КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возникновение и основные этапы развития международного права 1 страница
Самые древние первые государства, которые известны истории, появились, как ни странно, в двух южных странах, причем произошло возникновение государства в этих странах практически одновременно. Страны эти – Египет и Шумер. А время появления первого государства – приблизительно 5 тысяч лет назад, а возможно и немного раньше. Эти государства носили название Кемет (египетское государство), и Шумер (шумерское первое государство), которые, как уже говорилось ранее, возникли практически одновременно приблизительно 5-6 тысяч лет назад. Возникновение и развитие МП связано с возникновением государства. МП возникло в период раннего рабовладельческого строя на Древнем Востоке.Пожалуй, одним из самых древних дошедших до нас международных договоров является договор между правителями месопотамских городов (около 3100 г. до н.э.). Договор подтверждал существовавшую между сторонами государственную границу и провозглашал ее неприкосновенность.Более известен договор египетского фараона Рамзеса II с царем хеттов Хаттушилем III, заключенный предположительно в 1278 г. до н.э. В этом соглашении восстанавливались дружественные отношения между двумя государствами после длительной войны, заключались оборонительный и наступательный союзы, предусматривались помощь в случае внутренних беспорядков и взаимная выдача перебежчиков. Этот договор послужил образцом для многих международных соглашений. Правители древнего Египта заключали и другие договоры (о границах, о торговле, о выдаче перебежчиков и т.д.).Похожие договоры заключались и в Индии. Своеобразным памятником МП можно считать и Законы Ману (I в. н.э.), подробно урегулировавшие вопросы посольского права, а также правила ведения войны.В Древнем Китае только Империя считалась независимым государством. Остальные народы рассматривались как "варвары", стоявшие на низшей ступени развития. Соответственно, они изначально были неравными Империи.Поэтому отношения строились на основе завоеваний. В то же время существовали определенные правила иерархии китайских царств.Весьма интенсивную дипломатическую деятельность осуществляли древнегреческие города-государства, обменивавшиеся многочисленными посольствами (чаще всего временными). Полисы заключали договоры о военной помощи, возникали и прекращались военно-политические союзы (симмахии). Подробно регламентировались правила войн между греками.В связи с развитием торговли иностранцы стали наделяться большим объемом прав; получил развитие институт защиты иностранцев (ироксения). Проксен выступал в качестве представителя иностранных граждан в своем городе, выполняя квазиконсульские функции.Получили развитие некоторые институты морского права (свободы открытого моря, подчинения юрисдикции иностранного государства судов, находящихся в их портах).Споры в связи с нарушениями международных договоров рассматривались третейскими комиссиями; на нарушителей договора налагался крупный штраф, который в случае неуплаты взыскивался с помощью вооруженных сил.Искусство достигать намеченной цели в международных сношениях имело своих блестящих представителей уже в древности, когда ведение переговоров обыкновенно поручалось ораторам. Так, Филипп Македонский был дипломатом, которому хитрость и лукавство помогли получить право на титул.В Древнем Риме (в период республики) послы избирались в сенате и обязаны были давать отчет о своей деятельности. Иностранные послы считались находящимися под защитой богов.Заключаются договоры о дружбе и сотрудничестве, а также союзные договоры. В этот же период уже начинает проводиться различие между справедливыми и несправедливыми войнами. Подробно регламентируется процедура объявления войны. В те времена во время военных действий не соблюдалось практически ни одно из известных ныне "правил ведения войны".Возникает принцип соблюдения договоров; нарушение договора рассматривалось как нарушение порядка, установленного богами.Развивается институт правового положения иностранцев. В связи с увеличением их количества вводится институт защиты иностранцев (клиентелла).Происходит становление и развитие "права народов" (jus gentium) как особой правовой системы, прообраза международного права.Могущественные народы древности были проникнуты духом завоевания; их дипломатия стремилась к созданию единовластия. Соответственно, в международных отношениях господствовало право сильного.На развалинах Римской империи в Европе возникло несколько феодальных государств (франков, германцев, саксов и др.). Центрами мировой политики стали Восточная Римская империя, Империя Карла Великого, Арабский халифат.