Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная работа в системе гуманитарных и общественных наук.




Цель, задачи и функции научного исследования в социальной работе.

Цель,задачи и ф-ии научного исследования в сфере соц.работы, его структура.Специфика исследований в соц.работе.Методологические принципы научных исследований в соц.работе. Логика и этапы научного исследования в соц.работе.Методы исследования в соц.работе, их классификация и общая хар-ка. Научное исследование. Процесс, направленный на приращение объективно истинного и логически обоснованного знания в соответствии с поставленной целью. Деятельность, характерируемая целенаправленностью, преобладанием умственного труда, творческим характером, свойством всеобщности Структура: Объект исследования – данность, независящая от познающего и инструментов познания, часть объективной социальной реальности, носитель социальной проблемы, принятой к исследованию. Субъект исследования – сторона, осуществляющая процесс познания, исследователь, группа исследователей. Цель исслед.: Характеризует предвосхищение будущего результата исследовательской деятельности.Имеет специфические особенности: 1)Всегда конкретна и связана с проблемой, которая ее обуславливает 2)Является элементом активности субъекта исследования 3) Достигается посредством решения ряда взаимосвязанных задач Задачи: Обозначают конкретные действия по достижению цели исследования.

Отражают поиск ответа на вопрос, каковы пути и средства изучения проблемы

Определяются в соответствии с целью и гипотезой.

1. Изучить историю и современное состояние проблемы (укажите проблему)

2. Проанализировать особенности объекта исследования (укажите объект)

3. Определить сущностные характеристики предмета исследования (укажите предмет)

4. Разработать рекомендации по совершенствованию социальной работы

5. Разработать модель социальной службы по решению изучаемой проблемы

Особенности научных исследова ний – а)система логически последовательных методологических, методических, организационно-технических процедур и операций, связанных между собой единой целью – получить достоверные знания об изучаемом социальном явлении или процессе для их последующего использования в практике социальной работы б) система логически последовательных методологических, методических, организационно-технических процедур и операций, связанных между собой единой целью – получить достоверные знания об изучаемом социальном явлении или процессе для их последующего использования в практике социальной работы. Специфичны социальные процессы и явления, которые являются объектом исследования 1)Специфична цель и предмет исследования 2)Специфичны методы исследования 3)Комплексный характер исследования 4)Всеобщность исследовательской деятельности.

. Принцип – лат.-principium – начало, основа

-основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки;

-Руководящая идея, основное правило деятельности;

-Внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие нормы деятельности

-Выражает способ и условия достижения цели на основе учета объективных закономерностей

-Носит обобщенный характер

-Всегда обязателен для исполнения

-Реализуется через требования

Функции: Организуют процесс исследования

Обеспечивают эффективное ведение научной работы

Формирует целостное видение всех аспектов исследовательской деятельности

1Принцип обьективности-Результаты исследования должны отражать объективную социальную реальность без преувеличений и искажений.Требования этого принципа: Всесторонний учет фактов, факторов и условий протекания изучаемых процессов

Исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке фактов

Достоверность фактов

Доказательность и обоснованность исходных посылок, логики исследования, выводов

Адекватность исследовательских методов и средств сущности изучаемых явлений

Альтернативный характер научного поиска

2Принцип научности-Исследовательская деятельность должна опираться на признанный в научном сообществе методологический базис – сумму объективных систематизированных знаний в области социальной работы, которые являются составной частью научной картины мира

Препятствует антинаучным взглядам, внедрению непроверенных с научной точки зрения исследовательских процедур, операций, экспериментальных интервенций и т.п.

Касается разработки методики исследования и инструментария на всех этапах получения и обработки научных фактов

Требования: Диалектический подход

Учет непрерывного изменения и развития объекта исследования

Опора на законы диалектики

Выделение основных факторов и условий

Раскрытие противоречий, выявление движущих сил, причин, качественно-количественных переходов

Использование научного языка

Использование терминологии теории социальной работы

Однозначность понятий

Безличность научной продукции

3Принцип единства исторического и логического-Сочетание в исследовании изучения истории объекта, его теории (структуры, функций, связей), современного состояния и перспектив развития;

Обеспечивает взаимосвязь, преемственность опыта и теории социальной работы

Требования: В каждом исследовании в сфере социальной работы исследуется решение проблемы в историческом аспекте.

