Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическое исследование № 3




Инструкция

Обработка результатов опросника Шмишека

 

Свойства характера Коэффициент «Да» № вопросов «Нет» № вопросов
Гипертимность   1,12,25,36,50,61,75,85 -
Дистимичность   10,23,48,83,96 34, 58, 73
Циклотомность   6,20,31,44,55,70,80,93 -
Эмоциональность   3,14,52,64,77,87 28,39
Демонстративность   7,21,24,32,45,49 71,74,81,94,97  
Застревание   2,16,26,38,41,62,76,86,90 13,51
Педантичность   4,15,19,29,43,53 65, 69, 78, 89,92  
Тревожность   17,30,42,54,79,91 5,67
Возбудимость   8, 22, 33, 46, 57, 72, 82, 95 -
Экзальтированность   11,35,60,84 -
Ложь   9, 47, 59, 68, 83 18,27,37,63

 

Количество совпадающих с ключом ответов умножается на значение коэффициента соответствующего типа акцентуации; если полученная величина превышает 18, то это свидетельствует о выраженности данного типа акцентуации.

 

Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов

 

Методика направлена на выявление уровня эмоциональной эффективности в общении и выявление типа эмоциональных помех.

Прочитайте каждое суждение и ответьте на него «да», если согласны с ним, или «нет», если не согласны.

Текст опросника

1. Обычно к концу рабочего дня на моем лице заметна усталость.

2. Случается, что при первом знакомстве эмоции мешают мне произвести более благоприятное впечатление на партнеров.

3. В общении мне часто недостает эмоциональности, выразительности.

4. Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим.

5. Я в принципе против того, чтобы изображать учтивость, если тебе не хочется.

6. Я обычно умею скрыть от партнеров вспышки эмоций.

7. Часто в общении с коллегами я продолжаю думать о чем-то своем.

8. Бывает, я хочу выразить партнеру эмоциональную поддержку (внимание, сочувствие, переживание), но он этого не чувствует.

9. Чаще всего в моих глазах или выражении лица видна озабоченность.

10. В деловом общении я стараюсь скрывать свои симпатии к партнерам.

11. Все мои неприятные переживания обычно написаны на моем лице.

12. Если я увлекаюсь разговором, то моя мимика становится излишне выразительной.

13. Пожалуй, я несколько скован, зажат.

14. Я обычно нахожусь в состоянии нервного напряжения.

15. Обычно я чувствую дискомфорт, когда приходится обмениваться рукопожатиями в деловой обстановке.

16. Иногда близкие люди одергивают меня: расслабь мышцы лица, не криви губы, не морщи лицо и т. п.

17. Разговаривая, я излишне жестикулирую.

18. Обычно в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным.

19. Пожалуй, мое лицо часто выражает печаль или озабоченность, хотя на душе спокойно.

20. Мне затруднительно смотреть в глаза при общении с малознакомым человеком.

21. Если я хочу, то мне всегда удается скрыть свою неприязнь к плохому человеку.

22. Мне часто почему-то бывает весело без всякой причины.

23. Мне очень просто сделать, по собственному желанию или по заказу, разные выражения лица: изобразить печаль, радость, испуг, отчаяние и т. д.

24. Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать.

25. Мне что-то мешает выражать теплоту, симпатию человеку, даже если я испытываю эти чувства к нему.

Анализ результатов

Ответы испытуемых сопоставляются с ключом. За каждый ответ «да» начисляется один балл. Заключение об уровне эмоциональной эффективности в общении делается исходя из суммы набранных баллов (она может колебаться в пределах от 0 до 25). Эмоциональные помехи объединены в пять групп. Если испытуемый набрал 3 и более баллов по какой-либо группе, то делается вывод о наличии конкретных «помех» в установлении эмоциональных контактов.

 

«Помехи» в установлении эмоциональных контактов Номера вопросов и ответы по «ключу»
Неумение управлять эмоциями, дозировать их +1, -6, +11, +16, -21
Неадекватное проявление эмоций -2, +7, +12, +17, +22
Негибкость, неразвитость, невыразительность +3, +8, +13, +18, -23
Доминирование негативных эмоций +4, +9, +14, +19, +24
Нежелание сближаться с людьми +5, +10, +15, +20, +25
Итого  

 

Уровни эмоциональной эффективности в общении

Первый уровень – 0-2 балла – испытуемый плохо видит себя о стороны либо в своих ответах неискренен.