Развитие МП замедлилось. В этот период заключаются в основном договоры о военных союзах, мирные соглашения. Феодальные государства самостоятельно осуществляли международные отношения, объявляли войну и заключали мирные договоры.Война признавалась справедливой формой разрешения международных споров.Торговые города заключали союзы (Ганзейский союз) для защиты торговли и торгующих граждан. Международное признание получили сборники, кодифицирующие нормы и обычаи морского права и послужившие обоснованием принципа свободы открытых морей. Отмечается некоторая регламентация "законов и обычаев войны", начинает складываться консульское право.Активную роль в международных отношениях играла церковь. Периодически проводившиеся соборы играли роль кодификаторов обычных норм МП. Так, на Карфагенском соборе (438 г.) был официально сформулирован один из важнейших принципов МП — принцип добросовестного выполнения международных обязательств (pacta sunt servanda). После Никейского собора (1059 г.) произошел раскол христианской церкви на Восточную и Западную.Помимо государств субъектами МП признавались Римская церковь, рыцарские ордена.Возникает институт консулов, которые защищали первоначально интересы купцов в иностранных государствах. Консулы получали определенные права и иммунитеты. Стали заключаться соглашения — прообразы будущих консульских конвенций.В Западной Европе получили развитие институты морского права ("исторические воды", "территориальное море", правила торгового судоходства, портовые обычаи, свободы открытого моря и т.д.).
Развивались различные средства разрешения споров (арбитражи, посредничество). С IX в. Киевская Русь активно участвует в международных отношениях, заключает мирные и торговые договоры с Византией и некоторыми европейскими государствами. В XIII—XIV вв. Русь отражала натиск сил Запада, довольно активно заключая союзы и используя посольства. С конца XVI в. на международной арене появляется Московское государство. "Изумленная Европа в начале княжества Ивана III едва ли даже подозревавшая о существовании Московии, зажатой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на восточных своих окраинах" (К. Маркс).Процесс объединения русских земель сопровождался активными дипломатическими шагами Москвы, участвовавшей в военных союзах, объявлявшей войны и заключавшей договоры с Литвой, Турцией, Крымским ханством. К середине XVI в. относится создание прообраза ведомства иностранных дел — посольского приказа.В средние века дипломатия во многом находилась в руках высшего духовенства. Многие папы были и великими дипломатами своего времени. Когда на смену феодального государства пришли централизованные и абсолютные монархии, стремившиеся к внешнему могуществу и расширению своих границ, политике захватов стала служить дипломатия обманов. Повсеместное распространение получили шпионаж и подкупы в интересах своего монарха. Ходячими правилами были тогда поговорки: "Q_ui nescit dissimulare, nescit regnare" и "обман за обман".Начинается созыв конгрессов для устройства международных отношений. Основой этих отношений в принципе признаются начала права, с которыми на словах сообразуются дипломаты. Дипломатическое искусство достигает высокого развития.Во Франции уже при Генрихе IV отличались Сюлли, де-Морнэ, де-Силери и особенно кардинал д'Осса. Искусный в ведении переговоров и неразборчивый в выборе средств, кардинал Ришелье своими инструкциями послам много содействовал развитию дипломатического искусства. При Людовике XIII на передний план выходят граф де-Бриен, маршал дс-Бассомпьер, патер Жозеф и, как посредник, граф д'Эстрадес. Царствованию Людовика XIV предшествует опытная в притворстве дипломатия Мазарини. Политическую волю Людовика XIV воплощали искусные исполнители в лице Сервиена, де-Торси, д'Аво, Барильона.Из английских дипломатов можно выделить Вильяма и Роберта Сесиль, действовавших в царствование Елизаветы. Г. Воттон явился автором изречения: "посланник есть благонадежный муж, посылаемый в чужие края для сокрытия истины в видах пользы государства". Этому дипломату можно противопоставить благородного и откровенного Уильяма Тэмпля, который придерживался принципа — "в политике надо всегда говорить правду". Великим дипломатом был и Вильгельм III, умевший объединить европейские державы в борьбе против властолюбивых замыслов Людовика XIV. Герцог Мальборо одинаково знаменит и как полководец, и как дипломат.
