Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи дисциплины 1 страница




Когда ху­дож­ник жил в Крыму (1) он всё своё время по­свя­щал со­зер­ца­нию кар­тин при­ро­ды (2) и (3) если по­го­да рас­по­ла­га­ла к про­гул­кам (4) ча­са­ми изу­чал на мор­ском бе­ре­гу ри­су­нок бес­ко­неч­но бе­гу­щих одна за дру­гою волн.

Света по­до­шла к маль­чи­ку (1) стар­шая сест­ра (2) ко­то­ро­го (3) учи­лась с ней в одном клас­се (4) и по­здо­ро­ва­лась.

Море в этом го­род­ке (1) видно (2) ото­всю­ду. Мест­ные жи­те­ли (3) од­на­ко (4) не спе­шат на пляж.

Сде­лав боль­шой круг по га­зет­но­му пе­ре­ул­ку в Кис­лов­ке (1) Левин опять вер­нул­ся в го­сти­ни­цу и (2) по­ло­жив перед собой часы (3) сел (4) ожи­дая две­на­дца­ти.

Теaтр был огром­ный, с кaме(1)ыми коло(2)aми: нa крыше его взвивaлись нa дыбы чугу(3)ые лошaди, и их беше(4)ый порыв му­же­стве(5)о сдер­живaл че­ло­век с вен­ком нa го­ло­ве, долж­но быть силь­ный и хрaбрый.

15. За­да­ние 15 Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую

1) Текст может со­сто­ять из двух-трёх пред­ло­же­ний или из не­сколь­ких аб­за­цев.

2) На буг­рах и про­та­ли­нах по­яви­лись под­снеж­ни­ки и цветы мать-и-ма­че­хи.

3) Лишь не­мно­гие мхи яв­ля­ют­ся ис­клю­че­ни­ем из пра­ви­ла и встре­ча­ют­ся в сухих и даже за­суш­ли­вых ме­стах.

4)Ветер сти­хал и све­жая про­хла­да на­чи­на­ла рас­про­стра­нять­ся в ви­но­град­ни­ках.

5) Язык от­ра­жа­ет в своих сло­вах как об­ще­че­ло­ве­че­ские по­ня­тия так и на­ци­о­наль­но-спе­ци­фи­че­ские яв­ле­ния куль­ту­ры на­ро­да.

 

16. За­да­ние 16 Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

17. За­да­ние 17 Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

 

18. За­да­ние 18 Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

 

19. За­да­ние 19 Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

20. За­да­ние 20 Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

1) Со­вре­мен­ные юноши и де­вуш­ки нашли бы, о чём по­го­во­рить, о чём спро­сить ребят, жив­ших в да­ле­кие от нас годы

2) Гри­го­рий Глин­ка со­ве­то­вал Кюхле ис­поль­зо­вать мо­ло­дость для изу­че­ния хо­ро­ших манер.

3) Виль­гель­ма Кю­хель­бе­кера не лю­би­ли в Лицее, по­то­му что он был очень обид­чив и плак­сив.

4) Если при­вык­нуть на все вещи смот­реть с пло­хой сто­ро­ны, ты легко можно стать не­счаст­ли­вым.

5) Глядя на себя и своих дру­зей как бы со сто­ро­ны, «через дру­гой век», мы лучше по­ни­ма­ем тех, кто на­хо­дит­ся рядом с нами.

 

ТЕКСТ

(1)Виль­гельм, про­чти свои стихи,

Чтоб мне за­снуть ско­рее.

 

(2)Скажи, Виль­гельм, не то ль и с нами было,

Мой брат род­ной по музе, по судь­бам?

(3)Какие раз­ные оцен­ки од­но­го че­ло­ве­ка — одним и тем же, дру­же­ским, пером!

(4)Где ис­ти­на? (5)В каком году?

(6)Везде...

