое.

Фобии как отражение эволюционного прошлого человека

Если провести твердым предметом по стеклу, раздастся характерный скрежещущий звук. Многие люди этот звук плохо переносят и почти все – морщатся, услышав его. Звук этот очень похож на сигнал, который издает обезьяна, увидевшая змею. Змеи искони одни из самых опасных соседей обезьян и страх перед ними – филогенетически закрепленная адаптивная черта. По наследству от приматов эта инстинктивная программ перешла и к человеку.

Гадофобия широко распространена как в пределах одной культуры, так и разных, хотя степень ее проявления существенно варьирует на индивидуальном уровне. Человек может быть предрасположен к усвоению страха перед змеями. Дети, воспитанные в условиях, где они не могут встретиться со змеей, демонстрирую лишь легкий страх при первом контакте со змееобразным объектом в возрасте полутора-двух с половиной лет. Но они активно убегают от ползущей змеи в возрасте трех лет.

Страх перед змеями практически не уменьшается с возрастом детей, в отличие от страха перед собаками или незнакомцами. Степень выраженности страха у детей в значительной мере может варьировать в зависимости от их социального опыта. (Дети наблюдают за людьми, которым они верят и которых любят, это вызывает у них сходные реакции на сходные стимулы). Такой способ освоения образа опасностей характерен и для других приматов.

Молодые зеленые мартышки реагируют по-разному на появление леопардов, змей и орлов. Причем правильная реакция более вероятна при условии, что они вначале увидят реакцию взрослых. Молодые макаки резусы, по всей видимости, имеют врожденную предрасположенность к страху перед змеями. Однако для оформления фобии в конкретное поведение они также должны вначале увидеть реакцию взрослых особей на появление змеи.

Некоторые люди демонстрируют выраженную боязнь змей, не соизмеримую с реальной угрозой, которую могут представлять для них эти рептилии. Страх иррациональный, не подчиняющийся волевому контролю. Возможно, что роль змеи как символа в разных культурах связана с такой крайней реакцией. Змеи играют важную роль в мифологии и часто символизируют зло. Показательно, что люди в значительно меньшей мере демонстрируют боязнь в отношении куда более опасных объектов, постоянно присутствующих в условиях современного индустриального общества – машин, бомб, ракет и пр. Эти данные указывают на естественную предрасположенность человека к страхам перед змеями.

У детей можно наблюдать кроме того, спонтанный страх перед другими объектами, которые могли представлять реальную угрозу для наших далеких предков – пауками, крысами, высотой, темнотой, громом и молнией, одиночеством.

Культурная этология

Важное место в этологических исследованиях, начиная с 80-х годов прошлого века, занимают работы по этологии искусства и эстетики, а также исследования по этологии города.

Этология предлагает свою версию объяснения внешнего сходства защитных фигур и оберегов, созданных мастерами разных культур и разных эпох. Основывает она свои данные на реликтах человеческого поведения, остатки которых можно наблюдать и в наши дни.

Так, страшное лицо, вытаращенные широко открытые глаза, длинный высунутый язык и квадратный рот с обнаженным рядом верхних и нижних зубов часто встречаются в репертуаре детского поведения, когда один ребенок издевается или дразнит другого. Такие гримасы при агрессивном поведении встречаются у детей всего мира. В некоторых культурах агрессивные действия взрослых также могут содержать эти элементы поведения (квадратный рот, высунутый язык). Такая мимика сходна в разных культурах. На Новой Зеландии высунутый язык означает угрозу и оскорбление. Во время военных танцев язык не просто высовывали, а старались сделать его как можно более длинным. В Австралии демонстрация языка провоцирует драку.

Квадратный рот, также реликтовая форма поведения, описана в детской культуре по всему миру. Его значение – демонстрация презрения к партнеру. Квадратный рот филогенетически восходит к оскалу у обезьян. При этом основная нагрузка у последних делается на демонстрацию мощных клыков. У человека клыки сильно редуцированы и больше никого устрашить не могут. Однако поведение это осталось и оно понятно представителям разных культур. В этом случае можно наблюдать пример того, как поведенческая демонстрация пережила сам орган, который должен был демонстрироваться таким путем.

Еще один пример – фаллические* демонстрации. Такие демонстрации встречаются на фигурках с острова Бали, терракотовых статуэтках из Эквадора и многих других. _______________

*Фаллический от фаллос. Фаллос – символическое изображение мужского полового члена, предмет культа многих языческих религий. Как правило, такие изображения символизируют мужское плодородие и начало новой жизни.

