Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эпоха высокоразвитого промышленного капитализма вызвала существенные изменения в архитектуре, прежде всего в архитектуре города.




Сложные жизненные процессы обусловили многообразие форм художественной жизни этих лет. Все виды искусства – живопись, театр, музыка, архитектура выступили за обновление художественного языка, поиск новых форм и средств выражения, за высокий профессионализм.

РУССКОЕ ИСКУССТВО КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

Искусством Федотова завершается развитие живописи первой половины XIX столетия, и вместе с тем совершенно органически «федотовское направление» открывает собой начало нового этапа – искусства критического реализма.

 

 

Эпоха длится с конца 1890-х гг. XIX века до революции 1917 года. Это была переломная эпоха во всех сферах жизни России. Резкое обострение идеологической борьбы. Кризис народнического движения, начало пролетарского этапа.

С кризисом народнического движения, в 90-е годы, «аналитический метод реализма XIX века», как его называют в отечественной науке, себя изживает. Многие из художников-передвижников испытывали творческий упадок, ушли в «мелкотемье» развлекательной жанровой картины. Традиции Перова сохранялись более всего в Московском училище живописи, ваяния и зодчества благодаря преподавательской деятельности С.В. Иванова, К.А. Коровина, В.А. Серова.

Для живописцев рубежа веков свойственны иные способы выражения, чем у передвижников, иные формы художественного творчества – в образах противоречивых, усложненных и отображающих современность без иллюстративности и повествовательности. Импрессионистические уроки пленэрной живописи, композиция «случайного кадрирования», широкая свободная живописная манера – все это результат эволюции в развитии изобразительных средств во всех жанрах рубежа веков.

Художники мучительно ищут гармонию и красоту в мире, который в основе своей чужд и гармонии, и красоте. Борьба против мира буржуазной «пользы», потребительски–утилитарного отношения к искусству в эпоху зрелого капитализма. Вот почему свою миссию многие видели в воспитании чувства прекрасного.

Это время ожидания перемен в общественной жизни, что породило множество течений, объединений, группировок, столкновение разных мировоззрений и вкусов. Но оно породило также универсализм целого поколения художников, выступивших после «классических» передвижников. В поисках «красоты и гармонии» художники пробуют себя в самых разных техниках и видах искусства – от монументальной живописи и театральной декорации до оформления книги и декоративно-прикладного искусства.

Этап конца XIX – начала XX века можно условно разделить на два периода:

· с конца 90 – до начала XX века – период поиска нового художественного языка;

· с начала XX века до революции 1917 года (искусство предреволюционных лет). Время создания большого количества ярких художественных организаций, объединений, оказавших влияние на дальнейшее развитие советского искусства.

На рубеже веков сложился стиль, затронувший все пластические искусства, начиная прежде всего с архитектуры (в которой долго господствовала эклектика) и кончая графикой, получивший название стиля МОДЕРН.

МОДЕ́РН (от фр. moderne — современный) — художественное направление в искусстве второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу плавных, изогнутых линий; естественных, «природных» форм; интерес к новым технологиям и материалам (в особенности, в архитектуре); расцвет прикладного искусства.

Явление это не однозначное, в модерне есть и декадентская вычурность, претенциозность, рассчитанные главным образом на буржуазные вкусы, но есть и знаменательное само по себе стремление к единству стиля. Стиль модерн – это новый этап в синтезе архитектуры, живописи, декоративных искусств.

 

С одной стороны происходило негативное влияние на развитие архитектуры (произвол, стихийность в застройке городов, стремление к наживе, спекуляция земельными участками, строительство доходных домов, сдаваемых внаем). Из города вытеснялись зелень, свободные, открытые дворы.

С другой стороны, новое время привело к рождению новых типов архитектурных сооружений эпохи промышленного капитализма: зданий заводов и фабрик, вокзалов, пассажей, банков, с появлением кинематографа – кинотеатры. Переворот произвели новые строительные материалы: железобетон и металлические конструкций, которые позволили перекрывать гигантские пространства, делать огромные витрины, создавать причудливый узор из переплетов.

В последнем десятилетии XIX столетия архитекторам стало ясно, что в использовании исторических стилей прошлого архитектура зашла в некий тупик, нужна была уже, по словам исследователей, не «переаранжировка» исторических стилей, а творческое осмысление того нового, что накапливалось в среде стремительно растущего капиталистического города.

Последние годы XIX – начало XX в. – это время формирования в русской архитектуре стиля модерн, сформировавшегося на Западе прежде всего в бельгийской, южногерманской и австрийской архитектуре, явления в общем космополитического характера (хотя и здесь русский модерн имеет отличие от западноевропейского, ибо представляет собой смесь с историческими стилями неоренессанса, необарокко, неорококо и пр.).

Архитекторы модерна стремились выявить необычность здания, применяли новые строительные материалы (железо, железобетон, облицовочный кирпич, стекло). Используются в архитектуре модерна приемы асимметрии, контраста, нюанса, прихотливая форма перекрытий и крыш, широкое использование в декоративной отделке растительных стилизованных объектов. Приверженность модерна к образам природы и, особенно к водной стихии порождали мягкие, прихотливые, изгибающиеся линии. Архитектурному модерну присущи птичьи и звериные символы, мотивы лесных духов, русалок, распущенных женских волос, женских тел в воде (керамические фризы, панно, витражи, украшающие здания). Цветовая гамма утонченно-рафинированная: перламутрово-белая, бледно-голубая, лиловая.

В модерне можно проследить определенную эволюцию, две стадии развития:

Первый период развития модерна – конец 1880-1900 гг. – можно назвать поэтическим, лирическим, декоративистским с особым увлечением орнаментом, декоративной скульптурой и живописностью (керамика, мозаика, витраж).

Второй этап модерна – с начала XX века и примерно до середины 1910-х гг. отмечен нарастанием рационалистической, конструктивной основы здания в решении архитектурного образа (конструктивистская стадия модерна).

Ярким представителем модерна в России был архитектор ФЕДОР ОСИПОВИЧ ШЕ́ХТЕЛЬ (1859–1926).

Доходные дома, особняки, здания торговых фирм и вокзалы – во всех жанрах оставил Шехтель свой почерк. Ему свойственна асимметричность постройки, органическое наращивание объемов, разный характер фасадов, использование балконов, крылец, эркеров, сандриков над окнами, введение в архитектурный декор стилизованного изображения лилий или ирисов, применение в окнах витражей с таким же мотивом орнамента, разной фактуры материалов в оформлении интерьеров.

Во всем господствуют капризные криволинейные очертания. Причудливый рисунок, построенный на извивах линий, распространяется на все части здания: излюбленный модерном мозаичный фриз, или пояс поливных керамических плиток в блеклых декадентских тонах, переплеты витражных окон, узор ограды, балконные решетки; на композицию лестницы, даже на мебель и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 69; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.