Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Равновесие денежного рынка, его нарушения и механизм восстановления.




Модель денежного рынка соединяет спрос и предложение денег. Вначале для простоты можно предположить, что предложение денег контролируется Центральным Банком и фиксировано на уровне М. Уровень цен также примем стабильным, что вполне допустимо для краткосрочной модели. Тогда реальное предложение денег будет фиксировано на уровне M/P и на графике представлено вертикальной прямой LS (рис. 26.2).Спрос на деньги (кривая LD) рассматривается как убывающая функция ставки процента для заданного уровня дохода (при неизменном уровне цен номинальные и реальные ставки процента равны). В точке равновесия спрос на деньги равен их предложению.Подвижная процентная ставка удерживает в равновесии денежный рынок. Корректировка ситуации с целью достижения равновесия возможна потому, что экономические агенты меняют структуру своих активов в зависимости от движения процентной ставки. Так, если R слишком высока, то предложение денег превышает спрос на них. Экономические агенты, у которых накопилась денежная наличность, попытаются избавиться от нее, обратив в другие виды финансовых активов: акции, облигации, срочные вклады и т.п. Высокая процентная ставка, как уже говорилось, соответствует низкому курсу облигаций, поэтому будет выгодно скупать дешевые облигации в расчете на доход от повышения их курса в будущем, вследствие снижения R. Банки и другие финансовые учреждения в условиях превышения предложения денег над спросом начнут снижать процентные ставки. Постепенно через изменение экономическими агентами структуры своих активов и понижение банками своих процентных ставок равновесие на рынке восстановится. При низкой процентной ставке процессы пойдут в обратном направлении. Колебания равновесных значений ставки процента и денежной массы могут быть связаны с изменением экзогенных переменных денежного рынка: уровня дохода, предложения денег. Графически это отражается сдвигом, соответственно, кривых спроса и предложения денег. Так, изменение уровня дохода, например, его увеличение (рис. 26.3), повышает спрос на деньги (сдвиг вправо кривой спроса на деньги LD) и ставку процента (от R1 до R2). Сокращение предложения денег также ведет к росту процентной ставки (рис. 26.4). Подобный механизм установления и поддержания равновесия на денежном рынке может успешно работать в сложившейся рыночной экономике с развитым рынком ценных бумаг, с устоявшимися поведенческими связями - типичной реакцией экономических агентов на изменение тех или иных переменных, скажем, ставки процента.

46.Кредитная система страны. Банковская система и её уровни. Операции банков.

Креди́тная систе́ма - совокупность кредитных отношений, существующих в стране, форм и методов кредитования, банков или других кредитных учреждений, организующих и осуществляющих такого рода отношения.Существуют два звена кредитной системы: банковские учреждения - банки, и парабанковские учреждения. Различают, по крайней мере, два понятия кредитной системы:

1) совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования (функциональный аспект);

2) совокупность кредитно-финансовых учреждений, аккумулирующих свободные денежные средства и предоставляющих их в ссуду (институциональный аспект).

В первом аспекте кредитная система представлена банковским, государственным, коммерческим, потребительским, лизинговым, ипотечным, международным кредитом. Всем этим видам кредита свойственны специфические формы отношений и методы кредитования.

Банковская система (БС) является ядром кредитной системы любой страны. Она включает в себя все виды банков, действующих в данной стране. Банковские системы развитых стран унифицировались и выступают как рыночные модель - они разделены на несколько ярусов.

Годом формирования современной российской банковской системы можно считать 1990 год. Она состоит из двух уровней: первый уровень представлен Центральным Банком РФ и его Главными управлениями в областях, краях, а также Национальными банками республик РФ. В систему территориальных учреждений Банка Росси также входит сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ). Второй уровень – состоит из сети коммерческих (деловых) банков, их филиалов и представительств.Задача учреждений первого уровня - производить эмиссию наличных денежных знаков, координировать и контролировать деятельность всей банковской системы и денежное обращение в стране. Банки второго уровня производят обслуживание клиентов (предприятий, организаций, населения), представляют им разнообразные услуги (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и др.).Банковскую систему можно представить как многообразие частей, подчиненных единому целому.

БС - специфична, она определяется составляющими ее элементами и отношениями между ними. Она подчинена определенным целям деятельности.

БС - взаимозаменяемая система, т.е. ее отдельные части связаны между собой таким образом, что могут при необходимости заменить друг друга.

БС не статична, напротив, она постоянно в динамике, т.е. пополняется новыми элементами и отношениями между этими элементами.

Банковская система является системой «закрытого типа», т.е. банки не имеют права разглашать информацию о состоянии счетов своих клиентов.Банковская система – «самоорганизующаяся», т.е. изменение экономической конъюнктуры или политической ситуации в стране неизбежно приводит к автоматическому изменению политики банка.Банковская система – управляемая система.

Элементами банковской системы являются банки, некоторые специальные институты, выполняющие банковские операции, не имеющие статус банка, а также некоторые дополнительные учреждения, образующие банковскую инфраструктуру и обеспечивающие жизнедеятельность кредитных институтов.По форме собственности выделяют – государственные, частные (акционерные или паевые) и смешанные банки. Государственная форма собственности чаще всего относится к центральным банкам.По функциональному назначению – эмиссионные, коммерческие.По характеру выполняемых операций банки делятся на универсальные и специализированные. В отличие от универсальных, специализированные банки специализируются на определенных видах операций.По числу филиалов банки можно разделить на бесфилиальные и многофилиальные. По сфере обслуживания банки делятся на региональные, межрегиональные, национальные, международные. По масштабам деятельности можно выделить малые, средние, крупные банки, банковские консорциумы, межбанковские объединения.По размерам капиталов коммерческие банки группируются в несколько групп в зависимости от величины объявленного уставного фонда. К элементам банковской системы относят и банковскую инфраструктуру. В нее входят различного рода предприятия, агентства и службы, которые обеспечивают жизнедеятельность банков. Банковская инфраструктура включает информационное, методическое, научное, кадровое обеспечение, а также средства связи, коммуникации и др.

ОПЕРАЦИИ БАНКОВ - все дозволенные законом действия, проводимые на основе специальных разрешений (лицензий) Центрального банка. К наиболее распространенным операциям относятся: привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады и депозиты (до востребования и на определенный срок) с уплатой вкладчикам процентов; открытие и ведение банковских счетов клиентов бесплатно или за плату; проведение различного рода расчетов клиентов через другие банки; инкассация наличных денег клиентов и их кассовое обслуживание (выдача наличных денег); скупка и продажа наличной иностранной валюты через специальные обменные пункты; покупка и продажа безналичной иностранной валюты по поручению клиентов на биржевом или внебиржевом валютных рынках; учет векселей и т. д.

47.Денежно-кредитная политика: цели, основные инструменты, виды

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильного роста), занятости и уровня цен.

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении уровня производства, приближенного к полной занятости, и стабильности цен.

Использование Национальным банком инструментов денежно-кредитной политики для достижения целевых ориентиров в значительной степени определялось экономическими условиями и ситуацией на финансовых рынках. При этом НБКР использовал следующие инструменты:

- установление обязательной нормы резервирования;

- регулирование официальной учетной ставки;

- операции на открытом рынке;

- административные меры.

Изменение учетной ставки – старейший метод кредитно–денежного регулирования, в основе которого лежит право Центрального банка предоставлять ссуды коммерческим банкам под определенный процент, который он может изменять, регулируя тем самым предложение денег в стране.

При понижении учетной ставки (r) увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды (Dм), которые они могут использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения денег (Sм) ведет к снижению ставки ссудного процента (%) (по которому коммерческие предоставляют ссуды предпринимателям, населению). Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства (Y) (политика “дешевых денег”)

При повышении учетной ставки происходит обратный процесс. Оно ведет к сокращению спроса на ссуды Центрального банка, что замедляет темпы роста (или сокращает) предложение денег и повышает ставку ссудного процента. “Дорогой ” кредит предприниматели берут меньше, а значит меньше средств вкладывается в развитие производства (политика “дорогих денег”)

Изменение нормы обязательных резервов (часть вклада в коммерческий банк, которая необходима для обеспечения гарантии выплаты денег вкладчикам в случае банкротства) позволяет Центральному банку регулировать предложение денег. Это связано с тем, что норма обязательных резервов (R) влияет на объем избыточных резервов (Е) (Депозит=R+E, т. е. чем больше R, тем меньше Е), а значит способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования.

