Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические пособия




Модуль 3.

Модуль 2.

Модуль 1.

МОДУЛЬ 3

МОДУЛЬ 2

МОДУЛЬ 1

  1. Тестирование. Проводится на 4-й неделе по материалу лекций 1- 2 и семинарских занятий 1- 4.

 

Вопросы для подготовки к тестированию:

1. Предмет, функции и методы истории.

2. Что такое исторический источник?

3. Роль исторических знаний в подготовке современного инженера.

4. Укажите факторы исторического развития России.

5. Охарактеризуй этапы развития отечественной исторической мысли.

6. Периодизация отечественной истории: точки зрения.

7. Проблема этногенеза восточных славян.

8. Восточные славяне в древности: религия, хозяйственная жизнь, общественные отношения.

9. Определите основные черты периода «военной демократии».

10. Расскажите о языческих верованиях славян.

11. Предпосылки образования древнерусского государства.

12. Как Вы понимаете сущность «норманнской теории»?

13. Выделите этапы становления Древнерусского государства.

14. Особенности государственного и социального строя Древней Руси.

15. Причины крещения Руси и его последствия.

16. Какие соседи Древней Руси представляли для нее наибольшую угрозу?

17. Причины, сущность и последствия феодальной раздробленности Руси.

18. Какие общие и отличительные черты в развитии русских земель в XIII – XV вв. Вы можете выделить?

19. Монголо-татарское завоевание и его последствия. Русь и Орда: точки зрения в исторической науке.

20. Назовите причины превращения Москвы в центр собирания русских земель.

21. В чем заключается историческое значение Куликовской битвы?

22. Какие факторы играли решающую роль в объединении Руси?

23. Особенности и этапы формирования единого Русского государства в XIV – XV вв.

24. Причины появления в церковной среде учений Нила Сорского и Иосифа Волоцкого.

25. Особенности формирования и причины различия культур Руси и Европы в период складывания централизованных государств.

2. Рубежный контроль. Является обязательным контрольным мероприятием по модулю. Проводится на 10-й неделе по материалу лекций 3- 5 и семинарских занятий 5- 10.

Вопросы для подготовки к рубежному контролю:

1. Политическое и социально-экономическое развитие России в XVI вв.

2. Задачи и направления внешней политики России в XVI в.

3. Причины, этапы и последствия Смуты.

4. Тенденции политического и социально-экономического развития России в XVII веке.

5. Основные направления внешней политики России в XVII в.

6. Охарактеризуйте цели и особенности движения Степана Разина.

7. Предпосылки и особенности формирования российского абсолютизма.

8. Каким образом начавшийся процесс абсолютизации царской власти сказался на отношениях государства и церкви? В чем суть церковного раскола?

9. Сравните тенденции и новшества, характеризующие XVII столетие.

10. Причины, сущность, последствия и историографические оценки реформ Петра I.

11. Альтернативы развития послепетровской России.

12. Основные тенденции политического развития в XVIII в.

13. Причины и сущность периода дворцовых переворотов XVIII века в России.

14. Роль гвардии в дворцовых переворотах.

15. Эволюция крепостного права в России.

16. Как изменилось положение дворянства в середине XVIII в.?

17. Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. Чем обусловлены противоречия политики «просвещенного абсолютизма»?

18. Охарактеризуйте сословную политику, экономические и административно-судебные преобразования Екатерины II.

19. Задачи и направления внешней политики России в XVIII в.

20. Реформы первой четверти XIX века в России.

21. Причины формирования тайных декабристских организаций.

22. Каково историческое значение восстания декабристов? В чем причины поражения восстания?

23. Какие факторы воздействовали на развитие общественного движения в правление Николая I?

24. Какие факторы оказывали влияние на внешнюю политику России второй четверти XIX в. Каковы ее особенности?

25. Какие факторы оказали влияние на внутриполитический курс правительства Александра II?

26. Великие реформы середины XIX века: проекты, реализация, итоги.

27. Проанализируйте особенности социально-экономического развития во второй половине XIX в.

28. Охарактеризуйте достижения и противоречия российской модернизации в конце XIX века.

29. Проследите изменения в социальной структуре России к началу XX в.

30. Какое влияние оказывают наука и техника на развитие общества?

31. Почему обучение студентов в ИМТУ называли «русским методом подготовки инженера»?

32. Каким был вклад ИМТУ в развитие науки, техники и экономики XIX начала XX века?

  1. Домашнее задание. Выполняется в форме реферата, эссе, аннотации на монографию, рецензии на статью по согласованной с преподавателем теме.

Выдача задания проводится на 6-й неделе, приём задания – на 13-й неделе.

Перечень тем, рекомендуемых для реферата:

1. 1917 год в судьбах России и мира. Октябрьская революция: от новых источников к новому осмыслению.

