КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Маргинальность и ее место в жизни общества
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА Продолжим наше выявление существенных и в то же время своеобразных черт социальной жизни. Мы видим, что социальные отношения в обществе определяются системой статусов и ролей. Их существование их не случайно. Статусно-ролевая система призвана обеспечить нормальную жизнь общества и решать проблемы человеческого взаимодействия. Такую же задачу выполняют социальные институты. Когда мы встретим слово «институт», то должны понимать, что это не просто совокупность людей, работающих в научном заведении, а совокупность любых отношений между людьми, которые предназначены выполнять в обществе определенные функции, регулируются определенными социальными нормами и носят легитимный характер. Например, семья в современном обществе является институтом. Это не каждая отдельная семья, а тип отношений, созданный для удовлетворения определенных потребностей и узаконенный обществом через юридические нормы, моральные принципы и санкции за их нарушение. Общество придает семье определенные функции, важные для обеспечения социальной стабильности. Образование сейчас является институтом, но не было им в архаических обществах. Это не значит, что людей ничему не учили. Не были созданы специальные отношения, которые выполняли бы функцию образования и были бы легитимированы коллективом. Важно отметить, что социальные институты - это не просто совокупность привычек, обычаев, традиций. Мы не зря употребили слово «функции». Это значит, что люди совершают некоторые типичные, повторяющиеся действия, не потому что привыкли к этому, а потому что именно они позволяют решать насущные проблемы.
Теперь можно сформулировать признаки, по которым можно определить факт существования институтов. 1. Это наличие идеологии. В данном случае этим словом обозначают основополагающие убеждения, принципы, которые лежат в основе создания и функционирования институтов. Идеология показывает, для чего они нужны. Так прежде чем создать институт частной собственности, следует сначала доказать или убедить общество, что это благо, что он необходим, что его введение позволяет решить многие важные проблемы. 2.Это разработка статусно-ролевой системы, т.е. системы социальных норм, которые определяют позиции индивидов в структуре данного института и поведение его участников. Так если в обществе укрепилось представление о ценности частной собственности, то оно должно воплотиться в конкретных социальных и правовых нормах, регулирующих это отношение. Иначе мы просто не определим, действует институт или нет, превратился ли он из идеи в реальность. 3. Одним из характерных, хотя и не всегда обязательных, признаков института является наличие организации или совокупности людей, специализирующихся на выполнении той или иной социальной функции. Наиболее ярким примером таких институтов являются государство как организация служащих и церковь как организация служителей культа. 4. Одной из задач институтов является не только эффективное решение задач, ради которых они созданы, но и демонстрация факта своего существования. И это важно. Иначе как мы узнаем об их существовании. Эту функцию выполняет ритуализация поведения. Ритуалы -это особые действия. Как правило, они формализованы, т.е. придают большее значение порядку исполнения действий, периодически повторяются и не имеют прямой практической пользы. Скорее они нечто демонстрируют. Подъем флага, парад, периодические выступления главы правительства по ТВ - вот характерные признаки, призванные демонстрировать существование такого института, как государство.
5. Эту же задачу выполняют символические признаки. Символы -это особые предметы с особой задачей. Они всегда указывает на нечто, что-то обозначают. Типичным примером является знамя, задача которого указать на существование государства. По символам мы определяем, с каким институтом мы имеем дело. Для религии - это иконы, святыни, для бизнеса - патентные знаки, фабричная марка, знаки фирмы. Создание и развитие системы социальных институтов отражает важную потребность общества. Чем сложнее и динамичнее социальные отношения, тем больше задач приходится решать, но тем менее каждый отдельный человек способен их эффективно решать. Нельзя быть специалистом во всех областях жизни, да и не всегда возможно справиться с задачами одними своими силами. И люди находят выход. Они создают систему посредников, позволяющих и предназначенных за них решать многообраз-нейшие проблемы социальной жизни. Государство, церковь, профсоюзы, партии, семья, школа, вуз - вот далеко не полный перечень институтов, призванных быть такими посредниками. Более того. Создание таких институтов - показатель устойчивости, стабильности общества. Процесс их формирования принято назвать словом «институализация». В чем же воплощается их посредническая роль. Прежде всего, в выполнении коммуникативной функции. Институты обеспечивают взаимодействие индивидов и социальных групп через создание и закрепление стандартов поведения (статусов и ролей). Выработка таких стандартов создает понятность, предсказуемость и приемлемость действий индивида для окружающих и их действий для индивида. Также институты выполняют интегративную функцию, т.е. обеспечивают пути и способы вовлечения человека в общественную жизнь. Институт становится средством, благодаря которому индивидуальное усилие в большом обществе может приобрести коллективные формы или получить общественный резонанс. Одно дело идти со своей жалобой к чиновнику, а другое - передать ее в газету. Тогда вместо тебя начинает действовать организация, твоя проблема приобретает гласный, публичный характер. Институты выступают также способом объединения индивидов, благодаря тому, что предоставляют модели коллективных действий. Как выразить, к примеру, протест, чтобы он был понят и принят окружающими? Митинги, демонстрации, шествия - вот немногие примеры таких форм связи, которые обеспечивают мобилизацию людей и консолидацию их усилий.
Наконец, благодаря осуществлению интегративной функции институт обеспечивает включение индивида в социальную жизнь и признание им общественных ценностей. Это может быть служба в армии, участие в общественных святынях и ритуалах, оказание особого внимания символам государственности и т.д. Когда люди в них участвуют, то они показывают обществу, что признают его ценности. И общество или государство тем самым определяет отношение людей к себе. Кроме того, социальные институты выполняют функцию трансляции. Она состоит в закреплении и воспроизводстве общественных отношений путем передачи накопленного социального опыта. Ведь способ существования общества парадоксален. Люди приходят и уходят, их взгляды меняются. Но общество постоянно восстанавливает или длит себя, благодаря сохранению моделей поведения и подключению к ним каждого нового поколения. Мы неоднократно подчеркивали, что общество как система норм, ролей, статусов, институтов выступает условием человеческого существования. Что же происходит, когда нарушается причастность к этой системе. Давайте познакомимся еще с одним своеобразным фактом человеческого бытия. Это маргиналъностъ. Этим словом обозначают выключение индивида или группы из одной социальной среды и неспособность или нежелание войти в другую. Ситуация или состояние маргинальное™ предполагает, что связь человека или группы людей с системой социальных норм, ролей, статусов, общественных ценностей нарушена. Таких людей называют маргиналами. Не надо путать их с низшими классами общества. Последние являются частью общества. Для них существует система ролей и статусов, внутри которой они живут. В обществе они выполняют определенные функции. Маргиналами становятся те, кто не могут приспособиться к существующей социальной среде, или те, для кого у общества не нашлось подходящих ролей и статусов. Не надо также смешивать маргиналов с преступниками. Преступником является тот, кто нарушает соответствующие правовые нормы. Маргиналами становятся те, кто не участвуют в выполнении социальных функций, не сумели к ним приспособиться, не нашли себе в обществе подходящие статусы и роли.
Маргиналы не однородны. Можно выделить категорию людей, выброшенных из какой-либо социальной среды или попавших в какую-то уже сложившуюся социальную систему помимо своей воли. Их принято называть статусными маргиналами. Например, безработные и беженцы. Но маргинальность может быть результатом активного неприятия существующих социальных отношений или традиций, сложившихся в той или иной области общественной жизни. Люди такого типа - их называют нормативными маргиналами - могут считать свой образ жизни нормальным и не желают его менять (к примеру, те бомжи, которые вполне довольны своей жизнью). Они хотят быть маргиналами. Но есть люди, которые не удовлетворены существующим состоянием общества и хотят его изменить. Это новаторы в науке, искусстве, да и в любой другой сфере общественной жизни. Как правило, свое сообщество их не принимает, потому что они выдвигают идеи, которые никак не огласуются с общепринятыми представлениями. Таких людей называют культурными маргиналами. Выключение из социальной среды создает особое психологическое состояние. Это чувство неудовлетворенности. Возникает оно потому, что старые модели поведения уже не обеспечивают нормальной жизни, а новая социальная среда или отторгает пришельца или остается для него какое-то время непривычной. Человек не понимает новых правил игры или не еще умеет ими руководствоваться. Обычно говорят, что люди в таком положении находятся на границе между двумя мирами. Неудовлетворенность вызвана этим состоянием неопределенности своего положения. Неопределенность, в свою очередь, рождает такие психологические состояния, как неуверенность, беспокойство, тревогу, страх, озлобленность. Неудовлетворенность вызывает определенное социальное поведение. Растет недоверие к сложившимся социальных отношениям, тоска по прошлому, желание быстрых изменений. Становятся частыми случаи нарушения социальных норм. Для тех, кто недавно перешел в новую социальную группу, маргинальность проявляется в повышенном и даже чрезмерном следовании всей сумме предписаний, действующих в этой группе. Такие люди начинают весьма дотошно следовать всем без исключения правилам. Причина такого поведения лежит в боязни, что иначе их как новичков могут не признать своими. Откуда берутся маргиналы? Как не удивительно, но их порождает само общество. Ведь маргинальность есть только там, где возникли и начинают действовать нормы. Существование социальных норм создает условия для разделения людей на тех, кто им соответствует и кто - нет. Последняя категория людей получает статус маргиналов. Чем общество динамичнее, чем чаще возникают ситуации, когда людям приходится перемещаться из одной социальной среды в другую. Например, вы попали в среду обитания других социальных групп с иными эталонами поведения: район города, где живут представители другой национальности, вероисповедания, статуса. Это может быть переход в иную социальную среду, например, переезд в другой город, брак с представителем иной веры, национальности, культуры, переход в новую социальную группу и т.д. В результате возникает ситуация и даже состояние маргинальное™. Понятно, что его периодически может испытать каждый человек. Наконец, достаточно типичны случаи, когда сами люди не способны или не желают войти в сложившуюся социальную среду. Тогда ситуация маргинальное™ перерастает в маргинальное положение. Попробуем дать оценку данному явлению и определить его место в жизни общества. Прежде всего, не надо считать маргинальность исключительным, нетипичным и даже отрицательным явлением. Скорее она является симптомом состояния общества. Чем более усложняется социальная структура или общество становится более динамичным, состояние маргинальности становится весьма распространенным. В разной степени его испытывает каждый, поскольку всем приходится часто перемещаться и сталкиваться с представителями разных социальных групп. К тому же современное общество само ориентирует на рост и стремление переходить из одной группы в другую. Поэтому возникновение и усилие состояния маргинальности можно считать своеобразным индикатором способности и готовности общества к изменениям. Кроме того, мы видим, что маргинальность часто создается самим обществом. Чем жестче оно формулирует систему норм и идеалов, чем меньше выбора предоставляет людям, тем более вероятность возникновения маргиналов. Поэтому маргинальность является показателем наличия проблем в обществе, а многообразие социальных норм, ролей и статусов становится условием ее преодоления. Наконец, маргинальность даже необходима обществу, которое ориентировано на изменения. Ведь такое общество постоянно нуждается в новых идеях, новых формах жизни, а найти их можно в среде культурных маргиналов.
ГЛАВА 5. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 80; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |