КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Для проведения занятий семинарского типа
Методические рекомендации Тема 1. Методология естественно-научного и социального познания. План: 1. Проблема особенностей социального познания. 2. Естественно-научные методы в социальных исследованиях: возможности и проблемы использования. 3. Культура естественно-научного познания: помощь гуманитарию или попытка вытеснения традиционных методов исторических исследований? Литература: Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. М., 2000. С. 35-82. Занятие организуется в форме диспута. Группа разбивается на две команды, одна из которых отстаивает единство естественно-научных и социальных методов научного познания, другая настаивает на их полной противоположности. По каждому из вынесенных вопросов команда определяет основного докладчика. Готовясь к первому вопросу следует обратиться к идеям, почерпнутым из школьного курса обществознания, касающихся особенностей социального познания, а именно: совпадения объекта и субъекта познания, сложности самой структуры объекта познания (общества). ограниченности или невозможности проведения эксперимента, ангажированности исследователя, определяемой его национальной, социально-классовой и конфессиональной принадлежностью, затрагиванием интересов социальных групп – потенциальных потребителей результатов исследования, а также принципиальными расхождениями в использовании конкретно-исторического метода. Группе, отстаивающей единство методов научного познания, рекомендуется поставить все эти идеи под сомнение, попытавшись предположить возможное наличие этих же признаков у естественно-научного познания или указывая на неоднозначность их трактовки к социальному познанию.
Диспут по второму вопросу следует строить вокруг нескольких концентров. Во-первых, применения естественно-научных методов там, где они действительно необходимы (например, дендрохронология, химический и спектральный анализ материалов для письма и чернил (красок), анализ ДНК для установления подлинности останков исторических личностей и т.п.). Во-вторых, построения различного рода математических моделей социальных процессов с применением методов естественных наук. В-третьих, попыток переноса формально-логических методов на социальные процессы. И в-четвертых, спекулятивных попыток представить исторический процесс как действие каких-либо сил, имеющих исключительно природное начало. Третий вопрос предполагает свободную дискуссию по проблеме необходимости знания гуманитарием современных представлений о естествознании и возможной и необходимой глубине этих знаний. Тема 2. Эволюция естественных наук в культурно-историческом контексте. (6 часов) 1. Естественно-научное знание в «доклассическую» эпоху (2 часа) 1.1. Естественно-научное знание как дополнение к философской мысли Античности. 1.2. Естественно-научное знание на периферии схоластики в Средние века. 1.3. Естественно-научное знание в эпоху Возрождения. Литература: Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. М., 2000. С. 437-450.
По каждому из выделенных вопросов назначаются по два содокладчика, которые должны представить и защитить свою компьютерную презентацию по определенной теме. Презентация должна содержать максимум наглядного материала, рисующего эволюцию естественных наук на фоне развития мирового искусства, общественной мысли и ключевых событий исторического процесса. В первом вопросе очень важно не «свалиться» в пересказ античных философских идей, которые вполне доступны для понимания из литературы по истории философии и науки. Следует четко понимать, что выделение философии как области духовной культуры из мифологии – это революция, благодаря которой и стало возможным дальнейшее развитие естествознания (прежде всего, европейского). Следует четко разобраться с понятием «натурфилософия» не только как с составной частью философского знания, но и как со специфическим методом познания природы, противоположном подходам современной науки. В то же время, говоря о вкладе философов античности (Демокрита и Аристотеля) в развитие знаний о природе, не забывать подчеркивать их именно естественно-научные представления. Одним из важных вопросов для освещения выступает также и проблема того, почему несмотря на появление блестящей плеяды мыслителей, собственно наука так и не смогла развиться. Рассуждая о естественно-научных представлениях эпохи Средневековья нельзя ограничиваться лишь указанием на отдельные достижения. Появление университетов и господство Христианского вероучения. Следует разобраться со схоластической, герметической и опытно-эмпирической традициями в естественно-научных представлениях, а также понять, каких образом в рамках Христианской теологии допускались рассуждения о природе сущего. Третий вопрос. Помимо культурологических составляющих, требует понимания обстоятельств, благодаря которым произошел революционный сдвиг в представлениях о природе, фактически поставленной на место Бога как главного объекта познания. Применительно к эпохе Возрождения (и ряду последующих столетий) важно разобраться, каким образом представители ученого мира могли объединять свои усилия в научном поиске в условиях господства воинствующего религиозного мировоззрения и фактического упадка университетов как центров науки.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 39; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |