Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кластеры как инструмент регионального анализа




 

Кластеризация как форма территориальной организации рыночной экономики стихийно сложилась в процессе ее развития. Широкое использование этого явления началось с усилением глобализации мирового хозяйства. В современной экономико-географической и управленческой науке кластерам и кластеризации отводится большая роль в повышении конкурентоспособности страны, регионов и групп взаимосвязанных хозяйствующих субъектов.

Понятие «кластер» для характеристики специфической формы организации производств (бизнеса) было введено американским ученым М.Портером при исследовании проблем международной конкуренции. Успешную международную конкурентоспособность фирм ряда развитых стран мира Портер объяснил наличием в их экономике кластеров. Им впервые в 1990 г. был термин кластер (cluster) для обозначения группы взаимосвязанных и взаимодействующих конкурентоспособных смежных отраслей хозяйства страны. Кластер, отмечал ученый, - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющие друг друга.

Вообще термин «кластер», который можно перевести с английского языка как (1) кисть, гроздь; (2) скопление, концентрация; (3) группа, имел устоявшееся значение и успешно применялся до экономики в большинстве естественных наук. Еще в 1970-х гг. термин «кластер» использовался советскими и российскими экономико-географами А. Горкиным и Л. Смирнягиным и шведскими бизнес-экономистами К. Фредриксоном и Л. Линдмарком для обозначения скоплений предприятий в пространстве. Таким образом, Портер не первым использовал этот термин, что он и не отрицает, ссылаясь на работы таких выдающихся экономистов, исследовавших процессы концентрации производства в 1890-1950-х гг., как А. Маршалл, А. Леш, У. Айзард и других следователей.

Важнейшим результатом исследований М. Портера стало создание «ромба конкурентных преимуществ», состоящего из четырех детерминант, определяющих конкурентоспособность различных стран в мировой экономике: 1) условия для факторов производства, 2) состояние спроса, 3) родственные и поддерживающие отрасли и 4) устойчивая стратегия, структура и соперничество.

На указанные четыре детерминанты преимуществ оказывают влияние две независимые силы: «правительство», выступающего в роли «катализатора и искателя нового» и «случай», которым практически невозможно управлять.

М. Портер считал, что безусловным признаком конкурентоспособности компаний является выход ее продукции на мировой рынок, а наилучшие возможности повышения конкурентоспособности производимой продукции, направляемой на экспорт, создаются в промышленных кластерах. Участие фирмы в международном разделении труда – основная и решающая предпосылка стать основным элементом базирующегося кластера.

Оценка состояния кластеризации экономики страны предполагает прежде всего выявление сложившихся кластеров, состоящих из независимых форм и компаний, взаимосвязанных договорными отношениями по реализации взаимных интересов повышения конкурентоспособности.

Выявление и оценка возможностей развития кластеризации в экономике осуществляется по следующей схеме:

1. Сначала определяется потенциал развития кластеризации страны путем выявления компаний и фирм, производящих и поставляющих товары и услуги на экспорт, их размещение по территории страны, доля экспортируемой продукции в ее производстве в стране и регионах.

2. Затем рассматриваются крупные фирмы, производящие или способные наладить производство конкурентоспособной продукции. Посредством анализа цепочки добавления стоимости устанавливаются все фирмы, поставляющие полуфабрикаты, услуги, обеспечивающие сервис и т.п. этим фирмам. В процессе исследования выявляются как горизонтальные, так и вертикальные цепочки, связывающие различные фирмы.

3. На следующем этапе исследования выявляются организации, оказывающие для фирмы потенциального кластера информационные и образовательные услуги, финансовую и научную поддержку, заинтересованные во вхождении в состав кластера.

4. На заключительном этапе основное внимание уделяется правительственным организациям, которые могут оказать положительное (стимулирующее) влияние на развитие кластера.

Аналогичное исследование проводится по отношению к фирмам, специализирующимся на производстве товаров и услуг на внутренний рынок. Такие фирмы могут участвовать в создаваемых кластерах, а при благоприятных условиях быть организаторами новых кластеров.

Термин «кластер» имеет две составляющие – отраслевую и территориальную.

Под промышленным кластером понимают группу родственных взаимосвязанных отраслей промышленности и сферы услуг, наиболее успешно специализирующихся в международном разделении труда.

Региональный кластер представляет собой группу географически сконцентрированных компаний из одной или смежных отраслей и поддерживающих их институтов, расположенных в определенном регионе, производящих схожую или взаимодополняющую продукцию и характеризующихся наличием информационного обмена между фирмами-членами кластера, за счет которого повышается конкурентоспособность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 132; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.