Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды международных споров




Термин "международные споры" употребляется в узком и широком смысле. В первом случае под этим понимаются лишь те ситуации, которые характеризуются конкретными участниками, достаточно четкими взаимными претензиями, определенным предметом. Во втором - любые конфликтные межгосударственные отношения. Различие между спором и ситуацией имеет юридическое значение. При рассмотрении спора в Совете Безопасности участвующий в споре член Совета обязан воздерживаться от голосования, а при рассмотрении ситуации - не обязан. В отношении споров, угрожающих миру, Совет Безопасности наделен особыми правами. Он может по собственной инициативе расследовать любой такой спор (ст. 34 Устава ООН), рекомендовать надлежащую процедуру урегулирования (ст. 36), а также условия разрешения спора (ст. 37).Кроме того, Устав ООН различает еще две категории споров: юридического характера и все остальные.Деление споров на политические и юридические относительно. В каждом споре имеются обе стороны. Тем не менее оно не лишено смысла. В одном случае преобладают политические моменты, в другом - юридические. Статус Международного суда отнес к юридическим спорам прежде всего те, что касаются толкования договора, любого вопроса международного права, наличия факта, представляющего нарушение международных обязательств, возмещения, причитающегося за нарушение обязательств. Практика показывает, что политические споры, особенно связанные с важными интересами, государства не передают на рассмотрение арбитражей и судов, а предпочитают решать политическими средствами.Сказанное ранее дает основание выделить три основных вида средств мирного разрешения споров: согласительные, судебные, международные организации. При этом первые два вида целиком посвящены разрешению споров. Для организаций разрешение споров представляет лишь одно из направлений деятельности.Термин «спор» широко употребляется в договорной практике. Можно встретить такие термины, как «несогласованность», «спор», «противоречие», «расхождение», «конфликт» и тому подобное. В основном они являются синонимами. Стала практика применения конкретного термина для обозначения определенного вида спора не сложилась. В доктрине термин «международный спор»используется как обобщающее (родовое) понятие.В международном праве нет общепризнанного определения понятия «международный спор». Признаки спора устанавливаются для нужд реализации определенной процедуры урегулирования международных споров, предусмотренной конкретным международным договором. Время достаточно часто регламентация процедур мирного урегулирования проходит без формального определения признаков международного спора. Впрочем в современной теории сложился в целом единый подход к определению содержания этого понятия. Он основывается на практике Международного Суда, под международным спором понимает конфликт правовых взглядов, объективно существует до начала рассмотрения дела. Это означает, что для наличия спора недостаточно констатации одной только разницы в взглядах сторон по вопросу права или факта или их интересов. Такая разногласие должно быть объективно выражена в официальных действиях по крайней мере одного из них.Итак, международный спор можно определить как формально (объективно) выраженную противоречие между субъектами международного права по вопросу факта или права. Международный спор - это юридический факт, констатация наличия которого требует от его участников и других заинтересованных субъектов международного права реализации принципа мирного разрешения международных споров.Не существует универсальной классификации международных споров. Каждый договор имеет свою уникальную классификацию, обычно служит двум целям: определить, какие споры подпадающих под действие данного договора установить, мирные средства следует применять для урегулирования определенных видов споров. Например, Конвенции 1899 и 1907 о мирном разрешении международных споров рекомендуют государствам-участникам для урегулирования «серьезной Невгоды или конфликта» прибегать к мирным услуг или посредничества, при «различиях международного характера, не затрагивают их чести или жизненных интересов и вытекают из разницы в взглядах на вопрос факта»- создавать следственную комиссию; арбитраж рекомендуется как наиболее эффективный и справедливый способ решения «вопросов юридического характера, особенно при толковании или применении международных конвенций».В международном праве и доктрине довольно распространенный разделение споров на юридические (Правовые) и политические (неправовые). Считается, что предметом правового спора является конфликт сторон относительно толкования или применения существующей международно-правовой нормы. Когда же спор сводится к требованию одной из сторон изменить содержание действующей нормы, он не является правовым. Цель такой классификации - выделить споры, способен решить суд как орган, по своей природе только применяет право, но не создает его. Впрочем эта классификация считается слишком академической через относительный характер различия между этими видами споров. Действительно, вряд ли международный спор может быть исключительно правовым, потому что он всегда имеет политический измерение, с другой стороны, столкновение политических интересов субъектов международного права должен решаться на основе норм международного права.

 

15 Международно-правовые средства разрешения споров (конфликтов)

В соответствии с международно-правовыми нормами государства и другие субъекты МП обязаны решать возникающие между ними конфликты мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность.

Международные конфликты отличаются по основаниям, формам проявления, видам, методам решения и другим основаниям. Различают два основных вида международных конфликтов: спор и ситуацию. Спор — это совокупность взаимных притязаний субъектов международных правоотношений по вопросам, касающимся их нрав и интересов, толкования международных договоров и др.Под ситуацией понимается совокупность обстоятельств субъективного характера, вызвавших трения между субъектами международных правоотношений вне связи с конкретным предметом спора.Таким образом, при ситуации собственно спора еще нет, но имеются предпосылки для его возникновения; ситуация — это состояние потенциального спора.В соответствии с нормами МП, и в частности с Уставом ООН, а также с учетом соответствующих принципов Заключительного акта СБСЕ, угроза силой или ее применения не должна использоваться для урегулирования споров между государствами. Они должны разрешаться мирными средствами в соответствии с международным правом. Все государства должны добросовестно соблюдать свои обязательства по поддержанию международного мира и безопасности в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.Для осуществления принципа, согласно которому все споры должны разрешаться исключительно мирными средствами, требуются соответствующие процедуры урегулирования споров. Такие процедуры являются существенным вкладом в укрепление международного мира и безопасности и справедливости.Международные споры должны разрешаться на основе суверенного равенства государств и с учетом принципа свободного выбора средств в соответствии с международными обязательствами и принципами справедливости и международного права.Договоренность, будь то специальная или предварительно достигнутая, между сторонами в споре о процедурах его урегулирования, подходящих для заинтересованных сторон и соответствующих особенностям спора, имеет существенно важное значение для эффективной и прочной системы мирного урегулирования споров.Выполнение решений обязательного характера, выносимых в рамках процедур мирного урегулирования споров, является существенно важным элементом любой общей структуры мирного урегулирования споров.Таким образом, мирные средства разрешения международных споров — это совокупность институтов мирного урегулирования международных конфликтов в соответствии с основными принципами МП, нормами МП и принципом справедливости.Институт мирных средств разрешения международных споров в МП — межотраслевой. Его нормы содержатся в различных отраслях МП — праве международной безопасности, праве международных организаций, международном гуманитарном праве и т.д. Основными источниками данного института являются: Конвенция о мирном решении международных столкновений (Гаага, 18 октября 1907 г.), Пересмотренный Общий акт о мирном разрешении международных споров от 26 сентября 1928 г. с поправками, внесенными Генеральной Ассамблеей ООН 28 апреля 1949 г., Устав ООН, учредительные документы региональных международных организаций, Декларация о принципах международного права, Заключительный акт СБСЕ, Итоговый документ Венской встречи 1989 г. и другие документы СБСЕ, а также международные обычаи.В соответствии с нормами МП и с учетом соответствующих принципов и положений СБСЕ государства воздерживаются от угрозы силой или ее применения для разрешения своих споров и стремятся к их мирному урегулированию.Государства признают, что обращение к какой-либо процедуре урегулирования или ее принятие, по добровольному согласию для разрешения существующих или будущих споров, в которых они являются сторонами, не является несовместимым с суверенным равенством государств. Просьба об обращении к какой-либо процедуре урегулирования не составляет недружественного акта.Государства стремятся предотвращать споры и разрабатывать, использовать и совершенствовать механизмы, направленные на недопущение споров, в том числе если это целесообразно, договоренности и процедуры в целях предварительного уведомления и консультаций, касающихся действий одного государства, которые могут существенно затронуть интересы другого государства.Если все же споры возникают, государства обращают особое внимание на то, чтобы не допускать такого развития спора, которое будет представлять угрозу международному миру и безопасности. Они предпринимают соответствующие шаги для надлежащего ведения своих споров до их урегулирования. В этих целях государства:

— рассматривают споры на раннем этапе;

— воздерживаются в течение спора от любых действий, которые могут ухудшить положение и сделать более трудным мирное урегулирование спора или воспрепятствовать ему;

— стремятся, используя все соответствующие средства, достичь договоренностей, позволяющих сохранить между ними добрые отношения, в том числе если это целесообразно, принимать временные меры, которые не наносят ущерба их юридическим позициям в споре.

Заинтересованные государства-участники, в частности: консультируются друг с другом на как можно более раннем этапе; в случае, если они не могут урегулировать спор между собой, прилагают усилия к тому, чтобы согласовать процедуру урегулирования, соответствующую характеру и особенностям конкретного спора; если спор подлежит передаче на согласованную сторонами процедуру урегулирования спора, разрешают данный спор посредством этой процедуры, если они не договорились об ином; принимают привлечение третьей стороны, когда спор не может быть урегулирован другими мирными средствами. Государства, в частности:

а) прилагают усилия к включению в свои будущие договоры положений, предусматривающих урегулирование споров, которые возникают в связи с толкованием или применением этих договоров, и к рассмотрению возможности выполнения третьей стороной соответствующей роли, будь то обязательного или необязательного характера;б) воздерживаются, насколько это возможно, от оговорок к процедурам урегулирования споров;в) рассматривают возможность снятия оговорок, которые они могли сделать в отношении включенных в многосторонние договоры процедур урегулирования споров;г) рассматривают возможность принятия обязательной юрисдикции Международного Суда посредством либо договора, либо одностороннего заявления в соответствии с п. 2 ст. 36 Статута Международного Суда и сведения к минимуму любых оговорок в связи с таким заявлением;д) рассматривают возможность снятия таких оговорок, если они выступили с подобным заявлением, сопровождающимся одной или несколькими оговорками, или если это будет сделано в будущем;е) рассматривают возможность, па основе специального соглашения, передачи в Международный Суд или в арбитраж, используя, в случае необходимости, Постоянную палату Третейского суда, таких споров, которые подпадают под разрешение посредством подобных процедур;ж) становятся, насколько это реально возможно, стороной в других соответствующих договорах и других международных соглашениях об урегулировании споров;з) рассматривают возможность признания юрисдикции международных органов по мирному урегулированию споров или контрольных механизмов, созданных в соответствии с многосторонними договорами, касающимися среди прочего защиты прав человека, или снятия существующих оговорок, если таковые имеются, в отношении подобных механизмов.В зависимости от степени и формы участия спорящих сторон в вынесении решения по существу спора различают три группы мирных средств разрешения международных споров: дипломатические; юридические; разрешение разногласий в международных организациях.К дипломатическим средствам следует относить: непосредственные переговоры; примирительную процедуру (следственные и согласительные комиссии); переговоры с участием третьих лиц (посредничество, добрые услуги). Юридические средства включают арбитражное разбирательство и судебную процедуру. Разрешение разногласий в международных организациях предполагает участие в разрешении спора в органах международных организаций, которым это правомочие предоставлено международными документами.Дипломатические средства разрешения международных споровНепосредственные переговоры и консультацииСодержание непосредственных переговоров заключается в поиске решения разногласий самими спорящими сторонами путем установления непосредственного контакта и достижения соглашения между ними. Переговоры — это наиболее удобное, простое и распространенное средство устранения разногласий.Переговоры можно классифицировать: по предмету спора (мирные, политические, торговые и др.); по количеству участников (многосторонние и двусторонние); по уровню (межгосударственные, межправительственные, межведомственные) и другим основаниям. Переговоры ведутся как в устной, так и в письменной форме.Одной из разновидностей переговоров являются консультации. В соответствии с ранее достигнутой договоренностью государства обязуются периодически или в случае возникновения определенного рода обстоятельств консультироваться друг с другом для устранения возможных разногласий.Целями консультаций являются: обмен мнениями и информацией между государствами по вопросам, представляющим интерес, и координация позиций государств по существу обсуждаемых проблем; подготовка и представление государствам и международным организациям предложений о скоординированных шагах и совместных мерах по решению той или иной проблемы; обмен мнениями; формирование предложений в проекты повесток дня встреч руководителей государств и заседаний органов.