(7)0дна­ж­ды в невесёлый час Виль­гельм Кю­хель­бе­кер на­пи­шет мужу стар­шей сест­ры, из­вест­но­му учёному и пе­да­го­гу Гри­го­рию Глин­ке, что в Лицее всё ему не­ми­ло, что дру­зей нет и дел нет. (8)Род­ствен­ник от­ве­чал: «...жалею вме­сте с тобою о твоих не­уда­чах», со­ве­то­вал креп­че при­на­лечь на науки, но винил и са­мо­го Кюхлю:

(9)«Ты на­прас­но на­де­ешь­ся найти дру­зей между вет­ре­ни­ка­ми твоих лет, не со­зрев пока сам для чув­ства друж­бы. (10)Во­об­ще ста­рай­ся вос­поль­зо­вать­ся зо­ло­тою порой мо­ло­до­сти твоей, за­ни­ма­ясь ис­клю­чи­тель­но на­у­ка­ми, в ко­то­рых благо жизни нашей; не упус­кай при­том из виду бу­ду­ще­го сво­е­го на­зна­че­ния в об­ще­стве и сде­лай себя до­стой­ным его. (11)Не плачь обо всём и во вся­кое время; плак­си­вое лицо, точно как и слиш­ком груст­ное рас­по­ло­же­ние духа, ни­ма­ло не со­че­та­ет­ся с юно­ше­ским воз­рас­том. (12)При­вык­нув на все вещи смот­реть с худой сто­ро­ны, ты по­не­во­ле бу­дешь не­счаст­лив. (13)Верь также мне, что мы во всех почти слу­ча­ях жизни сами бы­ва­ем ору­ди­ем соб­ствен­но­го на­ше­го сча­стия или зло­клю­че­ния».

(14)Да Кю­хель­бе­кер и сам в дру­гую ми­ну­ту назовёт дру­зей «ми­лы­ми и пре­крас­ны­ми».

(15)Так и будет впредь: друж­ба и на­смеш­ка, друж­ба и без­жа­лост­ная эпи­грам­ма. (16)Кюхля вы­зо­вет Пуш­ки­на стре­лять­ся; от на­сме­шек над своей дол­го­вя­зой, не­склад­ной фи­гу­рой придёт в от­ча­я­ние; од­на­ж­ды ки­нет­ся то­пить­ся в Цар­ско­сель­ский пруд — его вы­та­щат и будут лю­бить, как и пре­жде лю­би­ли, удив­ля­ясь со­че­та­нию вдох­но­ве­ния, та­лан­та и страш­ных не­со­об­раз­но­стей. (17)Любя, ста­нут снова из­де­вать­ся, ми­рить­ся...

(18)Тот, кто будет чи­тать об этой друж­бе, не смо­жет не за­ду­мать­ся: а как же у нас всё было и будет? (19)И по­че­му порою имен­но так, как у пер­вых ли­це­и­стов? (20)И от­че­го не так?

(21)Важно ли, в каком веке были мо­ло­ды и со­ста­ри­лись былые од­но­класс­ни­ки? (22)Важно ли, горят у них в класс­ной ком­на­те элек­три­че­ские лам­поч­ки или свечи? (23)Носят ли джин­сы или кам­зо­лы, тре­угол­ки? (24)Ко­неч­но, раз­ни­ца веков нам не­без­раз­лич­на. (25)Ко­неч­но, каж­дая эпоха имеет свой не­по­вто­ри­мый голос и стиль... (26)Но сколь­ко здесь об­ще­го! (27)Разве они, юные пра­де­ды, не лю­би­ли, как пра­вну­ки, не меч­та­ли, не уми­ра­ли? (28)Разве мы, со­вре­мен­ни­ки кос­ми­че­ских ракет и те­перь уже циф­ро­во­го те­ле­ви­де­ния, не нашли бы, о чём по­го­во­рить, о чём спро­сить тех ребят, а они — нас?

