Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правопреемство государств в отношении международных договоров




Нужно учитывать, что Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. регулирует правопреемство только в отношении договоров, заключенных в письменной форме, и лишь между государствами. В отношении устных договоров и договоров между государствами и иными субъектами МП действуют обычные нормы МП.

Каковы же правила правопреемства в отношении договоров?

1. В случае создания в результате деколонизации нового независимого государства действует принцип tabula rasa (лат. — чистая доска): повое государство не связано договорами, заключенными бывшими державами-метрополиями.Новое независимое государство не обязано сохранять какой-либо договор или становиться его участником только потому, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории — объекта правопреемства.

Новое государство может стать участником любого многостороннего договора, который был в силе для территории правопреемства, путем уведомления о правопреемстве. Если до момента правопреемства государство-предшественник подписало договор под условием ратификации, принятия или утверждения, правопреемник может стать участником договора, ратифицировав, приняв или утвердив его (кроме случаев несовместимости участия правопреемника с объектами и целями договора).

2. Если часть территории государства становится частью территории другого государства, в отношении этой территории:

а) договоры государства-предшественника утрачивают силу в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств, с момента правопреемства; и

б) договоры государства-преемника приобретают силу в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств, с момента правопреемства государств, за исключением тех случаев, когда из договора явствует или иным образом установлено, что применение этого договора к данной территории было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия.

Находящийся в силе двусторонний договор в отношении территории — объекта правопреемства считается действующим и для государства-преемника, если новое государство договорилось об этом с контрагентом или это следует из его поведения.

3. При объединении двух или нескольких государств права и обязательства по их договорам переходят к правопреемнику, если стороны не установили иное и если это не противоречит объектам и целям договора.

Новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве договаривающегося государства многостороннего договора, который не вступил в силу, если в момент правопреемства государств государство-предшественник являлось договаривающимся государством в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государства.Новое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника многостороннего договора, который вступил в силу после момента правопреемства государств, если в момент правопреемства государств государство-предшественник являлось договаривающимся государством в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств.Если до момента правопреемства государств государство-предшественник подписало многосторонний договор под условием ратификации, принятия или утверждения и при этом выразило намерение распространить этот договор на территорию, являющуюся объектом правопреемства государств, то новое независимое государство может ратифицировать, принять или утвердить этот договор, как если бы оно его подписало само, и тем самым оно может стать договаривающимся государством или участником этого договора.Когда из положений договора или из ограниченного числа участвовавших в переговорах государств и из объекта и целей договора следует, что участие в этом договоре любого другого государства требует согласия всех его участников или всех договаривающихся государств, новое независимое государство может стать договаривающимся государством или участником этого договора только при наличии такого согласия.

4. При отделении части территории и присоединении ее к другому государству договоры предшественника продолжают находиться в силе для правопреемника.

5. Двусторонний договор, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств, считается находящимся в силе между новым независимым государством и другим государством-участником, когда: а) они явственно об этом договорились; или б) в силу своего поведения они должны считаться выразившими такую договоренность.

Договор, считающийся находящимся в силе, применяется во взаимоотношениях между новым независимым государством и другим государством-участником с момента правопреемства государств, если иное намерение не вытекает из их соглашения или не установлено иным образом.Особое положение занимают договоры о режиме границ. Как известно, Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. установила, что коренное изменение обстоятельств не дает права ссылаться на него для прекращения договора о границе. Правопреемство не затрагивает установленных договором границ или их режима. Правопреемство не затрагивает также обязательств относительно пользования территорией иностранного государства (И. И. Лукашук).О правопреемстве в отношении договоров делаются письменные уведомления депозитарию договора и (или) его участникам.Если уведомление о правопреемстве не подписано главой государства, главой правительства или министром иностранных дел, то представителю государства, передающему это уведомление, может быть предложено представить полномочия.

Если договором не предусматривается иное, уведомление о правопреемстве:

а) препровождается новым государством депозитарию или, если нет депозитария, участникам или договаривающимся государствам;

б) считается сделанным новым государством с момента получения его депозитарием или, если пет депозитария, с момента получения его всеми участниками всеми договаривающимися государствами.

Уведомление о правопреемстве считается полученным государством, которому оно предназначено, на момент извещения его об этом депозитарием.В отношении правопреемства государственной собственности, архивов и долгов применяется Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.

