Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1: «Экономическая теория как наука».




1. Зарождение и основные этапы развития экономической теории.

 

2. Главные направления развития современной экономической мысли.

 

3. Предмет, цели и задачи экономической теории, её практическая функция.

 

4. Методы экономической теории и их роль в процессе познания экономических законов.

 

1. Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока. В трудах древнекитайских мыслителей (Конфуций 551 - 479 г. до н.э.) проводилось различие умственного и физического труда. Китайский философ Сюнь Цзы (3 в. до н.э.) говорил, что все люди равны от рождения, что накопленным богатством должны пользоваться все, а люди из простого народа должны иметь право частной собственности на землю.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей – Ксенофонта (430 – 354 г. до н.э.), Платона (427 – 347 г. до н.э.), Аристотеля (384 – 322 г. до н.э.) – можно охарактеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки. Ксенофонт был учеником Сократа, в работах «Домострой» и «Экономикос» он раскрыл правила ведения домашнего хозяйства и земледелия.

Сегодня изменилось понимание термина «экономика». Этот термин изобрёл ещё в 6 в. до н. э. греческий поэт Геспод, соединив 2 слова: «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (закон), что означает – свод правил ведения домашнего хозяйства. В научный оборот этот термин был введён Ксенофонтом и Аристотелем. Аристотель выделял «экономику» - хозяйственную деятельность, связанную с производством продуктов, и «хрематистику» - искусство наживать богатство, делать деньги.

Термин «экономика» в современных условиях имеет следующие значения:

1) народное хозяйство страны или его часть, включая отрасли, хозяйства региона, района, группы стран или всего мира;

2) исторически определённые экономические отношения, сложившиеся в процессе хозяйственной деятельности, соответствующие данной ступени развития производственных сил и образующих определённую экономическую систему (рабовладельческую, капиталистическую);

3) научная дисциплина, занимающаяся изучением деятельности людей, её законов и закономерностей.

Экономика – это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путём создания и использования необходимых жизненных благ.

Аристотель – первый экономист, ученик Платона, учитель Александра Македонского. Наиболее известны его две работы «Этика» и «Политика». Он первым выделил отдельные категории экономической теории, поставил вопрос о сравнимости всего, что «подвергается обмену», высказал идеи о полезности как об основе ценности хозяйственных благ. Так как в условиях рабовладельчества физический труд считался неприличным для свободного гражданина, продукт он оценивал с позиций полезности, а не труда.

Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима Варрона «Сельское хозяйство» (116 – 27 г. до н. э.), Катона «О земледелии» (234 – 149 г. до н. э.), Сенеки (4-65 г. д.н.э.) явились своего рода продолжением экономической мысли Древней Греции. Они рассматривали вопросы нормирования труда и качества труда, основанного на эксплуатации рабов.

Сенека утверждал, что все люди по природе равны, поэтому осуждал рабство. Его идеи оказали влияние на христианство.

Христианство принесло с собой коренной переворот в общем взгляде на хозяйственную деятельность. Оно объявило самый простой хозяйственный труд необходимым и святым делом. Апостол Павел завещал: «Если кто не хочет трудиться, тот не ешь».

Принцип справедливой цены, собственность, богатство и другие проблемы затронуты в христианском учении (Фома Аквинский, Иоанн Скотт).

Учёные-схоласты (преподаватели университетов) рассматривали экономические проблемы в рамках учения о справедливости с позиций Священного Писания.

Но все взгляды и высказывания не представляли систематизированного экономического учения.

Как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в 16 – 17 веках.

Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения внутренних и внешних рынков, интенсификации денежного обращения. В экономической науке появляется меркантилизм.

Заслуга меркантилистов в том, что они искали источник происхождения богатства. Их ошибка в том, что они видели его в деньгах. Отсюда и название «меркантильный» - денежный. Они были представителями торговцев.

Идейно близкой к меркантилизму является политика протекционизма, направленная на защиту национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путём введения таможенных барьеров, ограничений проникновения в страну иностранных товаров и капиталов.

Наиболее известными представителями меркантилизма были Т. Ман (1571 – 1641), А. М. де Ваттевиль (1575 – 1622), Г. Скаруффи (1519 – 1584), Д. Норе (1641 – 1691), Д. Юм (1711 – 1776).

Особую популярность среди меркантилистов имели Т. Манн и А. Монкретьен де Ваттевиль. С выходом в свет книги Монкретьена «Трактат по политической экономии» (1615 г.) экономическая теория более 300 лет развивалась как политическая экономия. «Политея» - законы хозяйствования в рамках государства в целом. Литература меркантилизма носила практичный характер, позитивный подход вытеснил нормативный.

Важное место в развитии экономической теории занимает У. Петти (1623 – 1686) в Англии и П. Буагильберг (1646 – 1714) во Франции. Их учение – переходный мостик от меркантилистов к классической науке – политической экономии. Заслуга У. Петти в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю. Буагильберг также пытался свести стоимость к труду и тем самым сделал решающий шаг в сторону трудовой теории стоимости.

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые являлись выразителями интересов крупных землевладельцев. «Физиократия» по-гречески «власть природы».