Процедура консультаций может быть подробно урегулирована в международных документах. Так, согласно Положению о порядке проведения консультаций между государствами — участниками Договора о коллективной безопасности (Москва, 28 марта 1997 г.), консультации проводятся:а) в случаях, предусмотренных в Договоре о коллективной безопасности, а также перед важными международными форумами, в которых предполагается участие государств — участников Договора или рассмотрение вопросов, представляющих взаимный интерес;б) по поручению Совета коллективной безопасности (СКБ) или рекомендации высших консультативных органов СКБ, а также перед сессиями СКБ и заседаниями высших консультативных органов СКБ;в) по инициативе государств — участников Договора, или Генерального секретаря СКБ.

Консультации являются конфиденциальными. Информация о составе участников и содержании консультаций может подлежать опубликованию с согласия государств — участников Договора.По Положению предусмотрены следующие виды консультаций:а) незамедлительные консультации, проводимые по вопросам, связанным с возникновением угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету государств — участников Договора либо угрозы международному миру и безопасности. Незамедлительные консультации проводятся на уровне не ниже заместителей министров иностранных дел и заместителей министров обороны государств — участников Договора;б) регулярные консультации, проводимые в соответствии с планом и перед заседаниями СКБ и высших консультативных органов СКБ, по важным вопросам международной и коллективной безопасности, затрагивающим интересы государства — участника Договора. Регулярные консультации проводятся в виде встреч полномочных представителей государств — участников Договора при Генеральном секретаре СКБ по мере необходимости, но, как правило, не реже одного раза в месяц. Для рассмотрения отдельных вопросов консультации могут проводиться на ином уровне.

Добрые услуги Добрые услуги — это такой способ разрешения спора, при котором сторона, не участвующая в споре, по своей инициативе или по просьбе "тяжущихся" государств вступает в процесс урегулирования.Цель добрых услуг состоит в установлении или возобновлении контактов между сторонами. При этом сторона, оказывающая добрые услуги, в самих переговорах не участвует; ее задача — облегчить взаимодействие спорящих сторон.В соответствии с Протоколом об учреждении комиссии примирения и добрых услуг для разрешения разногласий, которые могут возникнуть между государствами, участвующими в Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (Париж, 14 декабря 1960 г.), при ЮНЭСКО учреждена Комиссия примирения и добрых услуг. На Комиссию возлагаются поиски взаимоприемлемого решения разногласий, возникающих между государствами, участвующими в Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, касающихся применения и толкования указанной Конвенции. Комиссия состоит из 11 членов, которые должны быть лицами, известными своими высокими моральными качествами и беспристрастностью и которые избираются Генеральной конференцией ЮПЭСКО. Если какое-либо государство, являющееся участником Протокола, считает, что другое государство, также участвующее в этом Протоколе, не применяет положения Конвенции, оно может путем письменного сообщения привлечь внимание этого государства к данному вопросу. В трехмесячных срок с даты получения сообщения государство-получатель представляет государству-жалобщику письменные разъяснения или заявления. Комиссия занимается каким-либо переданным ей делом только после того, как она удостоверится, что все имеющиеся внутренние возможности уже использованы и исчерпаны в соответствии с общепринятыми принципами международного нрава.Комиссия устанавливает факты после получения всей информации, которую она считает необходимой, и предоставляет свои добрые услуги в распоряжение государств, между которыми возникли разногласия, с тем, чтобы они могли прийти к дружественному решению вопроса на основе уважения Конвенции.При посредничестве находящиеся в споре государства избирают третье лицо (государство, представителя международной организации), которое участвует в переговорах в качестве самостоятельного участника.Посредничество, как и добрые услуги, предполагает участие в переговорах третьего государства. Однако имеются и различия.Во-первых, к посредничеству прибегают с согласия всех спорящих сторон, в то время как добрые услуги могут использоваться с согласия лишь одного спорящего государства. Так, согласно ст. 33 Конвенции о праве несудоходных видов использования международных водотоков (Нью-Йорк, 21 мая 1997 г.) если соответствующие стороны не могут достичь соглашения путем переговоров, начатых по инициативе одной из них, они могут на совместной основе обратиться к третьей стороне с просьбой об обеспечении посредничества.Во-вторых, цель посредничества состоит не только в облегчении контактов, но и в согласовании позиций сторон: посредник может вырабатывать свои проекты урегулирования спора и предлагать их сторонам.