2. Мифы и реалии 1917 года.

3. Первая мировая война: итоги и уроки.

4. Гражданская война в России: перекресток мнений.

5. Кадровое офицерство в годы Гражданской войны.

6. Казачество на перепутье (1917 - начало 1920-х гг.).

7. Сменовеховство (из истории белой эмиграции).

8. Русские ученые и инженеры за рубежом.

9. Специфика НЭПа как переходной общественной модели.

10. Международные отношения накануне Второй мировой войны.

11. СССР в годы Второй мировой войны.

12. Война в воздухе: авиация в период Второй мировой войны.

13. Национальный вопрос и межнациональные отношения в СССР.

14. История побед и поражений советской внешней политики.

15. Внешняя разведка России и СССР в системе внешней политики и международных отношений.

16. СССР в 1985 – 1991 гг. Причины и последствия распада Советского Союза.

17. История МГТУ им. Н.Э.Баумана.

18. Ученые и власть (научно-техническая политика и интеллигенция в СССР).

19. Соперничество СССР и США в космосе.

20. Знаменитые русские инженеры.

21. Выдающиеся конструкторы оружия.

22. Научно-технический прогресс и его влияние на историю.

23. Научно-техническая политика в контексте социально-экономического развития второй половины XX в.

24. Проблемы и перспективы экономического и социально-политического развития России в начале XXI века.

Оценка результатов обучения

 

- Работа на семинаре – от 1 до 5 баллов

- Доклад – 10 баллов

- Доклад с презентацией – 15 баллов

- Участие в деловой игре - от 1 до 15 баллов

- Письменный ответ - от 2 до 5 баллов

- Тестирование – от 5 до 10 баллов

Максимальная рейтинговая оценка – 30 баллов и минимально допустимая для зачета учебного материала – 15 баллов

 

- Работа на семинаре – от 1 до 5 баллов

- Доклад – 10 баллов

- Доклад с презентацией – 15 баллов

- Участие в деловой игре - от 1 до 15 баллов

- Письменный ответ - от 2 до 5 баллов

- Рубежный контроль – от 3 до 15 баллов

Максимальная рейтинговая оценка – 30 баллов и минимально допустимая для зачета учебного материала – 20 баллов

 

- Работа на семинаре – от 1 до 5 баллов

- Доклад – 10 баллов

- Доклад с презентацией – 15 баллов

- Выступление на студенческой конференции – 15 баллов

- Письменный ответ - от 1 до 5 баллов

- Работа над лекционным курсом - до 15 баллов

- Домашнее задание – от 5 до 20 баллов

Максимальная рейтинговая оценка – 40 баллов и минимально допустимая для зачета учебного материала – 25 баллов.

 

Зачет – от 5 до 15 баллов

Вопросы для подготовки к зачёту

1. Предмет и методология истории. Этапы развития отечественной исторической мысли.

2. Особенности и основные факторы исторического развития России.

3. Этногенез восточных славян. Восточные славяне в древности: религиозные верования, хозяйственная жизнь, общественные отношения.

4. Древняя Русь: проблемы политического и социально- экономического развития (XI - XII вв.).

5. Внешняя политика Древней Руси.

6. Древнерусская культура XI – первой половины XIII вв.

7. Причины и сущность феодальной раздробленности. Русские земли в удельный период: модели развития.

8. Русь и Золотая Орда (XIII-XV вв.).

9. Этапы и особенности формирования единого Русского государства (XIV- конец XV вв.).

10. Тенденции развития русской культуры в конце XV - XVI вв.

11. Московская Русь в XVI веке: проблемы внутренней и внешней политики.

12. Опричнина: причины, сущность, последствия. Историографические оценки опричнины.

13. Смутное время (рубеж XVI - XVII вв.).

14. Особенности политического и социально-экономического развития России в XVII веке.

15. Социальные движения XVII века.

16. Церковный раскол середины XVI в. и его последствия.

17. Внешняя политика России в XVII веке.

18. Тенденции развития русской культуры в XVII веке.

19. Реформы Петра I: цели, содержание, последствия.

20. Внешняя политика конца XVII - первой четверти XVIII вв.

21. Культурные преобразования первой четверти XVIII века.

22. Эпоха дворцовых переворотов (причины и сущность). 1725 - 1762.

23. Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.

24. Русская культура во второй половине XVIII века.

25. Российская внешняя политика во второй половине XVIII века.

26. Внутренняя политика России в первой четверти XIX века.

27. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века.

28. Общественная мысль России в первой четверти XIX века. Восстание декабристов.

29. Внутренняя политика России во второй четверти XIX века.

30. Российская внешняя политика в первой половине XIX века.

31. Внутренняя политика России во второй половине XIX века.