Исторический материал анализируется с точки зрения современных концепций и теорий социальной работы

Обязателен теоретический анализ объекта исследования и его социальная диагностика для того, чтобы определить закономерности и тенденции развития

4Принцип концептуального единства исследования- Концепция – внутренне непротиворечивая и фиксированно завершенная совокупность теоретических положений, отражающая взгляды исследователя на наиболее существенные характеристики научного исследования (социальная проблема, объект, предмет исследования)

Концептуальность – истолкование изучаемых явлений, исходя из единых позиций, единого понимания – единой концепции

Требования: Принять определенную концепцию как верную

Проводить ее через все исследование как для обоснования исследовательских действий, так и для объяснения результатов

Сохранять единство и непротиворечивость исследовательских подходов, оценок и выводов

5Принцип системного подхода-Любой объект социальной работы рассматривается как система – целое состоящее из частей – элементов системы

Объекты социальной работы – социальные системы, где «все связано со всеми»

Решение одной социальной проблемы зависит от множества других

Проблемы социальной работы носят комплексный характер

Требования: Изучать социальные объекты с разных сторон учитывая особенности системного объекта

Осуществлять познание характера и механизма связей и отношений в системе

Изучать систему в единстве двух состояний – система функционирует и развивается одновременно

Аксиомы: Система целостна по отношению к внешней среде и изучается в единстве со средой

Свойства элементов системы зависят от свойств системы в целом, но свойства системы не сводимы к сумме свойств ее элементов

Упорядоченность и управляемость системы определяется взаимозависимостью и взаимоподчиненностью ее элементов

6Принцип сущностного анализа-соотнесение в изучаемых объектах общего, особенного, единичного

Проникновение во внутреннюю структуру социальных объектов

Раскрытие закономерностей функционирования социальных систем

Определение условий и факторов развития и изменения изучаемых объектов

7Генетический принцип-изучение соц.явлений в их развитии-Предполагает изучение явлений и процессов

на основе:

анализа условий его происхождения и последующего развития

выявления уровней и механизмов функционирования

обнаружения тенденций развития в перспективе

8Принцип соц.детерминизма-Determino – (лат.) – определяю

Детерминизм – учение о всеобщей причинной обусловленности материальных, природных, общественных, психических явлений

В социальной работе – все социальные явления, все социальные проблемы имеют материальные причины, которые необходимо выявить в процессе исследования

9Конкретно-научные принципы -Психология, педагогика

10Принцип деятельностного подхода.Надежность. валидность,этика.Ценности, этические нормы и принципы социальной работы.Медицина, психология, педагогика.Единство исследовательской и практической деятельности,«не вреди»

11Принцип деятельностного подхода-Развитие личности происходит в ее собственной деятельности, которая изменяет личность и социум

Деятельность – динамическая система взаимодействия субъекта с миром, включает внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую осознаваемой целью

Требования: Изучать личность в процессе ее деятельности

Использовать положения теории деятельности в разработке методики исследования, анализе и интерпретации результатов

Организовывать деятельность испытуемых в зоне актуальных интересов и возможностей, так как только в зоне ближайшего развития человек отзывчив к социальной помощи, стимулирующей собственную активность и ответственность

Подвергать анализу продукты деятельности как источники фактов

12Принцип единства исследовательской и практической деятельности-Любые преобразования и исследовательские проекты, опытная социальная работа или эксперимент должны служить улучшению практики социальной работы, служить интересам человека. Заранее планируемые в исследовании негативные результаты не допустимы – «не вреди!»

Формы организации исследования -Внешнее построение процесса исследования.Определяется следующими характеристиками: глубина исследования, повторяемость процедур и операций, объем и характер выборки

В зависимости от решаемых задач: Пробное исследование. Пилотажное исследование. Описательное исследование. Аналитическое исследование. Сравнительное исследование. Монографическое исследование. Точечное исследование. Кроскультурное исследование. Оценочное исследование.

.Логика- а) определенный строго организованный порядок движения научного поискаб)соответствующий поступательному характеру развития различных форм научного знания.1) Обнаружение фактов действительности 2) Формулирование научной проблемы 3) Формирование и обоснование научной гипотезы 4) Выдвижение научных идей и построение концепции 5) Развитие концепции и построение научной теории

Исследовательские задачи: Зафиксировать множество фактов.Обнаружить их повторяемость.Вывести закономерности

1Этап - суть исследовательских действий:Выявление.Регистрация.Фиксация. С помощью методов исследования вычленить факты,осуществить их регистрацию,зафиксировать, используя различные способы. Способы фиксации фактов: Различные виды записей.Схемы, карты, диаграммы.Фотографии.Адио-видеоматериалы

2этап- накопление и первичная обработка фактов: Описание фактов в терминах научного языка.Отбор типичных, наиболее повторяющихся фактов.Классификация фактов по существенным признакам.Выявление основных зависимостей между фактами

3этап - анализ фактов с опорой на теоретические положения науки: Цель – выявить закономерности, факторы, условия

Дм. Менделеев:-1 «измерять все, что подлежит измерению»,2«определять место изучаемого в системе известного»3«составлять гипотезы о причинных связях»4«проверять гипотезы опытом»5«составлять теорию изучаемого»

4этап - интерпретация: Процесс соотнесения реальности, своего личного видения этой реальности и существующих концепций и теорий, объясняющих изучаемую реальность.Процесс объяснения причин, характера изучаемых процессов и явлений на основе анализа фактов

5этап- обобщения результатов: Выведение закономерностей и тенденций на основе анализа и интерпретации, формулировка выводов. Закономерность – объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь в социальных явлениях Тенденция – направление, направленность развития объекта или процесса

6этап -апробация результатов: От лат. – одобрение, утверждение, установление качества.Вынесение результатов для обсуждения и оценки.Условие корректности истинности результатов. Компетентная оценка, конструктивная критика оснований, методологии, методики и результатов исследования. Формы апробации: Публичные доклады.Научные дискуссии.Резензирование научных работ.Обсуждение результатов со специалистами

7 этап -внедрение результатов в практику: Необходимо для того, чтобы определить - насколько выводы из единичного исследования могут быть распространены на другие выборочные совокупности

 

Социальная работа, возникнув как общественное явление, как особая сфера деятельности людей, пройдя определенный путь развития, все чаще становится объектом специальных научных исследований.

Научное осмысление социальной работы в России начиналось с выявления в общественной жизни социальной роли такого феномена, как благотворительность, а также с попыток применить для научного обоснования социальной защиты людей, оказания помощи нуждающимся различные философские, психологические, психотерапевтические, социологические, медицинские подходы.

Теоретическое обоснование социальной работы в настоящее время идет как бы в трех направлениях. Во-первых, определяется место социальной работы как науки среди таких дисциплин, как социальная философия, социальная история, политология, социальная психология, культурология. Во-вторых, ведется поиск собственной теоретической константы социальной работы как специфического объекта исследования и, в-третьих, выявляется ее взаимодействие с другими науками о человеке и обществе

В наше время развитие теории социальной работы идет в условиях постоянных дискуссий. С особой остротой обсуждается вопрос о ее месте в системе наук. Теория социальной работы имеет все структурные признаки, позволяющие судить о ее сформированности как науки: она имеет специфический предмет исследования, объект исследования, закономерности, присущие предмету исследования, специфические понятия, категории, принципы и методы деятельности. При этом ее относят к группе прикладных наук и характеризуют как междисциплинарную. В оценке научного статуса социальной работы как научной дисциплины в России доминируют два подхода: сторонники первого исходят из того, что теоретическую основу социальной работы составляют несколько смежных наук о человеке и обществе (социальная философия, антропология, социология, медицина, право, психология, этика и др.); сторонники второго предпринимают попытки доказать самостоятельность социальной работы как научной дисциплины, в рамках которой выделяются теоретический и прикладной аспекты.

