Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инструктивно-методическое письмо «О преподавании учебного предмета




“Изобразительное искусство “ в 2010/2011 учебном году»

 

Особенности преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство»

 

Учебный предмет «Изобразительное искусство» изучается в I классах общеобразовательных учреждений в количестве 2 часов в неделю, во II–V классах – 1 час в неделю.

 

Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» в I–V классах общеобразовательных учреждений осуществляется по программе, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь в 2009 году (Минск: Нац. ин-т образования, 2009).

 

Домашние задания не задаются.

 

При подготовке к урокам следует руководствоваться примерным календарно-тематическим планированием, которое напечатано в журнале «Мастацкая адукацыя i культура» № 3, 4 за 2009 год и № 1 за 2010 год.

 

Основной целью преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» является формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры учащихся, развитие их творческого потенциала как фактора творческого освоения и преобразования мира.

 

Задачи преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство»:

· постиж.учащимися культурного опыта человечества через худ.-образную систему отечественного и мирового искусства;

 

· развитие представлений о национальном своеобразии родной культуры;

 

· духовно-нравств. обогащение учащихся в процессе художественно-эст. восприятия окр.действительности и худ. наследия;

 

· формирование понимания искусства как формы художественно-образного осмысления мира;

 

· развитие чувственно-эмоциональной сферы учащихся;

 

· созд. условий для развития творч.потенциала и художественных способностей учащихся на основе изобр.деятельности;

 

· ознакомление с теоретическими знаниями, языком и системой выразительных средств изобразительного искусства;

 

· формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;

 

· формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, умения осмысливать его специфические особенности.

 

Весь учебный материал с I по V класс дифференцируется по трем содержательным компонентам: эстетическое восприятие действительности, восприятие произведений искусства, практическая художественно-творческая деятельность. Программа для каждого класса включает примерный список художественных произведений, тематику практических работ и требования к уровню художественного развития учащихся.

 

Содержание раздела «Эстетическое восприятие действительности» от класса к классу постепенно расширяется. Его реализация способствует развитию у школьников зрительной культуры, наблюдательности. Особое внимание учитель должен уделять эстетическим и этическим ценностям национальной культуры, эстетическому освоению природного мира, архитектурной и предметной среды.

 

В процессе занятий изобразительным искусством должны создаваться условия для знакомства с культурой родного края, местными художественными достопримечательностями.

 

При освоении учащимися содержательного компонента программы «Восприятие произведений искусства» учитель должен обратить внимание на формирование ключевых ориентиров восприятия произведений изобразительного искусства, художественного образа, представлений о творчестве художника, изучение теоретических основ изобразительного искусства, освоение его языка, системы выразительных средств, желания беречь и приумножать художественное достояние отечественной культуры.

 

Перечень рекомендуемых в программе произведений является примерным. Учитель может подбирать равноценные в художественном отношении произведения в соответствии с тематикой раздела, возрастными особенностями школьников, сохраняя при этом пропорциональность между произведениями зарубежных, русских и отечественных мастеров.

 

Содержательный компонент «Практическая художественно-творческая деятельность» включает в себя изобразительную деятельность и объемно-пространственные виды работ, изучение основ изобразительной грамоты, анализ формы, пропорций и конструкции учебного предмета. Учителю необходимо применять различные виды работы, художественные материалы, чтобы позволить учащимся получить представление о многообразии средств, используемых при создании художественного образа. Учителю предоставляется возможность выбора изобразительных материалов для выполнения учащимися творческого задания с учетом их предпочтений и возрастных особенностей.

 

Вариативный принцип выбора заданий для практической деятельности предполагает наличие нескольких примерных тем (заданий) по каждой учебной задаче с предоставлением учащимся права выбрать в соответствии с ней тему и даже технику выполнения композиции. В процессе выполнения учащимися практических заданий решаются следующие задачи: композиционное решение; цвет и освещение; форма, пропорции, конструкции; пространство и объем.

 

При планировании урока необходимо учитывать, что в основу программы положен принцип систематического развития у школьников умения воспринимать художественный образ в произведениях искусства и создавать его в собственных работах.

 

Важное условие развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства – сочетание коллективных и индивидуальных форм работы, которое осуществляется в зависимости от темы урока и учебных задач. Коллективно выполненные работы могут быть использованы для оформления класса, школы, приобретая общественно полезную направленность.

 

Необходимым условием эффективности развития художественных способностей учащихся младшего школьного возраста является введение в структуру урока изобразительного искусства художественно-дидактических игр. Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание учащихся к поставленной задаче, активизируют мышление, воображение, фантазию. При исп.на уроке художественно-творческих игр обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и игровое.

 

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в силу своей специфики имеет большое значение в сохранении физического и психического здоровья учащегося. Поэтому важнейшим аспектом преподавания изобразительного искусства является использование на уроке методов, приемов и форм организации образовательного процесса, характерных для здоровьесберегающих технологий.

 

Использование на уроках изобразительного искусства информационно-коммуникационных технологий способствует предоставлению учащимся широкого спектра наглядной информации, знакомству с произведениями белорусского и мирового искусства, воспитанию эстетического вкуса, формированию творческих умений и навыков. Включение в образовательный процесс информационных технологий повысит эффективность урока, расширит спектр средств художественного выражения и будет способствовать развитию у учащихся практических умений и навыков.

 

Одним из условий успешной организации образовательного процесса и стимулирования творческой деятельности учащихся является оснащение кабинета изобразительного искусства. При оформлении кабинета изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях необходимо учитывать, что он является художественной мастерской для учащихся, местом знакомства с произведениями искусства и музеем детского творчества, в котором постоянно действуют сменные выставки ученических работ.

 

Необходимыми условиями развития художественных способностей учащихся являются осуществление связей между учебным предметом «Изобразительное искусство» и другими учебными предметами, интегрированное обучение. Это могут быть уроки изобразительного искусства с привлечением учебного материала других учебных предметов. Стихи, сказки, фрагменты рассказов, музыкальные произведения, сведения о разных странах и континентах, жизни людей во все исторические эпохи будут взаимодополнять друг друга и помогать осознанному включению изучаемого явления в общую картину мира, давать детям целостное представление о нем.

 

Синтез различных видов искусства (поэзии, музыки, театра и др.) позволяет развивать чувственную сферу учащихся, что способствует формированию их эмоциональных связей с жизнью и более глубокому раскрытию художественного образа.

 

Согласно Інструкцыі аб парадку фарміравання культуры вуснага і пісьмовага маўлення ў агульнаадукацыйных установах Рэспублікі Беларусь в редакции 2010 года, преподавание изобразительного искусства должно соответствовать следующим требованиям:

 

в процессе эмоционального восприятия художественных произведений на уроке изобразительного искусства учащиеся должны высказывать личностное эмоционально-ценностное отношение к изучаемым явлениям культуры, уметь вести дискуссию, сопоставлять, делать выводы, обобщать. Это будет способствовать развитию речи, коммуникативных навыков, воображения, творческой активности и самостоятельности;

 

при изучении произведений отечественного и мирового искусства необходимо создавать условия для формирования национальной самоидентификации, патриотических чувств, уважительного отношения к культуре своего и других народов, стремления сохранять национальную культуру;

 

обучение изобразительному искусству должно способствовать развитию речевой культуры, эстетического вкуса учащихся, повышению уровня мотивации, формированию интереса к учебному предмету.

 

Обращаем внимание, что с 1 сентября 2010 года войдет в силу Закон Республики Беларусь от 23.07.2008 «Аб правілах беларускай арфаграфіі і пунктуацыі». Для организации качественного образовательного процесса после введения в действие вышеназванного Закона Министерством образования определен переходный период, продолжительность которого составляет 3 года (с 1 сентября 2010 г. по 31 августа 2013 г.).

 

К сведению педагогов, работающих в общеобразовательных учреждениях с белорусским языком обучения: на уроках изобразительного искусства необходимо обращать внимание на слова и специальные термины, в правописании которых произошли изменения (например, в иностранных словах – фламастар, камп’ютар, інтэрнэт, кантрасны и др., изменения в правописании числительных и т.д.).

 

Для выполнения практических работ на уроках изобразительного искусства учащиеся I–V классов должны иметь альбом или набор листов для рисования.

 

На выполнение практической работы необходимо отводить не менее 25–30 минут учебного времени.

 

В дневник школьники записывают тему творческой композиции (работы), которая будет реализовываться на следующем уроке, основные материалы, необходимые для ее выполнения.

 

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

При осуществлении тематического (поурочного) контроля необходимо учитывать как устные ответы учащихся, так и их практические работы. Система контроля может включать в себя задания на проверку свободного владения учащимися специальными терминами и понятиями. Устные ответы учащихся, отражающие процесс и результат восприятия искусства, и их практические работы могут оцениваться как отдельно, так и в комплексе. В силу практического характера занятий по изобразительному искусству отметка за выполнение творческого практического задания является основным показателем. Критериями его оценивания являются самостоятельный выбор сюжета (мотива), характера декора, грамотное композиционное и колористическое решение темы в предложенном учителем или выбранном самим учеником материале. Также необходимо учитывать содержательность работы, художественную и эмоциональную выразительность, уровень владения учащимися разнообразными художественными техниками и материалами, «выставочность», оригинальность, эстетический вкус автора.

 

При оценивании знаний учащихся учитель руководствуется нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебному предмету «Изобразительное искусство». Оценивается каждая практическая работа, выполненная учащимися.

 

При проведении промежуточного контроля в III–V классах и выставлении отметки за четверть следует учитывать уровень художественно-практических навыков учащихся при выполнении практических заданий.

 

При итоговой аттестации отметки выставляются с учетом результатов промежуточной аттестации и результатов практической творческой деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 38; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.