Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маргинальность и ее место в жизни общества




СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Продолжим наше выявление существенных и в то же время своеоб­разных черт социальной жизни. Мы видим, что социальные отношения в обществе определяются системой статусов и ролей. Их существование их не случайно. Статусно-ролевая система призвана обеспечить нормаль­ную жизнь общества и решать проблемы человеческого взаимодействия. Такую же задачу выполняют социальные институты.

Когда мы встретим слово «институт», то должны понимать, что это не просто совокупность людей, работающих в научном заведении, а сово­купность любых отношений между людьми, которые предназначены вы­полнять в обществе определенные функции, регулируются определен­ными социальными нормами и носят легитимный характер. Например, семья в современном обществе является институтом. Это не каждая от­дельная семья, а тип отношений, созданный для удовлетворения опреде­ленных потребностей и узаконенный обществом через юридические нор­мы, моральные принципы и санкции за их нарушение. Общество придает семье определенные функции, важные для обеспечения социальной ста­бильности. Образование сейчас является институтом, но не было им в архаических обществах. Это не значит, что людей ничему не учили. Не были созданы специальные отношения, которые выполняли бы функцию образования и были бы легитимированы коллективом. Важно отметить, что социальные институты - это не просто совокупность привычек, обы­чаев, традиций. Мы не зря употребили слово «функции». Это значит, что люди совершают некоторые типичные, повторяющиеся действия, не потому что привыкли к этому, а потому что именно они позволяют решать насущные проблемы.

Теперь можно сформулировать признаки, по которым можно оп­ределить факт существования институтов.

1. Это наличие идеологии. В данном случае этим словом обознача­ют основополагающие убеждения, принципы, которые лежат в основе создания и функционирования институтов. Идеология показывает, для чего они нужны. Так прежде чем создать институт частной собственности, сле­дует сначала доказать или убедить общество, что это благо, что он необхо­дим, что его введение позволяет решить многие важные проблемы.

2.Это разработка статусно-ролевой системы, т.е. системы соци­альных норм, которые определяют позиции индивидов в структуре данно­го института и поведение его участников. Так если в обществе укрепилось представление о ценности частной собственности, то оно должно вопло­титься в конкретных социальных и правовых нормах, регулирующих это отношение. Иначе мы просто не определим, действует институт или нет, превратился ли он из идеи в реальность.

3. Одним из характерных, хотя и не всегда обязательных, признаков института является наличие организации или совокупности людей, специ­ализирующихся на выполнении той или иной социальной функции. Наи­более ярким примером таких институтов являются государство как орга­низация служащих и церковь как организация служителей культа.

4. Одной из задач институтов является не только эффективное реше­ние задач, ради которых они созданы, но и демонстрация факта своего существования. И это важно. Иначе как мы узнаем об их существовании. Эту функцию выполняет ритуализация поведения. Ритуалы -это особые действия. Как правило, они формализованы, т.е. придают большее значе­ние порядку исполнения действий, периодически повторяются и не име­ют прямой практической пользы. Скорее они нечто демонстрируют. Подъем флага, парад, периодические выступления главы правительства по ТВ - вот характерные признаки, призванные демонстрировать суще­ствование такого института, как государство.

5. Эту же задачу выполняют символические признаки. Символы -это особые предметы с особой задачей. Они всегда указывает на нечто, что-то обозначают. Типичным примером является знамя, задача которого указать на существование государства. По символам мы определяем, с каким институтом мы имеем дело. Для религии - это иконы, святыни, для бизнеса - патентные знаки, фабричная марка, знаки фирмы.

Создание и развитие системы социальных институтов отражает важ­ную потребность общества. Чем сложнее и динамичнее социальные отношения, тем больше задач приходится решать, но тем менее каждый отдель­ный человек способен их эффективно решать. Нельзя быть специалистом во всех областях жизни, да и не всегда возможно справиться с задачами одними своими силами. И люди находят выход. Они создают систему по­средников, позволяющих и предназначенных за них решать многообраз-нейшие проблемы социальной жизни. Государство, церковь, профсоюзы, партии, семья, школа, вуз - вот далеко не полный перечень институтов, призванных быть такими посредниками. Более того. Создание таких ин­ститутов - показатель устойчивости, стабильности общества. Процесс их формирования принято назвать словом «институализация».