ПримерНапример, 30 апреля 2003 г. "четверка" международных посредников, в лице Министра иностранных дел РФ, Государственного секретаря США, Высокого представителя по безопасности и внешней политике ЕС и Генерального секретаря ООІ1, представила Правительству Израиля и Палестинской национальной администрации "дорожную карту" для претворения в жизнь видения сосуществования двух государств — Израиля и Палестины.

Иногда участники договора заранее предусматривают процедуру посредничества в отношении споров по конкретному договору. Так, согласно ст. 9 Конвенции о стойких органических загрязнителях (Стокгольм, 22 мая 2001 г.) Секретариат выполняет функцию механизма посредничества в отношении информации о стойких органических загрязнителях, включая информацию, предоставляемую сторонами, межправительственными организациями и неправительственными организациями.Следственные комиссииВ международных спорах, не затрагивающих ни чести, ни существенных интересов государств и проистекающих из разногласий в оценке фактических обстоятельств ситуации, стороны вправе учредить специальный международный орган — следственную комиссию для выяснения вопросов фактов.Следственные комиссии создаются на основании особого соглашения между сторонами, в котором определяются: подлежащие расследованию факты, порядок и срок деятельности комиссии, ее полномочия, место пребывания комиссии, язык разбирательства и др.Расследование комиссией производится в состязательном порядке. Стороны в установленные сроки излагают комиссии факты, представляют необходимые документы, а также список свидетелей и экспертов, которые должны быть выслушаны. Комиссия может запросить от сторон дополнительные материалы. В процессе разбирательства производится допрос свидетелей, о чем составляется протокол.После того как стороны представили все разъяснения и доказательства, а все свидетели выслушаны, следствие объявляется законченным, а комиссия составляет доклад. Доклад комиссии ограничивается установлением фактов и не имеет силы решения суда или арбитража. Стороны имеют право использовать решение комиссии по своему усмотрению.Согласительные комиссии Согласительные комиссии получили распространение в международной практике и имеют более широкие полномочия, чем следственные. Согласительные комиссии, как правило, не ограничиваются только установлением того или иного факта, но и предлагают возможное решение спорного вопроса. Однако, в отличие от арбитража и суда, окончательное решение по делу принимается сторонами, которые не связаны выводами комиссии.К пример)', в соответствии с положениями Общего акта о мирном разрешении международных споров 1949 г. постоянная согласительная комиссия состоит из пяти членов. По одному члену комиссии назначают спорящие стороны, три других избираются из числа граждан третьих стран. В случае затруднения в выборе членов их назначение может быть поручено председателю ГА ООН, третьим государствам или решено жребием.Согласно Конвенции о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 г.) согласительная комиссия создается по просьбе одной из сторон спора. Если стороны не договорились об ином, эта комиссия состоит из пяти членов, из которых два назначаются каждой заинтересованной стороной, а председатель выбирается совместно этими членами. При споре, в котором участвуют более двух сторон, стороны, имеющие общий интерес, по взаимному согласию вместе назначают своих членов комиссии. В случае, когда имеется две или более сторон с отдельными интересами или когда отсутствует согласие относительно наличия у них одинакового интереса, члены назначаются ими отдельно. Согласительная комиссия принимает свои решения большинством голосов своих членов. Если стороны спора не договорились об ином, она устанавливает свою собственную процедуру. Комиссия представляет предложение для разрешения спора, которые стороны добросовестно рассматривают. В случае возникновения разногласия в отношении компетенции согласительной комиссии вопрос решается этой комиссией.В 1995 г. ГА 0011 принят Типовой согласительный регламент ООН для разрешения споров между государствами.Юридические средства разрешения международных споровПри юридическом разбирательстве стороны конфликта по соглашению межу ними передают разрешение спора третьим лицам (арбитражу или суду).Международные третейские суды (арбитраж) Международный арбитраж — организованное на основе соглашения сторон разбирательство спора отдельным липом (арбитром) пли группой лиц (арбитрами), решения которых обязательны для сторон. Различают арбитраж ad hoc и институционный арбитраж.Арбитраж ad hoc создается сторонами для рассмотрения конкретного спора. В этом случае спор на рассмотрение арбитража передается на основании арбитражного соглашения сторон. В соглашении указываются: порядок назначения арбитров или конкретные лица в качестве арбитров, процедура рассмотрения спора, место и язык разбирательства, другие вопросы. Институционный арбитраж осуществляется постоянно действующим арбитражным органом. Государства заранее обязуются передавать в арбитраж все споры, возникающие по вопросам толкования какого-либо договора, или разногласия, которые могут возникнуть в будущем по определенным категориям споров.Разрешение разногласий посредством арбитража имеет сходство с судебным способом, однако в отличие от судебной процедуры состав арбитражного органа зависит от спорящих сторон.Обращение к третейскому суду влечет за собой обязанность добросовестно подчиниться его решению.В последнее время в международной практике получила развитие тенденция включения в принимаемые конвенции механизма арбитражного разбирательства споров. Так, на основании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств (Вашингтон, 18 марта 1965 г.) был учрежден орган по разрешению данных споров — Международный центр по урегулированию инвестиционных споров — и предусмотрена процедура арбитражного разбирательства.Приложение II к Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. предусматривает процедуру арбитражного разбирательства в Секретариате Конвенции.Одним из видов разрешения международных споров является судебная процедура. При этом предполагается создание постоянно действующего международного суда.

