Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Методология психолого-педагогического исследования




 

1. Дайте характеристику основных современных учений, выступающих в качестве философской основы методологии психолого-педагогического исследования.

2.Раскройте сущность системного, деятельностного, целостного подходов как реализующихся на общенаучном уровне психолого-педагогического исследования.

3. Назовите конкретно-методологические теоретические концепции, лежащие в основе психолого-педагогического исследования; проиллюстрируйте их примерами.

4.Объясните, можно ли говорить о реализации принципа объективности при выполнении исследовательской работы, если ее проводит человек, обладающий собственной позицией, системой утвердившихся взглядов и ценностей.

5.Раскройте сущность психолого - педагогических исследований различного вида; укажите, каким образом связаны фундаментальные, прикладные, разработки, теоретические и экспериментальные исследования.

6.Объясните, чем различаются понятия «проблема» и «практическая задача»?

7.Определите, какая из следующих формулировок относится к числу практических задач, а какая — к научной проблеме:

1) преодоление отставания и неуспеваемости школьников;

2) выявление и определение условий и методов формирования у школьников общеучебных умений и навыков;

3) формирование у учащихся познавательной самостоятельности.

8.По материалам периодики составьте перечень актуальных социально-педагогических проблем. Докажите актуальность одной из них.

9.Проанализируйте и дайте оценку доказательства актуальности проблемы исследования по материалам конкретной дипломной работы.

10. Выявите сходство и различие проблемы и темы исследования.

11.Укажите, какое из приведенных в паре высказываний является темой, какое - проблемой исследования:

а) - какими должны быть педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие коммуникативного потенциала студентов вуза;

- развитие коммуникативного потенциала студентов университета;

б) - определение педагогических условий в образовательном процессе школы, необходимых и достаточных для обеспечения эффективности процесса саморазвития у юношества;

- личностное саморазвитие старшего школьника в педагогическом процессе школы;

в) - научно-исследовательская работа студентов педагогического колледжа как средство формирования их готовности к педагогической деятельности;

- влияние научно-исследовательской работы на формирование готовности студентов к педагогической деятельности;

г) - саморазвитие студентов педагогического колледжа в условиях учебной деятельности;

- определение условий саморазвития студентов педагогического колледжа как основы их профессионального становления в учебной деятельности.

12. Конкретизируйте следующие темы психолого-педагогических исследований:

а) развитие интеллектуальной одаренности в подростковом возрасте;

б) отношения сотрудничества в учебно-воспитательном процессе;

в) социализация педагогически запущенных подростков;

г) взаимодействие социального педагога с семьей «группы риска».

13. Объясните, каков смысл выделения предмета исследования, если уже определен его объект.

14. По следующим темам сформулируйте объект и предмет исследования:

· Воспитание самостоятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы с целью содействия их успешной социализации;

· Организация педагогической поддержки музыкально одаренных детей в условиях общеобразовательной школы с целью их успешной социализации;

· Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников с целью их социальной адаптации..

15.Укажите, каким образом связаны цель и проблема исследования; приведите конкретные примеры, взяв за основу авторефераты диссертаций.

16. Проанализируйте представленные ниже цели студенческого исследования и сделайте аргументированный вывод, какая из них является целью курсовой, а какая - дипломной работы:

· определение педагогических условий, обеспечивающих формирование у подростков барьера к употреблению наркотиков;

· на основе изучения теории и практики выявить педагогические условия, обеспечивающие формирование у подростков антинаркотического барьера, и экспериментально проверить их эффективность.

17. На конкретном примере покажите, каким образом в гипотезе отражается характеристика предмета и предполагаемого результата исследования.

18.Укажите, каким образом соотносятся между собой цели и задачи исследования; приведите примеры.

19.Попытайтесь сформулировать цель и задачи психолого-педагогического исследования по теме «Профилактика правонарушений у подростков в условиях детского дома как условие их успешной социальной адаптации».

20.Расположите в логической последовательности задачи исследования на тему «Проблемы и условия формирования методологической культуры студентов педвуза»:

1. определить и проверить в процессе опытно-экспериментальной работы условия формирования методологической культуры студентов;

2. изучить состояние методологической культуры студентов;

3. разработать рекомендации по созданию условий формирования методологической культуры студентов;

4. проанализировать понятие «методологическая культура будущего педагога».

21. Найдите ошибки в формулировке задач дипломного исследования по теме «Специфика работы социального педагога по профилактике подростковой преступности и правонарушений в условиях детского дома»:

1. разработать теоретико-методологические основания процесса профилактики подростковой преступности и правонарушений в условиях детского дома;

2. провести анализ правонарушений за 10 лет по Осинскому району Пермской области (выявить мотивы, причины, современные тенденции преступности, специфику проявлений у воспитанников детских домов);

3. определить педагогические условия повышения профилактики подростковой преступности и правонарушений в условиях детского дома.

Попытайтесь исправить выявленные недочеты.

22. Сформулируйте цель, гипотезу и задачи для написания курсовой работы и ВКР по следующей теме - «Правовое просвещение подростков в условиях общеобразовательной школы как средство профилактики педагогической запущенности», объекту - профилактика педагогической запущенности в условиях общеобразовательной школы и предмету исследования - правовое просвещение подростков школы как средство профилактики педагогической запущенности.