Государственная собственность — это имущество, а также права и интересы, которые на момент правопреемства принадлежали согласно внутреннему праву государства-предшественника этому государству. Государственные архивы представляют собой совокупность документов любых давности и рода, произведенных или приобретенных государством-предшественником в ходе его деятельности, принадлежащих государству на момент правопреемства согласно его внутрен нему праву и хранящихся под его контролем в качестве архивов для различных целей. Под государственным долгом понимается любое финансовое обязательство государства в отношении другого государства, международной организации или любого иного субъекта МП, возникшее в соответствии с МП.Переход собственности, архивов и долгов при правопреемстве регулируется соглашениями между этими государствами-предшественниками и преемниками. При отсутствии таких соглашений действуют следующие правила.

1. Передача части территории государства. Когда часть территории государства передается этим государством другому государству, переход государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику регулируется соглашением между ними.

В случае отсутствия такого соглашения:

а) недвижимая собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к преемнику;

б) движимая собственность государства-предшественника, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к преемнику.

Часть государственных архивов предшественника, которая в целях нормального управления соответствующей территорией, должна находиться в распоряжении государства, которому передастся указанная территория, переходит к государству-преемнику.Государство-предшественник предоставляет преемнику имеющиеся в его архивах достоверные сведения, которые касаются титулов на переданную территорию или ее границ или которые необходимы для выяснения смысла документов.Государства обмениваются сведениями и копиями документов, связанных с интересами переданной территории.Переход государственного долга регулируется соглашением между государствами. В случае отсутствия такого соглашения государственный долг предшественника переходит к преемнику в справедливой доле.

2. Когда государство-преемник является новым государством:

а) недвижимость предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику;

б) недвижимость, принадлежащая территории, являющейся объектом правопреемства, находящаяся за ее пределами и ставшая собственностью государства-предшественника в период зависимости, переходит к преемнику;

в) недвижимая государственная собственность предшественника, находящаяся за пределами территории, являющейся объектом правопреемства государств, в образовании которой принимала участие зависимая территория, переходит к государству-преемнику в доле, соответствующей вкладу зависимой территории;

г) движимая собственность государства-предшественника, связанная с деятельностью предшественника, в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику;

д) движимая собственность, принадлежащая территории, являющейся объектом правопреемства, и ставшая в период зависимости государственной собственностью государства-предшественника, переходит к государству-преемнику;

е) вся иная движимая собственность государства-предшественника, иная, чем собственность, в образовании которой принимала участие зависимая территория, переходит к преемнику в доле, соответствующей вкладу этой зависимой территории.

В случае, если новое государство образовано из двух или нескольких зависимых территорий, переход государственной собственности государств-предшественников к новому государству регулируется вышеуказанными правилами. Когда зависимая территория становится частью территории нового государства, переход государственной собственности преемнику регулируется теми же правилами.Соглашения, заключенные между предшественником и новым государством для регулирования правопреемства в отношении государственной собственности государства-предшественника, не должны наносить ущерба принципу суверенитета каждого народа над его богатствами и природными ресурсами.Архивы, принадлежащие территории и ставшие государственными архивами государства-предшественника, переходят к новому независимому государству.Часть государственных архивов предшественника, которая в целях нормального управления территорией, являющейся объектом правопреемства государств, должна находиться на этой территории, переходит к новому государству.Иные государственные архивы предшественника, имеющие отношение главным образом к соответствующей территории, переходит к новому независимому государству.Государства сотрудничают в возвращении любых архивов, принадлежащих к соответствующей территории.Никакой государственный долг предшественника не переходит к новому государству, если соглашение между ними не предусматривает иное с учетом связи между государственным долгом государства-предшественника, связанным с его деятельностью на соответствующей территории, и имуществом, правами и интересами, которые переходят к этому новому независимому государству. Указанное соглашение не должно наносить ущерба принципу неотъемлемого суверенитета каждого народа над его богатствами и природными ресурсами. Его осуществление не должно подрывать основ экономического благосостояния нового государства.

3. Когда два или несколько государств объединяются, вся собственность, государственные архивы и госдолг предшественника переходят к преемнику.

4. В случае, когда часть или части территории государства отделяются от него и образуют государство и если государство-предшественник и государство-преемник не условились иначе:

а) недвижимость государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к государству-преемнику;

б) движимая собственность государства-предшественника, связанная с деятельностью предшественника в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к государству-преемнику;

в) иные движимая собственность государства-предшественника переходит к преемнику в справедливой доле.

Эти же правила применяются, когда часть территории государства отделяется от него и объединяется с другим государством.

Данные положения не должны препятствовать "справедливой компенсации" между предшественником и преемником.

Часть государственных архивов предшественника, которая в целях нормального управления соответствующей территорией должна находиться на этой территории, переходит к преемнику.

Государственный долг предшественника, если государства не условились иначе, переходит к преемнику в справедливой доле.

5. Когда государство прекращает свое существование и части территории предшественника образуют два или несколько преемников и если соответствующие государства-преемники не условились иначе:

а) недвижимость предшественника переходит к государству-преемнику, на территории которого она находится;

б) недвижимость предшественника, находящаяся за пределами его территории, переходит к преемникам в справедливых долях;

в) движимая государственная собственность предшественника, связанная с деятельностью государства в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства государств, переходит к соответствующему преемнику;

г) иная государственная собственность предшественника, переходит к преемникам в справедливых долях.

Данные положения не должны препятствовать "справедливой компенсации" между предшественником и преемниками.Часть государственных архивов предшественника, которая должна находиться на территории данного преемника в целях нормального управления его территорией, переходит к нему. Иные государственные архивы переходят к преемнику.Если государство разделяется и прекращает свое существование и части территории предшественника образуют два или несколько государств-преемников и если преемники не условились иначе, государственный долг предшественника переходит к преемникам в справедливых доляхОдним из последствий прекращения существования СССР является вопрос о правопреемстве в отношении договоров СССР, государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов СССР.В Соглашении о создании Содружества Независимых Государств (Минск, 8 декабря 1991 г.) государства — участники СНГ гарантировали выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР. Государства также согласились, чтобы членство СССР в ООН было продолжено Российской Федерацией.Однако каждое государство СНГ имело право подтвердить действие для себя того или иного договора СССР. Республики бывшего СССР активно использовали это право. Так, Решениями 1992 г. об участии государств — участников СНГ в Договоре между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности (1987 г.), в Договоре между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (1972 г.) государства — правопреемники СССР подтвердили свое участие в указанных договорах применительно к их территориям и с учетом их национальных интересов.Вместе с тем государства СНГ (кроме Украины и Беларуси) самостоятельно вступали в ООП, в договоры о правах человека, о разоружении и т.д.Для решения проблем правопреемства Советом глав государств СНГ 20 марта 1992 г. была создана Комиссия по правопреемству в отношении договоров, представляющих взаимный интерес, государственной собственности, долгов и активов бывшего СССР, в рамках которой подготовлено значительное число соглашений между государствами бывшего СССР.В числе многосторонних договоров, регламентирующих вопросы правопреемства между республиками бывшего СССР, можно назвать Договор о правопреемстве в отношении бывшего государственного долга и активов Союза ССР (1991 г.), Соглашение глав государств — участников СНГ о собственности бывшего Союза ССР (1991 г.), Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом (1992 г.), Декларация глав государств — участников СНГ о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод (1993 г.) и др.В качестве примера рассмотрим некоторые из них.Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 г. регулирует вопросы правопреемства движимой и недвижимой собственности СССР за рубежом, находившейся в момент правопреемства во владении, пользовании или распоряжении СССР, государственных органов СССР. Под собственностью понимается, в частности: недвижимость, используемая дипломатическими и консульскими представительствами СССР; инфраструктуры СССР за рубежом и прибыль от их эксплуатации; доходы от реализации собственности СССР; собственность СССР и прибыль от деятельности юридических лиц, находившихся под юрисдикцией СССР; прибыль от выполнения работ по международным соглашениям СССР и др.Собственность СССР была поделена и перешла к государствам в следующих долях: Беларусь — 4,13%, Казахстан — 3,86%, Россия — 61,34%, Украина — 16,37% и т.д. Совокупная доля Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии была объявлена 4,77% и данным Соглашением не рассматривалась.В 1992—1994 гг. были заключены двусторонние соглашения между Российской Федерацией, с одной стороны, и Азербайджаном, Арменией, Грузией, Казахстаном, Молдовой, Таджикистаном, Узбекистаном, Украиной — с другой, об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего СССР. Большинство договоров действуют с начала 1996 г. Соглашение между Российской Федерацией и Украиной об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего СССР до сих не действует вследствие невыполнения Украиной соответствующих процедур.Участниками Соглашения о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР 1992 г. являются все страны СНГ (кроме Грузии). В соответствии с положениями Соглашения стороны целостность и неделимость архивов Российской Империи и СССР, находящихся за пределами их территорий, и не претендуют на право владения ими. Находящиеся на территории государств — участников Соглашения архивы СССР перешли под юрисдикцию соответствующих государств. Стороны Соглашения обязались обеспечивать в соответствии со своим законодательством доступ исследователей к архивам и признавать на своих территориях юридическую силу справок, выданных государственными архивными учреждениями стран СНГ.В отношении долгов так называемому "Парижскому клубу" Правительство РФ 4 января 1992 г. подписало Соглашение об отсрочке задолженности СССР и его правопреемников внешним официальным кредиторам.Далее 28 октября 1993 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании о задолженности внешним кредиторам СССР и его правопреемников.2 апреля 1993 г. Правительство РФ сделало заявление, по условиям которого оно: а) признало внешние долги бывшего СССР; б) подтвердило свои обязательства по внешней задолженности бывшего СССР; в) подтвердило намерение погашать в полном объеме внешнюю задолженность бывшего СССР.Во исполнение указанных обязательств Правительством РФ были подписаны: Соглашение с Правительством Франции о консолидации долга (1994 г.); Соглашение с Правительством ФРГ о реструктуризации внешнего долга Российской Федерации и бывшего СССР (1997 г.); Соглашение с Правительством Швейцарской Конфедерации об урегулировании платежных обязательств Российской Федерации по внешнему долгу бывшего СССР (2000 г.); Соглашение с Правительством США об урегулировании платежных обязательств Российской Федерации по внешнему долгу бывшего СССР (2000 г.) Многие положения указанных договоров уже выполнены.Правопреемство государств в доктрине международного права определяется как смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории. Причем в процессе правопреемства следует различать государство-предшественник (т.е. государство, которое было сменено другим при правопреемстве) и государство-правопреемник (государство, сменившее предшественника). Понятие «момент правопреемства» означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении указанной ответственности. Наиболее распространенными основаниями возникновения правопреемства являются:

1) объединение государств;

2) разделение государства;

3) отделение от государства части территории;

4) передача части территории одного государства другому.

Правопреемство как институт международного права получило весьма широкое распространение в международной практике последних десятилетий. В 60 - 70-х гг. прошлого века институт правопреемства применялся к независимым государствам, возникшим на месте бывших колониальных владений западных держав. Концепция правопреемства применялась также в связи с преобразованиями общественно-политических укладов таких стран, как Россия, на месте которой в октябре 1917 года возникла РСФСР, а в 1922 оду. - СССР; Китай, ставший с 1949 года Китайской Народной Республикой; Куба после свержения в 1959 году диктаторского режима и т.д.На протяжении достаточно большого отрезка времени институт правопреемства не был кодифицирован и состоял в большей части из обычных норм международного права. В конце 70-х - начале 80-х гг. в Вене были проведены международные конференции по кодификации норм о правопреемстве, на которых были приняты Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 года и Венская конвенция о правопреемстве в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 года. Помимо вышеназванных многосторонних Конвенций вопросы правопреемства регулируются также двусторонними соглашениями, например Договором между ГДР и ФРГ о строительстве германского единства 1990 года.Правопреемство как институт международного права получило весьма широкое распространение в международной практике последних десятилетий. В 60 - 70-х гг. прошлого века институт правопреемства применялся к независимым государствам, возникшим на месте бывших колониальных владений западных держав. Концепция правопреемства применялась также в связи с преобразованиями общественно-политических укладов таких стран, как Россия, на месте которой в октябре 1917 года возникла РСФСР, а в 1922 году - СССР; Китай, ставший с 1949 года Китайской Народной Республикой; Куба после свержения в 1959 году диктаторского режима и т.д.На протяжении достаточно большого отрезка времени институт правопреемства не был кодифицирован и состоял в большей части из обычных норм международного права. В конце 70-х - начале 80-х гг. в Вене были проведены международные конференции по кодификации норм о правопреемстве, на которых были приняты Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 года и Венская конвенция о правопреемстве в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 года. Помимо вышеназванных многосторонних Конвенций вопросы правопреемства регулируются также двусторонними соглашениями, например Договором между ГДР и ФРГ о строительстве германского единства 1990 года.Объектами правопреемства могут быть территория, договоры, государственная собственность, государственные архивы и государственные долги, а также членство в международных организациях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 102; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.