Венецианская Республика и Нидерланды оставались до конца последнего столетия главными школами дипломатических талантов. Венеция выставила Гаспаро Контарини, Иоанна Корнаро, Нани; Нидерланды — Ольденбарпевельда, ван-Ларсена, де-Витта, Гейнзиуса. Австрийский дом также имел на своей службе ряд даровитых дипломатов (например, Траутманслорф).Основы буржуазного МП были заложены в XVII в. На европейском континенте в это время существовало большое число независимых государств. Их интересы требовали установить правила международного общения, обеспечивающие минимальный правопорядок.В трактатах, подготовленных в Мюнстере и Остабрюке, были сформулированы принципы международных отношений, некоторые были новыми для МП.На Вестфальском конгрессе 1648 г. были установлены границы большинства европейских государств. Любопытны положения о преимущественной силе норм Вестфальского договора перед внутренними законами стран-участниц и прочими договорами.Крупнейшим международником данной эпохи был голландский юрист Гуго Гроций, основное произведение которого "О праве войны и мира" не утеряло ценности и сегодня. Признавалось, в частности, что: в основе МП лежат международные договоры; государства договариваются между собой относительно правил поведения как в мирное, так и в военное время. Войны должны вестись только в интересах справедливости. Были обоснованы также принципы свободы морей и свободы торговли. Книга Гроция приобрела такой авторитет в Европе, что в случае возникновения международных разногласий ее положения использовались в качестве основания для разрешения спорных вопросов.В конце XVI — начале XVII в. Россия начинает обмениваться с зарубежными государствами постоянными дипломатическими представительствами. В России создается посольская канцелярия, которая постепенно преобразуется в Посольскую коллегию. Решая турецкую и шведскую проблемы, Россия вела активную внешнюю политику, привлекая союзников и используя противоречия в среде западных государств.При Екатерине II Россия занимает место в ряду самых могущественных европейских держав. Политика морского нейтралитета, провозглашенная Россией в 1780 г. и поддержанная другими государствами, содействовала получению независимости Соединенных Штатов. Успешные войны с Крымским ханством и Оттоманской империей позволили России в значительной мере решить проблему обеспечения безопасности се южных границ и осуществления мореплавания по Черному и Средиземному морям.Французская буржуазная революция привнесла в международные отношения идею равенства, суверенитета и невмешательства во внутренние дела. Получили развитие идеи о правах человека, неотъемлемости основных прав и свобод. Декларация аббата Грегуара, одобренная Конвентом в 1795 г., сформулировала новый подход к МП.В XIX столетии можно отметить несколько этапов в развитии МП и дипломатии. В 1815 г. на Венском конгрессе была произведена кодификация дипломатического права, а также запрещена работорговля.Отражая стремления могущественных государств к расширению своих границ, дипломатия проводит политику разделов (système copartageant). Войны времен революции и империи не оставляют много места для дипломатии, которая, однако, именно в это время выдвигает одного из самых крупных своих представителей — Ш. М. Талейрана.Гораздо большую роль дипломатия играет в так называемую эпоху конгрессов, когда господствует политика "вмешательства". В это время австрийский дипломат Меттерних является одним из вершителей судеб Европы.Существенно изменяется характер дипломатии по мере распространения в Западной Европе представительных учреждений. В роли дипломатов начинают выступать государственные люди, приобретшие известность на парламентском поприще. Кабинетная политика дипломатов встречает то поддержку, то препятствия в гласности парламентских прений.В 1856 г. в Париже были разработаны многие нормы права морской войны. Черное морс объявлялось нейтральным.Наиболее даровитый из дипломатов второй половины XIX в. Бисмарк соединяет старые дипломатические приемы (введение противника в заблуждение) с новыми (стремление опереться на национальные чувства и страсти) и этим путем достигает поразительных результатов.Берлинский конгресс 1878 г. был ознаменован признанием независимости Сербии, Румынии и Черногории.Исключительно велика роль России в регламентации "законов и обычаев войны". Так, в 1868 г. но инициативе России была принята Санкт-Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль.На первой Гаагской конференции 1899 г. приняты конвенции, регламентирующие правила ведения войны, запрещающие применять разрывные пули и снаряды, имеющие единственным назначением распространение удушливых или вредоносных газов, а также конвенция о международном арбитраже.На второй Гаагской конференции (1906—1907 гг.) были приняты десять новых конвенций, кодифицирующих правила ведения войны и регламентирующих мирные способы разрешения международных споров.