23. Самостоятельно проанализируйте 2 дипломные работы и выявите правильность определения объекта, предмета, формулировку цели, задач, гипотезы исследования.

24. Сформулируйте все основные методологические характеристики для следующих тем:

· Воспитание культуры поведения у старших дошкольников с целью их успешной социализации;

· Формирование толерантности у подростков в условиях общеобразовательной школы как одно из направлений деятельности социального педагога»

· Профилактика школьной дезадаптации младших подростков какнаправление социально-педагогической деятельности.

25.Ознакомьтесь с содержанием § 4 «Конкретно-методологические принципы педагогических исследований» главы «Методология и методы педагогических исследований» в учебнике «Педагогика» (См. 19 списка литературы), выпишите определения системного, личностного, деятельностного, диалогического, антропологического подходов; подумайте, как будет меняться содержание методологических характеристик указанных выше тем (задание 24) в зависимости от подхода, выбранного исследователем.

26. Укажите, в чем различие таких методологических параметров исследования как научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Из предложенных примеров выберите те, которые выражают

а) научную новизну, б) теоретическую значимость, в) практическую значимость по темам:

· Организация самообразовательной деятельности как эффективное условие формирования у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала

а) разработаны основные положения методики и методические рекомендации организации самообразовательной деятельности в целях формирования у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала;

б) исследование существенно дополняет научные представления о педагогических возможностях самообразовательной деятельности, раскрывает взаимосвязь процессов организации самообразовательной деятельности и формирования у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала;

в) определены теоретические и организационно-методические основы самообразовательной деятельности, позволяющие решать задачу формирования у подростков готовности к развитию собственного творческого потенциала;

· Развитие коммуникативного потенциала студентов технического университета

а) разработка научно-методического обеспечения по развитию коммуникативного потенциала, включающего учебное пособие, программу спецкурса «Коммуникативное страноведение», задания и методические рекомендации для студентов и преподавателей;

б) теоретическая разработка модели развития коммуникативного потенциала студентов технического университета; а также обоснование и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий, обеспечивающих ее существование и эффективное функционирование;

в) уточнение структуры содержания и определения понятия «коммуникативный потенциал студента», а также систематизация индивидуальных коммуникативных заданий для студентов при изучении гуманитарных дисциплин.

27. Укажите, какие неточности присутствуют в формулировке практической значимости студенческого исследования; попытайтесь внести свои коррективы в предложенные формулировки в соответствии с требованиями к этому компоненту методологического аппарата:

а) материалы исследования могут быть полезны социальным педагогам, классным руководителям и воспитателям, работающим с подростками;

б) разработанные и адаптированные диагностические методики, эффективность которых экспериментально доказана, могут быть использованы социальными педагогами и классными руководителями для определения уровня самостоятельности младших подростков;

в) разработанная программа воспитания культуры поведения старших дошкольников может использоваться в ДДОУ.

Тема 3. Методы исследования, их классификация

 

1. Определите основные критерии классификации методов психолого-педагогического исследования, опираясь на позиции разных авторов. Заполните таблицу, пользуясь соответствующей литературой, сделайте выводы:

  Методы исследования
Авторы Основания отбора Методологичес- кое обоснование Теоретические Эмпирические Математические
П.И. Пидкасистый          
И.П. Подласый          
В.И. Загвязинский          
В.А. Сластенин          
В.В. Краевский          

2.Обоснуйте, почему исследователь не может ограничиться применением какого-либо одного метода, например наблюдения или анкетирования.

3.Укажите, какой метод сбора научной информации Вы изберете при индивидуальном изучении личности педагогически запущенного подростка.

4. Дополните логическую схему методов психолого-педагогического исследования и укажите основание для данной классификации:

Методы психолого-педагогического исследования
Эмпирические Теоретические ...?
Наблюдение Анализ и синтез Ранжирование
     
     
     
     
     
Эксперимент Моделирование  

5. Составьте примерный перечень методов, необходимых для изучения в ходе эксперимента проблем семей «группы риска». Обоснуйте свой выбор.

6.Продумайте, какие методы исследования могут быть использованы при подготовке курсовой (дипломной) работы по теме «Профилактика школьной дезадаптации младших подростков как направление социально-педагогической деятельности».

7.Покажите взаимосвязь методологии, методов и методик исследования.

8.Назовите метод психолого-педагогического исследования, конкретизацией которого являются следующие методики:

а) «Фантастический выбор» («Приплыла к тебе золотая рыбка и пообещала выполнить три заветных желания...»);

б) «Оцените качества характера вашего товарища»:

1. Настойчивый   Ненастойчивый
2. Самостоятельный   Несамостоятельный
3. Аккуратный   Небрежный
4. Организованный   Неорганизованный
5. Трудолюбивый   Ленивый и т.д.

9.Объясните, с какой целью организуется изучение социально-педагогической практики в процессе исследования.

10.Объясните, в чем суть анализа и обобщения передового опыта в отличие от его описания в ходе исследования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.