Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие № 9




Шанский Н.М. В мире слов. М., 1971.

Сопер П.Л. Основы искусства речи. М.. 1992.

Проанализируйте, придерживаясь аналогичной методики, речь А. Швейцера, посвященную 100-летию со дня смерти Гете.

Проанализируйте торжественную речь У. Черчилля при вступлении его в должность после его назначения премьер-министром (1940) с точки зрения применения в ней средств и приемов элокуции.

Михальская А.К. Русский Сократ. М., 1996.

Лосева Л.М. Как строится текст. М., 1980.

Культура русской речи. М., 1997.

Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. М., 1978.

Граудина Л.К., Миськевич Г.Н. Теория и практика русского красноречия. М., 1989.

Вомперский В.П. Риторики в России XVII-XVIII вв. М., 1988.

7. Михальская А.К. Основы риторики: мысль и слово. Учеб. пособие для учащихся 10-11 классов. М., 1996. (Гл.7 «Истоки, пути становления и особенности русского красноречия»).

 

Практическое занятие № 8

Тема: Значение и состав средств элокуции. Понятие стиля речи. Технология изобретения риторических фигур. Анализ текста.

Цель занятия: познакомить учащихся с многообразием элокутивных средств и их функцией как средства усиления убедительности речи.

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте теоретическое понятие об элокуции, опираясь на справочную и учебную литературу.

3. Присутствует ли в речи сквозная образность, одновременно выполняющая и логическую функцию?

4. Какой из элокутивных приемов для данной речи является доминирующим? Почему?

5. Усиливается ли эмоциональное впечатление речи благодаря элокутивным средствам?

Выводы. Оратор должен не только продумать содержание речи и выстроить его согласно внутренней логике, но и «украсить» речь словами. Этого требует главная цель риторики, состоящая в создании необходимой атмосферы воздействия на аудиторию. Элокуции в этом отношении принадлежит ведущая роль в создании эмоционального впечатления. Ее средства многообразны и служат обогащению речи.

Источники

Леммерман Х. Учебник риторики: Тренировка речи с упражнениями. М., 1997. С.167-168.

Литература

1. Арутюнова Н.Д. Метафора // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

2. Арутюнова Н.Д. Языковая метафора // Лингвистика и поэтика. М., 1979.

3. Виноградов В.В. Поэтика и риторика // Избр. труды: О языке художественной прозы. М., 1980.

4. Гаспаров М.Л. Фигуры стилистические // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

 

Тема: Значение и состав средств элокуции. Понятие стиля речи. Технология изобретения риторических фигур. Виды тропов и их функции в речи. Анализ текста.

Цель занятия: закрепить основные представления о приемах элокуции и их применении в речевой практике.

 

1. Подумайте над вопросом о том, чем отличаются функции элокуции в художественной речи от её функций в речи публицистической. Приведите примеры.

2. Дайте определение основным элокутивным единицам: тропам и фигурам. В чём отличие между ними с точки зрения риторической функции?

3. Проанализируйте элокутивное оформление на примере ораторской поэзии («Ода на день восшествия Елизаветы Петровны…1747 г.» М.В. Ломоносова, ода «Вольность» А.С. Пушкина).

4. Дайте определения следующим тропам и фигурам (по словарю в тетради): метафора, метонимия, анафора, эпитет, эпифора, инверсия, «фигура умолчания», перифраз, антитеза, оксюморон. Включите их в Словарь риторических терминов.

5. Сделайте вывод о значении элокутивных приёмов для риторического текста.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 48; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.