Второй уровень – 3-5 баллов – эмоции обычно не мешают общаться с партнерами.

Третий уровень – 6-8 баллов – имеются некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении.

Четвертый уровень – 9-12 баллов – эмоции в некоторой степени осложняют взаимодействие с партнерами.

Пятый уровень – 13 и более баллов – эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми.

 

 

Методика «Поведенческие признаки коммуникативной толерантности»

 

№ п/п Показатели и суждения Баллы
       
  Неприятие или непонимание индивидуальности человека: o медлительные люди обычно действуют мне на нервы; o меня раздражают суетливые, непоседливые люди; o шумные детские игры переношу с трудом; o оригинальные, яркие, нестандартные личности чаще всего действуют на меня отрицательно; o безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня.        
  Использование себя в качестве эталона при оценке других: o меня обычно выводит из себя несообразительный собеседник; o меня раздражают любители поговорить; o я бы тяготился разговором с безличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если он проявит инициативу; o я бы тяготился разговором со случайным попутчиком, который уступает мне по уровню знаний и культуры; o мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня.        
  Категоричность или консерватизм в оценках людей: o современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прическа, косметика, наряды); o так называемые «новые русские» обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством; o представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно несимпатичны мне; o есть тип мужчин (женщин), который я не выношу; o терпеть не могу партнеров с низким профессиональным уровнем.        
  Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров: o считаю, что на грубость надо отвечать тем же; o мне трудно скрыть, если человек мне чем-нибудь неприятен; o меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем; o мне неприятны самоуверенные люди; o обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте        
  Стремление переделать, перевоспитать партнеров: o я имею привычку поучать окружающих и невоспитанные люди возмущают меня;        
№ п/п Показатели и суждения Баллы
       
  o я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо; o я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания; я люблю командовать близкими        
  Стремление подогнать партнера под себя, сделать его удобным: o меня раздражают старики, когда в час пик они оказываются в городском транспорте или в магазинах; o жить в номере гостиницы с посторонним человеком — для меня просто пытка; o когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня; o я проявляю нетерпение, когда мне возражают; o меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне хочется        
  Неумение прощать другому ошибки, неловкость, непреднамеренное причинение вам неприятностей: o обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам; o меня часто упрекают в ворчливости; o я долго помню нанесенные мне обиды теми, кого я ценю и уважаю в нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки; o если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, я на него тем не менее обижусь        
  Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту партнера: o я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку; o внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях; o я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь o обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг); o мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей        
  Неумение приспосабливаться к партнерам: o как правило, мне трудно идти на уступки партнерам; o мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер; o обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе; o я сторонюсь отношений с несколько странными людьми; o чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав        
  Всего в сумме        

 

 

Подсчитайте сумму баллов, полученных вами по всем девяти признакам. Чем боль­ше баллов вы наберете, тем ниже ваш уровень коммуникативной толерантности. Максимальное число баллов, которые можно набрать — 135, свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим, что вряд ли возможно для нормальной личности. Невероятно и получить 0 баллов. Следует обратить внимание на то, по каким из девяти поведенческих признаков у вас высокие суммарные оценки — здесь возможен интервал от 0 до 15 баллов.

Резюме

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


«СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБЩЕНИИ»

Цели:

- исследование наличия личностных качеств, проявляющихся во взаимодействии субъектов общения;

- формирование навыков делового общения и взаимодействия.

Содержание темы исследования

Психология взаимодействия - это взаимонаправленные действия индивидов. Они могут быть рассмотрены как совокупность способов, применяемых человеком для достижения определённых целей, практических задач или для реализации ценностей.

В процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, который обусловлен индивидуальными особенностями субъектов, спецификой ситуации, преобладающими стратегиями поведения, возможными противоречиями.

Взаимодействие в социально-психологическом плане- аспект общения и психология общения, проявляющаяся в организации людьми взаимных действий, направленных на реализацию совместной деятельности, достижения определённых целей.

Социально-психологический и личный аспекты общественных отношений проявляются в поведении человека, его мотивах, чувствах, настроениях, оценках.

