Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнительная характеристика методов управления.




 

Рассмотрим более подробную схему классификации методов управления в соответствии с особенностями их мотивационных характеристик (таблица 1).

 

Таблица 1 - Классификационная схема методов управления по их мотивационным характеристикам

Классификационные характеристики методов управления Группы методов управления
Организационно- распорядительные Экономические Социально- психологические
Мотивы поведения Осознанная необходимость дисциплины труда и управления, чувство долга, стремление личности трудиться в определенной организации. Материальные интересы Социально-психологические (духовные) интересы
Основа метода Директива, дисциплина Оптимизация мотивов Психология, социология
Цель управления Выполнение законов, директив, планов Достижение конкурентоспособности выпускаемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг Достижение взаимопонимания
Структура управления Жесткая Адаптивная к ситуации Адаптивная к личности
Субъект воздействия Коллектив, отдельный работник Отдельный работник
Характер воздействия в системе управления Прямой Косвенный Косвенный
Основные каналы воздействия Организационный механизм: организационная структура управления, организационное регламентирование и нормирование труда, подбор кадров, принятие решений и т.д. Экономический механизм и его рычаги: финансы, цены, заработная плата и т.д. Социальный механизм: группы, личности, роль и статус личности и т.д.
Основные требования к субъектам при выборе методов Исполнительность, организованность Профессионализм в данной области Психологическая устойчивость личности
Потребности, на удовлетворение которых нацелены методы Физиологические, обеспечение безопасности Физиологические Все потребности
База для выбора методов управления и оценки их эффективности Организационный анализ Технико-экономический анализ Социальные исследования
Ограничения при выборе методов Соответствие правовым нормам, действующим регламентам и актам вышестоящих звеньев управления Соответствие требованиям экономических законов, нормам и нормативам Соответствие морально-этическим нормам
Форма выбора методов и обеспечение взаимосвязи Планирование
Условия эффективного использования Комплексное использование в рамках единой методологии осуществления процесса управления. Систематический анализ эффективности использования методов.

2.1. Организационно-распорядительные методы управления представляют совокупность приемов воздействия, основанных на использовании организационных отношений в управлении. Их особенности:

- проявляются через механизм властной мотивации и зависят от набора организационных и административных мер;

- выражают прямое директивное воздействие на систему в целом и её элементы в отдельности;

- дают возможность руководителю принимать однозначные решения, не позволяющие исполнителю выбирать альтернативные способы действия;

- носят обязательный характер, невыполнение которых, рассматривается как нарушение дисциплины и влечёт за собой ответственность.

Главная цель организационно-распорядительных методов – обеспечение безусловного и наиболее рационального выполнения задач, поставленных перед исполнителем.

Организационно-распорядительные методы управления можно классифицировать по разным критериям:

1. По источникам воздействия (т.е. по уровням управления):

- на высшем уровне;

- на среднем уровне;

- на низком уровне.

2. По направлению воздействия:

- на управляемую систему;

- на управляющую систему.

3. По специфике средств организационного воздействия:

- организационно-стабилизирующие методы управления;

- распорядительные методы управления;

- дисциплинарные методы управления.

Организационно-стабилизирующие методы занимают центральное место и представляют собой долговременное закрепление организационных связей в системе, служащее основой её управления.

Способы организационно-стабилизирующего воздействия включают:

- регламентирование;

- нормирование;

- инструктирование.

Регламентирование – довольно жесткий тип организационного воздействия, заключается в разработке и введении в действие организационных положений, обязательных для исполнения и действующих в течение точно определенного этими положениями периода.

Регламентирование основывается на законе о предприятиях, т.е. носит характер правого регулирования всей системы управления организацией. Сюда входит также ряд положений, которые определяют внутренний порядок, границы деятельности каждого подразделения и работника организации. Посредством организационного регламентирования разрабатываются организационная структура, положение о линейных, функциональных подразделениях и другие положения о структурных звеньях и отдельных лицах, т.е. должностное регламентирование, которое устанавливает штаты и разрабатывает инструкции.

Нормирование относится к менее жесткой форме организационного воздействия. Посредством его устанавливаются нормативы, т.е. границы по верхним и нижним пределам, нормы, правила действия и взаимодействия подразделений и служб. Это более гибкая форма организационного действия.

