Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 3: Роль юридической службы в подготовке и принятии локальных нормативных актов.

1. Понятие, признаки и классификация локального нормативного правового акта.

2. Подготовка локальных нормативных правовых актов. Участие юридической службы в подготовке и принятии локальных нормативных актов.

3. Государственная регистрация

4. Подготовка учредительных документов.

 

1. Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь » локальный нормативный правовой акт это нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций.

Признаки локального нормативного правового акта:

- нормативность;

- локальная юрисдикция, то есть направленность действия;

- волевое содержание, то есть выражение воли работодателя;

- это всегда письменный документ.

Классификация локального нормативного правового акта.

Закрытого перечня видов локальных нормативных актов не содержится ни в трудовом законодательстве, ни в других его отраслях. Имеется лишь примерный перечень локальных нормативных актов, регулирующих внутренний трудовой распорядок.

В соответствии с частью первой ст.194 ТК к таким документам относятся:

- правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР);

- штатное расписание;

- должностные инструкции работников;

- графики работ (сменности);

- графики отпусков;

- положения и инструкция по охране труда и технике безопасности;

- коллективные договоры, соглашения;

- другие локальные нормативные акты по вопросам труда.

Итак, закон не содержит исчерпывающего перечня локальных нормативных актов, а следовательно, не ограничивает нанимателя в праве принимать и иные, не предусмотренные законодательством локальные акты.

Как видно даже из приведенного выше перечня, локальные нормативные акты в сфере труда весьма разнообразны. Это обусловливает необходимость их классификации, имеющей не только теоретическое, но и важное практическое значение, поскольку она позволяет правильно разграничивать предмет локального регулирования в соответствующих актах, избегая дублирования и противоречий между ними.

Таким образом, можно выделить следующие виды локальных нормативных актов:

— по предмету локального правового регулирования:

- по общим вопросам найма, которые распространяются на различные группы трудовых и связанных с ними отношений (устав организации, ПВТР, положение о персонале, положение о контрактной системе найма, приказы и распоряжения);

- по вопросам специального характера, которые относятся только к определенным категориям работников (положения о найме административного персонала, должностные инструкции) или регулируют отдельные аспекты трудовых и связанных с ними отношений (штатное расписание, положения об оплате труда, о премировании и т.п.);

— по сфере действия:

- распространяющиеся на несколько юридических лиц. Это довольно редкая группа локальных актов, принимаемых в концернах, холдингах, транснациональных корпорациях. К ним могут быть причислены локальные акты, принимаемые по вопросам как общего, так и специального характера;

- распространяющиеся в целом на одно юридическое лицо. К этим документам относятся практически все вышеуказанные внутренние акты по общим вопросам найма, а также положения об оплате труда, о премировании, иногда — штатное расписание;

- распространяющиеся на отдельные подразделения в рамках юридического лица (положения о филиалах, представительствах, иных структурных подразделениях);

— по времени действия:

- принимаемые на неопределенный срок (ПВТР, положения об оплате труда, о премировании, о контрактной системе найма, должностные инструкции);

- принимаемые на определенный срок (графики отпусков, графики сменности, иногда — штатные расписания);

— в зависимости от характера процедур, используемых при принятии акта:

- единоначальные, то есть принимаемые непосредственно нанимателем без участия представительных органов работников (например, должностные и рабочие инструкции, положения о персонале);

- совместные, то есть принимаемые нанимателем и представительным органом работников.

Возможны и иные классификации локальных нормативных правовых актов.

 

2. Основное правило, которое должно соблюдаться при принятии локальных нормативных актов: они не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством о труде. Локальные нормативные акты, содержащие условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными.

Ни в одном из законодательных актов не указаны субъекты локального нормотворчества. В то же время согласно ст. 55 ТК наниматели осуществляют свои обязанности в соответствующих случаях по согласованию или с участием профсоюзов, в том числе при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих трудовые и социально­-экономические права работников.

Локальные нормативные акты могут приниматься:

1. Самостоятельно нанимателем (приказы и распоряжения, учредительные документы).

