Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Повышенная стрессогенность




Ролевой характер общения

Вынужденный характер общения

Ситуации профессионального общения сотрудника носят, в основном, вынужденный характер для его собеседников. Как правило, эти ситуации связаны с юридическими проблемами как в сфере уголовного, так и гражданского законодательства. В процессе разрешения таких проблемных ситуаций предполагаются не просто потенциально конфликтные отношения, но и достаточно жесткие формы конфликтного взаимодействия, вплоть до открытого противодействия. Вместе с тем, вынужденным в субъективном смысле общение бывает и для самого сотрудника. Речь идет о ситуациях, когда собеседник неприятен по каким-либо личностным характеристикам, но поскольку он, например, является ценным источником информации или выгодным клиентом, сотрудник просто обязан с ним общаться. Более того, в этих случаях сотрудник, как профессионал, не имеет права внешне показывать собеседнику свое негативное отношение.

Сотрудник органов внутренних дел является носителем вполне определенной социальной роли, которая предполагает наличие широкого круга прав и обязанностей. Например, социальная роль представителя государственной службы налагает на профессиональное общение сотрудника уже рассмотренные нами характеристики (регламентированность, вынужденный характер, ответственность и др.). Однако в данном случае нас интересует не социальная роль сотрудника, а его психологические роли, которые он должен принимать, чтобы достичь целей профессионального общения. Речь идет о ситуативных ролевых позициях, о ролях «здесь и теперь», ведущего и ведомого, хозяина положения и подчиненной стороны и т. п. Очевидно, что в зависимости от партнера по общению и ситуации юрист должен уметь играть различные психологические роли.

Профессиональная деятельность сотрудника в ряде случаев носит весьма напряженный, ответственный характер. Главным образом, это может быть связано с противодействием заинтересованных лиц. Формы такого противодействия могут выражаться в неправомерном воздействии на юриста и носить как явный, так и замаскированный характер. Кроме того, самостоятельный стрессовый фон создает и сам по себе конфликтный характер юридической деятельности.

Нередко нервно-психические перегрузки приводят к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, появлению невротических реакций, психосоматических функциональных расстройств и различных заболеваний на этой почве.

Таким образом, по роду своей деятельности сотрудник органов внутренних дел должен не просто контролировать процесс общения, а еще и анализировать его. Это предполагает просчитывание целей собеседника (как явных, так и маскируемых), его психологических ролей, исходя из чего, сотрудник определяет тактику и управляет ходом общения. Сделать контролируемое общение «естественным» можно с помощью овладения психологической техникой общения.


Литература:

1. Аврамцев В.В. Психология профессионального общения юриста. М., 2002.

2. Аврамцев В.В. Профессиональное общение в деятельности юриста. – Нижний Новгород, 2000. - 80 с.

3. Андреев Н.В., Вахнина В.В. и др. Методы диагностики и развития психологического потенциала руководителей органов внутренних дел/Учебно-методическое пособие. М. 1996.

4. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2003.

5. Выступление министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Нургалиева Р.Г. перед участниками учебно-методических сборов руководителей кадровых и воспитательных аппаратов МВД, ГУВД,УВД,УВДТ, образовательных учреждений, военно-врачебных комиссий, центров психодиагностики ОВД Центрального и Северо-Западного федеральных округов г. Москвы, 23-26 мая 2006г.

6. Базаров Т.Ю., Веселов В.М., Пищелко А.В. Психолого-педагогические основы применения видеотренинга в учебном процессе. – М., 1983. - 77с.

7. Базаров Т.Ю., Тыщенко П.П. Психологические аспекты общения в специальной работе. – Домодедово, 1992.

8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – СПб: Лениздат, 1992.

9. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 64 с.

10. Большаков В.Ю. Психологический тренинг. Социодинамика, игры, упражнения. - СПб., 1996. – 379 с.

11. Борисова С.Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга // Вопросы психологии, 1999, № 4. С. 52-58.

12. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком – М., 1982.

13. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М., 1998.

14. БродецкийА.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания. – М., 2000.

15. Горянина В.А. Психология общения. – М., 2002.

16. Гусейнов А.Ш. Внутригрупповая активность как фактор повышения коммуникативной компетентности в студенческих группах: Дис. канд.психол.наук. Краснодар, 1999.

17. Дебольский М.Г. Проведение социально-психологических тренингов в уголовно-исполнительной системе. – М., Академия МВД России, 1996. – 88 с.

18. Дорохова А.П. Самоактуализация: конструктивное общение со своим характером: Учебно-методическое пособие. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2006.

19. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. – М., 1996.

20. Егидес А.П. Лабиринты общения. – М., 1999.

21. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М. 1990.

22. Знаков В.В. Понимание в познании и в общении. – Самара, 2000. С. 92-100.

23. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2000.

24. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - М., 1989.

25. Козловская Е.А. Профессиональное общение и разрешение конфликтных ситуаций в деятельности инспектора ГАИ. – М., 1995. – 21 с.

26. Козловская Е.А. Психолого-педагогические основы деятельности участкового инспектора милиции. – М., 1994. – 79 с.

27. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. С-Пб: Питер, 1995.

28. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984. С. 268.

29. Лич Э. Культура и коммуникация: логика взаимосвязи символов. М., 2001..

30. Марьин М.И., Поздняков В.М., Петров В.Е., Бореко А.В. Психологическое обеспечение первоначальной подготовки сотрудников ОВД: Учебно-методическое пособие / По общей ред. Бурыкина В.М. – М.: ЦОКР МВД России, 2005. С. 107-123

 

 

ОПО ОРЛС УРЛС ГУВД по Свердловской области.


[1] Марьин М.И., Петров В.Е., Адаев А.И., Егоров К.А. Организация социально-психологической работы в органах внутренних дел: Методическое пособие / Под общей редакцией В.Л. Кубышко. – М.: ДКО МВД России, ЦОКР МВД России, 2006.

 

[2] Материалы разработаны Поздняковым В.М., см.: Марьин М.И., Поздняков В.М., Петров В.Е., Бореко А.В. Психологическое обеспечение первоначальной подготовки сотрудников ОВД: Учебно-методическое пособие / По общей ред. Бурыкина В.М. – М.: ЦОКР МВД России, 2005. С. 107-123.

[3] Снетков В.М. Психология коммуникации в организациях. – СПб., 2000. С. 14-15.

[4] См.: Христофорова О.Б. Национальные стереотипы коммуникативного поведения и их влияние на межэтническое взаимодействие // Язык и этнический конфликт. – М., 2001. С. 99-113.

[5] См.: Конецкая В.П. Социология коммуникации. – М., 2000. С. 5-12.

[6] Знаков В.В. Понимание в познании и общении. – Самара, 2000. С. 124.

[7] См.: Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. – Петрозаводск, 1994. С. 120-125.

[8] В научной литературе существуют и более дробные классификации видов общения. – См., например: Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997.

[9] Каждый из указанных видов общения реализуется не только через конкретные формы и при определенных условиях, но и требует применения соответствующих коммуникативных средств и технологий. Подробнее см.: Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб., 2001. С. 20-23.

[10] См.: Яноушек Я. Проблема общения в условиях совместной деятельности // Вопросы психологии. 1982. № 6.

[11] Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984. С. 268.

[12] Подробнее см.: Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982. С. 32-56.

[13] Знаков В.В. Понимание в познании и в общении. – Самара, 2000. С. 92-100.

[14] Указанные в виде примеров проявления семантико-фонетического барьера часто рассматривают как самостоятельные. См.: Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб., 2001. С. 49-65.

[15] Мицич П. Как проводить деловые беседы. – М., 1987. С. 74.

[16] О более дифференцированном психосемиотическом подходе к классификации невербальных средств см.: Петрова Е.А. Знаки общения. – М., 2001. С. 43-49.

[17] О более широком подходе к рассмотрению психологической подготовленности руководителей ОВД см.: Марьин М.И., Петров В.Е., Якушев И.В., Адаев А.И., Савин Д.Г., Коновалова Т.Ю. Диагностика и развитие социально-психологической компетентности руководителя органа внутренних дел: методическое пособие. – Хабаровск, 2004. – 194 с.

[18] О причинах живучести данного стиля см.: Борисов А.Ю. Роскошь человеческого общения. – М., 1998. С. 88-92, 96-98.

[19] Данный стиль общения научно обоснован и активно использовался в клиент-центрированной терапии Карла Роджерса – одного из лидеров движения ученых за гуманистическую психологию. См.: Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994. С. 172-208.

[20] См.: Шепель В.М. Имиджеология: Секреты личного обаяния. – М., 1994; Почепцов Г.Г. Имидж-мейкер. – Киев, 1995; Федоров И.А. Имидж как программирование людей. – Рязань, 1997.

[21] Пономарев И.Б., Трубочкин В.П. Психотехнология общения. – М, 1996. С. 27-28.

[22] См.: Носков В.А. Психотехника общения. – М., 2001.

[23] Материалы подготовлены Аврамцевым В.В.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.