В чем же воплощается их посредническая роль. Прежде всего, в выполнении коммуникативной функции. Институты обеспечивают взаи­модействие индивидов и социальных групп через создание и закрепление стандартов поведения (статусов и ролей). Выработка таких стандартов со­здает понятность, предсказуемость и приемлемость действий индивида для окружающих и их действий для индивида.

Также институты выполняют интегративную функцию, т.е. обес­печивают пути и способы вовлечения человека в общественную жизнь. Институт становится средством, благодаря которому индивидуальное уси­лие в большом обществе может приобрести коллективные формы или получить общественный резонанс. Одно дело идти со своей жалобой к чиновнику, а другое - передать ее в газету. Тогда вместо тебя начинает действовать организация, твоя проблема приобретает гласный, публич­ный характер.

Институты выступают также способом объединения индивидов, бла­годаря тому, что предоставляют модели коллективных действий. Как выра­зить, к примеру, протест, чтобы он был понят и принят окружающими? Митинги, демонстрации, шествия - вот немногие примеры таких форм свя­зи, которые обеспечивают мобилизацию людей и консолидацию их усилий.

Наконец, благодаря осуществлению интегративной функции инсти­тут обеспечивает включение индивида в социальную жизнь и признание им общественных ценностей. Это может быть служба в армии, участие в общественных святынях и ритуалах, оказание особого внимания симво­лам государственности и т.д. Когда люди в них участвуют, то они показыва­ют обществу, что признают его ценности. И общество или государство тем самым определяет отношение людей к себе.

Кроме того, социальные институты выполняют функцию трансля­ции. Она состоит в закреплении и воспроизводстве общественных отно­шений путем передачи накопленного социального опыта. Ведь способ су­ществования общества парадоксален. Люди приходят и уходят, их взгляды меняются. Но общество постоянно восстанавливает или длит себя, благо­даря сохранению моделей поведения и подключению к ним каждого ново­го поколения.

Мы неоднократно подчеркивали, что общество как система норм, ролей, статусов, институтов выступает условием человеческого существо­вания. Что же происходит, когда нарушается причастность к этой системе. Давайте познакомимся еще с одним своеобразным фактом человеческо­го бытия. Это маргиналъностъ. Этим словом обозначают выключение ин­дивида или группы из одной социальной среды и неспособность или не­желание войти в другую. Ситуация или состояние маргинальное™ пред­полагает, что связь человека или группы людей с системой социальных норм, ролей, статусов, общественных ценностей нарушена. Таких людей называют маргиналами.

Не надо путать их с низшими классами общества. Последние явля­ются частью общества. Для них существует система ролей и статусов, внут­ри которой они живут. В обществе они выполняют определенные функ­ции. Маргиналами становятся те, кто не могут приспособиться к суще­ствующей социальной среде, или те, для кого у общества не нашлось под­ходящих ролей и статусов. Не надо также смешивать маргиналов с пре­ступниками. Преступником является тот, кто нарушает соответствующие правовые нормы. Маргиналами становятся те, кто не участвуют в выпол­нении социальных функций, не сумели к ним приспособиться, не нашли себе в обществе подходящие статусы и роли.

Маргиналы не однородны. Можно выделить категорию людей, выб­рошенных из какой-либо социальной среды или попавших в какую-то уже сложившуюся социальную систему помимо своей воли. Их принято на­зывать статусными маргиналами. Например, безработные и беженцы.

Но маргинальность может быть результатом активного неприятия существующих социальных отношений или традиций, сложившихся в той или иной области общественной жизни. Люди такого типа - их называют нормативными маргиналами - могут считать свой образ жизни нормаль­ным и не желают его менять (к примеру, те бомжи, которые вполне до­вольны своей жизнью). Они хотят быть маргиналами.

Но есть люди, которые не удовлетворены существующим состоя­нием общества и хотят его изменить. Это новаторы в науке, искусстве, да и в любой другой сфере общественной жизни. Как правило, свое сообще­ство их не принимает, потому что они выдвигают идеи, которые никак не огласуются с общепринятыми представлениями. Таких людей называют культурными маргиналами.

Выключение из социальной среды создает особое психологичес­кое состояние. Это чувство неудовлетворенности. Возникает оно потому, что старые модели поведения уже не обеспечивают нормальной жизни, а новая социальная среда или отторгает пришельца или остается для него какое-то время непривычной. Человек не понимает новых правил игры или не еще умеет ими руководствоваться. Обычно говорят, что люди в таком положении находятся на границе между двумя мирами. Неудовлет­воренность вызвана этим состоянием неопределенности своего положе­ния. Неопределенность, в свою очередь, рождает такие психологические состояния, как неуверенность, беспокойство, тревогу, страх, озлобленность.

Неудовлетворенность вызывает определенное социальное поведе­ние. Растет недоверие к сложившимся социальных отношениям, тоска по прошлому, желание быстрых изменений. Становятся частыми случаи на­рушения социальных норм. Для тех, кто недавно перешел в новую соци­альную группу, маргинальность проявляется в повышенном и даже чрез­мерном следовании всей сумме предписаний, действующих в этой груп­пе. Такие люди начинают весьма дотошно следовать всем без исключения правилам. Причина такого поведения лежит в боязни, что иначе их как новичков могут не признать своими.

Откуда берутся маргиналы? Как не удивительно, но их порождает само общество. Ведь маргинальность есть только там, где возникли и начи­нают действовать нормы. Существование социальных норм создает усло­вия для разделения людей на тех, кто им соответствует и кто - нет. После­дняя категория людей получает статус маргиналов.

Чем общество динамичнее, чем чаще возникают ситуации, когда людям приходится перемещаться из одной социальной среды в другую. Например, вы попали в среду обитания других социальных групп с иными эталонами поведения: район города, где живут представители другой наци­ональности, вероисповедания, статуса. Это может быть переход в иную со­циальную среду, например, переезд в другой город, брак с представителем иной веры, национальности, культуры, переход в новую социальную груп­пу и т.д. В результате возникает ситуация и даже состояние маргинальное™. Понятно, что его периодически может испытать каждый человек.

Наконец, достаточно типичны случаи, когда сами люди не способ­ны или не желают войти в сложившуюся социальную среду. Тогда ситуа­ция маргинальное™ перерастает в маргинальное положение.

Попробуем дать оценку данному явлению и определить его место в жизни общества. Прежде всего, не надо считать маргинальность исключительным, нетипичным и даже отрицательным явлением. Скорее она яв­ляется симптомом состояния общества. Чем более усложняется соци­альная структура или общество становится более динамичным, состояние маргинальности становится весьма распространенным. В разной степени его испытывает каждый, поскольку всем приходится часто перемещаться и сталкиваться с представителями разных социальных групп. К тому же современное общество само ориентирует на рост и стремление перехо­дить из одной группы в другую. Поэтому возникновение и усилие состоя­ния маргинальности можно считать своеобразным индикатором способ­ности и готовности общества к изменениям.

Кроме того, мы видим, что маргинальность часто создается самим обществом. Чем жестче оно формулирует систему норм и идеалов, чем меньше выбора предоставляет людям, тем более вероятность возникнове­ния маргиналов. Поэтому маргинальность является показателем наличия проблем в обществе, а многообразие социальных норм, ролей и статусов становится условием ее преодоления.

Наконец, маргинальность даже необходима обществу, которое ориентировано на изменения. Ведь такое общество постоянно нуждает­ся в новых идеях, новых формах жизни, а найти их можно в среде культур­ных маргиналов.

 

ГЛАВА 5. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 80; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.