Нормативами охвачены все сферы деятельности предприятия, поэтому их разрабатывается большое количество. Основные из них: качественно-технические, эксплуатационно-ремонтные, трудовые, финансово-кредитные, календарно-динамические, рентабельности, взаимоотношений с бюджетом, экономического стимулирования предприятия и материального поощрения, материально-снабженческие, организационно-управленческие и др. Все они в управлении производством используются комплексно.

Инструктирование – наиболее мягкий способ организационного воздействия, благодаря которому создаются условия для осуществления таких процессов, которые не зависят от индивидуальных качеств людей, а вытекают из требований системы управления. Задачами инструктирования являются:

- ознакомления с условиями работы или обстоятельствами порученного дела;

- объяснение обстановки, задач, возможных трудностей;

- предостережение от возможных ошибок;

- совет по выполнению каких-либо видов работ и т.д.

Инструктирование всегда имеет форму методической и информационной помощи, направленной на успешное выполнение работы. Инструктирование может осуществляться посредством радио, телефона, видеоустройств, путем личных контактов, коллективно и т.д. Оно может иметь наглядную форму. К инструктированию относится оформление помещения необходимой организационной документацией об условиях работы. Это стенды с наименованиями организационных подразделений, схемы их расположения, порядок работы, внутриорганизационные инструкции. Очень важную роль при этом играет лаконичность, простота, учет психологии восприятия. Все это улучшает организационные условия работы, способствует успешному её выполнению.

Способы распорядительного действия – это способы текущей организационной работы, базирующейся на организации, сформированной организационно-стабилизирующим воздействием. Это способы, основой которых является конкретная ситуация, не предусмотренная в регламентационных актах, либо предусмотренная как распорядительная деятельность.

Распорядительное воздействие направлено на достижение поставленных целей управления, соблюдение требований внутренних нормативных документов и поддержание заданных параметров системы управления путем прямого административного регулирования. К числу распорядительных воздействий относят: приказы, распоряжения, указания, инструкции, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения. Приказ – это письменное или устное требование линейного руководителя к подчиненному выполнить определенную задачу. Распоряжение – это требование, как правило, функционального руководителя по решению отдельных вопросов.

Приказы и распоряжения могут быть трех видов: с обязательным указанием в предписанный срок; определяющие действие в определенной ситуации или при стечении определенных обстоятельств; информационные, определяющие предпочтительный порядок действий в различных ситуациях.

Указания и инструкции являются локальным видом распорядительного воздействия, ставят целью оперативное регулирование управленческим процессом и направлены на ограниченное число сотрудников. Инструктаж и координация работ рассматриваются как методы руководства, основанные на учении подчиненных правилам выполнения трудовых операций.

Распорядительное воздействие может быть по форме устным или документально оформленным. Каждая из этих форм имеет свои преимущества. Устная форма более оперативна. Документальная форма способствует лучшему учету и контролю исполнения распоряжений. Сочетание форм распорядительной деятельности определяет важную сторону работы руководителя.

Дисциплинарное воздействие и взыскания. Дисциплина – это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенными в соответствии с Трудовым кодексом, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором и локальными нормативными актами организации. Работодатель обязан создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда. Трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка.

За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, понижение в должности, увольнение по соответствующим основаниям.

Правомерность, обоснованность и целесообразность применения мер дисциплинарного воздействия обеспечиваются соблюдением следующих законодательных требований:

дисциплинарная ответственность применяется только по факту совершения дисциплинарного проступка согласно перечню дисциплинарных взысканий, который является исчерпывающим и не подлежит их расширенному толкованию;

налагать дисциплинарные взыскания могут только должностные лица, наделенные дисциплинарной властью по закону;

наложению взыскания должно предшествовать письменное объяснение провинившегося, а в случае отказа от письменного объяснения должен быть составлен соответствующий акт;

дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения поступка, но не позднее одного месяца со дня обнаружения, не считая времени болезни или пребывания провинившегося в отпуске, а также не позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки, не позднее двух лет со дня его совершения;

за каждое нарушение трудовой дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание;

дисциплинарное взыскание объявляется в приказе, доводится до сведения сотрудника под расписку в трехдневный срок и в необходимых случаях доводится до сведения всего персонала организации;

действие дисциплинарного взыскания прекращается по истечении года со дня его наложения, если работник, не был подвергнут за это время новому взысканию, а также, может быть снято досрочно при положительном поведении сотрудника.

Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем организации, а также должностными лицами организации, которым в установленном законом порядке делегированы соответствующие права.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.