Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения.




Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства. Функции и процессуальное положение участников процесса. Общая характеристика гарантий и прав.

Понятие и содержание уголовной политики. Роль правоохранительных органов в реализации уголовной политики.

С учетом указанных методологических требований под уголовной политикой следует, таким образом, пронимать: 1) государственную политику (доктрину) борьбы с преступностью, выраженную в соответствующих директивных актаx (законах, указах Президента, постановлениях правительства); 2) особый вид социальной деятельности, направленной на активное наступательное противодействие преступности и другим правонарушениям; 3) научную теорию и Синтез соответствующих политических, социологических и правовых знаний. При определении своего предмета уголовная политика опирается, следовательно, на интегративные качества социальной политики государства, положения теории управления и наук уголовно-правового цикла, а также достижения социологии и политологии.

Приведенные выше понятия уголовной политики в достаточной степени отражают ее сущность и содержанок.

Содержание уголовной политики включает: а) разработку и реализацию целей и задач государства в сфере борьбы с преступностью; б) определение средств, форм и методов деятельности государства в целом и государственных (Прежде всего правоохранительных) органов в названной сфере борьбы с преступностью. Содержание уголовной политики предполагает необходимость постановки таких целей и задач, определение таких средств, форм и методов борьбы с преступностью, которые: во-первых, были бы безусловно правовыми, опирались на систему конституционных и федеральных законов России и соответствующих подзаконных актов, принятых на основе этих законов; во-вторых, были бы эффективными, т.е. соответствовали затратам государства, направленными на противодействие преступности; в третьих, в полной мере защищали (сохраняли) права граждан России, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, от преступных Посягательств.

Уголовная политика - это целенаправленная активная деятельность государства по защите общества от преступности, разработка и реализация оптимальной стратегии, призванной обеспечить достижение цели стабилизации и Ограничения уровня преступности, создания предпосылок позитивных тенденций преступности.

Характеризуя уголовную политику в общем ее понимании, следует четко представлять, что Она включена в соответствующие общественные отношения и определяется общими направлениями деятельности государства. В этом плане следует отметить следующие положения.

Во-первых, уголовная политика является важной и неотъемлемой частью государственной внутренней политики в целом и обеспечивает функционирование всех других ее направлений и элементов.

Во-вторых, уголовная политика представляет собой единство разработки и реализации директивных актов и практических мероприятий, теоретической и практической деятельности по борьбе с преступностью (ее отдельными видами и формами);

В третьих, уголовная политика предполагает тесную взаимосвязь целей и задач государства и практической деятельности при выборе средств, форм и методов по защите от преступности личности, общества и государства. Это означает также и то, что эффективная защита личности и общества невозможна без сильной государственной власти, без отлаженной системы государственных органов, ведущих борьбу с преступностью, без их поддержки населением. Эффективная государственная власть является основой для защиты личных и общественных интересов и существования самого государства. Таким образом, формируя и реализуя уголовную политику, органы государственной власти решают задачи укрепления государственности в целом, конкретные социально-экономические, собственно политические и идеологические задачи, стабилизируют общество, придают поступательный характер развитию общества и государства.

Уголовная политика - понятие многоуровневое и многоаспектное. Для уяснения его смысла могут быть выделены следующие уровни.

1. Разработка теоретических основ и научные исследования, позволяющие сформулировать и обосновать идеи уголовной политики (концептуальный уровень). Нужно отметить, что в настоящее время в России отсутствует официально одобренная государством концепция уголовной политики, хотя попытки ее подготовки были осуществлены. Это, однако, свидетельствует не об отсутствии концепции как таковой, а, скорее, об отсутствии формально определенного документа. Отдельные положения, относящиеся к уголовной политике, содержатся в законах, направленных на борьбу с преступностью, в других нормативных актах, а также в установках руководителей Российской Федерации и ёе субъектов. Отдельные элементы концепции уголовной политики отражены в концепциях молодежной политики, борьбы с незаконным оборотом наркотиков и других подобных документах.

2. Разработка, принятие и совершенствование правовых основ, направленных на реализацию целей и задач уголовной политики (законодательный уровень)

3. Формирование на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов и основных положений государственной концепции уголовной политики программных документов различных уровней управления (нормативный уровень). К таким документам можно отнести, например, программы по усилению борьбы с преступностью.

4. Управление реализацией уголовной политики (управленческий уровень). Оновключает в себя организацию правоприменительной практики в сфере борьбы с преступностью в целом и по отдельным ее направлениям, меры, направленные на повышение эффективности средств, форм и методов противодействияпреступности.

5. Непосредственная правоприменительная деятельность должностных лиц правоохранительных органов в сфере реализации задач уголовной политики (Правоприменительный уровень).

Выделение указанных уровней необходимо для уяснения «технологии» и «Процедуры» развития и реализации уголовной политики России. Они показывают, как развиваются положения уголовной политики от зарождения (формирования) идеи, проходя соответствующие этапы: 1) концептуальный; 2) законодательного регулирования (естественно, только в необходимых случаях); 3) программирования; 4) управления деятельностью по применению норм, обеспечивающих борьбу с преступностью; 5) непосредственного правоприменения. Даже простое перечисление уровней (этапов) развития и реализации уголовной политики показывает, что в этом процессе участвуют (в той или иной мере) эле-политической системы, все ветви власти, все общество. Например, выявленные проблемы в сфере борьбы с преступностью обсуждаются в печати, на радио и телевидении, на этой основе формируется общественное мнение, которое не может игнорироваться органами государственной власти различных уровней и правоохранительными органами - субъектами уголовной политики.

Возникает ситуация, когда законодательные, исполнительные и судебные власти должны реагировать на определенную позицию населения на всех уровнях (этапах) разработки и реализации уголовной политики - от концептуального до практического правоприменения.

В зависимости от масштаба уголовную политику можно рассматривать в следующих ее аспектах:

- федеральную, общегосударственную (в пределах всей страны);

- региональную;

- (в пределах субъекта Российской Федерации);

- местную (на уровне данной конкретной территории, местности).

При этом следует помнить, что уголовная политика на федеральном уровне в основном разрабатывается, а на региональном и местном реализуется. Правда,

это соотношение не носит абсолютного характера, поскольку и на федеральном уровне, и в субъектах Федерации, и на местном уровне осуществляются и разработка, и реализация уголовной политики исходя из компетенции общегосударственного, регионального или местного уровня управления.

Руководителям органов внутренних дел надо иметь в виду, что в условиях федеративного устройства необходимо, с одной стороны, строго и неуклонно реализовывать общегосударственные задачи, определяемые Конституций Российской Федерации и федеральным законодательством, с другой - учитывать и решать специфические задачи регионального и муниципального уровня, вытекающие из конкретных условий и обстановки в республике, области, городе, районе. Влияние на разработку и реализацию уголовной политики следует оказывать, доводя возникающие проблемы и требования правоохранительной деятельности до депутатов законодательных органов, а также при обращении с соответствующими предложениями в законопроекты по линии ведомств (МВД, ФСБ, ФСНП и др.).

Цели, задачи и содержание уголовной политики формируются под влиянием изменений в состоянии экономики, права, идеологии и социальной психологии, в качестве социальной жизни, особенностей состояния и тенденций преступности. Эти обстоятельства должны постоянно анализироваться и использоваться при корректировке целей и задач уголовной политики, определения тактических аспектов ее реализации.

Значение уголовной политики актуализируется в условиях реформирования общества, при переходе от одного его состояния к качественно иному. В обстановке относительной нестабильности нашего общества в последние годы закономерностью являются количественное и качественное изменения преступности: ее значительный рост, увеличение доли тяжких и особо тяжких преступлений, усиление организованности. В связи с этим резко возрастает значение уголовной политики государства в современных условиях. Это косвенно находит подтверждение в том, что среди факторов, беспокоящих большинство населения России, преступность в последнее десятилетие стабильно занимает второе-третье место.

В заключение отметим, что термином «уголовная политика» обозначаются три относительно самостоятельных, но взаимосвязанных явления: во-первых, государственная политика в сфере борьбы с преступностью; во-вторых, отрасль науки, приобретающая все большее значение в структуре отраслей правовых знаний; в-третьих, учебная дисциплина, преподаваемая в Академии управления и других образовательных учреждениях МВД России.

 

Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства

Участники уголовного судопроизводства (процесса) — это все лица, которые участвуют в уголовно-процессуальных правоотношениях, т. е. имеют определенные права и обязанности. Поэтому понятие участника судопроизводства тождественно понятию субъекта уголовно-процессуальных отношений.

Участники судопроизводства неоднородны, они могут выполнять различные уголовно-процессуальные функции и иметь различные права и обязанности, т. е. обладать различным правовым статусом. Таким образом, участники уголовного судопроизводства — это государственные органы, должностные, а также физические лица, выполняющие определенные уголовно-процессуальные функции, обладающие соответствующим правовым статусом и вступающие друг с другом в уголовно-процессуальные правоотношения.

Понятие уголовно-процессуальных функций нельзя свести к простой сумме полномочий, прав и обязанностей тех или иных участников судопроизводства, т. е. к их компетенции, или правоспособности. Благодаря понятию функций права обязанности одних участников вступают во взаимодействие с нравами и обязанностями других участников, образуя систему уголовно-процессуальной деятельности. Каждый из участников имеет в ней определенное назначение, играет свою процессуальную роль (следователя, прокурора, судьи, обвиняемого, защитника, свидетеля и т. д.). Деятельность различных участников или их групп, в свою очередь, образует в судопроизводстве различные, не совпадающие между собой, а иногда и прямо противоположные, крупные направления. Внутри каждого из этих направлений процессуальные роли, выполняемые участниками процесса, близки друг к другу и даже могут между собой пересекаться, однако роли участников, принадлежащих к разным направлениям процессуальной деятельности, строго разграничены и не должны смешиваться. Объясняется это просто: различные направления процессуальной деятельности существуют именно потому, что в их основу положены противоречивые процессуальные интересы. Допустить пересечение подобных интересов в деятельности одних и тех же участников — значит, поставить под угрозу сохранение ими объективности и непредвзятости в процессе. Можно сказать, что с помощью понятия функций процессуальная деятельность, словно по лекалу, раскроена таким образом, чтобы противоречивые интересы не мешали друг другу, а, напротив, работали на общие цели судопроизводства.

В состязательном процессе обычно принято выделять следующие функции: обвинения (уголовного преследования), защиты и рассмотрения и разрешения дела (правосудия). Однако есть основания говорить о существовании в современном публично-состязательном уголовном процессе еще одной функции — содействия правосудию (свидетели, эксперты, специалисты, понятые, секретарь судебного заседания и т. д.).

Итак, процессуальные функции — это такие направления процессуальной деятельности, которые объединяют различных участников судопроизводства в отдельные группы, определяют содержание их правового статуса, разграничивают в процессуальной деятельности противоречивые интересы и направляют их на достижение общих целей и задач уголовного судопроизводства. Коротко можно сказать, что процессуальные функции представляют собой основные направления процессуальной деятельности, в которых выражаются специальная роль и назначение участников судопроизводства.

Если исходить из наличия уголовно-процессуальных функций правосудия, обвинения (уголовного преследования) и защиты, то классификация участников может выглядеть следующим образом.

1. Участники судопроизводства, выполняющие функцию правосудия, т. е. судебного рассмотрения и разрешения дел. Это, прежде всего, суд, рассматривающий дело по существу, либо суд, пересматривающий дело в апелляционном порядке, в порядке кассации, ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств и т. д., а равно судья, осуществляющий судебный контроль на предварительном рассле­довании. Кроме того, функцию правосудия выполняют присяжные заседатели, когда производство в суде ведется с их участием.

2. Участники судопроизводства, выполняющие функцию обвинения (уголовного преследования). К ним принадлежат: прокурор, органы предварительного расследования (следователь, начальник следственного отдела, орган дознания, начальник органа дознания, дознаватель), государственный обвинитель в суде. В выполнении функции обвинения участвует также потерпевший (его представитель), а также гражданский истец и его представитель, процессуальный интерес и действия которых обычно также направлены к изобличению и наказанию виновного.

3. Участники, выполняющие функцию защиты. Это подозреваемый, обвиняемый (подсудимый, осужденный, оправданный), законный представитель несовершеннолетнего обвиняемого, защитник, гражданский ответчик и его представитель.

4. Участники, выполняющие функцию содействия уголовному судопроизводству. В УПК РФ (глава 8) они именуются «иными участниками уголовного судопроизводства». Данную функцию выполняют свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые, секретарь судебного заседания.

Можно также разделить участников и по другим, вспомогательным, критериям, в основе которых лежат особенности их правового статуса. Так, например, в зависимости от способности участников влиять на направление производства по делу, т. е. на принятие решений о начале производства по делу или прекращении или продолжении производства, или передаче дела из одной стадии в другую, их можно классифицировать на субъектов уголовно-процессуальной деятельности и иных участников судопроизводства. Среди иных участников судопроизводства можно выделить лиц, оказывающих техническое содействие властным субъектам (секретари судебного заседания, специалисты), и лиц, являющихся источниками доказательств (свидетели, эксперты, понятые).

По критерию отношения к властным полномочиям самих субъектов можно подразделить на государственные органы, ведущие процесс и имеющие полномочия принимать решения по делу (суд, прокурор, органы предварительного расследования), и лиц, участвующих в судопроизводстве, — обвиняемый, потерпевший (его представитель), защитник, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, которые не имеют властных полномочий и не вправе принимать официальных решений по делу.

