Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие № 1 2 страница




Если челюсти пострадавшего плотно сжаты, воздух в его легкие нужно вдувать через нос (способ «изо рта в нос»). Для этого голову пострадавшего также одной рукой удерживают в запрокинутом положении, а другой рукой закрывают ему рот. Затем оказывающий помощь, сделав глубокий вдох, через пла­ток охватывает своими губами нос пострадавшего и вдувает в него воздух. Как только грудная клетка пострадавшего рас­ширится, оказывающий помощь отнимает свой рот от носа по­страдавшего и снимает руку с его рта — происходит выдох.

К числу достоинств способа искусственное дыхание выды­хаемым воздухом относится следующее:

- его может выполнить каждый человек;

- с учетом физических возможностей оказывающего по­мощь его можно выполнять в течение 30 — 60 минут;

- при его выполнении оказывающий помощь может ле­жать;

- при частоте дыхания 12 — 20 раз в минуту количество вдуваемого воздуха достигает 100 — 1500 миллиметров, что полностью обеспечивает достаточную степень насы­щения кислородом артериальной крови и выведение из организма углекислоты;

- он применим при нарушениях дыхания любого патоге­неза;

- с его помощью можно вентилировать легкие даже при наличии бронхоспазма;

- во время его проведения возможен контроль за эффек­тивностью искусственного дыхания, в частности за про­ходимостью дыхательных путей пострадавшего и за появ­лением у него самостоятельного активного дыхания.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные виды неаппаратных способов искусственно­го дыхания.

2. Какие способы искусственного дыхания рекомендованы для проведения в полевых условиях?

3. Какова технология проведения искусственного дыхания по спо­собу Калистова?

4. Выделите особенности проведения искусственного дыхания по Нильсену и Степанскому.

5. Перечислите достоинства способа искусственного дыхания вы­дыхаемым воздухом.


Практическое занятие № 3

 

Тема: Гигиенические основы рационального питания. Цель занятия: Ознакомиться с условиями обеспечения ра­ционального питания и нормами физиологических потребно­стей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения методами количественной и качественной оценки питания по энергетической ценности и составу питательных веществ потребляемых продуктов.

Практические навыки: Научиться определять суточный расход энергии человека.

Задание 1

Изучение основных положений организации рационального питания и методов

его гигиенической оценки

К важнейшим компонентам здорового образа жизни отно­сится рациональное питание, которое является одним из фак­торов, в значительной степени определяющих функциональ­ное состояние и работоспособность организма, его устойчивость к различным негативным воздействиям среды обитания.

е питание — это питание здорового чело­века, направленное на профилактику алиментарных сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, аллерги­ческих и других заболеваний.


Рациональное питание должно соответствовать энергети­ческим затратам организма (количественная сторона пита­ния), восполнять его потребность в пищевых веществах — белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных солях и микроэлементах (качественная сторона питания).

При этом пищевые вещества должны поступать в организм в опреде­ленных, наиболее благоприятных соотношениях (сбаланси­рованность питания).

Рациональное питание обеспечивается использованием раз­нообразного выбора пищевых продуктов, их правильной ку­линарной обработкой, выполнением санитарных правил при их получении, хранении и приготовлении. Обязательным условием рационального питания является соблюдение режи­ма питания, т.е. правильного распределения пищи между отдельными приемами, а также прием ее в установленное время с соблюдением определенных интервалов. Объем пищи должен создавать ощущение насыщенности.

Одним из принципов рационального питания является рас­пределение энергетической ценности суточного рациона по отдельным приемам (табл. 5).

Простейшим методом определения достаточности питания является наблюдение за динамикой массы тела человека. Установить соответствие питания потребностям организма по всем компонентам можно на основании лабораторного ана­лиза рациона с определением содержания в нем белков, жи­ров, углеводов, минеральных солей и витаминов.

Другим методом оценки питания является определение качественного состава и энергетической ценности рациона с использованием таблиц химического состава продуктов. Для подсчета количественного состава рациона, необходимо иметь перечень и количество продуктов, входящих в суточный ра­цион (меню-раскладка).

Таблица 5. Распределение энергетической ценности суточного рациона по отдельным приемам (в % от общей калорийности)
Прием пищи Энергетическая ценность рациона, %
при трехразовом питании при четырехразовом питании
Первый завтрак   20 — 30
Второй завтрак 10—15
Обед 45 — 50 40 — 50
Ужин 20 — 25 15 — 20

 

Контрольные вопросы

1. Что такое рациональное питание?

2. Каким требованиям должно соответствовать рациональное пи­тание?

3. Назовите основные пути обеспечения рационального питания.

4. Как распределяется энергетическая ценность суточного рацио­на по отдельным приемам?

5. Как определяется достаточность питания?

6. Оцените свой суточный рацион с точки зрения рационального питания.

Задание 2

 

Изучение физиологических норм питания, принятых и дифференцированных для различных групп населения

Для оценки питания авторы рекомендуют руководство­ваться «Нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения», раз­работанными Институтом питания РАМН и утвержденными Министерством здравоохранения в 1991 г. и развитыми в последующие годы (табл. 6, 7). Наиболее близкий нам по времени документ — Методические рекомендации по раци­ональному питанию, утвержденные руководителем Феде­ральной службы по надзору в сфере защиты прав потреби­телей и благополучия человека Г. Г. Онищенко 18 декабря 2008 г. («Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Рос­сийской Федерации»).

При определении потребности в основных пищевых веще­ствах ключевую роль играет точность рекомендуемого уровня потребления энергии, исключающая возникновение диспро­порций между уровнями поступления энергии с пищей и ее расходом. Вероятность возникновения такой диспропорции связана с систематическим снижением энергоемкости трудо­вой деятельности, снижением расхода энергии в быту и явля­ется причиной широкого распространения за последнее время избыточности массы тела.

Нормы физиологических потребностей в пищевых веще­ствах и энергии трудоспособного населения дифференцируются в зависимости от пола, возраста и характера деятельности граждан. Однако принадлежность к той или иной профессии не всегда отражает реальные энергозатраты человека. Потре­бовалось введение объективного физиологического критерия, определяющего адекватное количество энергии для конкрет­ных групп населения. Таким критериям согласно рекоменда­циям ВОЗ является соотношение общих энергозатрат на все виды жизнедеятельности с величиной основного обмена.

Интенсивность основного обмена зависит от пола, возраста и массы тела. Соотношение общих энергозатрат с величиной основного обмена дает величину коэффициента физической активности (КФА). Например, коэффициент физической активности равен 2, если энергозатраты на все виды жизнедеятельности в два раза выше величины основного обмена для соответствующей группы людей одного пола и возраста.

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Взаимодействие человека и среды обитания.

2. Эволюция среды обитания, переход к техносфере.

3. История и перспективы развития науки о безопасности жизне­деятельности.

4. Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности.

5. Здоровый образ жизни — основа укрепления и сохранения лич­ного здоровья.

6. Факторы, способствующие укреплению здоровья.

7. Организация студенческого труда, отдыха и эффективной само­стоятельной работы.

8. Двигательная активность и закаливание организма как состав­ляющие здорового образа жизни.

9. Роль физической культуры в сохранении здоровья человека.

10. Пути сохранения репродуктивного здоровья общества.

11. Вредные привычки и их профилактика.

12. Алкоголь и его влияние на здоровье человека.

13. Табачный дым и его составные части.

14. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

15. Наркотики и их пагубное воздействие на организм человека.

16. Профилактика наркомании.

17. Профилактика инфекционных заболеваний.

18. Витамины и их влияние на организм человека.

19. Воздействие музыки на организм человека.

20. Компьютерные игры и их влияние на организм человека.

21. Стресс и его влияние на организм человека.

22. Девиантное поведение: сущность, виды и механизм возникно­вения.

23. Пути повышения умственной и физической работоспособности.

24. Особенности трудовой деятельности женщин и подростков.

25. Рациональная организация рабочего места.

26. Негативные факторы производственной среды.

27. Техносфера как источник негативных факторов.

28. Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания.

29. Методы и средства защиты от опасностей технических систем и механизмов. Классификация чрезвычайных ситуаций.

30. Характеристика чрезвычайных ситуаций природного характе­ра, наиболее вероятных для данной местности и района прожи­вания.

31. Характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного харак­тера, наиболее вероятных для данной местности и района про­живания.

32. Модели поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природ­ного характера.

33. Модели поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техно­генного характера.

34. Чрезвычайные ситуации социального происхождения.

35. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта и при захвате в качестве заложника.

36. Терроризм как основная социальная опасность современности.

37. Космические опасности: мифы и реальность.

38. Чрезвычайные ситуации военного времени.

39. Современные средства поражения и их поражающие факторы.

40. Оповещение и информирование населения об опасности.

41. Инженерная защита в системе обеспечения безопасности.

42. Основы обороны государства.

43. Порядок прохождения воинской службы.

44. Боевые традиции и символы воинской чести.

45. Дни воинской славы России.

46. Устойчивость производства в чрезвычайных ситуациях.

47. Организация защиты и жизнеобеспечения населения в чрезвы­чайных ситуациях.

48. Правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

49. МЧС России — федеральный орган управления в области защи­ты населения от чрезвычайных ситуаций.

50. Физические и химические факторы среды обитания.

51. Экологические основы безопасности жизнедеятельности.

52. Основные принципы защиты населения при чрезвычайных си­туациях в мирное и военное время.

53. Оказание первой медицинской помощи при травмах.

54. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточ­ности и инфаркте.

55. Глобальное потепление и природные чрезвычайные ситуации.

56. Генетически модифицированные продукты и угрозы, связанные с их употреблением.

ЛИТЕРАТУРА

Конституция Российской Федерации (действующая редакция). Гражданский кодекс Российской Федерации (действующая ре­дакция). „

Семейный кодекс Российской Федерации (действующая редакция). Уголовный кодекс Российской Федерации (действующая редак­ция).

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 де­кабря 1994 г. № 68-ФЗ.

Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля

1998 г. № 28-ФЗ.

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3.

Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе»

от 25 июля 2002 г. № ИЗ-ФЗ.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 ян­варя 2002 г. № 7-ФЗ.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г.

№ 76-ФЗ.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 де­кабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупре­ждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Э.А.Арустамов, Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко, Г. В. Гуськов. — М., 2008.

Основы безопасности жизнедеятельности: 10 кл. / под ред. Ю.Л.Во­робьева. — М., 2005.

Основы безопасности жизнедеятельности: 11 кл. / под ред. Ю.Л.Во­робьева. — М., 2005.

Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для уча­щихся / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов; под ред. А.Т.Смирнова. — М., 2007. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового об­раза жизни: 10—11 кл. — М., 2003.

Смирнов А. Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 кл. общеобразоват. учрежд. / под ред. А.Т.Смирнова. — 8-е изд., — М., 2007.

Смирнов А. Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы военной служ­бы: учеб. пособие / под общ. ред. А.Т.Смирнова. — М., 2003.

Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Ижевский П.В. Основы медицин­ских знаний и здорового образа жизни: учебник для 10 — 11 кл. общеобразоват. учрежд. / под общ. ред. А.Т.Смирнова. — 6-е изд. — М., 2006.

Топоров И.К. Основы безоЦ&сности жизнедеятельности. Методи­ческие рекомендации: 10 —11 кл. — М., 2005.

100 вопросов — 100 ответов о прохождении военной службы сол­датами и сержантами по призыву и по контракту: сборник. — М., 2006.

www.mchs.gov.ru— сайт МЧС РФ.

www.mvd.ru— сайт МВД РФ.

www.mil.ru— сайт Минобороны РФ.

 

www.fsb.ru— сайт ФСБ РФ.


 


ОГЛАВЛЕНИЕ

3.1. Введение 3

Глава 1. Введение в дисциплину................................................ 2

1.1. Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» 3

1.2. Цели и задачи дисциплины 4

1.3. Основные теоретические положения и понятия 6

Глава 2. Обеспечение личной безопасности

и сохранение здоровья................................................................. 9

2.1. Здоровье и здоровый образ жизни 10

2.2. Факторы, способствующие укреплению здоровья 13

2.3. Алкоголь и его влияние на здоровье человека 21

2.4. Курение и его влияние на состояние здоровья 24

2.5. Наркотики и наркомания, социальные последствия 26

2.6. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества 29

2.7. Социальная роль женщины в современном обществе 31

2.8. Правовые основы взаимоотношения полов 34

Глава 3. Государственная система обеспечения

безопасности населения............................................................ 38

3.2. Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 39

3.3. Характеристики чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Модели поведения при возникновении таких ситуаций 47

3.4. Единая государственная система защиты населения

3.5. и территорий в чрезвычайных ситуациях 62

3.6. Гражданская оборона 67

3.7. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций 70

3.8. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени 72

3.9. Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций 75

3.8. Инженерная защита. Виды защитных сооружений и правила поведения в них 78

3.9. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций 87

3.10. Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций... 90

3.11. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта и при захвате в заложники 91

3.12. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан 94

Глава 4. Основы обороны государства и воинская обязанность 94

4.1. История создания Вооруженных сил Российской Федерации 102

4.2. Основные предпосылки проведения военной реформы Вооруженных сил Российской Федерации на современном этапе 106

4.3. Функции и основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации 109

4.4. Организационная структура Вооруженных сил Российской Федерации 112

4.5. Основные понятия о воинской обязанности 123

4.6. Призыв на военную службу 128

4.7. Прохождение военной службы по призыву 135

4.8. Прохождение военной службы по контракту 139

4.9. Альтернативная гражданская служба 144

4.10. Права и обязанности военнослужащих 149

4.11. Качества личности военнослужащего как защитника Отечества 152

4.12. Воинская дисциплина и ответственность 154

4.13. Как стать офицером российской армии 159

4.14. Боевые традиции Вооруженных сил Российской Федерации 167

4.15. Ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации 170

4.16. Символы воинской чести 173

Глава 5. Основы медицинских знаний................. 183

5.1. Общие правила оказания первой медицинской помощи — 183

5.2. Первая медицинская помощь при ранениях 185

5.3. Первая помощь при кровотечениях 190

5.4. Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга 193

5.5. Первая помощь при переломах 195

5.6. Первая помощь при травматическом шоке 198

5.7. Первая помощь при ожогах 198

5.8. Первая помощь при поражении электрическим током 200

5.9. Первая медицинская помощь при синдроме длительного сдавливания 202

5.10. Первая медицинская помощь при отморожениях 203

5.11. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности, приступе стенокардии, инфаркте миокарда и внезапной остановке сердца 205

5.12. Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика 208

5.13. Инфекции, передаваемые половым путем 214

5.14. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка 216

5.15. Беременность и гигиена беременности 220

5.16. Уход за младенцем 224

Задания для практических занятий

и методические рекомендации по их выполнению. 231

3.10. Темы рефератов 249

5.17. Литература 251

3.11.

Учебное издание

Косолапова Нина Васильевна, Прокопенко Надежда Александровна

Основы безопасности жизнедеятельности

Учебник

Редактор Т. К. Варламова Технический редактор О. Н. Крайнова Компьютерная верстка: А.В.Бобылева Корректор Е.В.Кудряшова

Изд. № 106115341. Подписано в печать 23.03.2012. Формат 60x90/16. Гарнитура «Школьная». Печать офсетная. Бумага офсетная № 1. Усл. печ. л. 20,0. Тираж 7000 экз. Заказ № 814.

Издательский центр «Академия», www.academia-moscow.ru125252, Москва, ул. Зорге, д. 15, корп. 1, пом. 26 б.

Адрес для корреспонденции: 129085, Москва, пр-т Мира, д. 101В, стр. 1, а/я 48. Тел.: (495) 648-0507, факс: 616-0029.

Санитарно-эпидемиологическое заключение № РОСС RU. АЕ51. Н 16068 от 06.03.2012. Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных издательством материалов в ОАО «Тверской ордена Трудового Красного Знамени полиграфкомбинат детской литературы им. 50-летия СССР». 170040, г. Тверь, проспект 50 лет Октября, 46.



 

 

 

 

 


 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.