(29)Глядя на себя и своих дру­зей как бы со сто­ро­ны, «через дру­гой век», через дела, мысли и до­ку­мен­ты давно ушед­ших людей, мы вдруг за­ме­ча­ем то, что вб­ли­зи, вплот­ную, было почти не­раз­ли­чи­мо...

(По Н. Я. Эй­дель­ма­ну*)

 

* Натан Яко­вле­вич Эй­дель­ман (1930-1989) — пи­са­тель, ис­то­рик, ли­те­ра­ту­ро­вед.

21. За­да­ние. Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

1) В пред­ло­же­ни­ях 21—26 со­дер­жит­ся рас­суж­де­ние.

2) В пред­ло­же­ни­ях 11—13 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

3) В пред­ло­же­ни­ях 16—17 пе­ре­чис­ле­ны про­изо­шед­шие со­бы­тия

4) Пред­ло­же­ние 9 со­дер­жит опи­са­ние.

5) Пред­ло­же­ние 29 со­дер­жит по­вест­во­ва­ние.

 

22. За­да­ние Вы­пи­ши­те си­но­ним к слову ВЫ­СО­КИЙ (ВЫ­СО­КОЙ) из пред­ло­же­ния 16.

23. За­да­ние 23 Среди пред­ло­же­ний 7—12 най­ди­те такое, ко­то­рое свя­за­но с преды­ду­щим при по­мо­щи кон­текст­ных си­но­ни­мов. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

 

24. За­да­ние Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

«Та­лант­ли­вый пуш­ки­нист Н. Я. Эй­дель­ман, по­свя­тив­ший свою на­уч­ную и ли­те­ра­тур­ную де­я­тель­ность ис­то­рии де­каб­рист­ско­го дви­же­ния, срав­ни­ва­ет дру­же­ские от­но­ше­ния со­вре­мен­ных мо­ло­дых людей и ли­це­и­стов пуш­кин­ско­го вы­пус­ка, ис­поль­зуя такой приём, как (А)_____ (пред­ло­же­ния 9—13), и син­так­си­че­ские сред­ства: (Б)_____ (на­при­мер, в пред­ло­же­нии 16) и (В)_____ (пред­ло­же­ния 27, 28). (Г)_____ («друж­ба* — «на­смеш­ка», «друж­ба» — «эпи­грам­ма» в пред­ло­же­нии 15) подчёрки­ва­ют свое­об­ра­зие от­но­ше­ний между ли­це­и­ста­ми».

Спи­сок тер­ми­нов:

1) ри­то­ри­че­ские во­про­сы

2) кон­текст­ные ан­то­ни­мы

3) эмо­ци­о­наль­но-оце­ноч­ные слова

4) раз­го­вор­ные слова

5) ряды од­но­род­ных чле­нов

6) ме­та­фо­ры

7) во­прос­но-от­вет­ная форма из­ло­же­ния

8) срав­ни­тель­ный обо­рот

9) ци­ти­ро­ва­ние

25. За­да­ние 25 На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые, по Ва­ше­му мне­нию, важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния).

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). На­пи­ши­те, со­глас­ны или не со­глас­ны Вы с точ­кой зре­ния ав­то­ра про­чи­тан­но­го тек­ста. Объ­яс­ни­те по­че­му. Своё мне­ние ар­гу­мен­ти­руй­те, опи­ра­ясь в первую оче­редь на чи­та­тель­ский опыт, а также на зна­ния и жиз­нен­ные на­блю­де­ния (учи­ты­ва­ют­ся пер­вые два ар­гу­мен­та).

Объём со­чи­не­ния – не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

 

 

Целью дисциплины является формирование у выпускников следующих компетенций:

 

 

общекультурные компетенции (ОК)
ОК-8 обладать способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности): итоговая государственная аттестация, включая подготовку выпускной квалификационной работы
профессиональные компетенции (ПК)
ПК-6 обладать способностью собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-техническую информацию по тематике исследования, использовать достижения отечественной и зарубежной науки, техники и технологии)
ПК-8 обладать готовностью участвовать в подготовке технико-экономического обоснования проектов создания систем и средств автоматизации и управления)
ПК-9 обладать способностью осуществлять сбор и анализ исходных данных для расчета и проектирования систем и средств автоматизации и управления)
ПК-10 обладать способностью производить расчёты и проектирование отдельных блоков и устройств систем автоматизации и управления и выбирать стандартные средства автоматики, измерительной и вычислительной техники для проектирования систем автоматизации и управления в соответствии с техническим заданием)

 

В процессе обучения студент должен освоить следующие дидактические единицы:

 

- техническая система

- жизненный цикл технической системы

- системы управления

- автоматическое регулирование;

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

 

знать:

основные положения Государственного образовательного стандарта специальности 220400 Управление в технических системах;

область профессиональной деятельности выпускника вуза пр направлению подготовки 220400 'Управление в технических системах', квалификация – бакалавр

объекты профессиональной деятельности бакалавра

виды профессиональной деятельности бакалавра

задачи профессиональной деятельности бакалавра

уметь:

составлять функциональные схемы и математические модели простых систем управления;

владеть:

основными понятиями теории технических систем и систем автоматического регулирования.

 

ВОПРОСЫ

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

 

Определение системы

Примеры систем

Подсистема

Структура системы. Схема. Конфигурация

Окружение системы. Объемлющая система

Процесс. Функционирование системы

Моделирование систем. Модель. Оригинал модели

Натурное моделирование

Аналоговое моделирование

Понимание системы. Концептуальные, математические и графические модели.

 

ОТРГАНИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

 

Определение организационной системы.

Цель организационной системы

Промышленное предприятие

Разделение промышленных предприятий по отраслям. Завод, фабрика, рудник, шахта, электростанция

Заводоуправление. Директор промышленного предприятия. Главный инженер.

Отделы заводоуправления. Конструкторский отдел. Технологический отдел. Плановый отдел. Отдел снабжения. Отдел главного механика. Отдел главного энергетика

Цехи. Примеры специализированных (основных) цехов. Вспомогательные цехи

 

ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

 

Определение технической системы.

Назначение технической системы

Принцип действия технической системы. Машины.

Рабочие машины. Назначение, основные типы и примеры рабочих машин

Структура рабочей машины

Исполнительный орган рабочей машины. Движетель транспортной машины. Примеры движетелей

 

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ МАШИНЫ

 

Энергия. Виды энергии. Примеры перехода энергии из одного вида в другой

Определение энергетической машины

Назначение двигателя внутреннего сгорания

Структура двигателя внутреннего сгорания. Цилиндр и поршень. Клапаны

Принцип действия четырёхтактного двигателя внутреннего сгорания. Рабочий ход поршня

Кривошипно-шатунный механизм. Роль маховика

Коленчатый вал

Детонация двигателя внутреннего сгорания. Антидетонаторные присадки. Применение медленно сгорающих углеводородов

Гидравлическая турбина. Структура гидравлической турбины. Применение гидравлических турбин

Активная гидравлическая турбина

Реактивное движение.

Определение импульса механической системы. Импульс системы, образованной частицами (материальными точками)

Закон сохранения импульса

Движение ракеты

Принцип действия реактивной гидравлической турбины

Паровая турбина

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

 

Сообщение и информация

Источник информации, потребитель информации, среда передачи информации

Прагматическая функция информации

Информационный процесс. Примеры элементарных информационных процессов

Качество информации. Показатели качества информации. Цель организации информационного процесса

 

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ МАШИНЫ

 

Модель фон Неймана

Компоненты вычислительной машины

Структура памяти. Адрес ячейки памяти

Структура команды

Принцип работы вычислительной машины. Счётчик команд. Примеры операций

Взаимодействие вычислительной машины с внешними устройствами. Порты

 

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

Определение управления. Устройство управления и объект управления.