Характеристика, специфика теории социальной работы как целостной научной системы знаний во многом зависит от состава, природы и содержания, образующих систему компонентов, т.е. от структуры.

Системный подход как методологический принцип предполагает не только рассмотрение, анализ существующих систем, но и их создание или конструирование, синтез для достижения определенных, выдвинутых жизнью целей. Эта двойственность системного подхода отражает реальное положение дел и тесную связь анализа и синтеза как методов познания.

Для обозначения предмета теории социальной работы особый интерес представляет анализ понятия «социальная деятельность» как совокупности изменений и преобразований, которые осуществляет личность или социальная общность (определенная группа людей) для поддержания своей целостности и устойчивости при взаимодействии с другими социальными общностями или с природой. Социальная деятельность, таким образом, служит целям самореализации, самопознания, самоутверждения той или иной общности, создания ею для себя наиболее благоприятных условий жизни, защиты прав и интересов, регулирования отношений с другими общностями, группами, лицами.

По характеру решения проблем социальная работа занимает особое место среди таких наук об обществе, как философия, история, политология, правоведение, экономика и т.д.; она тяготеет к психологии, социологии и медицине. Так, общетеоретические положения социальной философии играют роль методологического основания для решения более частных вопросов социальной работы на научном уровне.

Социология изучает общество, поведение и убеждения специфических групп — семей, детей, мужчин, женщин, лиц девиантного поведения, пожилого возраста и др. Познания в области социологии позволяют социальному работнику исследовать социальные проблемы, овладевать интерперсональными навыками и технологиями.

Кроме социологии социальные работники используют данные других дисциплин, например психологии. Эта дисциплина тесно связана с социальной работой. Психологи изучают индивидов и пытаются понять механизмы их развития, важные факторы, влияющие на психику и поведение человека, а также психологию коллективов.

Для выяснения различий между социальной работой и психологией целесообразно использовать определение первой как профессии, связанной с отношениями между людьми и их окружением. Из этого определения следует, что социальные работники должны использовать знания и социологии, и психологии, чтобы оценить проблемы клиентов и осуществить планы необходимого вмешательства.

Социальная работа также взаимосвязана с социальной экологией. Двойная фокусировка ее и на человеке, и на окружающей среде, а еще шире — человеке и природе, — обусловливает ее экологическую сущность.

Следующая область, связанная с социальной работой, — это вопросы урбанизации. Если специалист, знающий особенности функционирования города и роль городского окружения, включается в процесс разрешения проблем клиента, средоточием изменений является не индивид, а широкая система.

Среди смежных дисциплин, знание которых необходимо для социального работника, следует назвать и правоведение. Без знания законодательных актов, основания теоретических и практических аспектов семейного и уголовного права, пенсионного обеспечения и т.д. сложно давать консультации клиенту, помогать ему в решении его жизненных проблем, отстаивать его интересы.

Многоплановость и многовариантность содержания деятельности специалиста по социальной работе распространяется и на область управления. Поэтому менеджмент наряду с другими учебными дисциплинами занимает одно из ведущих мест в подготовке специалистовМногоплановость и многовариантность содержания деятельности специалиста по социальной работе распространяется и на область управления. Поэтому менеджмент наряду с другими учебными дисциплинами занимает одно из ведущих мест в подготовке специалистов.

По своей природе социальная работа, имманентной характеристикой которой является интегративность, не может опираться на одну какую-то теорию или модель практики. Разнообразные формы социальной работы как бы проходят «насквозь» все теории, представляют собой комплексные конструкции различных моделей практики социальной работы. В частности, если теория помогает понять определенные сочетания обстоятельств, обусловливающих те или иные социальные проблемы, то она является адекватной для данной формы практики социальной работы

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.