Нельзя переоценить и роль Российского государства в совершенствовании института мирных средств разрешения международных споровСвоеобразным "водоразделом" между старым и современным МП стали и Октябрьская революция 1917 г., и Первая мировая война. Декрет о мире устанавливал новые принципы взаимоотношений государств, обозначил формирование некоторых важных принципов МП. Послевоенный режим, оформленный Версальским мирным договором 1919 г., Сен-Жерменским договором 1919 г. и другими соглашениями, послужил основанием создания новых независимых государств в Европе.В 1919 г. была учреждена универсальная международная организация — Лига Наций, Статут которой являлся составной частью Версальского договора. Лига Наций создавалась для обеспечения международного мира и безопасности и формально просуществовала до 1946 г. Однако ее существование не предотвратило агрессии Италии против Эфиопии (1935—1936), Финской войны, Второй мировой войны.В 30-х гг. XX в. СССР сыграл важную роль в демократизации международных отношений, предотвращении экспансии Германии. Во время Второй мировой войны Советский Союз вынес основную тяжесть борьбы с фашизмом.Важный вклад в борьбу с фашизмом и решение вопросов послевоенного устройства мира внесли Московская (1943 г.), Тегеранская (1943 г.), Ялтинская и Потсдамская (1945 г.) встречи руководителей союзных держав.На конференциях в Думбартон-Оксе и Сан-Франциско (1945 г.) были разработаны основные положения Устава ООН, который был подписан 26 июня 1945 г., закрепил семь принципов МП и зафиксировал организационно-правовой механизм системы универсальной безопасности.Являясь одним из основателей ООП, СССР принял активное участие в послевоенном устройстве мире, содействовал крушению колониальной системы, поддерживал вступившие на международную арену новые независимые государства.Универсальная система безопасности была дополнена региональными системами (НАТО, ОВД, ОАГ и др.), которые, несмотря на "холодную войну" и обострение международной напряженности в 1950—60-х гг., сыграли свою роль в предотвращении глобальных вооруженных конфликтов.В 1960—70-х гг. была проведена серьезная работа по кодификации МП. В это время, в частности, были заключены конвенции о праве международных договоров, правопреемстве государств, правах человека, дипломатическом и консульском праве, космическом праве и др.70-е гг. XX столетия были отмечены началом процесса разрядки международной напряженности и бурным развитием региональной, прежде всего, европейской интеграции. Заключительный акт СБСЕ положил начало процессу сближения европейских государств различных систем, формированию системы мер доверия. На базе СБСЕ была создана ОБСЕ.80-е гг. XX в. были отмечены дальнейшим смягчением международной напряженности и совершенствованием международно-правовой регламентации таких отраслей МП, как морское право, право международной безопасности, гуманитарное право и др.Серьезные изменения в международных отношениях произошли в 1990-х гг. На месте бывшего СССР возникли новые самостоятельные государства, было создано СНГ. С прекращением существования СССР и распадом социалистической системы в Европе и Азии запылали очаги серьезных международных конфликтов. Изменилось и соотношение сил на международной арене. США, не сдерживаемые больше действиями Советского Союза, все активнее стали претендовать на роль мирового правительства. Военный блок западных государств — НАТО — присваивает себе полномочия по урегулированию региональных конфликтов, постепенно оттесняя ООП.Одновременно со снижением роли ООН, нуждающейся в серьезных реформах, можно отметить тенденцию продолжения укрепления и развития регионального сотрудничества государств. Большими темпами идет процесс западноевропейской интеграции, сплачиваются арабские и африканские государства, совершенствуются связи стран Юго-Восточной Азии. и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (1971 г.) и др. Региональные нормы МП действуют в пределах стран одного региона или международной организации (Конвенция Африканского союза о предупреждении коррупции и борьбе с пей (2003 г.), Пакт стабильности для Юго-Восточной Азии (1999 г.), право ЕС, акты органов СНГ). Локальные нормы регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов МП (например, Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Россией и Румынией (2003 г.)).Можно привести и иные классификации норм МП, основанные на других критериях.Современное МП коренным образом отличается от классического. Классическое МП признавало право сильного, право на войну, допускались контрибуции и т.д. Старое МП было правом "цивилизованных государств". В XX в. государства стали признаваться юридическим равными.Новыми основными принципами МП стали принцип неприменения силы или угрозы силой и принцип невмешательства во внутренние дела государств.