Международная судебная процедураПервым в современной истории международным судом была Постоянная палата международного правосудия, созданная в 1921 г. по Уставу Лиги Наций. Палата рассмотрела 37 споров и дала 28 заключений и прекратила свою деятельность перед Второй мировой войной.Сегодня соответствующие судебные органы учреждаются на основе договоров при международных организациях как универсального (Международный Суд ООН, Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии 1993 г.), так и регионального характера (Суд ЕС, Межамериканский суд по правам человека, Экономический Суд СНГ).Состав международного суда образуется заранее и не зависит от воли сторон. Его компетенция фиксируется в учредительном акте; суды также принимают регламенты, необходимые для обеспечения их повседневного функционирования. Решения судов обязательны для сторон и, как правило, обжалованию не подлежат.Решения судов не являются нормами МП и не носят характера прецедента. Исключение составляют решения Суда ЕС, которые, будучи документами, принятыми институтом ЕС, являются актами "вторичного" европейского нрава в силу прямого указания на это учредительными договорами ЕС.В зависимости от субъектного состава споров различают суды по рассмотрению:а) межгосударственных споров (Международный Суд ООН, Экономический Суд СНГ);б) как межгосударственных споров, так и споров между физическими лицами и государствами (ЕСПЧ);в) трудовых споров в рамках международных организаций (Административный трибунал МОТ);г) различных категорий споров (Суд ЕС);д) судов по привлечению к международной уголовной ответственности физических лиц (Международный уголовный трибунал для судебного преследования лип, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, в период с 1 января 1994 г. по 31 декабря 1994 г.).В настоящее время отмечается значительное увеличение числа международных судов и расширение их компетенции.В последнее время в практике международных отношений получил распространение способ решения разногласий в органах международных организаций. ООП и ее органы играют важную роль в предотвращении и устранении международных споров и ситуаций, которые могут привести к международным трениям или вызвать международный спор и продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Помимо положений Устава органы ООН в своей деятельности по предотвращению и разрешению споров руководствуются резолюциями ГА ООН, такими, в частности, как Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли Организации Объединенных Наций в этой области (5 декабря 1988 г.), Декларация об установлении фактов Организацией Объединенных Наций в области поддержания международного мира и безопасности (1991 г.) и др.Государства — участники спора должны учитывать возможность обращения к соответствующим органам ООН для получения советов или рекомендаций в отношении превентивных мер для урегулирования разногласия.Любому государству — стороне в споре или государству, которого непосредственно касается ситуация, следует обращаться в СБ ООН на ранней стадии спора. СБ учитывает возможность проведения периодических заседаний или консультаций для обзора международного положения и поисков эффективных путей его улучшения. В ходе подготовки к предупреждению или устранению конкретных споров или ситуаций СБ рассматривает имеющиеся в его распоряжении различные средства. Когда какой-либо конкретный спор или ситуация доводятся до сведения СБ без просьбы о созыве заседания, Совет вправе рассмотреть возможность проведения консультаций с целью изучения фактов, относящихся к спору или ситуации, и наблюдения за ними.В ходе консультаций СБ рассматривает возможность: напоминания заинтересованным государствам о необходимости соблюдать свои обязательства по Уставу; обращения к заинтересованным государствам с призывом воздерживаться от любых действий, которые могли бы привести к возникновению спора или к обострению спора или ситуации, или принять любые меры, которые могли бы помочь устранить спор или ситуацию или предотвратить их продолжение или обострение.СБ вправе на ранней стадии направить миссии по установлению фактов или миссии добрых услуг для обеспечения присутствия ООН в соответствующих формах, включая наблюдателей и операции по поддержанию мира, в качестве средства предотвращения дальнейшего обострения спора или ситуации в соответствующих областях. С учетом любых процедур, которые уже были приняты непосредственно заинтересованными государствами, СБ рассматривает возможность рекомендовать им надлежащие процедуры или методы разрешения споров или урегулирования ситуаций и такие условия разрешения споров, которые он сочтет подходящими.ГА ООН следует рассматривать возможность использования положений Устава для обсуждения споров или ситуаций, когда это целесообразно, и в соответствии со ст. 11 Устава и при условии соблюдения ст. 12 возможность вынесения рекомендаций.Генеральный секретарь ООН, если к нему обратились государства, затронутые спором, должен в ответ незамедлительно призвать их искать пути решения или урегулирования спора мирными средствами по своему выбору в соответствии с Уставом и предложить свои добрые услуги или другие имеющиеся в его распоряжении средства, которые он считает подходящими.В разрешении споров активное участие принимают и региональные международные организации. Так, в соответствии с Принципами урегулирования споров и положения процедуры СБСЕ по мирному урегулированию споров (Валлетта, 8 февраля 1991 г.) спор, имеющий значение для мира, безопасности или стабильности государств — участников, может быть передан любой из спорящих сторон в споре на рассмотрение Комитета старших должностных лиц. Кроме того, любая сторона в споре может обратиться с просьбой о создании Механизма СБСЕ по урегулированию споров путем уведомления другой стороны или сторон в споре.Механизм СБСЕ по урегулированию споров состоит из одного или более членов, выбираемых при общем согласии сторон в споре из списка квалифицированных кандидатов, который ведется назначающим институтом. В список включаются до четырех фамилий лиц, назначаемых каждым государством-участником, желающим это сделать. Ни один из членов Механизма не может быть гражданином какого-либо вовлеченного в спор государства или постоянно проживать на его территории. Когда Механизм создан, он стремится установить, по отдельности или совместно, надлежащий контакт со сторонами в споре. Механизм принимает свои методы работы, действуя таким неформальным и гибким образом, который он может счесть практически целесообразным. Если стороны не договорились об ином, разбирательство, проведенное Механизмом, и любые сделанные им замечания или советы являются конфиденциальными. Механизм запрашивает у сторон такую информацию и замечания, которые позволяют ему помочь сторонам в определении подходящих процедур урегулирования спора. Механизм может делать общие или конкретные замечания или давать советы. Замечания или советы Механизма могут касаться начала или возобновления процесса переговоров между сторонами, или принятия какой-либо другой процедуры урегулирования споров, такой как установление фактов, примирение, посредничество, добрые услуги, арбитраж или судебное разбирательство, или какого-либо видоизменения любой подобной процедуры или их сочетания, или какой-либо иной процедуры, которую он может указать в связи с обстоятельствами спора или каким-либо аспектом любой подобной процедуры.Стороны в споре могут по взаимному согласию в любое время:- уполномочивать Механизм либо проводить процесс установления фактов, либо поручать одному или более лицам, одному или более государствам-участникам, или какому-либо компетентному институту СБСЕ, или любому другому органу миссию по установлению фактов;- просить Механизм предпринимать или организовывать любые экспертные действия в отношении предмета спора;- признавать любые замечания или советы Механизма имеющими обязательную силу, частично или полностью, в отношении урегулирования спора.Таким образом, в рамках международных организаций действуют как органы общей компетенции, в полномочия которых входит разрешение разногласий между членами, так и специализированные органы по рассмотрению отдельных категорий споров.Споры между государствами — членами ВТО могут решаться в Органе по разрешению споров. Им является один из главных институтов ВТО — Генеральный совет. Он руководствуется "Договоренностью ВТО по правилам и процедурам разрешения споров" (1994 г.). Многие ученые считают, что данный орган со временем станет Международным торговым судом




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 202; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.