Главным представителем и основоположником этого направления был Франсуа Кенэ ( 1694 – 1774). В труде «Экономические таблицы» (1758) Кенэ сделал гениальную попытку анализа общественного воспроизводства. Источником богатства Кенэ объявил не просто труд в земледелии, а именно превышение произведенного продукта над потребленным в сельском хозяйстве. Ограниченность учения – источник богатства – труд только в земледелии.

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723 – 1790) и Давида Рикардо (1772 – 1823).Адам Смит вошел в историю экономической мысли как основоположник классической политэкономии. Его труд «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1777) отражает минимальное вмешательство государства в экономику, рыночное саморегулирование на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он назвал «невидимой рукой». Адам Смит заложил основы трудовой теории стоимости, создал учение о доходах, сформулировал принципы налогообложения.

Давид Рикардо продолжил разработку теории А.Смита. Главный его труд – «Начало политической экономии и налогового обложения». Он показал – единственным источником стоимости является труд рабочего, который лежит в основе доходов различных классов (ЗП, прибыли, %, ренты), прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Давид Рикардо попытался построить систему категорий политической экономии. Крупным недостатком классической политической экономии было – игнорирование роли государства.

Определенным этапом эволюции мировой экономической мысли стали труды швейцарского экономиста и историка Жана де Сисмонди (1773 – 1842) «Новые начала политэкономии». В центре своего учения Сисмонди ставил потребление и считал, что политическая экономия призвана быть наукой о совершенствовании социального механизма ради счастья человека.

Идею создания нового общества, понимая его каждый по-своему, выдвинули социалисты – утописты К. Сен–Симон, Ш. Фурье – Франция, Т. Мор, Р. Оуэн – Великобритания, Т. Кампанелла – Италия. Они выступали с критикой существующего строя и требовали реорганизации производства, потребления, отмены частной собственности, снятия противоположности с умственного и физического труда, установления справедливой социальной системы. Последнюю Сен-Симон назвал индустриализмом, Фурье - гармонией, Оуэн – коммунизмом. (Они были в основном за эволюционное развитие общества.)

Опираясь на высшие достижения классической школы, политэкономы Карл Маркс (1818-1883гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1895 гг.) создали теоретическую концепцию – марксизм. Их идеи были несколько дополнены и переработаны В. И. Лениным (1870-1924 гг.), так же русскими и советскими экономистами вплоть до 80х г. XX в.

Марксизм – всестороннее исследование законов развития капиталистического общества с позиции пролетариата и концепция социализма (коммунизма) как новая экономическая система. Система представлена совокупностью социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации наемного труда, равная плата за равный труд, всеобщая и полная занятость, ведение хозяйства по единому плану. Недостатки учения – главное внимание в нем уделялось антагонизму классов, а практические рекомендации для процветания общества в настоящем оказались на заднем плане.

Во второй половине XIX века была сформулирована теория маржинализма, представителями которой были К. Менгер (1840-1921), Ф. фон Визер (1851-1914) – австрийские ученые и английский экономист У. С. Джевонс (1835-1882). Англ. marginal – предельный.

Маржинализм – теория, представляющая использование предельных (крайних) величин или состояний, характеризующих не сущность явления, а их изменение в связи с изменением других явлений. Главные категории маржинализма: предельная полезность, предельная производительность, предельные издержки и др. На базе субъективных оценок теория объясняет издержки производства, спрос, предложение, цены.

Одним из широко известных теоретиков математической школы является Л. Вальрас (1834-1910) швейцарский экономист. Он разработал модель общего экономического равновесия, в основе которой анализ спроса и предложения и ряд уравнений. Экономика может достигать равновесия на основе спроса и предложения. Субъекты стремятся к оптимуму своего существования, т. е. к экономическому успеху.

 

 

2. К числу современных принято относить теории, сформулированные в конце XIX –начале XX века. Главные направления современной эк. мысли:

o Неоклассическое,

o Кейнсианское,

o Институционально – социологическое.

Неоклассическое – возникло как реакция на теорию К. Маркса, как ее критическое осмысление. Оно господствовало до 30-х годов ХХ в. и воспевало свободную конкуренцию. Кризис и Великая депрессия показали невозможность путем свободной конкуренции преодолеть все противоречия, решить все проблемы, в связи, с чем появилось новое экономическое учение – кейнсианство, требующее серьезного вмешательства государства в экономику.

В 70-80 г., когда чрезмерное вмешательство государства стало тормозить развитие экономики, неоклассическое направление снова становится актуальным и называется «новый, классический экономикс».

«Экономикс» имеет в своей основе маржинальную экономическую теорию и представляет попытку синтезировать классическую политическую экономику и маржинализм.

Неоклассическое направление экономической теории в основном сформулировано в работах английского экономиста Альфреда Маршалла (1842-1924) – основоположника ценовой теории. Равновесие рассмотрено на основе баланса спроса и предложения, разработана теория эластичного спроса. Неоклассическое направление экономической науки представлено современными теориями монетаризма и неолиберализма.

