КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исторические этапы развития морали
МОРАЛЬ КАК РЕГУЛЯТОР ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. Социальные функции морали состоят в том, чтобы регулировать отношения между людьми. Цель регулирования - укрепить взаимосвязи между людьми. Вспомним знаменитое требование и саму его формулировку «возлюби ближнего». Регулятивная функция включает в себя: м ировоззренческую (если указывает цели), коммуникативную (если обеспечивает связь) и интегративную (если объединяет людей) функции. Мораль как социальный институт появляется и крепнет в эпоху цивилизаций. Мы помним, что цивилизации - это общества, где происходят бурные изменения и множество событий, это огромные сложноорганизованные общества. Что может связать людей в таких обществах, преодолеть национальную и социальную разобщенность? Это делает мораль, которая призывает к равному отношению ко всем вне зависимости от их социального и национального происхождения. Следует подчеркнуть, что в традиционных обществах мораль обладала специфическими чертами. Не существовало четкого разделения моральных, правовых и религиозных норм. Это означало, что за несоблюдение моральных правил могло последовать правовое или религиозное наказание. И наоборот, нарушение собственно религиозных обрядов и ритуалов приводило к моральному осуждению. Решающим фактором воздействия за несоблюдение норм выступало давление общественного мнения. Поэтому можно сказать, что в традиционных обществах людям часто трудно было превратить моральные нормы во внутренний регулятор своего доведения. Они оставались как бы внешними по отношению к людям. И, наконец, характерной особенностью традиционных обществ было содержание морали. Именно с ним очень долго вели борьбу мировые религии. Основным принципом традиционной морали являлось деление на своих и чужих. Своими, как правило, считались члены общины, касты, ордена, цеха и т.д. По отношению к ним нормы требовали соблюдать отношения справедливости, равенства, взаимопомощи, сохранения собственного достоинства и уважения к другим. По отношению к чужим действовал принцип выгоды.
С развитием индустриального общества меняется как содержание м оральных норм, так и их место в обществе. Мораль приобретает автономный характер. Она отделяется от религии и права как по своим целям, так по способам контроля над поведением. Превращение морали в социальный институт помимо всего означает признание за человеком права поступать согласно своей совести. Правила поведения интериоризируются, т.е. превращаются во внутренний регулятор человеческих действий. Это означает, что человек теперь действует, руководствуясь не внешним давлением, а внутренними принципами. Он сам осуществляет контроль над собой, сам карает себя за несоблюдение тех или иных норм. Это проявляется в муках совести, нравственном суде. Особые черты приобретает содержание морали. Мы уже подчеркивали, что решающим признаком определения моральности тех или иных правил поведения является их универсальность. Но какими же должны быть эти правила? Основной принцип, который лежит в основе современной морали, гласит: относись к другому не как к средству, а как к цели. Поэтому характерной чертой современной морали становится гуманизм, т.е. применение данного принципа по отношению к любому человеку вне зависимости от национальной, половозрастной, социальной принадлежности. РАЗДЕЛ 4. ПУТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 58; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |