Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный стандарт




Документы, определяющие содержание образования.

Содержание образования. Критерии и факторы отбора содержания образования.

С одержанием образования принято назы­вать систему научных знаний, навыков и умений. Их при­обретениедает возможность личности разносторонне развиваться и обеспечивает подготовку человека к труду и общественной жизни.

Система научных знаний, навыков, умений, которыми должен овладеть ученик.

Содержание напрямую связано с целями

Основным элементом содержания образования явля­ются знания. Знаниями называют результаты познания явлений и предметов окружающей действительности.

Еще одним элементом содержания образования явля­ются умения, представляющие собой некий комплекс действий, которые осуществляются школьниками на базе полученных знаний

Навыки наряду со знаниями и умениями также явля­ются элементами содержания образования. Человек при­обретает навыки посредством постоянного повторения изученного материала на практике.

Такие элементы, как навыки и умения, тесно связаны друг с другом.

Содержание школьного образования в России фор­мируется в соответствии с государственными документа­ми на основе:

♦ гуманизации образования;

♦ направленности на всестороннее развитие личности;

♦ интеграции;

♦ дифференциации;

♦ научной и практической значимости содержания образования;

♦ соответствия сложности содержания образования возрастным возможностям учащихся;

♦ применения современных информационных технологий.

 

Учебные планы, учебники – корректируют содержание и отражают его.

Зависит от социального заказа => отбор содержания

Каждый год учебный план видоизменяется. Но стандарт для всех один

Содержание образования состоит из различных элементов:

1 познавательная деятельность (фиксируется в форме результата)

2 опыт осуществления известных способов действий, усвоение применения опыта (практическое применение)

3 область творческих действий (нестандартные решения)

4 эмоционально-оценочное суждение

1 когнитивный опыт личности

2 опыт практической деятельности

3 опыт творческой деятельности

4 опыт отн. личности

 

1 общее образование (гуман+естеств) Общее образование человек при­обретает как в школе, так и в профессиональных средних и специальных учебных заведениях. Иногда оно может быть получено посредством самообразования. Особенностями такого образования являются широ­та и всесторонность. В нем гармонично сочетаются как естественные, так и гуманитарные предметы. Их изуче­ние дает возможность обеспечить формирование позна­вательных интересов и основу для дальнейшего обучения.

2 политехническое образование (основы современ производства) => специальное образование При политехническом образовании человек знакомится с научными основами современного.производства. В средних специальных учебных заведениях у человека формируют умения применять самые простые техноло­гии, технические приспособления, инструменты, вычис­лительную технику. Политехническое образование дает прекрасную возможность учащимся подготовиться к вы­бору будущей профессии. Оно же замечательно сочетает теорию и практику.

3 проф образование (получение классификации в определенной деятельности) Профессиональное образование дает возможность полу­чить квалификацию для той или иной профессиональной деятельности. Начинается оно еще в школе, а затем про­должается в профессиональных технических училищах, в средних специальных, а также в высших учебных заведе­ниях. Параллельно с профессиональным осуществляется и общее образование, обеспечивающее общее развитие учащихся.

 

Принципы отбора:

1 Принцип соответствия социальному заказу - Согласно этому принципу в содержание образования должны входить не только современные знания, умения
и навыки. Должны учитываться и возможности выбранного индивидом содержания образования. Благодаря этому человек достигает всестороннего раз­
вития и роста личности.

2обеспечение научного и практического знания - В соответствии с этим принципом знания, включаемые в содержание обу­чения, должны совпадать с новейшими достижениям той или иной науки. Более того, важна и прак­тическая значимость получаемых знаний. Другими
словами, теория и практика должны быть едины

3 учитывание реальных способностей того или иного процесса обучения - Иными словами, при выборе содержания обучения важны его методы, средства, формы, технологии. Имеют также значение уровни усвоения, определяющие тот или иной про­цесс обучениям школе.