2. С участием профсоюзов. ( установление, замена или пересмотр норм труда (ч. 1 ст. 87 ТК); установление правил внутреннего трудового распорядка (ст. 195 ТК).

3. По согласованию с профсоюзом. ( ·утверждение графика работ (сменности) (ч. 5 ст. 123 ТК); ·установление пятидневной с двумя выходными днями или шестидневной с одним выходным днем рабочей недели (ч. 1 ст. 124 ТК); ·введение суммированного учета рабочего времени (ч. 7 ст. 126 ТК); и др).

4. Совместно с профсоюзом. ( заключение коллективного договора (гл. 34, 35 ТК), порядок ведения делопроизводства комиссией по трудовым спорам устанавливается по соглашению между нанимателем и профсоюзом (ч. 5 ст. 235 ТК).

С точки зрения локального нормотворчества юридическая служба:

- принимает участие в разработке внутренних документов организации.

- осуществляет предварительную проверку соответствия действующему законодательству и интересам организации;

- осуществляет контроль за соответствием требованиям законодательства и внутренним документам организации организационно-распорядительной документации;

- принимает меры к изменению актов, принятых с нарушениями действующего законодательства или внутренних документов организации, либо к отмене актов, утративших силу;

- оказывает помощь структурным подразделениям в части правового обеспечения подготовки этими подразделениями внутренних документов и организационно-распорядительной документации. Одной из форм правовой помощи является составление юридических заключений с предложением о законном порядке решения рассматриваемых вопросов. В случае обнаружения нарушений законности и интересов организации начальник и сотрудники юридической службы должны доложить о соответствующих фактах руководителю организации для принятия необходимых мер по их устранению. Если локальные нормативные или организационно-распорядительные документы, представляемые для проверки в юридическую службу, противоречат действующему законодательству, уставу, внутренним документам организации, то начальник или сотрудники юридической службы не визируют их, а составляют юридическое заключение с предложениями по устранению соответствующих нарушений.

 

3. Для того чтобы свободно и на законных основаниях заниматься предпринимательской деятельностью необходимо в установленном законом порядке зарегистрироваться. Регистрация – это акт, признающий право данного лица заниматься предпринимательской деятельностью и разрешающей такую деятельность.

Государственная регистрация производится в соответствии с Декретом Президента РБ «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» и другими законодательными актами.

Регистрацию осуществляют - администрации свободных экономических зон, облисполкомы, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским горисполкомы, которые вправе делегировать часть своих полномочий другим местным исполнительным и распорядительным органам, а указанные горисполкомы – соответствующим администрациям районов в городах. Регистрация производится юридического лица - по месту его нахождения, индивидуального предпринимателя - по месту жительства.

Для регистрации в регистрирующий орган представляется:

индивидуальным предпринимателем юридическим лицом
заявление в установленной Министерством юстиции форме заявление в установленной Министерством юстиции форме
фотография гражданина, обратившегося за государственной регистрацией; устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате.doc или.rtf);
платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины;
  оригинал свидетельства о государственной регистрации реорганизуемой организации в случае реорганизации в форме слияния либо разделения.
  легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными организациями;
  копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;

Заявление о государственной регистрации подписывается:

- собственником имущества или учредителями (участниками) юридического лица.

- если количество учредителей более трех, они вправе уполномочить одного из них на подписание заявления, о чем должно быть указано в документе, подтверждающем намерения о создании коммерческой, некоммерческой организации;

- если собственником имущества или учредителем является юридическое лицо, заявление о государственной регистрации подписывает руководитель этого юридического лица или иное лицо, уполномоченное в соответствии с уставом.

Подлинность подписей на заявлении о государственной регистрации удостоверяется уполномоченным сотрудником регистрирующего органа, осуществившим прием документов. В иных случаях подлинность подписей должна быть засвидетельствована нотариально.

При подаче заявления о государственной регистрации граждане предъявляют документы, удостоверяющие личность.

Регистрирующие органы принимают документы, рассматривают их состав и содержание заявления, при необходимости разъясняют, правила представления и оформления документов, предусмотренные законодательством.