Признание получил принцип права па самоопределение народов и наций. Народы мира получили право определять без вмешательства извне свой политический статус и самостоятельно осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие.Появились новые субъекты МП — международные организации, которые в настоящее время играют важнейшую роль в межгосударственной системе.Расширились объективные и субъективные границы МП. Современное МП "рассчитано" не только на государства и международные организации, но и на лиц, не являющихся субъектами МП (индивидов и организации). Они становятся акторами межгосударственной системы и адресатами международно-правовых норм. МП распространяет свое действие на все больший круг отношений.15 современном МП сформулирован и наполнен конкретным содержанием принцип уважения прав человека. Защиту получили не только общие права индивида, но и права отдельных категорий лиц (женщин, детей, инвалидов, мигрантов, туристов, заключенных и т.д.).Новое измерение получил принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Поскольку возникли новые источники МП (прежде всего, акты органов международных организаций), расширилось его содержание. Усовершенствованиям подвергся международный механизм имплементации норм МП. Развиваются разнообразные формы контроля за выполнением международных обязательств субъектами МП, например институт принуждения к исполнению обязательств.Существенно обогатился и принцип мирного разрешения международных споров. Возникли новые институты разрешения международных споров, а старые были усовершенствованы.После Второй мировой войны в международных отношениях получил признание принцип территориальной целостности государств и нерушимости существующих границ.В МП возникли новые отрасли. После двух мировых войн удалось, наконец, сконструировать более или менее эффективную универсальную систему международной безопасности, которая дополнялась региональными структурами. Начался процесс ограничения вооружений и разоружения. Сотрудничество в данных сферах отношений послужило основанием к формированию права международной безопасности.Развитие науки и техники обусловило необходимость взаимодействия государств в новых областях общественной жизни. Появились такие отрасли МП, как: международное воздушное право; международное космическое право; международное атомное право.Необходимость обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды вызвала к жизни международное право охраны окружающей среды.Продолжали развиваться уже существующие институты МП (признание и правопреемство, санкции, "законы и обычаи войны", выдача преступников и т.д.).Постоянно увеличивается число участников международных отношений. Сегодня в мире насчитывается свыше 220 государств и около 2500 международных межправительственных организаций. Их количество постоянно растет, что осложняет процесс согласования воль и международного нормотворчества.Однако развитие МП далеко не всегда носит поступательный характер. Так, наряду с принципом невмешательства, некоторыми государствами (США, Великобритания) признается право на "гуманитарную интервенцию" и "защиту демократии". Не всегда однозначно понимается право наций на самоопределение. Действует политика "двойных стандартов" в отношении обеспечения прав человека и терроризма.Таким образом, МП не является застывшей системой права, не остается безучастным к вызовам времени и продолжает развиваться как в количественном, так и в качественном отношении. 1. Периодизация и предыстория международного права. 2. На рубеже средневековья и Нового времени происходит возникновение практики и доктрины международного права. Этому способствовали изменившиеся исторические условия: реформация церкви и некоторая утрата ею былых позиций на внешней арене; централизация власти, ликвидация иммунитетного сепаратизма и возникновение национальных государств; развитие философии, политических учений, обращение к античному интеллектуальному наследию, в том числе к системе римского права. Упрочение национальной независимости европейских государств привело к первой общеевропейской войны между крупными группировками государств - Тридцатилетней войне (1618-1648 гг.), завершившейся подписанием Вестфальского трактата о мире 24 октября 1648 г. Он состоял из двух мирных договоров Оснабрюкский (между императором Священной Римской империи и его союзниками, с одной стороны, и Швецией с союзниками - с другой) и Мюнстерский (между императором и Францией с союзниками). Формально постановления трактатов касались трех основных вопросов: территориальных изменений в Европе; вероисповедных отношений в Священной Римской империи; политического устройства. Однако на деле Вестфальский мир сформулировал ряд принципов и институтов международного права: 4. Бурное второе десятилетие XX века принесло колоссальные изменения в практику международного