Монетаризм – теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы – контроль государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег в обращении и запасах, достижение сбалансированности государственного бюджета и установка высокого кредитного банковского процента. (М. Фридмен, 1912 г., американский ученый, лауреат Нобелевской премии).

Неолиберализм – эта теория, согласно которой необходимо сокращать (свести к минимуму) вмешательство государства в экономику, ибо только частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее благосостояние. (Американский экономист Л. фон Мизес, 1881-1973 и его блестящий ученик Ф. фон Хайек, 1899-1992).

Основываясь на теории неолиберализма, немецкий теоретик и государственный политический деятель ФРГ Людвиг Эрхард (1897-1977) создал теорию социально – ориентируемого рыночного хозяйства, воплотил ее на практике. Свободные цены, конкуренция, равновесие экономики он отразил в книге «Благосостояние для всех»(1956).

К новой классической экономике относятся также «теория рационального ожидания», «экономика предложений», «теории общественного выбора».

Кейнсианское направление (Джон Мейнард Кейнс 1883-1946) – теоретическое обоснование государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса через изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения, подавлять экономические кризисы. Его труд – «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г).

Институционально-социологическое направление – Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гэлбрейт - рассматривает экономическую систему, как отношения между хозяйственными субъектами складывающиеся под влиянием технико-экономических факторов. Институт широкое понятие - государство, корпорации, профсоюзы, конкуренция, монополии, налоги, нормы.

Неоинституционализм – характеризуется большим вниманием к человеку, социальным проблемам. Так возникла экономическая теория прав собственности (Р. Коуз, США), теория общественного выбора (Дж. Бьюкенен, США).

Экономисты – глобалисты исходят из того, что эволюция – совместное взаимообусловленное превращение различных экономик не в одну (согласно теории конвергенции), а в разные системы, которые обеспечат новую индустриализацию, где человек займет подобающее ему главное место.

 

 

3. В развитой рыночной экономике субъект, выполняющий экономическую функцию, называется экономическим субъектом. К экономическим субъектам относятся: фирмы, предприятия, государство, фонды, объединения, ассоциации, домохозяйства и человек.

Деятельность экономических субъектов направлена на решение трех основных вопросов экономики:

- что из конкурирующих товаров и услуг должно быть произведено, в каком количестве, и какого качества;

- как производить товары, с привлечением каких ресурсов, и с использованием каких технологий;

- для кого производить.

В процессе решения этих вопросов между экономическими субъектами складываются конкретные отношения по поводу производства, обмена, распределения и потребления благ и услуг. Эта совокупность экономических связей и отношений в их взаимозависимости и взаимообусловленности и законы их развития являются предметом изучения экономической теории.

Экономическая теория выполняет следующие функции:

1). Познавательную – изучение сущности экономических явлений, процессов; 2). Теоретико-методологическую – выявление сущности явлений, процессов и общих принципов поведения экономических субъектов;

3). Практическую – использование полученных знаний в управлении деятельностью экономических субъектов и национальной экономикой в целом.

Практические функции экономической теории позволяют решать проблему эффективного использования ресурсов с целью удовлетворения потребностей.

Экономическая теория воздействует на практику не непосредственно, а через экономическую политику – совокупность инструментов и мер, обеспечивающих регулирование хозяйства государством.

 

4. Метод - инструмент, посредством которого изучается конкретный объект исследования.

1) Первоначально исследователь собирает факты, которые относятся к конкретному экономическому явлению. Это наблюдение и создание банка данных названо эмпирическим методом исследования.

2)Второй этап в процессе познания – принципы или теории. Здесь используются дедуктивный и индуктивный методы исследования. Под индукцией понимается получение теоретических выводов на основе анализа фактов. Дедукция использует уже полученные теоретические выводы, а затем проверяет их фактами.

3) Одним из широко используемых в экономической теории методов является метод научных абстракций, где исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно. Так возникли такие общие понятия, как производство, обмен, потребности.

4) Методом исследования экономической теории является метод познания сложных систем – диалектика. Чтобы изучить предмет, необходимо разложить его на части и исследовать каждую в отдельности. Изучение каждой части единого целого называется анализом. Соединение в соответствии с тем положением, которое они занимают в данной структуре, называется синтезом.

5) Диалектико-материалистический метод предполагает объективное существование реального мира, частью которого является человек. Характеристика метода: взаимозависимость и развитие явлений; качественный скачок, переход от количества к качеству, в новое состояние; принцип борьбы противоположностей, борьба, между новым и старым содержанием процесса развития; человек познавая мир, становится главным действующим лицом в экономике.

6) Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимают исторический и логический методы, которые помогают исследовать хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они возникали, развивались, сменяли друг друга.

Кроме перечисленных методов экономического анализа используются следующие:

7) экономико-математическое моделирование;

8) функциональный анализ;

9) экономический эксперимент;

10) при анализе экономических проблем используют позитивный и нормативный анализы.

Позитивный метод – позволяет увидеть экономические явления и процессы такими, какие они на самом деле, что было или может быть; нормативный анализ основан на исследовании того, что и как должно быть.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 65; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.