Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп




ВВЕДЕНИЕ

Пищаева М.В.

Арзамас

Учебное пособие

ЖИЗНИ

ЗДОРОВОГО ОБРАЗА

И

АГПИ - 2009

УДК 613,0 (075,8)

ББК 51,204,0 я73

О75

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт

им. А.П. Гайдара»

 

Рецензент

Ю.И.ГОРШКОВ, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ.

 

Калюжный Е.А., Маслова В.Ю., Михайлова С.В., Напреев С.Г., Ниретин Н.И.,

О75 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни:

Учебное пособие. – Арзамас: АГПИ, 2009 – 284 с.

 

 

Учебное пособие составлено согласно государственному образовательному стандарту 2005 года по дисциплине «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

В пособии раскрыты основные принципы формирования здоровья человека: компоненты здоровья, модели организации здравоохранения, инфекционные болезни и их профилактика, способы оказания первой медицинской помощи, основные принципы формирования здорового образа жизни и здоровьесберегающие функции учебно-воспитательного процесса.

Данное учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей педагогических вузов, изучающих дисциплину «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

 

УДК 613,0 (075,8)

ББК 51,204,0 я73

 

© Калюжный Е.А., 2009.

© Маслова В.Ю., 2009.

© Михайлова С.В., 2009.

© Напреев С..Г., 2009.

© Ниретин Н.И., 2009.

© Пищаева М.В., 2009.

© Арзамасский государственный

педагогический институт

им. А.П. Гайдара, 2009.

Учебное пособие предназначено для студентов пе­дагогических вузов и составлено в соответствии с учебной программой обучения дисциплине «Основы меди­цинских знаний и здорового образа жизни». Актуальность проблемы обучения будущих педагогов основам медицинских знаний и ЗОЖ про­диктована значительным снижением уровня здоровья в России не только взрослого, но и детского населения. Только сознательное отношение к своему здоровью и воспитание ответственности за него может вывести Россию из сложившегося тупика.

Глубинной основой мотивации всех сторон жизне­деятельности человека является стремление к дости­жению удовольствия, удовлетворения — пищевого, физического, сексуального, эстетического, творческо­го, морального и т. д. В процессе воспитания и обуче­ния формируются привычные пути достижения удов­летворения. Мы любим то, к чему привыкли, не заду­мываясь на первых порах о том, какое влияние на состояние здоровья могут оказать усвоенные привыч­ки и навыки, особенно если это влияние опосредовано или отсрочено.

Прочно усвоенные навыки становятся привычкой, «второй натурой» и в определенный момент переста­ют контролироваться сознанием, переходят в подсо­знание. Человек уже не задумывается, не выбирает, как ему поступить. Усвоенные навыки делают его по­ведение автоматическим. Первичные корни добра и зла начинают формироваться с раннего детства именно в семейно-бытовых условиях на подражатель­ной основе. Приобретенные навыки отрицательного свойства достаточно долго компенсируются в молодом возрасте запасом здоровья. И наиболее часто к здоро­вью начинают поворачиваться лицом лишь в позднем возрасте, в значительной степени потеряв его, став больным.

Поэтому стратегической задачей является обеспечение детей здоровыми навыками и условиями именно в семейной и образовательной среде силами педагогических и медицинских работников. В образо­вательной среде навыки наращиваются и по возмож­ности корригируются.

В этом плане воспитывать — значит вооружать воспитуемого способами удовлетворения потребностей, которые наиболее благоприятны для здоровья, устой­чивы в конкуренции мотивов и вызывают положитель­ные эмоции.

Поскольку здоровье есть функция воспитания, а не лечения, то основным средством обучения здоровью является педагогика. Помимо семьи эту проблему ре­шают воспитатели и преподаватели. Однако исходное анкетирование и опросы по основам здоро­вья среди учителей и врачей выявляет недостаточный уровень их знаний. Поэтому надо начинать с себя! Примеры поучи­тельнее правил. Просветительско-догматические ме­тоды воздействия малоэффективны, особенно на сло­жившуюся семейно-бытовую среду. Существенные положительные изменения возможны только при мак­симальной мотивации через самих учащихся. Это до­стижимо путем предоставления ученику возможности самому сравнить личные и возрастно-нормативные показатели физического развития, силы, выносливос­ти, осуществить самооценку собственного образа жизни (режим, питание, двигательная активность и за­каливание, полнота гигиенических навыков, наличие дурных привычек).

Главная цель дисциплины «Основы медицинских знаний и ЗОЖ» и данного учебного пособия — выработать у будущих педагогов сознательное отношение к свое­му здоровью и воспитать ответственность за свое здо­ровье и здоровье учащихся.

Задачи:

1. Формирование знаний и практических умений у студентов оценки количества и качест­ва здоровья человека.

2. Ознакомление студентов с организационными формами отечественного здравоохранения и меди­цинского обслуживания школьников.

3. Формирование представления о наиболее распро­страненных инфекционных болезнях и возможностях их преду­преждения.

4. Ознакомление с наиболее часто встречающимися неотложными состояниями и привитие практичес­ких навыков оказания доврачебной помощи.

5. Формирование системы знаний о влиянии наследственных и экологи­ческих факторов на здоровье человека.

6.Развитие положительной мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья студентами через овладение принципами здорового образа жизни.

ВЫПИСКА ИЗ ГОССТАНДАРТА:

содержание учебной программы по дисциплине

«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

▪ Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп.

▪ Основные признаки нарушения здоровья ребенка.

▪ Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии.

▪ Меры профилактики инфекционных заболеваний.

▪ Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы их вызывающие.

▪ Диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных

состояниях.

▪ Комплекс сердечно-легочной реанимации и показания к ее применению,

критерии эффективности.

▪ Характеристика детского травматизма. Меры профилактики травм и

первая помощь при них.

▪ Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема.

▪ Принципы и методы формирования здорового образа жизни учащихся.

▪ Формирование мотивации к здоровому образу жизни.

▪ Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни.

▪ Профилактика вредных привычек.

▪ Здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса.

▪ Роль учителя в формировании здоровья учащихся и профилактике

заболеваний.

▪ Совместная деятельность школы и семьи в формировании здоровья и

здорового образа жизни учащихся.

Учебные вопросы:

1. Определение понятия «здоровье».

2. Компоненты здоровья.

3. Концепции здоровья.

4. Оздоровительные доктрины мира.

1.1. Определение понятия «здоровье»

Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость», принадлежат к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разно­му. Здоровье — одно из основных условий оптимиза­ции человеческого существования и одно из основных условий счастья человека. Постулат всей жизни (ис­ходное положение, допущение, принимаемое без до­казательств): «Здоровье человека — это главная цен­ность жизни. Его не купишь, его надо сохранять, сбе­регать,улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка».

В большой медицинской энцикло­педии (БМЭ) здоровье трактуется как «состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутст­вуют какие-либо болезненные изменения». В тоже время живой организм — система неравновесная и все время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды. При этом меняется не столько среда, сколько сам организм.

Широкое международное признание получило оп­ределение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального бла­гополучия, а не только отсутствие болезней и физиче­ских дефектов» (Устав ВОЗ, 1946 год). Если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что абсо­лютное здоровье является абстракцией. Кроме того, это определение изначально исключает людей, имею­щих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации. Со вре­мени основания ВОЗ эта концепция не подвергалась пересмотру и сейчас критикуется почти во всех работах, посвященных понятию здоровья. Это оп­ределение критикуют:

1) за идеальность цели, которую никогда не достичь;

2) за то, что неопределенное понятие «здоровье» оп­ределяется через субъективное понятие «благополучие»; кроме того, социальное благополучие мо­жет оказывать существенное влияние на показате­ли здоровья, но не является его признаком;

3) за статичность — здоровье надо рассматривать не в статике, а в динамике изменения внешней среды и в онтогенезе;

4) за то, что полное благополучие ведет к уменьшению напряжения организма и его систем, к снижению сопротивляемости и, скорее, является предпосыл­кой нездоровья, чем сущностью здоровья.

Основатель валеологии — на­уки об индивидуальном здоровье человека - И.И.Брехман (1990), определяет здоровье как «способность человека сохранять соот­ветствующую возрасту устойчивость в условиях рез­ких изменений количественных и качественных пара­метров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».

Также существуют и другие определения здоровья, кото­рые подчеркивают качественные и количественные составляющие, а также и индивидуальные и коллек­тивные параметры здоровья. По мнению В.П.Казначеева (1991), здоровье индивида — это сохранение и развитие психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной про­должительности жизни.

Необходимость количественной оценки здоровья подчеркивал Н.М.Амосов (1987): «Здоровье — это максимальная производительность органов при сохра­нении качественных пределов их функций».

Более детально здоровье — это способность:

1) приспосабливаться к среде и к своим собственным возможностям;

2) противостоять внешним и внутренним возмущени­ям, болезням, другим повреждениям, старению и другим формам деградации;

3) сохранять себя, естественную и искусственную среду обитания;

4) расширять свои возможности, условия и ареал оби­тания, объем и разнообразие доступной экологичес­кой, интеллектуальной и морально-этической среды;

5) увеличивать длительность полноценной жизнедея­тельности;

6) улучшать возможности, свойства и способности сво­его организма, качество жизни и среды обитания;

7) производить, поддерживать и сохранять себе по­добных, а также культурные и материальные цен­ности;

8) созидать адекватное самосознание, этико-эстетическое отношение к себе, ближним, человеку, чело­вечеству, добру и злу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.