Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лабораторная работа №1.




Часть 1. ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Введение

Дисциплина «Почвоведение и земельные ресурсы» относится к одной из основных для студентов направления «Геоинформационные системы» дневной формы обучения. Помимо теоретической части, которую студенты изучают преимущественно на лекциях, программа курса предусматривает закрепление получаемых знаний в виде умений и навыков, приобретаемых во время лабораторных, практических, контролируемых самостоятельных работ. Ключевые темы, требующие более подробного изучения и индивидуальной работы со студентами, изучаются по подгруппам, в рамках лабораторных работ. Таких тем для изучения предлагается три: морфология и агрохимические свойства почв – в первом семестре, классификации и картографирование почв – во втором семестре. Методические указания по выполнению этих работ изложены в первой части данного пособия.

Во второй части пособия изложены варианты заданий для практических работ с учетом специфики проведения данного курса для студентов направления «Геоинформационные системы» – их земельно-ресурсной направленности, а также методические указания по выполнению заданий практикума. По каждой теме курса предлагаются вспомогательные материалы, таблицы для заполнения, варианты исходных данных, что позволяет выполнить практические работы в рамках самостоятельной управляемой работы студентов. Качество выполнения практических занятий будет формировать индивидуальный рейтинг студента

Практикум составлен в соответствии с типовой программой дисциплины.

Тема: «Основные процессы почвообразования»

Цель практической работы: Закрепление знаний об основных процессах почвообразования.

Форма выполнения работы: Заполнение таблицы 1 в процессе работы с литературными источниками.

Раздаточный материал: Учебники по почвоведению, бланк для заполнения (табл. 1).

Задание. Проанализируйте основные процессы почвообразования, сравните их, для чего заполните таблицу предложенной формы и сделайте выводы.

Таблица 1

Основные процессы почвообразования в Беларуси

 

Параметры Дерновый Подзолистый Болотный Солонча­ковый Буроземный
Вид растительности          
Условия протекания процесса          
Сущность процесса          
Составные части процесса          
Горизонты, в которых процесс наиболее выражен          
Реакция почв            
Окислительно-восстановительные условия          
Выносимые элементы и вещества          
Накопляемые элементы и вещества          
Типы почв, для которых характерен процесс          

 

В результате длительного геологического процесса под влиянием физического, химического и биологического выветривания и перемещений горные породы измельчались и превращались в продукты другого химического состава с другими физическими свойствами: поверхность их, представляющая более или менее однородную массу, являлась материнской породой для образования почвы.

Совокупность явлений превращений и перемещений веществ и энергии в пределах педосферы Земли под влиянием которых формируется почва, называется почвообразовательным процессом.

Взаимодействие малого биологического и большого геологического круговоротов веществ и потоков энергии в пределах коры выветривания горных пород, ведущий к образованию почвы, ее развитию и эволюции проявляется через серию противоположно направленных процессов, из которых складывается почвообразование: разрушение – новосинтез минералов; биологическая аккумуляция – потребление элементов из почвы организмами; гидрогенная аккумуляция – геохимический вынос; разложение – синтез органических соединений; поглощение – выделение ионов из твердой фазы в раствор; растворение – осаждение веществ; пептизация – коагуляция коллоидов; нисходящее – восходящее движение растворов; увлажнение – высыхание; набухание – усадка; нагревание – охлаждение; окисление – восстановление; азотфиксация – денитрификация. Помимо таких микропроцессов можно выделить частные макропроцессы (элементарные), ведущие к образованию отдельных горизонтов, и общие макропроцессы, определяющие формирование почвы в целом.

Процессы почвообразования – важнейшая составляющая триады: факторы – процессы – свойства почв. В Беларуси выделяется три основных (подзолистый, дерновый, болотный) и два менее характерных (буроземный, солончаковый ) почвообразовательных процесса.

Дерновый процесс – это совокупность явлений, вызываемых развитием травянистой растительности, основным свойством которой является способность накапливать в почве органические остатки и создавать ряд благоприятных свойств, определяющих плодородие почвы. Дерновый процесс почвообразования развивается на лугах и в лесах с мохово-кустарничково-травянистым покровом. Образующиеся в процессе гумификации гумусовые вещества накапливаются в верхнем горизонте почв и окрашивают верхние слои почвы (горизонт а1и а1а2) в серый или темно-серый цвет. Гумус обогащает почву азотом и зольными элементами питания растений, ослабляет процессы выщелачивания, увеличивает влагоемкость и уменьшает аэрацию почв, способствует образованию зернисто-комковатой структуры. В целом дерновый процесс приводит к образованию плодородных почв с благоприятными свойствами.

Подзолистый процесс в чистом виде развивается под пологом древесной лесной растительности при полном отсутствии травянистого покрова. Главную роль в развитии подзолистого процесса играет лесная подстилка, в результате разложения которой образуются светлоокрашенные органические кислоты, которые являются важнейшим агентом почвообразования. Они вступают в реакции с органическими и минеральными веществами почвы, поглощенные основания почв замещаются ионами водорода гумусовых кислот, что приводит к резкому усилению кислой реакции почвенной среды. Гумусовые кислоты влияют также на распад силикатов, алюмосиликатов и других сложных минералов почв. Вследствие этого процесса образуются коллоидные гидраты окислов железа, алюминия, марганца, кремния и т. д., большей частью выносимые в горизонт вмывания В (иллювиальный) и даже за пределы почвенного профиля. В верхней части профиля формируется обедненный коллоидами и основаниями подзолистый горизонт А2, относительно обогащенный кремнеземом.

Подзолистые почвы на территории Белоруссии встречаются только на легких породах под пологом хвойных лесов на севере страны. На большей части территории он сочетается с дерновым, формируя зональные дерново-подзолистые почвы.

Болотный процесс идет при избыточном увлажнении в анаэробных условиях. Для него характерно медленное разложение отмерших растительных остатков, которые интенсивно накапливаются на поверхности почвы в виде торфа, и отсутствие вымывания продуктов жизнедеятельности анаэробных бактерий в нижележащие горизонты. Минеральные горизонты при данном почвообразовательном процессе подвергаются сложному анаэробному процессу разложения веществ и восстановлению – оглеению, что приводит к образованию пятен, затеков и сплошных глеевых горизонтов. В относительно сухие периоды в заболоченные почвы проникает кислород воздуха. При этом закисные формы железа и марганца окисляются и переходят в окисные, в результате чего образуются различной формы и размеров железисто-марганцевые конкреции, ржаво-охристые пятна и разводы.

Общепризнанным является также наличие в отдельных районах республики буроземного и солончакового процессов почвообразования.

Буроземообразование – процесс внутрипочвенного выветривания с оглинением и ожелезнением на месте без существенного перемещения продуктов разложения. Буроземы морфологически слабо дифференцированы, сравнительно хорошо может быть выражен лишь гумусовый горизонт.

Солончаковый процесс почвообразования в Беларуси выражается в накоплении вторичных карбонатов, реже соединений железа, из жестких грунтовых вод в условиях локально проявляющегося выпотного водного режима. Горизонт накопления вторичных карбонатов или соединений железа обычно формируется непосредственно под гумусовым слоем или несколько ниже, в пределах иллювиального горизонта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 88; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.