4 обеспечение единства: содержание одного предмета не должно дублироваться в других предметах -. В соответствии с этим принципом составляющие содержания образования должны быть тесно взаимосвязаны, уравновешены и пропорциональны. Учебный материал не
должен дублироваться в других предметах

5 принцип гуманизации (культура знаний) -Согласно этому принципу содержание образования направляется на воспитание в человеке гуманитарной культуры, культуры знаний, творческой деятельности, свободного выбора профессии в соответствии с творческими возможностями и способностями.

 

Критерии отбора:

 

1. Критерий целостного отражения задач формирования всесторонне развитой личности дает возможность проверить, были ли применены в учебной программе по предмету все необходимые теории, законы, понятия, методы, которые дают возмож­ность целостного представления той или иной на­ уки. Этот критерий позволяет определить, приме­нялись ли на практике базовые виды деятельности, обеспечивающие развитие и воспитание личности исовершенствование ее познавательных интересов.

2. Критерий научной и практической значимости со­ держания образования, согласно которому в любой учебной программе Должны применяться
только самые универсальные и информативные элементы знания, необходимые для раскрытия смыс­ла основных теорий, законов науки и ее методов.

3. Критерий соответствия сложности содержания реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста дает возможность проверить знания
учащихся с помощью контрольных срезов, анализа результатов вступительных экзаменов. При этом у учеников не должно быть повышенной утомляемо­
сти во время полного усвоения ими учебного мате­ риала за определенное время.

4. Критерий соответствия объема содержания време­ ни изучения данного предмета используется вовремя лабораторного эксперимента. Проводятся контрольные срезы на качество усвоения учебного материала. Причем их время и объем строго ограничены.

5. Критерий соответствия содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы. К примеру, чтобы ввести в учебный процесс новые лабораторные работы, необходимо прежде позаботиться о наличии необходимого оборудования.

 

Образовательным стандартом называется система основных параметров, которые принимаются в виде госу­дарственной нормы образованности. Эта норма отражает общественный идеал образования и учитывает возмож­ности отдельного человека и системы образования по до­стижению этого идеала.

Стандарт образования был утвержден в Законе РФ «Об образовании» и декларирует обязательный уровень требований к подготовке выпускников. Согласно этому стандарту определяются содержание образования, мето­ды, формы, средства обучения и контроля. В Законе РФ записано, что стандарт включает лишь минимально необ­ходимый уровень образованности выпускников школы. Несмотря на существующие государственные стандарты, в каждом отдельном учебном заведении содержание об­разования может варьироваться, т.е. иметь небольшие от­ступления от установленной нормы.

. Что касается государственного стандарта общего среднего образования, то сюда входят, во-первых, базо­вый учебный план, во-вторых, образовательные стандар­ты — как для школы, так и для всех учебных предметов, в-третьих, требования к минимальному уровню усвоения материала для начальной, основной и старшей ступеней. Согласно принятому-стандарту содержание образования по каждому учебному предмету содержит две основные части:

♦ неизменяемое инвариантное ядро;

♦ вариативную часть, постоянно обновляющуюся и изменяющуюся.

В государственном стандарте общего среднего образо­вания принято выделять три составные части:

-федеральную;

-национально-региональную;

-школьную.

Федеральная часть рассматривается как нормативная. Ее нормативы обеспечивают общее образовательное про­странство в государстве. Национально-региональная часть, связанная с регионами, отражает особенности той или иной местности. Школьная часть находится в компетенции школы.

В состав федеральной и национально-региональной частей входят:

♦ содержание образования, на каждом уровне обучения представленное государством;

♦ требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках требующегося объема содержания;

♦ максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников, распределенный по годам обучения.

Содержание учебного материала дает возможность сформировать нравственные качества личности школь­ника. Сюда можно отнести его организованность, дис­циплинированность, отзывчивость, доброту и другие положительные качества. При этом начальное образование призвано обеспечить:

♦ базу для разностороннего развития ребенка;

♦ развитие познавательных интересов и активности;

♦ подготовку к продолжению образования в среднихи старших классах.

♦ Базой для дальнейшего обучения в школе являются знания, умения и навыки. Чем больше будет заложено в школьника в начальных классах, тем выше окажется уро­вень его дальнейшей учебы в старших классах. Но при этом школьник не должен быть чрезмерно перегружен информацией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 54; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.