Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационная структура управления




 

Организационная структура является одним из основных элементов управления предпринимательской единицей.

Структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений с распределением целей и задач управления кадровым составом организации. Организационная структура управления представляет собой совокупность управленческих звеньев, находящихся в строгой соподчинённости и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.

Линейная структура управления является обычной для организаций, где каждый работник подчиняется единственному руководителю, никто не выполняет штабных функций. Штабные должности обеспечивают меньшую власть, чем линейные. Лица, занимающие штабные должности используют свои специальные знания для того, чтобы помогать линейным менеджерам решать сбытовые и производственные проблемы. Если линейные менеджеры могут сказать: «Делай это и делай сейчас», штабные менеджеры говорят: «Вы должны сделать это таким образом, поскольку это наилучший вариант».

Иными словами, линейные полномочия представляют силу власти, которой одно лицо обладает в отношении другого, а штабные полномочия представляют собой силу знания, которым одно лицо обладает в отличие от другого.

Другое различие между линейными и штабными полномочиям заключается в том, что задачей линейных подразделений является получение продукта и его продажа, а задачей штабных подразделений является генерирование идей, нацеленных на поддержание прибыльности и конкурентоспособности предприятия. Однако для сотрудников штабных подразделений недостаточно просто генерировать идеи: они должны уметь заставить свои идеи работать.

Преимущества линейной структуры управления состоят в единстве и чёткости распорядительства, простоте управления, согласованности действий исполнителей, оперативности принятия решений и чётко впряженной ответственности руководителя за результат предпринимательской деятельности своего подразделения.

Недостатками являются высокие требования к руководителю в целях обеспечения эффективного управления, затруднительные связи между инстанциями, концентрация власти в верхушке, интенсивная перегрузка с множеством контрактов с сотрудниками, смежными структурами, большой объём информации.

В линейно-штабной организационной структуре управления все работники подчиняются одному руководителю.

Частичного совпадения обязанностей не происходит. Взаимосвязи тех, кто выполняет штабную работу по бухгалтерскому учету и учету кадров, а также персонала, осуществляющего руководство теми, кто выполняет линейные обязанности по производству и сбыту, представлены пунктиром. Хотя это и может показаться совпадением полномочий, но на самом деле это не так.

В функциональной структуре управления работник может подчиняться двум или более руководителям. При такой форме организации мастер на производстве может подчиняться непосредственно бухгалтеру, агенту по закупкам, исследователю, а также руководителю производства. Как и в любой другой схеме, в этом виде также есть свои преимущества: высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций, исключение дублирования при выполнении управленческих функций, освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов, уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.

Недостатки функциональной структуры управления: в чрезмерной заинтересованности в реализации целей и задач своих подразделений, длительность процедур принятия решения, отсутствие гибкости организационной формы, с трудом реагирующей на изменения.

Функциональная организация обычно ведёт к хаосу. При наличии двух и более руководителей работник никогда не знает, к кому следует обратиться при возникновении проблемы и ни один из руководителей не отвечает полностью за деятельность работников. Очевидно, что предпринимателям лучше отказаться от этой формы организации.

Преимущества линейно-функциональной структуры управления заключаются в более глубокой подготовке планов и решений, связанных со специализацией работников с возможностью привлечения консультантов и экспертов, освобождения главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем. Но при этом налицо недостаточно чёткая ответственность, отсутствие тесной взаимосвязи на горизонтальном уровне между производственными структурами и более развитая система взаимодействия по вертикали, что приводит к чрезмерной централизации.

В программно-целевой (матричной) структуре управления высока возможность быстро реагировать на изменяющиеся внешние и внутренние условия, повышения личной ответственности за выполнение предпринимательской программы, засчёт формирования программных подразделений, активно взаимодействующих с функциональными структурами, повышается творческая активность административно-управленческого персонала, усиливается мотивация деятельности засчёт демократических принципов руководства.

Предприниматель должен также учитывать ограниченные возможности организационных схем, поскольку они часто показывают больше, чем может быть реализовано на практике. Немногие предприятия действуют в точности так, как показано на организационных схемах. У растущих предприятий организационные схемы вскоре устаревают, непредвиденные события часто изменяют планы предпринимателя, по этой причине мудрые предприниматели обновляют свои организационные схемы, по меньшей мере, ежегодно.

Подготовка организационной схемы заставляет предпринимателей придавать определённую форму своим замыслам до открытия собственного дела. Перед составлением схемы они должны обдумать, какую работу следует выполнить для обеспечения прибыльности предприятия и каким образом должна быть выполнена эта работа. Без этого организационные схемы не имеют никакой ценности.

Возможности схемы ограничиваются также тем, что на ней нельзя показать, каким образом все рабочие места в пределах предприятия связаны друг с другом. Попытка сделать это приведёт к тому, что лист покроется бесчисленными сплошными и пунктирными линиями, перепутанными между собой. Хорошая организационная схема проста и выделяет только ключевые должности и линии полномочий. Эффективная организационная схема должна быть информативной. Предприниматель должен составить все должностные инструкции, как линейные, так и штабные.

Должностные инструкции позволяют предпринимателям избежать проблемы, возникающие особенно часто при росте предприятия, когда они нанимают больше работников. Эту проблему называют организационной неразберихой. Как правило, она бывает связана с неспособностью предпринимателя разработать организационную схему. Обычно предприниматели позволяют своим организациям развиваться естественным путём, когда каждый подчиняется своему руководителю или когда некоторые сотрудники подчиняются двум и более руководителям. Возникающая путаница часто вызывает раздражение и разочарование, пустую трату усилий и дублирование выполняемой работы.

Должностные инструкции являются одним из аспектов организационной схемы. Предприниматель должен определить также квалификацию, необходимую для выполнения обязанностей на каждом рабочем месте. Выбор менее квалифицированных работников может привести к появлению обыкновенного среднего предприятия.

Таким образом, ни один организационный план не является завершенным без подготовки организационной структуры предпринимательской единицы, которая разграничивает ответственность и полномочия. Отсюда следует: чем квалифицированнее команда, тем выше вероятность успеха.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 55; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.