Фаллические изображения часто трактуются как чисто сексуальные. Однако наблюдения за приматами показывают, что фаллические демонстрации связаны с обозначением высокого социального статуса. Такое поведение интерпретируется как ритуальная угроза покрывания. В некоторых традиционных обществах фаллическая демонстрация сохраняется в костюме. Она сочетается с другими признаками ранга и статуса. В воинственных культурах папуасов Новой Гвинеи часто используются фалокрипты, визуально увеличивающие фаллос. Они как бы демонстрируют постоянную эрекцию и угрозу в адрес окружающих. Ритуализация в одежде является производной непосредственной агрессии. Она может принимать формы реального изнасилования для демонстрации силы и подчинения. Такие примеры описаны в действительности как демонстрация грубой силы и доминирования.

Аналогично, агрессивное значение имеют и ритуальная демонстрация ягодиц. Ее можно рассматривать в качестве анальной демонстрации. В одном из фильмов, снятых в поселении бушменов Калахари, мальчик 8-9 лет шутливо угрожает младшим детям, выставляя перед ними зад и раздвигая ягодицы, показывая анальное отверстие. В некоторых первобытных культурах можно реально наблюдать этот жест в агрессивном контексте и с полной имитацией дефекации (например, у бушменов и папуасов Новой Гвинеи).

Есть также данные о том, что у первобытных народов дефекация на территории врага также является актом агрессии. В современных индустриальных культурах демонстрация ягодиц как агрессивное поведение сохраняется у детей, подставление ягодиц с одновременным похлопыванием по этому месту применяется как оскорбительный жест взрослыми. Во многих языках присутствует его вербальный аналог.

 

Итак, мы поверхностно ознакомились с проявлениями поведения человека. Установили эволюционные корни многих поведенческих актов и тем самым наше родство в этом плане с другими животными. Это означает, что мы многое сможем узнать о развитии поведения человека, изучая поведение животных. Но нельзя ограничиваться исследованием только наших ближайших родственников – обезьян, так же как и данными медицины. Необходимы опыты с самыми разнообразными существами, чтобы мы могли строить выводы на возможно большем числе источников. Применение наших исследований к познанию человека может оказаться в конечном итоге наиболее серьезным оправданием необходимости науки о поведении животных – хотя как заметил Н. Тинберген, такая точка зрения и может казаться эгоистичной.

 

 

2.3. Материал по разделу «Краеведенье в системе школьного обучения – знакомство с фауной и флорой области»

ФАУНИСТИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ

на территории Новосибирской области

 

Введение

Описание фаунистических комплексов* на территории Новосибирской области проведено по природным зонам этого региона. Причем, характеристике каждой из природных зон уделено всего несколько строк. Здесь необходимо предварительно определить смысл понятий «природная зона» и «фаунистический комплекс» в нашем контексте.

В соответствии с нашей задачей мы использовали зонирование Новосибирской области принятое в биогеографической литературе и неоднократно опубликованное (Растительный покров Западно-Сибирской равнины,1985; Лапшина, Валуцкий, 2002). Названия природных зон тоже традиционно. Лесная, зона – территории преимущественно занятые хвойными, смешанными и березово-осиновыми лесами. Они сосредоточены в большей мере на севере области. Лесостепная зона – привычное для нас сочетание колков, лугов и полей, где колки не образуют уже бескрайних лесных массивов, и межколочные пространства занимают ничуть не меньшую территорию, чем сами колки. Эта зона самая большая по площади в нашей области. И, наконец, самый юг области, эту относительно небольшую территорию с включением степной растительности и степных видов животных выделяют в степнуюзону. Эти природные зоны показаны на ботанико-географической карте области в атласе юного туриста-краеведа (1996, стр.10). Для наших целей такого зонирования области вполне достаточно.

Фаунистический комплекс в нашем контексте – это сочетание совместно обитающих видов различных систематических групп животных, рассматриваемое в пределах выделенной зоны, то есть зонально-фаунистический комплекс. В каждой из зон множество различных биотопов. Безусловно, в разных зонах можно встретить одинаковые биотопы, и соответственно – похожие наборы видов организмов в них. Нашей задачей было помочь студенту в различении фаун зон и не хотелось, чтобы излишняя детализация запутала будущего учителя начальных классов. Ведь четких границ, разделяющих видовые составы, нет даже в сильно различающихся биотопах, если они граничат друг с другом. Учителю же нужно рассказывать школьникам, чем сочетание видов животных в степи отличается от такого же в лесостепи, то есть нужно указать достаточно заметные различия.

Главное внимание в пособии сосредоточено на описании самих фаун. В их состав включены по возможности только фоновые или доминирующие виды, именно те, с которыми наибольшая вероятность встретиться на экскурсии или отловить во время практических занятий. В то же время не удается обойтись и без достаточно редких видов, например, стенотопных, они и помогают различить зоны. Поскольку для студентов факультета начальных классов предполагается определение животных до семейства и лишь иногда до рода, то в большинстве случаев в таксономическом списке не приведены видовые названия, особенно в группах, где систематика недостаточно разработана, или определение до вида затруднительно. По этой же причине мы отказались от указаний латинских названий животных.

В фаунистические комплексы отдельных зон внесены описания локальных групп видов животных таких биоценозов как пресноводный водоем или население навозной кучи и его сукцессия. Подобные биоценозы азональны, то есть могут быть встречены в любой из описываемых зон. Включение их описания в ту или иную зону никак не связано с частотой их встречаемости в ней.

Написание пособия вызвано появлением в учебных планах значительной региональной компоненты, а вместе с ней короткого курса «Флора и фауна Новосибирской области». Следовательно, появилась настоятельная необходимость в специфической литературе. Региональные описания такого рода, к сожалению немногочисленны, а те, что имеются, либо очень кратки, либо весьма подробны, и имеют только латинские названия ви_________________

* Ценные замечания при прочтении рукописи сделали: А.Ю. Харитонов, Л.Г. Вартапетов, Р.В. Бабуева. Особенно благодарен я за неоценимую помощь оказанную В.В. Дубатоловым и В.А. Юдкиным. Всем им я очень признателен.

дов. Они рассчитаны на специалиста и никак не могут быть использованы студентом факультета начальных классов. Хорошо сделанные и очень наглядные атласы Новосибирской области, расширенно информируя читателя по многим природным компонентам, почти не содержат информации о ракообразных, червях, паукообразных и моллюсках, а сведения по насекомым слишком сокращены. (Атлас юного туриста-краеведа Новосибирской области, 1996). Для учителя же эта наиболее многочисленная группа животных является основой любой экскурсии с детьми в природу. Большее внимание в атласах уделяется географическим и минералогическим элементам. Студенты же нуждаются и в фаунистических описаниях регионов, в которых им придется преподавать и проводить экскурсии с детьми. В дополнении к фаунистическому описанию в нашем пособии приводится и приблизительный таксономический список животных Новосибирской области. С электронно-цифровыми вариантами таких перечней мы познакомились и убеждены, что учителю начальной школы нужен перечень более доступный. Аналоги нашему перечню нашлись лишь по некоторым группам животных (Мугако,2002)

В фаунистическом описании и таксономическом перечне приводится не полный список животных Новосибирской области, а даны только виды обычные здесь, часто встречавшиеся при прохождении полевой практики студентами ФНК, а, кроме того, виды на экскурсии не встречающиеся, но являющиеся персонажами детских сказок и рассказов. Кроме них упомянуты и охраняемы, краснокнижные виды. Фаунистическое описание и список животных помогут студентам в знакомстве с составом животных выделяемых зон, при изучении зоологии и экологии. Они же пригодятся при изготовлении собственного определителя животных (тетради по фауне Новосибирской области). Кроме того, пособие предназначено еще и в помощь студентам при написании отчетов по полевой практике, где требуется знание таксономической соподчиненности животных. Очень важен этот материал, и для проведения семинаров по фауне области. Знание местных охраняемых и внесенных в Красную книгу видов также необходимо студентам при изучении основ экологии и охраны окружающей среды.

I. ЛЕСНАЯ ЗОНА

Общая характеристика

Северная часть области относится к лесной зоне и составляет около 30% общей ее территории. Располагается она на месте Васюганского поднятия, здесь текут реки, берущие начало из Васюганских болот. В бассейнах этих рек проходит южная граница распространения пихты, ели и кедра (сосны сибирской). По небольшим западинам с илово-болотными и суглинистыми почвами встречаются «острова» темнохвойной тайги. Местность эта в большой мере заболочена. Не заболоченными остаются только приречные более дренированные участки. Сфагновые болота по плоским водораздельным пространствам поросли искривленными деревьями сосны, березы и мелкими кустарниками. Южнее они переходят в такие же обширные площади тростниково-осоково-гипновых болот.

Между участками болот, чередуясь с ними, на севере области располагаются смешанные леса из ели, сосны и сибирского кедра с примесью березы и лиственницы. Южнее возрастает роль березы, и появляются березовые и березово-осиновые леса, заболоченные или несущие мощный травяной покров. Хвойные леса остались здесь небольшими массивами. Встречаются участки елово-кедровых лесов, где древесный полог составлен елью и кедром сибирским, а под пологом развивается кустарниковый подлесок из желтой акации, таволги. На поверхности почвы здесь редкий разнотравно-осоковый травостой и даже на повышениях – мохово-лишайниковый покров. Реже встречаются пихтово-елово-кедровые леса.

Основные площади приходятся на долю лиственных лесов – березовых и березово-осиновых, в составе которых часто отмечается как примесь темнохвойных, так и светлохвойных: сосны и лиственницы. В древостое заболоченных лесов преобладают береза пушистая и осина, а на суходольных местах береза бородавчатая.

Деревья в заболоченных местах угнетены. Они искривлены и дуплисты. В кустарниковом подлеске встречаются ивы: пепельная, чернотал и др., смородина, черемуха. Травостой беден, фоновое значение в нем имеют вейники, осоки и кое-где тростник. Березняки, встречаются в южной части лесной зоны. Здесь среди мощных крупных деревьев березы бородавчатой встречаются заросли кустарников: рябины, черемухи, жимолости алтайской, калины. Основу травостоя также создают вейники, много бобовых: чины и вики, а также костяника, медунка, огонек (купальница сибирская), серпуха, сныть и. др.

Другой важный ландшафт здешних мест – болота. Их растительный состав: сфагнумы, осоки, довольно часто встречается клюква, сабельник, вахта трехлистная, вех ядовитый. Основной элемент растительности гипновых болот – зеленые гипновые мхи. В южной части лесной зоны большие массивы в межгривных понижениях занимают осоковые или осоково-тростниковые травяные болота. Здесь заросли тростника дополняются камышом, рогозом, светлухой и многочисленными видами осок.

Итак, только самая северная часть области занята южно-таежной подзоной и отличается развитием темнохвойной заболоченной тайги. Большие площади здесь заняты гарями и буреломами. На гарях развивается вторичные березово-осиновые леса, перемежающиеся с травяно-гипновыми и осоково-тростниковыми низинными болотами, а также переходными и верховыми болотами частично облесенными сосной. Так что набор биотопов представлен большими однородными массивами. Древесные насаждения состоят из (в порядке убывания по занимаемой площади): березы, сосны, осины, сосны сибирской, ели, пихты, лиственницы. Темнохвойная островная тайга относится к мшистой или мшисто-сфагновой.

Эти особенности растительности подзоны определяют и здешнюю фауну – обитателей закрытых биотопов, адаптированных к высокой влажности, суровой продолжительной зиме и небольшому разнообразию растительных ресурсов. Ресурсы эти довольно однородны, но зато велики. Преобладают по массе древесно-кустарниковые растения. Южно-таежную подзону с юга сменяет переходная или подтаежная подзона лесной зоны. В ней широко распространены березово-осиновые леса. В ней широко распространены березово-осиновые леса. Здесь появляется сложный комплекс биотопов, нарастает видовое разнообразие растений и мозаичность ландшафта. Несколько повышается и видовое разнообразие животных от севера к югу в пределах лесной зоны.

Беспозвоночные животные

Паукообразные (рис. 1.)

В таежной зоне они разнообразны и обильны, как и везде. Прежде всего, остановим внимание читателя на кровососущих Клещах (Иксодовые*), которые так часто создают проблемы для местных жителей. В таежной зоне из 8 видов этих клещей, обитающих в Новосибирской области особенно обильны три. Они переносят клещевой энцефалит, лихорадку КУ, лептоспироз. Самые массовые из них таежный клещ, его близкий родственник, но обитающий только в норах грызунов – норный клещ. А по поймам рек проникает сюда во множестве клещ с эмалевым рисунком на спинной стороне тела – дермацентор.

Лесные виды Пауков многочисленны. Чаще всего попадаются на глаза пауки-кругопряды. Они натягивают свои плоские ловчие сети между стволами деревьев, либо между кустами подлеска. Среди кругопрядов легко познаются знакомые по рисункам пауки-крестовики. Более всего, в лесу других изготовителей сетей из семейства линифид. Эти очень мелкие серовато коричневые паучки русское название этого семейства

1 2 3

4 5 6

7 8 9

Рис. 1. Паукообразные:

1 – доломедес бахромчатый; 2 – пардоза лесная; 3 – паук-крестовик обыкновенный;

4 – микромата; 5 – алопекоза лесная;

6 – стеатода двуточечная; 7 – ксистикус; 8 – таежный клещ;

9 – линифия

балдахинные пауки, тело их всего 3-5 мм. Сеть они делают в виде навеса в кустарнике или подлеске, отсюда и название семейства. Ноги их с желтыми кольцами, бока и брюшко – белые. Живет паучишка в лесной подстилке и на цветах. Свои ловчие сети он натягивает между крупными травянистыми растениями. Плетут снасть и пауки тенетники. Наиболее частый представитель этого семейства в лесу – лесная стеатода. Ее родственница – домовая стеатода не редкий житель наших домов.

Крупные пауки 1 – 1,5 см длиной из родов: трохоза и пизаура сетей не строят, живут по опушкам. Первый – из семейства пауков-волков, он обычен в густом кустарнике. Это коричневатый с заостренным брюшком и очень длинными ногами паук. Второй же из семейства бродячих охотников бегает по поверхности почвы, лишь иногда забираясь на нижние части стволов крупных деревьев. Паук поменьше – алопекоза лесная (семейство пауков-волков) тоже не ткет сетей. У него удлиненное туловище темно-коричневого цвета с сероватыми полосками. Этого паука обычно встречают на лесных опушках.

В лесу, а чаще на полянах, где обильно цветут растения, на цветках охотятся пауки-бокоходы или, как их еще называют, пауки-крабы. Самый крупный из них, относящийся к роду – ксистикус имеет тело до 1 см длиной. Он темно коричневый с полосами от боковых глаз вдоль тела и белой линией посредине головогруди. Живет он в разнотравье по опушкам. Мелкие бокоходы с телом около 5 мм обычно темно коричневые, иногда с белыми или желтыми штрихами. Встречаются они под пологом леса и на лесных опушках. Это оксиптилы, обитающие на траве и кустах, и ксистикусы, живущие на почве.

Насекомые (рис. 2 – 6)

Потребители коры и древесины. Обычные потребители такого корма – это личинки разных насекомых. Из Перепончатокрылых это, например, личинки рогохвостов. Большой рогохвост бывает длиною до 40 мм, тело у него черное с желтыми пятнами на голове и усах, брюшко красно-желтое. Не менее красив ольховый рогохвост. У него голова, грудь и брюшко черные с белыми пятнами, а ноги красные с черным. Длина его до 20 мм, а личинки, едят древесину ольхи и березы. Относят его к семейству Ксифидриды.

Среди Жуков личинки некоторых златок также питаются древесиной. На сосновых пнях можно встретить большую златку (ее еще называют златка-медянка или златка Марианна). Это крупный и очень красивый жук до 35 мм длиной, темно-бронзовой металлической окраски. На хвойных обычна златка заостренная – одноцветно-угольный жук до 15 мм длиной. В хвойных лесах часто попадаются и з латка синяя (пожарищ), и златка золотовыямчатая. Это жуки примерно равной величины – до 16 мм. В смешанных лесах встречается березовая златка (Дицерка). Она крупная, до 25 мм, сильно заужена сзади и ярко окрашена в бронзовые красные и зеленые цвета. Личинки этих златок питаются перемолотой корой и древесиной. Покровы златок очень тверды, а у некоторых тропических видов так красиво окрашены, что сухих жуков часто используют для изготовления украшений.

Под корой и в древесине развиваются и личинки многих жуков усачей. Дровосек еловый (из подсемейства Асемины) живет на сосне и ели, он черный с бурыми ногами. Жук этот относительно невелик – до 20 мм. Усы у него средней длины – до половины тела. Крупнее встречающийся там же дровосек бурый сосновый или деревенский (он до 28 мм) темно бурый, часто коричневый жук. Черный дровосек сходен с предыдущим по размерам. Он тоже живет в хвойных лесах. В загнивающих хвойных деревьях и пнях развиваются личинки довольно крупного (до 20 мм) желтого усача с контрастными черными пятнами – пахиты четырехпятнистой. Почти такой же величины и обитающий здесь спондил короткоусый, усики его настолько коротки, что он похож более на жужелицу средних размеров. Личинки почти всех усачей едят древесину и на этом богатом корме запасают так много питательных веществ, что жуки, из них появившиеся, почти не питаются.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 109; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.