Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преемственность программы формирования базовых учебных действий




Необходимость обеспечения преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переходы из дошкольного образовательного учреждения в коррекционное образовательное учреждение, и далее при переходе на обучение в старшие классы. При этом, несмотря на возрастные и психологические различия обучающихся, переживаемые ими трудности переходных периодов имеют между собой много общего.

Соблюдение правила преемственности в обучении, воспитании и развитии принципиально значимо. Правило преемственности является одним из важнейших составляющих систематичности и последовательности в обучении и единства педагогического воздействия в воспитании.

Недостаточное внимание к этому ведущему принципу обучения и воспитания отрицательно влияет как на качество знаний и выработку умений, так и на коммуникативные и общественно значимые стороны личности ученика.

Несоблюдение правила преемственности при переходе учащихся с одного этапа обучения на другой может неблагоприятно отразиться на прохождении периода адаптации ребенка в новых условиях, что в свою очередь может привести к ухудшению здоровья ученика.

Эта проблема в полной мере, а иногда даже в более обостренном виде, стоит и перед коррекционной школой VIII вида.

Анализ проблемы, позволяет сформулировать цели, задачи и особенности по преемственности при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

Главная цель работы по преемственности - объединение усилий педагогического коллектива образовательного учреждения для повышения эффективности его работы, использование передового опыта, достижений педагогической и психологической науки в практической деятельности каждого учителя, классного руководителя.

Особенностью работы по преемственности является обмен опытом педагогов и психологов, их взаимодействие, что позволяет избежать трудностей у первоклассников и пятиклассников в сложный период адаптации, связанный с привыканием к новым условиям обучения, к другому педагогическому стилю, к требованиям многих учителей в старших классах, к возросшим учебным нагрузкам.

При рассмотрении вопроса преемственности в рамках КГБОУ «Рубцовская общеобразовательная школа-интернат № 2», можно отметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках - в момент поступления детей в школу-интернат (при переходе из дошкольного звена) и в период перехода обучающихся из 4 класса в 5 класс.

У поступающих в школу умственно отсталых детей, наблюдается не только функциональная незрелость головного мозга, но и нарушение тех или иных его отделов, что обусловливает необходимость более целенаправленной коррекционной работы с ними еще до начала школьного обучения в подготовительной группе детского сада.

Для них характерно то, что процесс развития мышления к моменту поступления в школу находится в первоначальном периоде. Кроме того, те мыслительные процессы, которые базируются на чувственной (сенсомоторной) основе, осуществляются своеобразно и нуждаются в специальной организации. К началу школьного обучения умственно отсталые дети не достигают такого уровня развития, который обеспечивал бы им успешное освоение знаний и навыков даже в условиях коррекционной общеобразовательной школе VIII вида. Ожидаемые результаты обеспечения преемственности формирования учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию включают целостную характеристику, отражающую взаимодействие всех компонентов образования. При планировании и организации образовательного процесса, решении вопросов обеспечения преемственности, педагогический коллектив должен четко себе представлять:

- что ребенок должен знать и уметь на данном этапе образования,

- что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике,

- насколько активно, свободно и творчески он их применяет.

В КГБОУ «Рубцовская общеобразовательная школа-интернат №2» осуществляется всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение умственно отсталых школьников, выявление их возможностей, индивидуальных особенностей и способностей к обучению. Изучаются рекомендации специалистов городской и центральной психолого-медико-педагогической комиссии, изложенные в коллегиальном заключении на обучение каждого ребенка в образовательной школе VIII вида.

Одновременно работает школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).

В ходе изучения документов и личностей детей, поступивших в школу, разрабатываются Программы психолого-медико-педагогического сопровождения по отслеживанию продвижения обучающихся, воспитанников в своем (индивидуальном) развитии.

Цель проводимой работы заключается в выработке форм и методов организации образовательного процесса, привития учащимся интереса (мотивации) к получению знаний, формировании навыков учебной деятельности, самостоятельности.

Важную роль играет активная пропагандистская, психологическая, социологическая работа с родителями (законными представителями) умственно отсталых детей о целесообразности обучения их детей в коррекционной школе VIII вида.

Первый год обучения особенно трудный для детей с нарушениями психического здоровья: меняется привычный уклад их жизни, они адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. В целях организации успешного обучения младших школьников осуществляется учет особенностей их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни. Формирование фундамента готовности перехода к обучению должно осуществляться в рамках специфически детских видов деятельности: сюжетно-ролевой игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и пр.

Общее образование в школе-интернате включает в себя обучение и воспитание детей с умственной отсталостью, коррекцию отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологическую реабилитацию. Начальное образование в школе-интернате готовит детей для последующего обучения в основной школе.

К числу основных компонентов личностной готовности ребенка к обучению в основной школе, без которой нельзя рассчитывать на успех, является его мотивационная готовность. Она формируется у умственно отсталых детей замедленно и с определенными трудностями. Развитие отношения к учению, формирование учебных действий у младших школьников протекает замедленно. Оно характеризуется неустойчивостью, изменяется под влиянием ситуации успеха или неуспеха, смены обстановки, степени контроля со стороны педагога.

Полностью исправить недостатки умственного развития нельзя, но выработать желание и умение приобретать знания, использовать их в жизни - реальная и посильная задача для школы-интерната. Важно обеспечить, чтобы в учебном процессе ребенок находился в активной позиции. Такая организация урока, где за основу берется познавательный интерес - это приближение к формированию познавательной активности учащихся, базовых учебных действий и как следствие – обеспечение преемственности для обучения в основной школе. В образовательном процессе должны иметь место элементы интригующей проблемности, парадоксальности, новизны известных фактов и многое другое, уверенно вытесняющее скуку и формализм.

Основными задачами обеспечения преемственности в формировании учебных знаний на ступени I и II этапах образования в школе-интернате, на наш взгляд, являются:

- наличие квалифицированной специальной подготовки в области олигофренопедагогики учителей и воспитателей школы-интерната;

- знание всех особенностей обучающихся детей с умственным недоразвитием педагогическим коллективом;

- проведение психолого-диагностической работы по выявлению продвижения детей в своем развитии;

- организация взаимодействия учителей-дефектологов, педагога-психолога, учителя-логопеда и социального педагога школы-интерната по вопросам коррекционной педагогики;

- обеспечение освоения адаптированных учебных программ начального общего образования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 60; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.