общения, а вместе с ними - и совершенствование международного права. Изменилось соотношение сил в мире, рухнули крупнейшие империи, а первая в истории человечества мировая война унесла 10 млн. человек. Необходим был новый мировой правопорядок, котором присутствовали бы новые механизмы недопущения общечеловеческих катастроф. В российском послеоктябрьском Декрете о мире 1917 г. были сформулированы общедемократические справедливые принципы международных отношений и международного права. Грабительские войны были объявлены величайшим преступлением против человечества, выдвигалось требование ликвидации колониальных отношений, провозглашалось право наций на самоопределение, как противоправное деяние рассматривалась аннексия, или захват чужих земель, отвергались основные аргументы, при помощи которых обосновывалась законность колониальных захватов (давность владения, уровень развития страны и т.д.), объявлялись безусловно и немедленно отмененным содержание ранее заключенных международных договоров в той мере, в какой они нарушали права и законные интересы других государств. Декрет о мире был революцией в понимании международного правопорядка в той мере в какой были ею события породившие этот документ. Декларативно отвергая старый мир, он тем не менее умалчивал о том видении мира нового, которое сформулировали большевики еще до прихода к власти. Он ничего не говорил идее мировой революции, экспорте революции, который по существу был бы ничем иным как ликвидацией тех международно-правовых принципов, которые постепенно формировались в международных отношениях столетиями. Другой реакцией на изменившиеся условия в мире были 14 пунктов Президента США В.Вильсона 1919 г. Их содержание сводилось к следующему: свобода международной торговли, сокращение вооружений, передел колоний и территориальные проблемы Европы, создание союза наций в целях взаимной гарантии независимости государств. Послевоенный мировой порядок нашел свое отражение в Версальской системе договоров 1919 г. Антанты с побежденной Германией и ее союзниками и дополненный впоследствии Вашингтонской системой договоров по морскому праву. В целом возобладал старый подход к регулированию международных вопросов: приоритетным стал принцип удовлетворения внешнеполитических амбиций победителей, максимального ослабления Германии, передел колониальных владений и попытка перелицовки отношений метрополии с колонии под прикрытием санкционированной Лигой Наций мандатной системы. Это означало, что право войны, право сильного оставалось по-прежнему не изжитым, а сама Версальско-Вашингтонская система таила в себе зерна нового мирового военного конфликта. Тем более, что из этой системы было исключено первое социалистическое государство, изоляция которого в условиях существовавших теорий мировой революции, только провоцировало его, как и униженную Германию, либо на эфемерные декларации, либо на активную деструктивную внешнюю политику. Реализацией послевоенных стремлений народов к созданию справедливого, основанного на праве мирового порядка стало учреждение первой всеобщей политической организации - Лиги Наций. В преамбуле ее Статута говорилось: “...для развития сотрудничества между народами и для гарантии их мира и безопасности важно принять некоторые обязательства не прибегать к войне, поддерживать в полной гласности международные отношения, основанные на справедливости и чести, строго соблюдать предписания международного права, признаваемые отныне действительным правилом поведения правительств, установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемые Договорами обязательства во взаимных отношениях организованных народов...”1 В соответствии со Статутом в 1922 г. была учреждена Постоянная палата международного правосудия - первый постоянный международный суд. Статут Лиги Наций предусматривал также несколько гарантии соблюдения установленных международных правил: “Если Член Лиги прибегает к войне в противность обязательствам, принятым в ст. 12, 13 или 15, то он ipso facto рассматривается как совершивший акт войны против всех других Членов. Последние обязуются немедленно порвать с ним все торговые или финансовые отношения... В этом случае Совет обязан предложить различным заинтересованным Правительствам тот численный состав военной, морской или воздушной силы, посредством которого Члены Лиги будут, по принадлежности, участвовать в вооруженных силах, предназначенных для поддержания уважения к обязательствам Лиги” (ст.16 Статута). 2 Период между двумя мировыми войнами изобиловал интенсивными международными официальными контактами как в двусторонней, так и в многосторонней формах. Многочисленные конференции, переговоры, конвенции, пакты и т.