Общение выступает как межличностное взаимодействие. Вступая в общение, т.е. обращаясь к кому-либо с вопросом, просьбой, объясняя или описывая что-то, люди ставят перед собой цель оказать воздействие на другого человека, добиться от него желаемого ответа или результата.

Каждый человек, вступая в общение, в большей или меньшей степени приписывает общающимся с ним людям определённые ожидания в отношении его поведения, слов, поступков.

Межличностное взаимодействие - это постоянно действующий фактор общения членов коллектива. В процессе общения в коллективе создаётся своеобразный общий банк идей, способов и приёмов решения конкретных задач, которые используются в совместной деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что деловое общение способствует не только решению чисто утилитарных задач, но и духовному взаимообогащению общающихся, т.к. именно в процессе совместной деятельности и общения наиболее рельефно проявляется как профессиональная, так и социальная дееспособность каждого конкретного человека.

Для того чтобы общение проходило как успешное взаимодействие, полезно иметь в виду, что нужно учитывать психологические особенности участников общения, стремиться понять друг друга, стать на место другого.

Основные понятия темы:

Психологическое влияние - это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных.

Манипуляция - один из способов управления людьми путем создания иллюзий или условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении.

Психологическая защита - система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности.

Рефере́нтная группа - это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.

Психологический климат – доминирующий комплекс эмоциональных состояний, относительно устойчивый эмоциональный настрой, пронизывающий всю систему деятельности, общения и отношений в коллективе.

Психология рабочей группы -совокупность социально-психологических процессов и явлений, возникающих в процессе формирования функционирования рабочей группы на основе становления внутренних связей, форм и способов удовлетворения потребностей ее членов (социально-психологический климат, способы общения, общественное мнение, настроение, обычаи и традиции, природа внутригрупповых конфликтов).

ЗАДАНИЯ К ИССЛЕДОВАНИЮ

Задание №1. Выполните психологические тесты:

· « Самооценка психических состояний личности »;

· « Кто ты: ведущий или ведомый?»;

· « Способны ли вы стать руководителем?»;

· «Опросник для выявления выраженности макиавеллизма (склонности к манипулированию другими людьми)».

 

Обработайте результаты тестов. Полученную информацию представьте в виде резюме.

Задание №2. Оцените свою референтную группу и свои взаимоотношения с ее членами.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3. Ответьте на вопросы:

1. Какие люди вам кажутся симпатичными?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Поддавались ли вы когда-нибудь психологическому влиянию? Почему это происходило?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Можете ли вы повлиять на другого человека? Как вы это делаете? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самооценка психических состояний (по Айзенку)

 

Предлагаем Вам описание различных психических состоянии. Если это состояние Вам присуще часто, поставьте 2 балла, если изредка -1 балл, если совсем не присуще - 0 баллов.

 

I. 1. Не чувствую в себе уверенности.

2. Часто из-за пустяков краснею.

3. Мой сон беспокоен.

4.Легко впадаю в уныние.

5. Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.

6.Меня пугают трудности.

7.Люблю копаться в своих недостатках.

8.Меня легко убедить.

9. Я мнительный.

10. С трудом переношу время ожидания.

II. 11. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход.

12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.

13. При больших неприятностях склонен (без достаточных оснований) винить себя.

14. Несчастья и неудачи ничему меня не научат.

15. Часто отказываюсь от борьбы, считая её бесплодной.

16.Нередко чувствую себя беззащитным.

17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

18. Чувствую растерянность перед трудностями.

19. В трудные минуты иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы меня пожалели.

20.Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

III. 21. Оставляю за собой последнее слово.

22. Нередко в разговоре перебиваю собеседника.

23. Меня легко рассердить.

24. Люблю делать замечания другим.

25. Хочу быть авторитетом для других.

26. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.

27. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.

28. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться,

29. У мет резкая, грубоватая жестикуляция.

30. Я мстителен.

IV. 31. Мне трудно менять привычки

32. Нелегко переключать внимание.

33. Очень настороженно отношусь ко всему новому.

34. Меня трудно переубедить.

35. Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.

36. Нелегко сближаюсь с людьми.

37. Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана

38. Нередко я проявляю упрямство.

39. Неохотно иду на риск.

40. Резко переживаю отклонения от своего режима дня.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 107; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.