32. Российская внешняя политика в конце XIX - начале XX веков.

33. Общественно-политическое движение в России во второй четверти - конце XIX века (консервативное, либеральное и революционное направления в общественно-политической жизни России).

34. Особенности социально-экономического и политического развития России в начале XX века.

35. Россия в Первой мировой войне. 1914 - 1918.

36. 1917 год в истории России (от Февраля к Октябрю: альтернативы 1917 года).

37. Гражданская война в России. 1918 - 1922.

38. Новая экономическая политика: суть, опыт, уроки.

39. Образование СССР. Межнациональные отношения в Советском Союзе.

40. Форсированное строительство социализма в СССР в 1920-30-е гг. (коллективизация, индустриализация).

41. Международные отношения и внешняя политика СССР накануне и в начале Второй мировой войны.

42. СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

43. Основные тенденции общественно-политического развития СССР в 1953 - 1964 гг.

44. Социально-экономическое развитие СССР в 1953 - 1964 гг.

45. СССР в годы «холодной войны».

46. Общественно-политическое и социально-экономическое развитие СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг.

47. СССР в годы «перестройки». 1985 - 1991 гг.

48. Общественно- политическое и экономическое развитие России в 1992 - 2000 гг.

49. Политическое и социально-экономическое развитие России в конце XX - начале XXI века.

50. Россия в современном мире: внешнеполитические аспекты.


Литература

Основная литература (ОЛ)

1. История России с древнейших времен до наших дней - 3-е изд., перераб. и доп. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева и др. - М.: Проспект, 2009.- 525 c.

2. Мунчаев Ш.М. Устинов В.М. История России: Учебник для вузов.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Норма, 2008. - 777 c.

3. Хрестоматия по истории России: Учеб. пособие для вузов / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А.Сивохина.- М.: Проспект, 2004. - 588 c.

Дополнительная литература (ДЛ))

1. Андреев И.Л. Алексей Михайлович. – М.: Молодая гвардия, 2006. – 640 с.

2. Анисимов Е.В. Женщины на российском престоле. – СПб.: Норинт, 2005. – 416 с.

3. Анисимов Е. В. Петр Великий: личность и реформы / Анисимов Е. В. - СПб.: Питер, 2009. - 446 с.

4. Анцупова Г.Н. МГТУ глазами историка.– М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005.– 232 с.

5. Августинович В.Г. Великая Отечественная: перелом истории.- М.: Яуза - Эксмо, 2008.–448 с.

6. Ванюков Д.А. Хрущевская оттепель.- М.: Мир книги, 2007. – 239 c.

7. Великая Отечественная. Командармы: Военный биографический словарь / В.С. Абрамов, Г.Н. Агеев, П.Д. Алексеев и др.- М.: Кучково поле; Жуковский, 2005. – 406 c.

8. Володихин Д.М., Елисеева О.И., Олейников Д.А. История на продажу. Тупики псевдоисторической мысли.- М.: Вече, 2005. - 316 c.

9. Волчкевич Л.И., Волчкевич И.Л. Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана. История и современность.- М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005.- 310 c.

10. Демократия и модернизация. Дискуссии о вызовах XXI века./ Под ред. В.Л. Иноземцев. – М.: Европа, 2010. – 318 с.

11. Захарова Л.Г. Александр II и отмена крепостного права в России. – М.: РОССПЭН, 2011. – 719 с.

12. Зимина В.Д. Белое дело взбунтовавшейся России: Политические режимы Гражданской войны. 1917 – 1920 гг. – М.: РГГУ, 2006. – 467 с.

13. Зырянов П.Н. Адмирал Колчак, верховный правитель России - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 2006.- 635 c.

14. История России в новейшее время. 1985 – 2009 гг.: учеб. / А.Б. Безбородов, Н.В. Елисеева. М.: Проспект, 2010. - 420 с.

15. Каргалов В.В. Русские воеводы XVI - XVII вв.- М.: Вече, 2005. – 380 c.

16. Козляков В.Н. Михаил Федорович. - М.: Молодая гвардия, 2010. – 352 с.

17. Кривошеев Ю.В. Древнерусское язычество.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – 80 с.

18. Ливен Д. Российская империя и ее враги с ХVI века до наших дней: Пер. с англ. - М.: Европа, 2007.- 678 c.

19. Макаренко Е.И. Социально-исторические аспекты проведения научно-технической политики и подготовка технических кадров: Российский опыт XX века.- М.: МАДИ, 2008 – 272 с.

20. Мировые войны ХХ века: В 4 кн. / РАН. Ин-т всеобщей истории; Ассоц. историков Первой мировой войны; Ассоц. историков Второй мировой войны.-2-е изд. - М.: Наука, 2005. - 525c.