п., заключавшиеся в изобилии в то время, несмотря на преобладавший пацифизм и выработку основных принципов-идей международного права современности, так и не привели к созданию четкого обязательного характера международно-правовых норм. Продолжала вестись политика двойных стандартов. Западные державы, провозгласившие приверженность принципам международного права, на деле проводили курс на умиротворение возродившегося агрессора - нацистской Германии, надеясь на то, что он повернет штыки против казавшегося более опасным “коммунистического” Советского Союза. СССР, выступавший за всеобщее и полное разоружение, за четкое определение агрессии, сам вскоре после нападения на Польшу и Финляндию стал агрессором, а его призывы к открытой справедливой политике на международной арене были дезавуированы подписанием секретного протокола к советско-германскому пакту о ненападении и Договора о дружбе и границах с гитлеровским рейхом. Важное значение имел Парижский пакт об отказе от войны как орудия национальной политики 1928 г. (пакт Бриана - Келлога), в котором война допустима лишь в качестве инструмента реализации общей цели государств, запрещалась агрессия и т.д. Однако в тогдашних условиях его правовые последствия были незначительны и он остался декларацией. Характерной чертой тридцатых годов стало нарушение международно-правового принципа “Договоры должны выполняться”. Причем в этом смысле последователен был не только агрессор Германия, но и другие государства. Как результат - потребовалась еще одна мировая война, унесшая уже 50 млн. человеческих жизней, чтобы мировое сообщество смогло понять, что в его интересах является не только декларация международно-правовых принципов и правил поведения, но и их неуклонное и обязательное исполнение. Тенденция к осознанию ошибок началось с началом войны, о чем свидетельствовали союзнические конференции 1942-1945 гг. Итогом поисков выхода из создавшегося положения стало решение о создании Организации Объединенных Наций, Устав которой был принят в июне 1945 г. на конференции в Сан-Франциско. С этого момента берет начало современное международное право. В XX в. на позиции позитивизма в доктрине международного права стали наступать новые или обновленные теории. Позитивизм продолжали развивать сторонники так называемой теории “слияния воль” - Ч.Ч.Хайд, К.Штрупп,Ш.Руссо и,особенно, С.Сефериадес, заявивший: “По нашему мнения, международное право целиком имеет своим основанием не индивидуальную суверенную волю государств...а воли государств как совпадающие воли, которые, будучи объединены, не могут быть разъединены... Это объединение воль создает высшую волю...”1 В первой половине века на международное право начал оказывать серьезное влияние нормативизм, основателем которого в данной правовой дисциплине справедливо считают Г.Кельзена. Он пришел к выводу, что “основой обязательности норм может быть только норма”2, а не “слияние воль”. Такой нормой для него применительно к международному праву как и для других сторонников данного направления (Д.Анцилотти, П.Гуггенгейм) стал принцип обязательности соблюдения договоров. В середине века произошло возрождение естественно-правовой доктрины в его религиозной интерпретации (Л.Лефюр, Р.Лаун, Г.Коинг, А.Фердросс). Советская наука международного права в рассматриваемый период отличалась, подобно другим наукам в СССР, крайней или умеренной революционностью и довольно жестким следованием идеологическим требованиям марксизма-ленинизма (а впоследствии - и сталинизма). Достаточно привести цитату из наиболее популярных книг по этой правовой отрасли, написанной Е.А.Коровиным: “...относительная ценность международного права переходной эпохи двояка: мост между буржуазной и социалистической половинами человечества не может не рухнуть в тот самый час, когда распадуться последние устои первой. Разросшееся до размеров всемирного “междусоветское право” - таково имя его прижизненного преемника”3 Советскую доктрину международного права в противопоставлении с “буржуазным” правом разрабатывали в 20-30-е гг. В.Э.Грабарь, Ю.В.Ключников, С.Б.Крылов, А.М.Ладыженский, А.В.Сабанин. Общим для всех них являлась приверженность к теоретическому монизму. Определенным итогом развития науки международного права в СССР к середине 30-х гг. стали “Очерки по международному праву” (1935 г.), принадлежавшие перу Е.Пашуканиса, одной из основополагающих мыслей которой было: “...Международное право в эпоху общего кризиса капитализма становится одной из форм, в которой протекает борьба двух систем.”4 Такова история международного права. Развитие современного права - проблема, которая раскрывается при анализе отдельных институтов данной правовой системы.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 176; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |