Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профилактика патологии зрения




Труд педагога связан с необходимостью выполнения большого объе­ма напряженной зрительной работы. Это проверка письменных работ учащихся, чтение специальной ли­тературы и периодических изданий, самообразование, написание конспектов, планов и т.д. Если при этом не соблюдаются элементарные правила гигиены зрения, не осуществляются целенаправленные профилактиче­ские мероприятия, то велика вероятность возникнове­ния патологических изменений и заболеваний со сто­роны зрительного анализатора.

Симптомами перенапряжения зрения могут быть признаки «утомления» аккомодационных мышц: цилиарной и наружных мышц глаза. В глазах появляется ощуще­ние рези, тяжести, чувство «песка», снижается остро­та зрения, может появиться покраснение век, уста­лость мышц шеи, неприятные ощущения или боли в области глаз, лба. Причиной подобных изменений служит спастическое сокращение цилиарной и на­ружных глазодвигательных мышц, повышение внут­риглазного давления.

Если подобное перенапряжение зрения повторяет­ся достаточно часто, это приводит к развитию близо­рукости или миопии (от греческого «мио» — щуриться и «опсис» — взгляд, зрение). Ведущий симптом близорукости — снижение ост­роты зрения. Человек вынужден непроизвольно при­ближать рассматриваемый объект к глазам, появляет­ся манера прищуриваться, низко наклонять голову над текстом. Это улучшает зрительное восприятие, но це­ной повышенной нагрузки на аккомодационные и гла­зодвигательные мышцы, происходит ухудшение кро­воснабжения головного мозга из-за вынужденного сгибания шейного и грудного отделов позвоночника. В свою очередь подобная ситуация приводит к дальнейшему ухудшению зрения, развитию патологии позвоночника (остеохондроз шейного и грудного отде­лов). Частым симптомом становится головная боль, ухудшение общего самочувствия, снижение работо­способности.

Основой профилактики патологии зрительного анализатора являются:

• создание условий «зрительного комфорта»;

• правильный режим зрительной работы;

• выполнение специальных лечебно-профилактичес­ких процедур;

• овладение приемами и методами сохранения и улучшения зрения (офтальмотренаж).

Необходимые условия зрительной работы. Впонятие «зрительный комфорт» входят особенности всех факто­ров, создающих условия для продуктивной и качествен­ной зрительной работы. Прежде всего, это некоторые характеристики рабочего места (соответствие мебели росту человека, особенности местного освещения, цве­товой фон), гигиенические показатели рабочего поме­щения (микроклимат, запыленность, общее освещение), физиологичность позы человека при выполнении зри­тельной работы. Основная составляющая понятия «зри­тельный комфорт» — это состояние освещения.

Для естественного освещения оптимальная ориен­тация окон классных комнат восточная, юго-восточ­ная и южная. Не рекомендуется западная ориентация окон учебных помещений. Достаточная естественная освещенность создается при соотношении общей пло­щади остекления всех окон к площади пола как 1:4 или 1:5 (этот показатель называется световым коэффици­ентом).

Искусственное освещение классных комнат, ком­пенсирующее уменьшение естественного в темное время суток, должно быть достаточным и равномер­ным. В учебных комнатах рекомендуют использовать люминесцентные лампы, т.к. их спектр близок к естественному свету. Удельная мощность искусст­венного освещения в классах и кабинетах (отношение мощности ламп к площади пола) должна составлять 20-30 Вт/м2. Классная доска должна иметь дополни­тельное освещение двумя светильниками, располо­женными на высоте 2,2 м от пола.

С целью профилактики патологии зрения необхо­димо соблюдать ряд гигиенических требований к орга­низации рабочего места дома: правильный подбор ме­бели и правильное местное и общее освещение рабоче­го стола. Для того, чтобы расстояние от глаз до верхней и нижней строчки было одинаковым, можно использо­вать специальные подставки, пюпитры с углом наклона 12-15 градусов. Для исключения слепящих бликов нельзя выполнять зрительную работу на полирован­ных поверхностях и покрывать стол стеклом.

Оптимизация режима зрительной работы. Если зрительная работа значительна по продолжительнос­ти, необходимо через каждые 40-50 минут делать не­большие перерывы, во время которых выполнять уп­ражнения для позвоночника и глаз. Крайне вредно вы­полнять такую работу в поздние вечерние и ночные часы. При состоянии общей усталости, помимо небла­гоприятного действия на общее состояние человека, происходит значительное перенапряжение зрения в процессе выполнения работы в поздние часы.

Техника офтальмотренажа. Аккомодационную способность глаз можно улучшить с помощью специ­альных упражнений. В процессе тренировки происхо­дит воздействие на цилиарную мышцу. Она то напря­гается, то расслабляется, осуществляется ее своеоб­разный физиологический массаж.

В домашних условиях можно проводить следующее упражнение. На оконное стекло на уровне глаз накле­ивают кружок (лучше красного цвета) диаметром 5-8 мм. Встают на расстоянии 30-35 см от окна и мысленно как бы продолжают линию взора поверх кружка к какому-либо объекту, находящемуся на дале­ком расстоянии (окно дома, дерево за окном и пр.). За­тем переводят взгляд на кружок и вновь на дальний объект. Это упражнение тренирует цилиарную мыш­цу. При взгляде вдаль она расслабляется, при взгляде на кружок — напрягается. Упражнение проводят еже­дневно по 5-10 минут в течение 20-30 дней.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 47; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.