Судебную власть в России реализует суд, единственным носителем которой он является. Правосудие может осуществляться только судами, учреждёнными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации". Согласно ст. 4 указанного ФКЗ в России не допускается создание чрезвычайных судов и каких-либо иных судов, не предусмотренных указанным Законом. Никакие другие государственные органы и должностные лица не вправе брать на себя судейские функции и осуществлять правосудие по уголовному делу.

Только суд в своем приговоре может признавать лиц виновными в совершении преступлений и назначать им наказание.

Судебная власть самостоятельна, она действует независимо от законодательной и исполнительной властей и осуществляется только посредством судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ и ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).

В соответствии с п. 48 ст. 5 УПК РФ суд - это любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий решения, предусмотренные УПК РФ.

Полномочия суда могут быть разделены на следующие группы.

1) Полномочия суда в досудебном производстве, осуществление судебного контроля (предварительного и последующего) за органами расследования.

Предварительный контроль заключается в правомочии суда принимать решение:

- об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;

- о продлении срока содержания под стражей или срока домашнего ареста;

- о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

- о возмещении имущественного вреда;

- о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

- о производстве обыска и (или) выемки в жилище;

- о производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;

- о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК РФ;

- о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;

- о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

- о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

- о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности;

- о реализации или об уничтожении вещественных доказательств;

- о контроле и записи телефонных и иных переговоров;

- о получении информации о соединениях абонентами и (или) абонентскими устройствами.

Последующий судебный контроль заключается в том, что только суд может:

- рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в порядке ст. 125 УПК РФ;

- выносить решение о законности или незаконности следственного действия, проведенного без судебного решения, если производство такого следственного действия не терпит отлагательства.

2) Полномочия суда по разрешению дела по существу:

- признать лицо виновным или невиновным;

- применить принудительные меры медицинского характера либо принудительные меры воспитательного воздействия;

- прекратить уголовное дело.

3) Полномочия суда распорядительно-организационного характера, например глава 36 УПК РФ регламентирует подготовительную часть судебного заседания.

4) Полномочия проверочного характера, в этом смысле суд выступает как вышестоящая инстанция, например решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы сторонами в апелляционном порядке.

Прокурор наделен широким комплексом полномочий, среди которых он вправе:

- осуществлять надзор при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

- решать вопрос об уголовном преследовании по фактам выявленных им нарушений законодательства;

- требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства;

- направлять ход расследования и производство процессуальных действий в ходе дознания;

- изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

- утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

- возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков, а также иметь ряд других полномочий.

В судебном производстве прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

Следователь следующий участник стороны обвинения. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

УПК РФ дает также определение следователя-криминалиста - это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству.

Предварительное следствие осуществляют следователи

Следственного комитета РФ, органов ФСБ, ОВД, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Процессуальное положение следователя во всех указанных ведомствах одинаково, в настоящее время осуществляется ряд мероприятий, направленных на создание единого следственного комитета.

Следователь наделен комплексом прав, позволяющих ему быстро и эффективно осуществлять производство по уголовным делам. Он вправе возбуждать уголовное дело; принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности; самостоятельно направлять ход расследования; принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа; давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения; обжаловать с согласия руководителя следственного органа решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков. Круг полномочий не является исчерпывающим. При производстве по уголовному делу следователь обладает определенной процессуальной самостоятельностью, которая выражается в возможности обжалования следователем указаний прокурора и руководителя следственного органа.

Согласно п. 38. 1 ст. 5 УПК РФ руководитель следственного органа — это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

В полном объеме полномочия руководителя следственного органа осуществляют лица, перечисленные в ч. 5 ст. 39 УПК РФ. Объем процессуальных полномочий других руководителей следственных органов и их заместителей устанавливается председателем Следственного комитета, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Полномочия руководителей следственных органов также устанавливаются ведомственными приказами: приказ МВД России от 08.11.2011 г. № 58 «О процессуальных полномочиях руководителей следственных органов», приказ СК РФ от 15.01.2011 г. № 5 «Об установлении объема и пределов процессуальных полномочий руководителей следственных органов (следственных подразделений) системы Следственного комитета Российской Федерации».

Итак, руководитель следственного обладает полномочиями по процессуальному руководству следствием и полномочиями по осуществлению уголовного преследования. К первым следует отнести право:

- поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;

- проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

- отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования;

- давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;

- давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;

- разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;

- отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;

- отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК РФ;

- продлевать срок предварительного расследования;

- утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу;

- давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование решения прокурора;

- возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.

Ко второй группе полномочий следует отнести – право руководителя следственного органа возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными УПК РФ.