21. Научные школы Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. История развития / Ред. И.Б. Федоров, К.С.Колесников - 2-е изд., доп.- М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. – 463 c.

22. Павленко Н.И. История Петра Великого. - М.: Вече, 2006.- 570 c.

23. Павленко Н.И. Екатерина Великая - 6-е изд. - М.: Молодая гвардия, 2006. – 493 c.

24. Пихоя Р.Г. Москва. Кремль. Власть. Сорок лет после войны. 1945-1985..- М.: АСТ: Астрель: Русь-Олимп, 2007. – 716 c.

25. Пихоя Р.Г. Москва. Кремль. Власть. Две истории одной страны. Россия на изломе тысячелетий. 1985 - 2005. - М.: АСТ, Астрель, Русь-Олимп, 2007. – 551 c.

26. Седов П.В. Закат Московского царства: царский двор конца XVII века. – СПб: изд-во «Дмитрий Булганин», 2006. – 604 с.

27. Селезнев Г.К. Политическая история современной России: 1991 - 2001. - М.: Мнемозина, 2005. – 304 с.

28. Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский.- 2-е изд., испр.- М.: Молодая гвардия, 2007. – 328 c.

29. Смоленский Н.И. Теория и методология истории. М.: Academia, 2008. – 272 с.

30. Федоров И.Б. Павлихин Г.П. Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана. 175 лет (1830 - 2005). - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. – 351 c.

31. Шубин А.В. Парадоксы Перестройки. Упущенный шанс СССР. - М.: Вече, 2005, - 477 с.

1. Отечественная история (VI – XVII вв.). Учебное пособие / И.Л. Абрамова, И.В. Берснева, А.С. Божич, Т.Р. Суздалева; Под ред. И.В. Берсневой, Т.Р. Суздалевой. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. - 172 c.

2. Отечественная история. Учебно-методическое пособие: в 2 ч. Ч. I (IX – XVII вв.) / И.Л. Абрамова, И.В. Берснева, Г.Л. Волохова и др.; Под ред. Б.Н. Земцова. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. - 172 c.

3. Отечественная история. Учебно-методическое пособие: в 2 ч. Ч. II (XVIII – начало XX вв.) / И.Л. Абрамова, А.С. Божич, Б.Н. Земцов и др.; Под ред. Б.Н. Земцова. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. - 157 c.

4. Отечественная история (новейший период): Учеб.-метод. пособие: В 2 ч.: Ч. I. 1917 - 1945 / И.В. Берснева, А.С. Божич, Н.В. Давлетшина и др.; Под ред. Б.Н. Земцова, К.В. Федорова. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. - 272 c.

5. Отечественная история (новейший период): Учеб.-метод. пособие: В 2 ч.: Ч. II. 1945 - 2005 / И.В. Берснева, А.С. Божич, Н.В. Давлетшина и др.; Под ред. Б.Н. Земцова, К.В. Федорова. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. - 179 c.

6. Волохова Г.Л., Колобов Б.В. Бауманцы на фронтах и в тылу Великой Отечественной войны.- М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. - 84 c.

7. Кунц Е.В. Менталитет и культура сословий русского общества второй половины XVIII – первой половины XIX в. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. - 36 c.

8. Спецкурсы по Отечественной истории: Учеб.-метод. пособие / И.Л. Абрамова, И.В. Берснева, Г.Л. Волохова и др.; Под ред. К.В. Федорова. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. - 112 c.

9. История науки и техники в России. В 3 Ч. / Под ред. К.В. Федорова, Б.Н. Земцова. - Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. - 292 c.

Рекомендуемые Интернет-сайты:

1. Электронная библиотека: тексты исторических источников; базы данных по экономической истории кон. ХIХ – начала ХХ вв. - http://www.hist.msu.ru

2. Хронос. Исторические источники IХ – ХХ вв. - http://hrono.ru/dokum/docum.html

3. Российский общеобразовательный стандарт. Министерство образования и науки РФ- http://historydoc.edu.ru

4. Научная электронная библиотека – http://elibrary.ru

5. Российский государственный социальный университет. Образовательные ресурсы Интернета (Учебники и справочники по истории России) - http://www.alleng.ru/edu/hist4.htm

6. Федеральный фонд учебных курсов - http://www.ido.rudn.ru/ffec/hist-index.htm l

7. Электронная библиотека Гумер. История - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/History_Russia.php

8. Скепсис. Научно-просветительский журнал - http://scepsis.ru/library/history/page1/

9. Книги по истории, археологии, географии, этнографии, филологии, лингвистике, генеалогии, философии, изданные преимущественно до 1917 года - http://gbooks.archeologia.ru

10. Исторические науки. Издания до1917 года включительноhttp://rutracker.org/forum/viewforum.php?f=2020





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 67; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.