Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические этапы развития морали




МОРАЛЬ КАК РЕГУЛЯТОР ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Социальные функции морали состоят в том, чтобы регулировать отношения между людьми. Цель регулирования - укрепить взаимосвязи между людьми. Вспомним знаменитое требование и саму его формули­ровку «возлюби ближнего». Регулятивная функция включает в себя: м ировоззренческую (если указывает цели), коммуникативную (если обеспе­чивает связь) и интегративную (если объединяет людей) функции.

Мораль как социальный институт появляется и крепнет в эпоху ци­вилизаций. Мы помним, что цивилизации - это общества, где происходят бурные изменения и множество событий, это огромные сложноорганизованные общества. Что может связать людей в таких обществах, преодо­леть национальную и социальную разобщенность? Это делает мораль, которая призывает к равному отношению ко всем вне зависимости от их социального и национального происхождения.

Следует подчеркнуть, что в традиционных обществах мораль обла­дала специфическими чертами. Не существовало четкого разделения мо­ральных, правовых и религиозных норм. Это означало, что за несоблюде­ние моральных правил могло последовать правовое или религиозное на­казание. И наоборот, нарушение собственно религиозных обрядов и риту­алов приводило к моральному осуждению. Решающим фактором воздей­ствия за несоблюдение норм выступало давление общественного мнения. Поэтому можно сказать, что в традиционных обществах людям часто труд­но было превратить моральные нормы во внутренний регулятор своего доведения. Они оставались как бы внешними по отношению к людям.

И, наконец, характерной особенностью традиционных обществ было содержание морали. Именно с ним очень долго вели борьбу мировые религии. Основным принципом традиционной морали являлось деление на своих и чужих. Своими, как правило, считались члены общины, касты, ордена, цеха и т.д. По отношению к ним нормы требовали соблюдать отно­шения справедливости, равенства, взаимопомощи, сохранения собствен­ного достоинства и уважения к другим. По отношению к чужим действо­вал принцип выгоды.

С развитием индустриального общества меняется как содержание м оральных норм, так и их место в обществе. Мораль приобретает авто­номный характер. Она отделяется от религии и права как по своим целям, так по способам контроля над поведением. Превращение морали в соци­альный институт помимо всего означает признание за человеком права поступать согласно своей совести. Правила поведения интериоризируются, т.е. превращаются во внут­ренний регулятор человеческих действий. Это означает, что человек теперь действует, руководствуясь не внешним давлением, а внутренними принципа­ми. Он сам осуществляет контроль над собой, сам карает себя за несоблюде­ние тех или иных норм. Это проявляется в муках совести, нравственном суде.

Особые черты приобретает содержание морали. Мы уже подчерки­вали, что решающим признаком определения моральности тех или иных правил поведения является их универсальность. Но какими же должны быть эти правила? Основной принцип, который лежит в основе современной морали, гласит: относись к другому не как к средству, а как к цели. Поэтому характерной чертой современной морали становится гуманизм, т.е. приме­нение данного принципа по отношению к любому человеку вне зависимо­сти от национальной, половозрастной, социальной принадлежности.

РАЗДЕЛ 4. ПУТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 58; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.