Перейдем к следующей группе участников со стороны обвинения – органы дознания, начальник органа и подразделения дознания, дознаватель.

Органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

К органам дознания относятся: ОВД РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; органы Федеральной службы судебных приставов; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

На органы дознания возлагается:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;

Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Начальник органа дознания - это должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Начальник подразделения дознания - это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.

Начальник подразделения дознания является непосредственным начальником для подчиненных ему дознавателей. Он поручает дознавателю провести проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном ст. 145 УПК РФ, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу и др. Кроме того, начальник подразделения дознания осуществляет уголовное преследование - он вправе возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и произвести дознание в полном объеме.

Дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания (в общем или сокращенном порядке), а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Дознаватель производит расследование по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

Дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия, и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора или судебное решение. Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

Итак, мы рассмотрели участников, наделенных властными полномочиями. Теперь перейдем к рассмотрению правового статуса участников, которым преступлением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Потерпевшим на основании ст. 42 УПК РФ является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации.

Фактическим основанием появления у лица статуса потерпевшего является наличие физического, имущественного, морального вреда или причинение вреда деловой репутации. Юридическим основанием является решение о признании потерпевшим, которое оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда.

Содержание правового статуса потерпевшего составляют его права и обязанности.

Потерпевший обладает комплексом прав, с помощью которых он может влиять на ход уголовного процесса.

Права потерпевшего:

- знать о предъявленном обвиняемому обвинении;

- давать показания;

- представлять доказательства;

- заявлять ходатайства и отводы;

- участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя;

- знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;

- участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй, кассационной и надзорной инстанций;

- выступать в судебных прениях;

- поддерживать обвинение и ряд других.

Также потерпевший наделен и обязанностями, среди которых – являться по вызову дознавателя, следователя и в суд, он не вправе давать заведомо ложные показания или отказываться от дачи показаний; разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден.

По уголовным делам о преступлениях, последствиями по которым стала смерть потерпевшего его права осуществляет один из его близких родственников, родственников или близких лиц.

Если вред причинен юридическому лицу, то правовым статусом потерпевшего наделяется его представитель.

Согласно п. 59 ст. 5 УПК РФ частным обвинителем является потерпевший или его законный представитель и представитель по уголовным делам частного обвинения. Данный участник также определен в ч. 1 ст. 43 УПК РФ как лицо, подавшее заявление в суд по уголовному делу частного обвинения в порядке, установленном ст. 318 УПК РФ, и поддерживающее обвинение в суде. Уголовное преследование в частном порядке было подробно рассмотрено в первом лекционном занятии. Частный обвинитель наделяется всем комплексом прав и обязанностей, что и у потерпевшего.

Фактическим основанием для появления в уголовном деле гражданского истца является наличие имущественного вреда или при необходимости компенсации морального вреда. Юридическим основанием является вынесение лицом, ведущим производство по уголовному делу, судом постановления о признании гражданским истцом.

Согласно ч. 1 ст. 44 УПК РФ гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением.

Временные рамки предъявления гражданского иска ограничены: иск предъявляется после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции.

Гражданский иск в защиту интересов несовершеннолетних, лиц, признанных недееспособными либо ограниченно дееспособными в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, лиц, которые по иным причинам не могут сами защищать свои права и законные интересы, может быть предъявлен их законными представителями или прокурором, а в защиту интересов государства - прокурором.

Гражданский истец также наделен правами: поддерживать гражданский иск; представлять доказательства; давать объяснения по предъявленному иску; отказаться от предъявленного им гражданского иска; участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй, кассационной и надзорной инстанций; обжаловать приговор, определение и постановление суда в части, касающейся гражданского иска и другие права. Кроме того, он не вправе разглашать данные предварительного расследования. За разглашение этих данных гражданский истец несет ответственность в соответствии со ст. 310 УК.

Представителями потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя могут быть адвокаты, а представителями гражданского истца, являющегося юридическим лицом, также иные лица, правомочные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации представлять его интересы. По постановлению мирового судьи в качестве представителя потерпевшего или гражданского истца могут быть также допущены один из близких родственников потерпевшего или гражданского истца либо иное лицо, о допуске которого ходатайствует потерпевший или гражданский истец.

Для защиты прав и законных интересов потерпевших, являющихся несовершеннолетними или по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители или представители.

Законные представители и представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя имеют те же процессуальные права, что и представляемые ими лица.

Представители допускаются к участию в деле при наличии у них соответствующих документов, подтверждающих их полномочия: ордер для адвокатов, доверенность на право представления интересов в правоохранительных органах и судах общей юрисдикции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 73; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.126 сек.