Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Экономическая среда функционирования предприятия (организации)




План:

• Экономическая среда функционирования предприятия: понятие, сущность и свойства.

• Внешняя экономическая среда функционирования: сущность, элементы и факторы.

• Внутренняя экономическая среда функционирования: сущность, элементы.

 

Ключевые понятия: экономическая среда, динамизм и неопределенность экономической среды, внешняя и внутренняя экономическая среда, элементы внешней экономической среды, факторы внешней экономической среды, предприятие как система, подсистемы предприятия, бизнес-процесс, стратегия и тактика предприятия.

 

5.1. Экономическая среда функционирования предприятия: понятие, сущность, факторы

Экономическая среда функционирования предприятия представляет собой совокупность субъектов хозяйствования, их взаимосвязей, инфраструктурных звеньев и условий их деятельности. Предприятия осуществляют свою деятельность не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с другом, а также с органами управления, общественными организациями и т.д.

Экономическая среда функционирования предприятия характеризуется: взаимосвязью ее факторов, сложностью, динамизмом (подвижностью) и неопределенностью. Взаимосвязь факторов – степень, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы внешней среды. Под сложностью понимается число факторов, на которые предприятие как производственная система обязано реагировать с целью своего выживания, а также уровень вариации каждого фактора. Динамизм – скорость, с которой происходит изменение во внешней среде предприятия, например, в связи научно-техническим прогрессом. Неопределенность является функцией, зависящей от количества информации, которой располагает предприятие о конкретном факторе внешней среды, а также функцией уверенности в точности располагаемой информации.

Среда функционирования предприятия представляет собой совокупность внешних факторов, оказывающих влияние на производственно-хозяйственную деятельность предприятия. К ним относятся научно-технологический прогресс, международные события, демографические, социокультурные, политические, природные, экономические и другие факторы. Степень влияния отдельных внешних факторов на экономику предприятия различна. Изменение цен, налоговой, кредитной и амортизационной политики непосредственно определяет издержки предприятия и, следовательно, его прибыль и доходность, а научно-технологический прогресс, политические и международные события создают стимулы и предпосылки развития.

Различают: 1) факторы прямого воздействия – непосредственно влияют на хозяйственную деятельность и включают государство, правовое пространство (нормативные акты), общественные структуры, поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов; 2) факторы косвенного воздействия – включают политические, ситуационные (общеэкономическая ситуация), социокультурные (комплекс жизненных ценностей, обычаев), инновационные (формирующие потенциал для ускоренного развития и генерируемые НТП) группы факторов. Указанные факторы создают необходимые условия, стимулы и предпосылки для функционирования предприятия, формирования конкурентных преимуществ и включают: стабильность макроэкономических показателей, политической ситуации, динамику и потенциал развития экономики; государственную политику по защите и регулированию конкуренции, поддержке товаропроизводителей, стимулированию спроса; развитие инфраструктуры рынка, в том числе и рынка интеллектуальной собственности; нормативно-правовые, демографические, географические и природно-климатические факторы.

 

5.2. Внешняя экономическая среда функционирования: сущность, элементы и факторы

Внешняя среда функционирования – совокупность взаимосвязей предприятия с другими субъектами хозяйствования (элементами) (рисунок 5.1).

 

Рисунок 5.1 – Субъекты внешней среды

 

Во внешней среде различают макроуровень и микроуровень (макро- и микросреда). На макроуровне возникают вертикальные связи: между предприятием, органами государственного управления (правительство, министерства, комитеты, ведомства), органами местного управления, а также общественными организациями. На макроуровне выделяют природные, экологические, социально-демографические, политические факторы. Субъектами внешней среды, с которыми возникают горизонтальные связи на договорной основе, являются: производители, поставщики, потребители, деловые партнеры, конкуренты, звенья рыночной инфраструктуры. На микроуровне выделяют следующие факторы: рыночная конъюнктура, форма и близость партнерских связей, отношения с поставщиками и потребителями, степень развития рыночной инфраструктуры.

Влияние субъектов микросреды существенно и многогранно. Маркетинговый подход к формированию стратегии и тактики предприятия ставит во главу угла влияние потребителей. В зависимости от экономического назначения продукции выделяют: 1) предприятия-потребители – приобретают оборудование, сырье, полуфабрикаты и др. для использования в дальнейшем производстве, операциях или для перепродажи другим потребителям; 2) конечные потребители – покупают готовые изделия для личного, семейного или домашнего использования. Потребители предъявляют требования и определяют номенклатуру, ассортимент и качество производимой продукции, формируют уровень цен.

Под поставщиками в широком смысле этого слова следует понимать не только поставщиков сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов, но и поставщиков научно-технической продукции (проекты, технологии, техника), учреждения и организации, оказывающие различного рода услуги (транспортные, складские, консалтинговые и др.), банки, которые осуществляют кредитование, и т.п. Поставщики оказывают влияние на уровень издержек через цены на сырье, материалы и оказываемые услуги, во многом определяют качество производимой продукции, которое зависит от уровня прогрессивности предлагаемых проектов, от совершенства технологии и техники, от качества поставляемых сырья и материалов. В меньшей мере влияют поставщики на номенклатуру и ассортимент производимой продукции.

Конкуренты как участники экономического состязания за достижение своих интересов путем продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг одним и тем же потребителям соревнуются за рынки сбыта. Это вынуждает производителя создавать обладающий конкурентным преимуществом товар. Рыночное преимущество может быть достигнуто при помощи выделяющегося образа, новизны продукции или ее параметров, качества товара, его доступности, обслуживания, низких цен и других характеристик. Создание отличительного преимущества возможно только за счет внедрения новых прогрессивных технологий, материалов, оборудования, т.е. конкуренция вынуждает производителей внедрять достижения технологического и организационного прогресса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 3134; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.