Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристики внешнего облика

Карточка 1

Тренинг 3

Тренинг 2

Тренинг 1

Тренинги при изучении общественных дисциплин

(по работе с изобразительной наглядностью)

Направлен на развитие: умения проводить анализ учеб­ных картин и иллюстративных материалов и извлекать из них информацию; исторической наблюдательности и исто­рического воображения, памяти, эстетического вкуса.

1. Дети рассаживаются полукругом перед доской, на ко­торой вывешивается учебная картина, например «Полюдье» В.И. Лебедева. Школьники рассматривают ее в течение ми­нуты. Учитель просит детей запомнить как можно больше из того, что изображено на картине. После этого картина закрывается. Учащиеся должны перечислить то, что они смогли увидеть на картине. Список запомнившегося может быть записан учителем на доске.

После этого картина открывается. Выясняется, что имен­но школьники запомнили, а что упустили, что заметили вер­но, а в чем ошиблись.

2. Затем следуют задания, выполняя которые, учащиеся должны внимательно ознакомиться с изображением. Для на­чала учитель предлагает посчитать, сколько на картине че­ловек (мужчин, женщин, детей, воинов и т. д.) или других значимых объектов (домов, церквей, башен, пушек...).

3. Анализ общего восприятия картины по вопросам: Что изображено на картине? Где происходит изображенное со­бытие? Когда оно происходит? Учитель должен быть готов к тому, что учащиеся самостоятельно не смогут правильно ответить на эти вопросы. Поэтому лучше заранее продумать систему вспомогательных наводящих вопросов. Если и они не помогают, учитель сам называет верные ответы.

4. Чтобы повысить интерес учащихся к обсуждаемой кар­тине, учитель сообщает интересные подробности о том, что изображено, обращает внимание на те детали, которые ус­кользнули от детского взгляда.

5.Палитра художника. Необходимо обратить внимание учащихся и на художественные особенности картины, напри­мер на цветовую гамму, в которой выполнено полотно. Это поможет учащимся выявить палитру художника, его люби­мые цвета.

6. В заключение учащимся можно задать вопросы: Назовите вещь, которая вас больше всего заинтересовала

в картине. Есть ли в ней то, что кажется странным, удивило, насторожило, испугало, заинтересовало? Расскажите об этом.

7. Если позволяет время и со стороны детей чувствуется заинтересованность, можно провести ролевую игру на осно­ве приема персонификации. Несколько учеников играют роли персонажей картины. Другие задают им вопросы.

8. Для выполнения следующего задания учитель делит учащихся на микрогруппы по 3-4 человека. Перед груп­пами ставится проблема: «Если бы вы продавали карти­ну, как бы вы убеждали купить ее?» В течение 5 мин группы должны составить краткое, но яркое и конкретное сообщение о достоинствах и содержании картины.

9. Обратная связь. Каждый участник делится впечат­лениями о прошедшем тренинге: Что понравилось? Что не понравилось? Чему я сегодня научился? Что нового узнал?

(по работе с изобразительной наглядностью)

1. А. Рассадив детей полукругом, учитель предлагает их вни­манию картину в необычном ракурсе. Картина, например «Про­дажа крепостных крестьян» В.И. Лебедева или «Торг» Н.В. Неврева, переворачивается на 180 градусов, чтобы верх и низ поменялись местами. Школьники рассматривают ее в течение минуты. После этого картина закрывается, учащиеся должны записать список предметов, которые они смогли заметить на картине. Затем учитель выясняет, у кого самый большой спи­сок, и забирает его. Прежде чем обратиться к этому списку, учи­тель задает вопросы по содержанию картины: О чем она? Что нарисовано? Как называется? Где происходит действие?..

Б. Далее картина открывается. Теперь она уже в обычном виде (верх и низ на своих местах). Оглашается взятый учителем список учащегося и проверяется правильность напи­санного, остальные записывают пропущенное.

В. Затем учитель возвращается к вопросам по содержа­нию картины (см. тренинг 1), на которые учащиеся не смог­ли правильно ответить в предыдущей беседе, выясняется новая важная информация.

2. «Реставрация». Вывешивается другая картина, напри­мер «Приезд гувернантки в купеческий дом» В.Г. Перова. Часть (половина) картины закрывается. Задание учащимся: «Пред­ставьте, что вы историки-реставраторы. К вам попала бесцен­ная картина, но часть ее пострадала. Ваша задача — восстано­вить то, что нарисовано в подвергшейся разрушению части».

Затем закрытая часть открывается. Выясняется, кто ока­зался лучшим «реставратором», т. е. наиболее близок к за­мыслу автора.

