Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Медиа, медиасреда, медиатизация в контексте современной культуры




Термин «медиа» (от латинского media – мн.ч. от medium – посредник), перешел в русскоязычный научный словарь из английского в качестве замены громоздкому словосочетанию «средства массовой информации».

По мнению переводчика книги М. Маклюэна «Понимание медиа: Внешние расширения человека» В.Г. Николаева [1, с.6], «термин medium имеет в английском языке очень широкое и общее значение, для передачи которого в русском языке нет равноценного аналога». Понятия «посредник» и «проводник» более всего подходят по степени абстрактности, но в качестве терминологического аналога не привились. Поэтому термин переводится как «средство коммуникации», а в ряде случаев используются «такие варианты перевода, как “средство сообщения” и “средство (массовой) информации”». Кроме того, «данный термин имеет такое общее значение, как “средство связи”, и более частное значение “средства общения”».

Категория медиа изначально определялась исследователями содержательно: в качестве ее основных элементов всегда назывались СМИ (книги, газеты, журналы, кинематограф, радио, телевидение) [2]. Потом к ним стали добавлять СМК (почта, телеграф, телефон), отдельные носители информации (письма, любые аудио- и видеозаписи, компакт-диски, «флэшки»), а также другие коммуникационные системы общества - электронные сети, и в том числе и в первую очередь – Интернет.

Согласно классической теории медиа М. Маклюэна, в понятие входят любые искусственно созданные предметы и явления, посредством которых осуществляются «внешние расширения человека» - его коммуникации, сообщения с внешней средой. В качестве примеров ученый рассматривал устную речь, системы водоснабжения, письменность, числовой счет, деньги, одежду, транспорт, города, часы, фотографию, игры, спорт, искусство, оружие, народные собрания, книгопечатание, электрический свет и проч. Фактически, любой элемент культуры, как искусственно созданной «второй природы», может рассматриваться в качестве внешнего расширения человека. Таким образом, теория Маклюэна указывает на медийность, коммуникативность культуры, выделяя эту ее функцию в качестве определяющей для развития общества. При этом утверждается, что доминирующим фактором воздействия конкретного «расширения» на человека является технология, в которой это расширение реализовано. Именно технология определяет «message» в знаменитом тезисе «the medium is the message»: «”сообщением” любого средства коммуникации, или технологии, является то изменение масштаба, скорости или формы, которое привносится им в человеческие дела» [1, с.6].

Кроме сообщения медиа, М. Маклюэн вводит важное понятие содержания медиа: «”содержанием” любого средства коммуникации всегда является другое средство коммуникации. Содержанием письма является речь, точно так же, как письменное слово служит содержанием печати, а печать — содержанием телеграфа» [1, с.6].

Эволюция понимания медиа в русскоязычной социологии привела к вхождению в употребление интегрирующего термина «медиасреда» [3] – трактующегося от «системы средств массовой коммуникации (медиа)» до «структуры взаимосвязанных социальных явлений и институтов, обеспечивающих процесс массовой коммуникации».

Одно из первых исследований, посвященных разработке комплексных концепций медиасреды и медиакультуры, принадлежит Н.Б. Кирилловой [4]. «Перед нами транслирующий канал, построенный на идеологических, эмоциональных и даже подсознательных ожиданиях аудитории… Медиа – это не просто средство для передачи информации, это целая среда, в которой производятся, эстетизируются и транслируются культурные коды» [5, с.22]. Медиасреда понимается исследователем как совокупность социальных условий, в контексте которых функционирует медиакультура.

По мнению Д.И. Шаронова, терминологическая эволюция от средства (массовой информации или коммуникации) к среде (т.е. медиасреде) отражает новое понимание медиа, как среды становления «особого коммуникативного “пространства медиакультуры”» [6, С.235].

С концептуальных позиций социальной информатики «медиатизация – это процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации.» [7, с.14]. Осуществление и поддержка этих процессов в обществе есть основная функция СМИ и СМК, а при атрибутивном понимании информации – и всей медиасреды. В примечании к дефиниции термина «медиатизация» И.В. Соколова уточняет: «От лат. mediatus – выступающий посредником» [7, с.14]. Тогда «совершенствование средств» - есть не что иное, как совершенствование или развитие медиасреды, а медиатизация - «процесс развития (совершенствования) медиасреды».

С нашей точки зрения, под медиасредой следует понимать сегодня всю искусственно созданную среду человеческой деятельности и общения, рассматриваемую содержательно (по отношению к ее форме – механической, физической или иной реализации в виде сетей коммуникаций или т.п.) - как социокультурный феномен. Это значит – не на уровне акустики, механики, техники, электроники или процессов обмена данными и т.п., а на уровне основных функций, перечисленных ниже:

Экстенсивность – обеспечивает расширение возможностей органов чувств и других систем человека (понимаемого и как индивидуум, и как социум). Сюда входит вся «вторая природа» человека – формы, средства, методы и результаты социально значимой человеческой деятельности. Наличие этой функции позволяет говорить о принадлежности к «широкой медиасреде» - в смысле М. Маклюэна: одежда, мебель, обувь, очки и слуховые аппараты, автомобиль, оружие, пение, др. и все нижеперечисленное.

Инструментальность – обеспечивает возможность инструментального (индивидуального или коллективного) действия по Ю. Хабермасу, т.е. возможность индивидуального или коллективного использования «расширения»: системы водоснабжения, канализации, средства передвижения, жилища, базы данных и иные стандартные информационные ресурсы и др.

Коммуникативность - обеспечивает возможность коммуникативного действия, вследствие чего соотв. расширения являются средствами коммуникации и совместной деятельности. Наличие этой функции определяет принадлежность к «системе коммуникаций» связывающих человека (группу) с другими людьми (группами). Это транспортная сеть, город, армия, государство, др. Сюда не входят: одежда и др. индивидуальные расширения, так же такие коллективные расширения как водопровод, энергетические сети и т.п. средства в основном инструментального, а не коммуникативного действия по Ю. Хабермасу.

Интерактивность – обеспечивает (опосредованную и не опосредованную результатом) обратную связь в процессе коммуникации и совместной деятельности – интеракцию, т.е. общение (межличностное, коллективное, с внешней средой), обмен информацией. Совокупность интерактивных медиа почти совпадает с тем, что обычно называют СМК.

Мультимедийность – сочетание различных видов воздействия и восприятия в процессе интеракции, вплоть до возникновения эффекта синергии: «новые медиа».

Итак, функционально медиасреда – это та часть «второй природы» человека, посредством которой он в своей деятельности реализует пять вышеописанных функций: экстенсивную, инструментальную, коммуникативную, интерактивную и мультимедийную.

В процессе медиатизации классические бумажные СМИ постепенно вытесняются на периферию, уступая место своим аналогам в сети Интернет, предстающей в качестве самой массовой интерактивной коммуникационной системы с одной стороны и интегрирующего ядра всей интерактивной массовой коммуникации – с другой.По мнению М. Кастельса [8], Интернет - это технология и орудие деятельности, но в первую очередь, - универсальное социальное пространство свободной коммуникации.

Медиасреда есть сфера средств массовых, почти полностью электронных коммуникаций, осуществляющая интерфейс между потребителем информации (личностью, группой или обществом в целом) и информационными ресурсами общества [10]. При этом, информационные ресурсы не следует понимать статично и концентрировано. Современные информационные ресурсы это в основном динамическая и распределенная в сетях информация




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.