Если Центральный банк повысил резервную норму, то коммерческие банки увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд (Е) (политика “дорогих денег”)

И наоборот, понижение резервной нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков к созданию денег путем кредитования (“политика дешевых денег”)

 

Политика обязательных резервов

В настоящее время минимальные резервы - это часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах Центрального банка.

Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов Центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым Центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране.

Рефинансирование коммерческих банков

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от Центрального банка. Следовательно, изменение учетной ставки (рефинансирование) оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в Центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, т.к. происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Операции на открытом рынке

Этот метод заключается в том, что Центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе, Покупая ценные бумаги на открытом рынке, Центральный банк увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг ЦБ приводит к обратным последствиям. Центральный банк периодически вносит изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяя интенсивность своих операций, их частоту.

Операции на открытом рынке - наиболее действенный и гибкий рыночный инструмент денежно-кредитной политики ЦБ, обеспечивающий эффективное воздействие на денежный рынок и банковский кредит, а следовательно, и на всю экономику. Механизм операций на открытом рынке не сложен, что делает его привлекательным для использования.

Прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы

Наряду с экономическими методами регулирования деятельности коммерческих банков ЦБ может использовать в этой области и административные методы воздействия.

К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. Добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений в настоящее время используется не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще был отменен.

Центральный банк может также устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, ликвидности баланса, максимального размера риска на одного заемщика и еще ряд некоторых дополняющих.

При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов, Центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

 

Очевидно, что использование административного воздействия со стороны Центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а может применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

Виды кредитно-денежной политики

Опираясь на рассмотренные инструменты, центральный банк реализует цели кредитно-денежной политики — стабилизацию денежной массы или процентной ставки. Жесткая монетарная политика — политика, направленная на поддержание на определенном уровне денежной массы; графически как крайний случай представляется вертикальной кривой предложения денег на уровне заданного показателя денежной массы. Гибкая монетарная политика — политика направленная на поддержание на определенном уровне ставки процента; как крайний случай графически может быть продемонстрирована горизонтальной кривой предложения денег на уровне заданного значения процентной ставки.

Выбор варианта монетарной политики определяется причиной изменения спроса на деньги. Если такой причиной является изменение скорости обращения денег, то реализуется гибкая монетарная политика, соответствующая горизонтальной или пологой кривой предложения денег (рисунок а). Если же такой при чиной является инфляция, то реализуется жесткая монетарная политика, соответствующая относительно вертикальной или крутой предложения денег.

Вид денежно-кредитной политики зависит от ситуации в стране. Если экономика переживает спад и в ней высокая безработица, то проводится денежно-кредитная политика, получившая название политики дешевых денег. Эта политика направлена на снижение ставки ссудного процента, что приводит к увеличению инвестиций в экономику, росту потребительского кредита. В результате создаются условия для экономического роста и увеличения занятости. Снижение ставки ссудного процента происходит из-за увеличения предложения денег. При этом центральный банк должен проводить следующие мероприятия: покупать государственные ценные бумаги; снижать норму обязательных резервов; снижать учетную ставку.

В период усиления инфляции проводится политика дорогих денег, направленная в конечном счете на сокращение совокупных расходов и совокупного спроса. Суть этой политики состоит в сокращении избыточных резервов коммерческих банков. В этом случае центральный банк: продает государственные ценные бумаги; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку.

48. Социальная политика: содержание, цели, направление.

Общество — это устойчивая целостная форма совместной жизнедеятельности людей, между которыми возникает множество взаимоотношений, как в экономической, так и в других сферах. Интересы общества, отдельных групп и личностей не всегда совпадают, что вызывает необходимость их постоянной координации. Поэтому многие ученые рассматривают социальную политику как способ, при помощи которого общество регулирует отношения между индивидами, группами, классами, социальными учреждениями.

Социальная политика представляет собой систему мер, направленных на достижение социальных целей, связанных с повышением благосостояния общества, улучшением качества жизни народа и обеспечением социальной стабильности и социальной справедливости в обществе. При этом хочу отметить, что социальная политика государства тесно связана с общеэкономической ситуацией в стране. Говоря о социальной политике государства, подразумеваются действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов между различными членами и социальными группами общества. Также необходимо отметить, что государственная социальная политика – это деятельность государства, ставящая своей целью смягчение противоречий и предотвращение социальных конфликтов между субъектами и объектами рыночной экономики. При этом обеспечение государством приемлемых условий жизни касается тех, кто по каким-либо веским причинам не может это сделать самостоятельно.