3. «А теперь давайте попробуем воссоздать, что происходит за рамками картины». Учащиеся пытаются расширить рамки кар­тины и рассказывают, что, по их представлению, могло быть изоб­ражено справа, слева, вверху, внизу имеющегося изображения.

4. Следующее задание: «Попробуйте вообразить, что происхо­дило до и после того момента, который изображен на картине».

5. Задание учащимся: «Выберите одного из персонажей картины и попробуйте представить, как он провел день до того момента, который изображен на картине».

6. Задание учащимся: «Рассказать подробности события с точки зрения персонажей картины» (по группам).

7. Задание учащимся: «Попытайтесь восстановить разго­вор персонажей картины» (по группам).

8. Обратная связь. Каждый участник делится впечатле­ниями о прошедшем тренинге: Что понравилось? Что не по­нравилось? Чему я сегодня научился? Что нового узнал?

(по работе с изображениями исторических деятелей)

Следует иметь в виду, что учащиеся начальной школы еще не владеют соответствующей терминологией при оцен­ке того или иного исторического деятеля. Им легче описать конкретное проявление какого-либо качества, чем назвать его. Поэтому при работе с портретом или картиной, изобра­жающей историческую личность, важно постоянно вводить в речь детей слова, которыми характеризуются моральные, эмоциональные, интеллектуальные качества (подкрепляя их рассказом о том, в чем проявилось это качество и как можно его оценить). Учитель также должен ненавязчиво пополнять словарный запас детей выражениями, которыми можно опи­сать внешние черты того или иного исторического деятеля.

1. Тренинг начинается с рассмотрения изображения исто­рического деятеля. Это может быть и портрет, и фотография, но лучше картина, где представлены два или несколько пер­сонажей, когда интересующие нас лица показаны в конкрет­ной исторической обстановке (Н.Н. Ге «Петр допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», А.Д. Кившенко «Военный совет в Филях» и т. п.). Учитель поясняет, кто изоб­ражен на картине. (Иногда информативный материал целе­сообразно дать в конце занятия.)

2. Следующее задание: описать внешний облик отдельного персонажа картины.

Лицо: круглое, вытянутое, грушевидное, прямоугольное. Лоб: высокий, широкий, выпуклый, узкий, низкий. Глаза: большие, маленькие, выпуклые, глубоко посаженные, навис­шие веки, широко раскрытые, выпученные, «с поволокой». Нос: прямой, орлиный, курносый, узкий, широкий, вздернутый, с раздувающимися ноздрями.

Губы: правильно очерченные, тонкие, толстые, средние. Подбородок: длинный, острый, выдающийся вперед, мясистый, раз­двоенный.

Одежда: богатая, бедная; опрятная, неряшливая; форменная, новая, поношенная, скромная, простая, франтоватая, модная, яркая, неза­метная; цвет, изысканность, наличие модных аксессуаров, принад­лежность к определенному социальному слою. Описать составляю­щие части одежды.

Поза: высокомерная, униженная, угодливая, угрожающая, изящная, неуклюжая, естественная, расслабленная, поза «руки в боки», «поза хозяина». Осанка: горделивая, прямая, статная, сгорбленная.

3. Обсудить лицо, фигуру, одежду. Что вы можете ска­зать о человеке, глядя на его лицо? Позу? Осанку? Как изоб­ражением позы, мимики, жестов человека можно донести оп­ределенный смысл?

4. О чем может говорить одежда? Один участник тренинга выходит в круг. Другие обсуждают, о чем говорит его одежда.

5. Какую информацию несет фон, расположение человека на картине относительно других элементов изображения? На основе конкретной картины. Например, «Петр I» В. Серова.

6. Участники разбиваются на две группы: «артисты» и «эксперты». «Артисты» стараются воспроизвести позы и выражения лиц, как на картине. «Эксперты» должны отме­тить, у кого лучше получилось портретное сходство (в другом варианте — выставить оценки каждому артисту).

Затем «артисты» и «эксперты» меняются местами.

7. «Живая картина». Среди участников тренинга нужно выбрать столько же человек, сколько главных персонажей на картине. Иногда необходима перестановка столов и стульев. Выбранные учащиеся располагаются или становятся в тех же позах, что и герои на картине. Все замирают на минуту, копи­руя изображение. Можно сфотографировать на память полу­чившуюся «живую картину».

8. Обратная связь. Каждый участник делится впечатле­ниями о прошедшем тренинге: Что понравилось? Что не по­нравилось? Чему я сегодня научился? Что нового узнал?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отчет о прохождении учебной практики | Предмет, об'єкти та завдання соціальної статистики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 71; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.