Автоматическое регулирование Автоматический регулятор

Примеры автоматических регуляторов

Структура автоматического регулятора

Регуляторы прямого и непрямого действия

 

КАЧЕСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

 

Качество продукции

Стационарный режим функционирования системы

Переходный процесс

Качество системы автоматического регулирования

 

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

 

Жизненный цикл технической системы

Этап предпроектного исследования системы

Техническое задание

Этап проектирования системы

Эскизный проект

Рабочий проект

Технико-экономическое обоснование технической системы.

Конструкторская документация

Единая система конструкторской документации

Технологическая документация

Изобретение и конструирование

Тестирование технической системы

Отладка технической системы

Испытание технической системы

Монтажные работы

Наладка технической системы

Внедрение технической системы

Назначение средств диагностики

Поверка средств измерений

Метрология

Сопровождение технической системы

Профилактика технической системы

Ремонт технической системы

 

ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА

Область профессиональной деятельности выпускника вуза по направлению подготовки 220400 «Управление в технических системах», квалификация – бакалавр

Объекты профессиональной деятельности бакалавра

Виды профессиональной деятельности бакалавра

Задачи профессиональной деятельности бакалавра

Проектно-конструкторская деятельность

Производственно-технологическая деятельность

Научно-исследовательская деятельность

Организационно-управленческая деятельность

Монтажно-наладочная деятельность

Сервисно-эксплуатационная деятельность

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

 

1. Определение системы. Система представляет собой множество объектов (компонентов системы), связанных друг с другом и образующих определённую целостность.

 

1.1. Примеры систем. Описания следующих систем можно найти в учебниках физики:

 

Пример 1. Компонентами рычажных весов служат равноплечный рычаг и две чаши, прикрепленые к концам рычага.

 

Пример 2. Вдоль стенок цилиндра скользит поршень, между дном цилиндра и поршнем находится газ, который нагревается источником тепла, расположенным под дном цилиндра.

 

1.2. Подсистема. Целостная часть системы называется её подсистемой. В примере 2 цилиндр является подсистемой, состоящей из дна и стенок.

 

1.3. Структура системы. Бинарная связь соединяет друг с другом два объекта, тернарная — три объекта и т. д. Совокупность связей между компонентами системы называется структурой системы. Структуру системы с бинарными связями обычно представляют в виде схемы, на которой компоненты системы изображают прямоугольниками, а связи между ними — линиями, внутри прямоугольника пишут имя компонента. Иногда говорят не о структуре системы, а о её конфигурации. Обычно слово «конфигурация» используется в том случае, когда связи между компонентами системы могут изменяться (конфигурирование электронной вычислительной машины — выбор и установка на ЭВМ программного обеспечения, необходимого для решения определённой задачи).

 

1.4. Окружение системы. Как правило, компоненты системы связаны не только друг с другом, но и с объектами, которые находятся вне её, эти объекты образуют окружение системы. Если добавить к системе какие-то объекты из её окружения, то новая система будет объемлющей по отношению к исходной системе, а та становится подсистемой своей объемлющей системы. В примере 1 окружение системы образуют груз, гири и Земля; если в примере 2 расширяющийся газ толкает поршень, который поднимает груз, то груз включается в окружение системы.

 

1.5. Геометрические и физические связи. Компоненты систем, описанных в примерах 1 и 2 прикреплены друг к другу, их взаимное расположение не может быть произвольным. Такая связь называется геометрической. Связь между газом в цилиндре (пример 2) и источником тепла является физической — газ нагревается за счёт тепла, которое он получает от источника тепла.

 

1.6. Процесс. В каждый момент времени компоненты технической системы находятся в определённом состоянии; последовательности изменения их состояний с течением времени образуют процессы, протекающие в системе. Последовательность изменений состояний всей системы с течением времени в соответствии с назначением системы называется её функционированием.

 

2. Моделирование систем. Моделированием называется любой метод исследования, позволяющий получить информацию о некоторой системе (оригинале модели) путём изучения другой системы (модели).