В день подачи документов сотрудник регистрирующего органа:

ставит на уставе (учредительном договоре) штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает один и вносит в Единый государственный регистр запись о государственной регистрации субъекта хозяйствования;

представляет в Министерство юстиции необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

- Зарегистрированными считаются:

юридическое лицо - с даты проставления штампа и внесения записи в ЕГР;

индивидуальный предприниматель - со дня подачи документов, представленных для государственной регистрации, и внесения записи в ЕГР. Свидетельство о государственной регистрации ИП выдается не позднее следующего рабочего дня.

Регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня внесения записи выдает документы подтверждающие постановку на учет в:

налоговых органах;

органах государственной статистики;

органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;

Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах».

Отказ в регистрации допускается только в случае:

- непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов;

- оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;

- представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Неосуществление либо отказ в регистрации по основаниям, не предусмотренным законодательством не допускается. Обжаловать отказ в регистрации можно в суде.

4. На современном этапе развития экономики от учредительных документов организации зависит многое: легальность существования организации, правомерность ее деятельности, законность совершаемых отдельных юридических актов и фактических действий и многое другое. Так, например: цели деятельности ограничены учредительными документами и если сделки выходят за приделы правоспособности организации, то они будут признаны недействительными.

Согласно действующему законодательству учредительные документы бывают учредительный договор в хозяйственных товариществах или устав в хозяйственных обществах, унитарных предприятиях или кооперативах.

С учетом юридического значения учредительных документов за их состояние и качественный уровень ответственность несет юридическая служба.

В уже действующих организациях надлежащий уровень учредительных документов определяется фактом государственной регистрации организации. И поэтому одной из задач юристов является постоянное поддержание надлежащего уровня учредительных документов. В данном случае речь идет:

1. когда изменения в учредительные документы должны быть внесены в силу требований новых законодательных актов;

2. когда самой организацией принимаются решения требующие внесения коррективов в учредительные документы;

В тех случаях, когда законодательство вносит изменения, касающиеся правового положения организации того или иного вида, необходимо носить изменения и дополнения в целях привидения в соответствии с действующим законодательством. Практика показывает, что эта работа не всегда ведется последовательно и своевременно. Причиной такого положения дел является в инертности юристов. Юрист не должен дожидаться указаний первого лица организации, которое вообще может упустить из виду данный вопрос, а он должен сам проявить инициативу и заботу о надлежащем правовом обеспечении деятельности организации и потребовать включить вопрос о внесении необходимых дополнений и изменений в учредительные документы в повестку дня ближайшего общего собрания учредителей. Такая позиция говорит о наличии у юриста профессиональной ответственности за решение возложенных на юриста задач.

Также во время функционирования организации неизбежно происходят изменения в ее внутренних отношениях: организационной структуре, составе участников, размере уставного фонда и т.д. С учетом характера возникших вопросов появляется необходимость внесения соответствующих коррективов в учредительные документы.

В этих случаях юрист должен взять на себя подготовку всех необходимых документов, начиная с проекта решения о созыве общего собрания участников и включая формулировки текста новой редакции тех пунктов учредительных документов, в которые внесены изменения. Если в организации работа по подготовке общих собраний участников закреплена не за юр. службой, а за другим подразделением, юрист, тем не менее, вправе и обязан ознакомиться с проектами подготавливаемых документов и сделать все необходимое, чтобы документы были составлены юридически грамотно.

К оформлению учредительных документов предъявляются следующие требования:

— документы, оформленные на бумаге (в письменном виде), необходима подача документов и в электронном варианте;

— само заявление заполняется от руки печатными буквами;

— учредительные документы, составляющие более одной страницы, прошиваются, прошнуровываются и пронумеровываются;

— надпись с количеством листов должна заклеивать связывающий узел и удостовериться заявителем или нотариусом.

Составленные учредительные документы направляются в регистрирующий орган

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Процесс пространственного планирования определенного района застройки | Направления и формы общественного развития.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.