Важнейшими целями социальной политики государства являются:

- перераспределение средств бюджета в пользу наиболее нуждающихся;

- обеспечение доступности жилищно-коммунальных, транспортных, образовательных, медицинских услуг, а также базовых продовольственных и промышленных товаров для наиболее социально незащищенных слоев населения;

- создание эффективной системы профессиональной переподготовки кадров, расширение условий для занятости;

- создание общедоступной системы информации о вакантных рабочих местах внутри страны и за рубежом, по обучающим программам, ценовой динамике, конъюнктуре рынка, по справочно-аналитическим источникам.

Социальная политика формируется с учётом конкретно-исторических условий страны.

Основные направления социальной политики, отражающие её специфику:

1. Политика доходов населения (жизненный уровень, потребительская корзина, благосостояние).

2. Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, занятость населения и др.).

3. Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение и социальное обслуживание, социальные гарантии и др.).

4. Основные направления развития отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, физическая культура и спорт).

5. Социально-экологическая политика.

6. Политика в области современной инфраструктуры (жильё, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание).

7. Миграционная политика (вынужденная миграция, защита прав и интересов соотечественников за рубежом, внешняя трудовая миграция).

8.Политика, проводимая в отношении отдельных категорий населения (семейная, молодёжная политика, политика в отношении пожилых и инвалидов).[2, с.15]

Государственная социальная политика предусматривает решение следующих задач:

1. Социальная защита человека и его основных социально-экономических прав.

2. Обеспечение условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом.

3. Поддержание определённого статуса различных экономических групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной структуры общества.

4. Развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение).

5. Формирование экономических стимулов участия в общественном воспроизводстве.

6. Создание условий для всестороннего развития человека, удовлетворение его потребностей. [5, c. 342]

Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются количеством и качеством ресурсов, которые могут направить государство на их решение. Ресурсная база, в свою очередь, зависит от общего уровня экономического развития страны.

Социальная политика сложна и структурно.

Пять структурных частей социальной политики:

- политика регулирования доходов населения;

- политика обеспечения занятости;

- политика социальных гарантий;

- политика социальной защиты;

- политика защиты здоровья и экологической безопасности населения.

Основными инструментами проведения политики доходов являются: налоговая система, разного рода льготы, дотации и субсидии, ценовое регулирование и др. Их конкретный выбор зависит от конкретно-исторических условий и модели развития.

Вторая структурная часть социальной политики - политика занятости - также является очень важным этапом формирования социальной политики в стране, на котором решается большое количество проблем. Главная из них — безработица. Под политикой занятости понимается система принципов и мер, направленных на обеспечение свободно избираемой занятости населения (деятельность граждан, которая не противоречит законам страны и направлена на удовлетворение потребностей личности или общества и приносит ее субъекту доход).

Следующей структурной частью социальной политики является политика социальных гарантий. Под ней понимается комплекс социально-экономических и правовых условий, обеспечивающих основные права членов общества в производстве, распределении, потреблении. Основными элементами системы социальных гарантий выступают: меры по формированию, поддержке, развитию и реализации способностей человека, меры регулирования источников и величины доходов; обеспечение равного доступа к рынкам товаров и услуг; соблюдение обоснованных нормативов использования социальных фондов.

Следующая структурная составляющая социальной политики - политика социальной защиты. Это система принципов, норм и мер, используемых государством для создания и регулирования социально-экономических условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска. Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (безработица, инфляция, инвалидность, последствия возраста, смерть кормильца и т.п.).

Социальная защита осуществляется в двух основных формах: денежной и натуральной. В денежной форме при определенных обстоятельствах выплачиваются разного рода пособия (по безработице; по уходу за ребенком и т.п.), пенсии (трудовые, социальные и др.), субсидии (в связи с оплатой жилья) и т.д. А в натуральной форме социальная защита может реализоваться в виде бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечения одеждой и питанием детских домов и приютов, и т.п.

Политика защиты здоровья и экологической безопасности населения - еще одна составляющая социальной политики. Каждый человек как личность, как совокупность способностей уникален. Потери населения безвозвратны, поэтому государство с поддержкой населения должно обеспечить экологическую безопасность людей.

Оценить проводимую государством социальную политику можно при помощи определенных показателей, которые я проанализирую в следующей главе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.