 

2.1. Натурное моделирование. Как правило, прямые экспериментальные исследования оригинала модели осложняются целым рядом факторов. К ним относятся слишком большие или слишком малые размеры системы, слишком быстрая (медленная) скорость процесса, высокая (низкая) температура, отсутствие оригинала модели (когда моделируемая система только проектируется). Когда целью исследования является детальное изучение вполне конкретного процесса, протекающего в системе с определёнными геометрическими и физическими характеристиками при заданных режимных условиях применяют натурное (физическое) моделирование. Примерами натурного моделирования могут служить эксперименты с уменьшенными копиями самолётов в аэродинамических трубах и судов в опытовых бассейнах.

 

2.2. Аналоговое моделирование. При аналоговом моделировании физические процессы в модели и её оригинале качественно различны, однако между ними существует определённая аналогия (сходство). Постоянный электрический ток в проводнике можно представить с помощью течения жидкости по трубе, на физической географической карте с помощью цвета выделяют особенности рельефа местности, кружочками обозначают населённые пункты и т. п.

 

2.3. Понимание системы. Для того, чтобы понять структуру сложных систем и закономерности протекающих в ней процессов, строят их концептуальные, математические и графические модели. Как правило, они представляют собой описания систем с помощью естественного языка (русского, английского, китайского и т. п.), к которым добавляются специальные термины, математические символы, схемы, графики, таблицы.

 

 

ОТРГАНИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

 

1. Определение организационной системы. Компонентами организационных систем являются люди, а также здания, сооружения, оргтехника, средства связи и т. п. Примерами организационных систем служат школа, университет, фирма, предприятие.

 

2. Цель организационной системы. Деятельность людей, входящих в организационную систему, должна быть направлена на достижение поставленных перед ней целей.

 

3. Промышленное предприятие. Промышленным предприятием называется организационная система, которая использует для производства различной продукции систему машин.

 

3.1. Разделение промышленных предприятий по отраслям. Промышленные предприятия разделяют по отраслям, другими словами — по виду выпускаемой продукции. В России примерно 20 основных отраслей промышленности: топливная, химическая, машиностроение, чёрная и цветная металлургия и др. Часто промышленное предприятие называют заводом, в отдельных отраслях промышленности промышленные предприятия называются по-другому: фабрика (текстильная, пищевая промышленность), шахта или рудник (горная промышленность), электростанция (электроэнергетика).

 

3.3. Заводоуправление. Деятельностью завода руководит заводоуправление во главе с директором. Первый заместитель директора — главный инженер. Заводоуправление состоит из отделов: конструкторского, технологического, планового, бухгалтерии, отдела главного механика, отдела главного энергетика, отдела снабжения, отдела кадров и т. д.

 

3.3.1. Конструкторский отдел. В конструкторском отделе разрабатывается конструкторская документация — графические и текстовые документы (схемы, расчёты, пояснительные записки и т. п.), содержащие сведения об изделиях, необходимые для их изготовления, эксплуатации и ремонта.

 

3.3.2. Технологический отдел. Заводские технологи определяют последовательность операций, составляющих производственный цикл, необходимое оборудование, сколько времени и материалов будет израсходовано, сколько рабочих будет выполнять каждую операцию и т. д.

 

3.3.3. Плановый отдел. Плановый отдел определяет количество единиц оборудования, численность рабочих, объём финансовых средств, необходимых для выпуска продукции, составляет календарные графики выполнения производственных заданий.

 

3.3.4. Отдел снабжения устанавливает связи с другими предприятиями, получает от них готовые детали и узлы, следит, как они используются.

 

3.3.5. Отдел главного механика. Отдел главного механика заботится о производстве и приобретении необходимого оборудования, отдел главного энергетика занимается вопросами электроснабжения, обеспечения предприятия теплом и водой.

 

3.4. Цехи. Как правило, обработка материалов и выпуск продукции осуществляется в специализированных цехах: механическом, литейном, кузнечном, сборочном. Основное производство обслуживают вспомогательные цехи: инструментальный, сварочный, ремонтный.

 

ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

 

1. Определение технической системы. Техническая система составлена из деталей, сделанных людьми с помощью инструментов и других технических систем.

 

1.1. Назначение технической системы. Каждая техническая система выполняет какие-то функции, другими словами, имеет определённое назначение. С помощью рычажных весов определяют массу твёрдого тела, поршень в цилиндре может совершать полезную работу (например, поднимать груз).

 

1.2. Принцип действия технической системы. Принцип действия технической системы объясняет как она выполняет свою функцию. Для того, чтобы определить массу груза, его кладут на одну чашу весов, а на другую чашу кладут стандартные гири: если масса груза меньше общей массы гирь, то чаша с грузом начинает подниматься вверх, если же масса груза больше общей массы гирь, то чаша с грузом начинает опускаться, когда масса груза совпадает с общей массой гирь, рычажные весы сохраняют равновесие. В примере 2 нагревание газа в цилиндре вызывает его расширение, и поршень двигается вверх, поднимая груз.

 

2. Машины. Основой современной техники служат машины. Машиной называется техническая система, компоненты которой согласованно изменяют свои состояния для того, чтобы выполнять преобразования энергии, материалов, информации.

 

2.1. Рабочие машины. Рабочие машины используют энергию для выполнения полезной механической работы — изменения формы, свойств, состояния и положения предметов труда.

 

2.1.1. Примеры рабочих машин. Рабочими машинами являются машины-орудия (металлорежущие, деревообрабатывающие, ткацкие станки, строительные, горные, сельскохозяйственные машины и т. п.), транспортные машины (автомобили, тепловозы, самолёты, теплоходы и т. п.), транспортирующие машины (конвейеры, элеваторы, подъёмные краны, подъёмники).

 

2.1.2. Структура рабочей машины. Источником механической энергии рабочей машины служит двигатель, трансмиссия передаёт движение от двигателя к исполнительным органам, непосредственно выполняющим полезную работу, все эти компоненты вместе с системой управления располагаются на остове (станине, раме).

 

2.1.2.1. Исполнительный орган рабочей машины. Устройство исполнительных органов рабочих машин зависит от выполняемых операций и от свойств обрабатываемых материалов. Металлообрабатывающие станки сверлят, точат, шлифуют металл, машины для земляных работ рыхлят грунт, копают, перемещают его, разравнивают, уплотняют; машины для добычи и переработки каменных материалов бурят, дробят, размалывают; сельскохозяйственные машины пашут, сеют, жнут, косят, молотят; полиграфические машины печатают. Исполнительным органом транспортной машины служит движетель — колёса у автомобиля и тепловоза, гусеницы у трактора, гребной винт у корабля, пропеллер у поршневого или турбовинтового самолёта, газовая струя у самолёта реактивного.

 

 

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ МАШИНЫ

 

1. Определение энергетической машины. Энергией называется скалярная физическая величина, характеризующая интенсивность различных форм движения и взаимодействия. Установлено, что они могут превращаться друг в друга в строго определённых количественных отношениях. Различают энергию механическую, тепловую, химическую, электромагнитную и т. д.

 

Пример 1. В момент времени t 0 хоккейная шайба скользит по льду со скоростью v 0, механическая энергия её движения (кинетическая энергия) равна m v 02 / 2. Вследствие трения о лёд, скорость шайбы уменьшается и в момент времени t 1

становится равной v 1, а её кинетическая энергия - m v 12 / 2. Таким образом, кинетическая энергия шайбы за промежуток времени [ t 0, t 1 ] уменьшилась на величину m v 02 / 2 - m v 12 / 2, эта величина равна выделившейся тепловой энергии, в результате повысилась температура шайбы, льда, окружающего воздуха и тонкой плёнки воды, которая покрывает лёд и служит своеобразной смазкой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 122; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.168 сек.