КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственный стандарт
Документы, определяющие содержание образования. Содержание образования. Критерии и факторы отбора содержания образования. С одержанием образования принято называть систему научных знаний, навыков и умений. Их приобретениедает возможность личности разносторонне развиваться и обеспечивает подготовку человека к труду и общественной жизни. Система научных знаний, навыков, умений, которыми должен овладеть ученик. Содержание напрямую связано с целями Основным элементом содержания образования являются знания. Знаниями называют результаты познания явлений и предметов окружающей действительности. Еще одним элементом содержания образования являются умения, представляющие собой некий комплекс действий, которые осуществляются школьниками на базе полученных знаний Навыки наряду со знаниями и умениями также являются элементами содержания образования. Человек приобретает навыки посредством постоянного повторения изученного материала на практике. Такие элементы, как навыки и умения, тесно связаны друг с другом. Содержание школьного образования в России формируется в соответствии с государственными документами на основе: ♦ гуманизации образования; ♦ направленности на всестороннее развитие личности; ♦ интеграции; ♦ дифференциации; ♦ научной и практической значимости содержания образования; ♦ соответствия сложности содержания образования возрастным возможностям учащихся; ♦ применения современных информационных технологий.
Учебные планы, учебники – корректируют содержание и отражают его. Зависит от социального заказа => отбор содержания Каждый год учебный план видоизменяется. Но стандарт для всех один
Содержание образования состоит из различных элементов: 1 познавательная деятельность (фиксируется в форме результата) 2 опыт осуществления известных способов действий, усвоение применения опыта (практическое применение) 3 область творческих действий (нестандартные решения) 4 эмоционально-оценочное суждение 1 когнитивный опыт личности 2 опыт практической деятельности 3 опыт творческой деятельности 4 опыт отн. личности
1 общее образование (гуман+естеств) Общее образование человек приобретает как в школе, так и в профессиональных средних и специальных учебных заведениях. Иногда оно может быть получено посредством самообразования. Особенностями такого образования являются широта и всесторонность. В нем гармонично сочетаются как естественные, так и гуманитарные предметы. Их изучение дает возможность обеспечить формирование познавательных интересов и основу для дальнейшего обучения. 2 политехническое образование (основы современ производства) => специальное образование При политехническом образовании человек знакомится с научными основами современного.производства. В средних специальных учебных заведениях у человека формируют умения применять самые простые технологии, технические приспособления, инструменты, вычислительную технику. Политехническое образование дает прекрасную возможность учащимся подготовиться к выбору будущей профессии. Оно же замечательно сочетает теорию и практику. 3 проф образование (получение классификации в определенной деятельности) Профессиональное образование дает возможность получить квалификацию для той или иной профессиональной деятельности. Начинается оно еще в школе, а затем продолжается в профессиональных технических училищах, в средних специальных, а также в высших учебных заведениях. Параллельно с профессиональным осуществляется и общее образование, обеспечивающее общее развитие учащихся.
Принципы отбора: 1 Принцип соответствия социальному заказу - Согласно этому принципу в содержание образования должны входить не только современные знания, умения 2обеспечение научного и практического знания - В соответствии с этим принципом знания, включаемые в содержание обучения, должны совпадать с новейшими достижениям той или иной науки. Более того, важна и практическая значимость получаемых знаний. Другими 3 учитывание реальных способностей того или иного процесса обучения - Иными словами, при выборе содержания обучения важны его методы, средства, формы, технологии. Имеют также значение уровни усвоения, определяющие тот или иной процесс обучениям школе. 4 обеспечение единства: содержание одного предмета не должно дублироваться в других предметах -. В соответствии с этим принципом составляющие содержания образования должны быть тесно взаимосвязаны, уравновешены и пропорциональны. Учебный материал не 5 принцип гуманизации (культура знаний) -Согласно этому принципу содержание образования направляется на воспитание в человеке гуманитарной культуры, культуры знаний, творческой деятельности, свободного выбора профессии в соответствии с творческими возможностями и способностями.
Критерии отбора:
1. Критерий целостного отражения задач формирования всесторонне развитой личности дает возможность проверить, были ли применены в учебной программе по предмету все необходимые теории, законы, понятия, методы, которые дают возможность целостного представления той или иной на уки. Этот критерий позволяет определить, применялись ли на практике базовые виды деятельности, обеспечивающие развитие и воспитание личности исовершенствование ее познавательных интересов. 2. Критерий научной и практической значимости со держания образования, согласно которому в любой учебной программе Должны применяться
3. Критерий соответствия сложности содержания реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста дает возможность проверить знания 4. Критерий соответствия объема содержания време ни изучения данного предмета используется вовремя лабораторного эксперимента. Проводятся контрольные срезы на качество усвоения учебного материала. Причем их время и объем строго ограничены. 5. Критерий соответствия содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы. К примеру, чтобы ввести в учебный процесс новые лабораторные работы, необходимо прежде позаботиться о наличии необходимого оборудования.
Образовательным стандартом называется система основных параметров, которые принимаются в виде государственной нормы образованности. Эта норма отражает общественный идеал образования и учитывает возможности отдельного человека и системы образования по достижению этого идеала. Стандарт образования был утвержден в Законе РФ «Об образовании» и декларирует обязательный уровень требований к подготовке выпускников. Согласно этому стандарту определяются содержание образования, методы, формы, средства обучения и контроля. В Законе РФ записано, что стандарт включает лишь минимально необходимый уровень образованности выпускников школы. Несмотря на существующие государственные стандарты, в каждом отдельном учебном заведении содержание образования может варьироваться, т.е. иметь небольшие отступления от установленной нормы. . Что касается государственного стандарта общего среднего образования, то сюда входят, во-первых, базовый учебный план, во-вторых, образовательные стандарты — как для школы, так и для всех учебных предметов, в-третьих, требования к минимальному уровню усвоения материала для начальной, основной и старшей ступеней. Согласно принятому-стандарту содержание образования по каждому учебному предмету содержит две основные части:
♦ неизменяемое инвариантное ядро; ♦ вариативную часть, постоянно обновляющуюся и изменяющуюся. В государственном стандарте общего среднего образования принято выделять три составные части: -федеральную; -национально-региональную; -школьную. Федеральная часть рассматривается как нормативная. Ее нормативы обеспечивают общее образовательное пространство в государстве. Национально-региональная часть, связанная с регионами, отражает особенности той или иной местности. Школьная часть находится в компетенции школы. В состав федеральной и национально-региональной частей входят: ♦ содержание образования, на каждом уровне обучения представленное государством; ♦ требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках требующегося объема содержания; ♦ максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников, распределенный по годам обучения. Содержание учебного материала дает возможность сформировать нравственные качества личности школьника. Сюда можно отнести его организованность, дисциплинированность, отзывчивость, доброту и другие положительные качества. При этом начальное образование призвано обеспечить: ♦ базу для разностороннего развития ребенка; ♦ развитие познавательных интересов и активности; ♦ подготовку к продолжению образования в среднихи старших классах. ♦ Базой для дальнейшего обучения в школе являются знания, умения и навыки. Чем больше будет заложено в школьника в начальных классах, тем выше окажется уровень его дальнейшей учебы в старших классах. Но при этом школьник не должен быть чрезмерно перегружен информацией.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 54; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |