Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дубровицкая церковь как бы символизирует конец старозаветного древнерусского искусства и начало искусства Нового времени.




Московское барокко — условное название стиля русской архитектуры последних десятилетий XVII — первых лет XVIII в., основной особенностью которого является широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических ярусных (пирамидальных) композиций в храмовой архитектуре, богатство рельефного убранства, пластичность декора, двухцветность.

Искусство конца XVII века завершает период развития древнерусского искусства и создаёт предпосылки для формирования искусства Нового времени, светского искусства XVIII века.

РУССКОЕ ИСКУССТВО КОНЦА XVII ВЕКА

 

 

В 1690х годах в русской архитектуре появляется новое направление, условное название которого «московское барокко», или «нарышкинский стиль» (устаревшее название, использовалось потому, что некоторые сооружения этого стиля были построены в Москве по заказу знатных бояр Нарышкиных, в основном брата царицы Льва Кирилловича).

Центричность и ярусность, симметрия и равновесие масс, известные по отдельности и ранее, сложились в этом стиле в определенную систему – вполне самобытную, но, учитывая применение некоторых декоративных деталей, в частности, ордерных элементов, близкую во внешнем оформлении стилю европейского барокко. Во всяком случае, именно такое название закрепилось за архитектурой этого направления (хотя это и не московское, ибо распространилось и за пределами Москвы, и не нарышкинское – это еще более сужено).

Часто московское Первый этап развития русского барокко (?). Некоторые исследователи, например Б.Р. Виппер, считают неправомерным вообще применение термина «барокко», ибо это «не перелом мировоззрения, а перемена вкусов, не возникновение новых принципов, а обогащение приемов». Архитектура «нарышкинского барокко» – лишь «посредница между старыми и новыми художественными идеями». Ей не хватало смелости, радикализма, подлинного новаторства», чтобы именоваться стилем.

Типичные образцы «нарышкинского барокко» – церкви в подмосковных усадьбах знати. Это ярусные постройки (восьмерики или восьмерики на четверике, известные издавна) на подклете, с галереями. Последний восьмерик, перед барабаном главы, используется как колокольня (отдельной колокольни нет), отсюда название подобного рода церквей «церкви иже под колоколы».

Строгая симметрия с явной выраженной центричностью, равновесие масс и пирамидальность (ярусность) композиции – характерные особенности построек этого стиля. Здесь в измененном виде в полной мере давало себя знать русское деревянное зодчество.

По сравнению с памятниками предшествующей поры, перегруженными тяжеловесной и пестрой декорацией, постройки нового стиля легки и изящны. В убранстве используется богатый рельефный декор, многообразный орнамент, ордерные элементы, двухцветность (красный кирпич и белый камень).

Контрасты большого и малого, целого и детали, стены и пятен декора, устремление построек ступенями вверх, многообразие фантастических и реальных мотивов в декоре (картуши, раковины, виноградные лозы и гроздья, головки подсолнухов, цветы) создают сложное впечатление праздничности и нарядности, внешней статики и внутренней динамики.

Церковь Покрова́́ в Филя́х в Москве (1693 – 1695), усадебный храм Л.К. Нарышкина, – яркий пример «московского барокко». Тонко прорисованные детали в сочетании с безукоризненными пропорциями создают легкий, изящный, ажурный силуэт. «Легкая кружевная сказка», – по словам И.Э. Грабаря. Ярусная композиция создает почти тот же эффект вертикального движения, который выражен в шатровых и столпообразных храмах. Белокаменные профилированные колонки на ребрах граней, обрамление окон и дверей подчеркивают устремление всего архитектурного объема ввысь.

Церковь Троицы в Тро́ице - Лы́кове в Москве ( 1698–1704), церковь Спаса в селе Уборы (1693–1697, зодчий Яков Бухвостов), церковь Успения на Покровке в Москве (не сохранилась, 1696-1699, зодчий Петр Потапов) – наиболее значительные образцы нового стиля.

Церковь Зна́мения Богоро́дицы в Дубро́вицах (Зна́менская церковь, церковь иконы Пресвятой Богородицы «Зна́мение», 1690–1704) под Москвой (в вотчине Бориса Голицына, воспитателя Петра I) по плану близка церкви Покрова в Филях, однако в ней уже намечается отход от принципов древнерусского зодчества и сближение с барочными европейскими постройками («голицынский стиль»).

Новые тенденции проявляется в это время в гражданском зодчестве. Черты регулярности и симметрии прослеживаются в палатах В.В. Голицына в Москве в Охотном ряду (около 1689), в доме боярина Троекурова с его великолепной наружной декорацией. Сооружается много общественных зданий: Печатный (1679) и Монетный (1696) дворы, здание Земского приказа на Красной площади (1690-е годы, не сохранилась).

Сретенские ворота Земляного города в Москве, более известные как Су́харева башня (1692–1701, арх. Михаил Чоглоков) построена как помещение для гарнизона близ слободы стрелецкого полка Л. П. Сухарева (отсюда название) как ворота Земляного города, а при Петре перестроено для размещения «математической и навигацкой школы». Сухарева башня совместила московское барокко с западноевропейскими стилистическими традициями.

Так в ярко выраженной национальной архитектуре XVII столетия с ее живописной асимметричностью, полихромией богатого декора, жизнерадостностью и неисчерпаемостью народной фантазии укрепляются черты регулярности, некоторые приемы западноевропейской архитектуры, использование ордерных деталей – элементы, которые получат развитие в последующие века.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 77; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.