Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения в лазании 2 страница




В беге возможна постановка стопы с носка. В некоторых случаях ребенок бегает на наружном крае передней части стопы. Преиму­щества такой постановки состоят в значительно большей эластич­ности мышц, меньшей противоотдаче. Амортизация достигается всеми сводами стопы, суставно-мышечным аппаратом голено­стопного сустава. В то же время постановка с носка требует пере­напряжения мышц-сгибателей стопы и пальцев. Она может произ­водиться очень незначительное время (при выполнении быстрого бега или бега на носках как одного из видов) и не может высту­пать показателем обычного бега (в среднем и медленном темпе) Для детей дошкольного возраста. Исследования М.Н.Поняева, О.Сытеля и др. свидетельствуют, что при беге на носках нагрузка На позвоночник ребенка увеличивается в 20 раз.

Во время постановки стопы с носка передние мышцы голени сильно растянуты. Мышцы задней и наружной поверхности — на­пряжены, в то время как они должны быть расслаблены и срабо­тать только во время отталкивания. Постановка с наружного края


               
   
 
     
 
   
 
 


передней части стопы крайне ограниченна. Она возможна только в случае полного расслабления мышц голени, во время «полета», когда стопа принимает супинированное положение. Однако детям дошкольного возраста крайне затруднительно выполнить полное расслабление голени. При приземлении с наружного края стопы в движение отталкивания непроизвольно включаются мышцы длин­ного сгибателя пальцев и длинного сгибателя большого пальца.

Постановка стоп при беге осуществляется параллельно. Возмо­жен незначительный разворот внутрь. В последнем случае существенно возрастает мощность отталкивания стопой, так как в движении ста­новятся задействованными все мышцы задней поверхности голени, подошвенной стороны стопы, а не только мышцы со стороны боль­шого пальца. После постановки стопы на грунт с пятки она энер­гично отрывается пяткой от земли и совершает вращательные дви­жения вокруг носка. Одновременно с этим происходит «сгибание стопы вокруг поперечной оси голеностопного сустава и полное раз­гибание голени в коленном суставе. В отталкивании стопы принима­ют участие все мышцы голени и подошвы стопы» [49, с. 213].

В момент постановки нога должна быть согнута в коленном су­ставе. В положении вертикали происходит некоторое выпрямле­ние, а в момент отталкивания — нога полностью разгибается. Пос­ле отталкивания наблюдается сильное сгибание голени, что умень­шает момент инерции ноги, ускоряет и облегчает ее перенос из заднего шага в передний.

Отталкивание является важнейшим звеном локомоторного акта. Оно характеризуется сложным взаимодействием в работе нервно-мышечного аппарата, обеспечивающим перемещение тела в про­странстве. В нем выделяются следующие основные фазы: постанов­ка ноги на грунт; амортизация, сопровождающаяся сгибанием ноги в коленном и разгибанием в голеностопном суставах; отталкива­ние — стремление к активному выпрямлению ноги во всех суста­вах. Эффективность отталкивания непосредственно связана с уров­нем физической подготовленности детей. Чем выше ее уровень, тем оптимальнее момент отталкивания.

Во время бега имеет место значительный наклон корпуса вперед. Величина его непосредственно связана со скоростью передвижения. Наклон туловища во время быстрого бега — больше, чем во время продолжительного бега. Он обеспечивается активным выведением центра тяжести тела впереди, от границы площади опоры, в самом начале выполнения движения. Именно благодаря первым активным двигательным действиям туловище приобретает характерный наклон вперед. Во время бега наблюдаются вращательные движения тулови­ща вокруг вертикальной оси. В период опоры корпус немного накло­няется вперед, а во время «полета» — несколько выпрямляется.


«Полет» протекает между двумя фазами: между толчком задней ш постановкой передней ноги. В обеспечении периода «полета» уча­ствуют многие мышцы бедра: прямая, портняжная, натягиваю- ■цая широкую фасцию, а также подвздошно-поясничная, обеспе-иивающая перенос ноги вперед. В организации беговых движений, ■в момент заднего шага важная роль принадлежит мышцам тазо­бедренного сустава и прежде всего — большой ягодичной. Все мышцы тела, задействованные в процессе выполнения бега, дол­жны быть хорошо укреплены. Только в этом случае они могут сыг­рать положительную роль в становлении качества движения. Исследование С.Я.Лайзане свидетельствует: фаза полета отме-■ается у 30% детей от 1 года 10 месяцев до 2 лет 8 месяцев. Под воздействием целенаправленного обучения качество бега значи­тельно возрастает, а фаза полета наблюдается почти у всех детей. Хорошая координация движений рук и ног при беге у ребенка развивается быстрее, чем при ходьбе: у 30% детей трех лет, у 70—75 % — четырех лет и у большинства 7-летних.

В 4—7 лет значительно сокращается время бега на различные дистанции (см. табл. 2, предложенную Г.П.Юрко, В.Г.Фроловым).

Исследования показывают возрастную динамику основных ком­понентов бега у ребенка от четырех до семи лет: отмечается после­довательное увеличение беговых шагов при почти неизменной ча­стоте шагов. Значит, прирост скорости бега у детей дошкольного возраста происходит в основном за счет увеличения длины бего­вых шагов.

К 4 годам под влиянием упражнений у ребенка улучшается ко­ординация движений рук и ног в беге, совершенствуются полет-


ность, ритмичность. Однако длина шага еще недостаточна, поэто­му ему дают упражнения в беге через палки, положенные на полу, кружки, обручи, а также применяют бег с увертыванием и ловлей.

В 5 лет ребенок овладевает техникой бега, хотя в деталях ему не удается достичь достаточной четкости. Обучая бегу, педагог обра­щает внимание на совершенствование деталей, легкости и скоро­сти бега.

В 6 лет дети овладевают доступной им техникой бега. Бегут лег­ко, ритмично, равномерно, с хорошей координацией движений, соблюдением направления.

В работах Т. В. Савельевой раскрывается методика игр, а также подводящих к бегу упражнений, содействующих овладению деть­ми старшего дошкольного возраста элементами бегового шага, фор­мированию «беговой осанки» и прямолинейности передвижения.

Активной постановке стопы на грунт с пятки, последующему перекату на переднюю часть стопы и отталкиванию способствуют игровые упражнения — «Подрастем», «Достань звездочку», «Ходьба

гномов» и др.

Последовательность игровых упражнений включает также отра­ботку становления активного подъема бедра вперед—вверх, дви­жений голени, производимых, подобно беговым действиям, в раз­личные периоды, фазы и моменты движения, — «Цапля», «Пету­шок», «Лошадка» и др.

Формированию естественной беговой осанки, последователь­ности движения рук, положению корпуса и головы способствуют упражнения «Ручки побежали», «Паровоз», «Буратино» и др.

Систематическое использование игровых упражнений обеспе­чивает улучшение качества бега, способствует переходу к самосто­ятельной двигательной деятельности.

Качество бега совершенствуется при выполнении разнообраз­ных видов бега: бег на носках; бег с высоким подниманием бедра, тренирующий мышцы брюшного пресса, спины и стопы; бег с различными заданиями, выполняемыми по сигналу; бег между предметами, с предметами — обручем, скакалкой и др.; бег на ограниченной площади; челночный бег, развивающий координа­цию движений, ориентировку в пространстве; бег наперегонки; врассыпную; с увертыванием и ловлей. Различные виды бега вос­питывают ловкость, быструю реакцию на изменение обстановки. Бег способствует развитию скоростно-силовых качеств, воспи­тывает выносливость, формирует нравственно-волевые качества. В научно-методической литературе отмечается необходимость специального обучения бегу. Изучение локомоторики в онтогенезе ребенка свидетельствует, что развитие биодинамических характе­ристик бега меняется в ходе развития детского бега.


В овладении ребенком правильным бегом важную роль играет формирование осознанного двигательного навыка. Овладевая бе-I гом, ребенок постепенно приучается анализировать, сравнивать и I синтезировать кинестетические ощущения. Обобщая полученную ■информацию, ребенок подходит к пониманию общих закономер-I ностей и особенностей движения. Одновременно складывается и общее понятие о способах его выполнения. Научить ребенка при-I слушиваться к своему организму, к своим мышечным ощущени-I ям, управлять движением, руководствуясь ими, — одна из важ-Инейших задач в обучении любому движению, в том числе и бегу. Формирование кинестетических ощущений лучше всего проис­ходит в процессе выполнения упражнений на дифференциацию качеств движения: варьирования мышечных усилий, быстроты вы­полнения двигательных действий (темпа), амплитуды движений, направления.

П.Ф.Лесгафт считал, что обучение бегу следует проводить в различных естественных условиях, активизирующих разнообраз­ные мышечные ощущения, содействующих познанию детьми на­пряжений, учитывая конкретные условия выполнения, обеспечи­вающих координацию движений. «Передвижение по плотной, твер­дой, мягкой и разрыхленной почве требует... различного напря­жения мышечных сил и приучает... к определению значения раз­личной опоры при производимой работе» [46, с. 129]. При пере­движении по мягкой почве — уменьшается сила толчков, но уве­личивается напряжение работающих мышц. Твердая почва — умень­шает силу напряжений, бежать по ней легче, однако в этом случае сила толчков существенно возрастает.

Важная роль в формировании правильного бега отводится тем­пу его выполнения. П.Ф.Лесгафт неоднократно указывал на то, что на этапе становления движения неправомерно использовать бег в быстром темпе ввиду сложности управления опорно-двига­тельным аппаратом. Формирование качественных показателей дол­жно производиться только в беге со средней скоростью, что согла­суется и с современными исследованиями.

Качественные и количественные показатели правильного бега

Показателями правильного бега являются: определенное поло­жение головы, корпуса (беговая осанка), рук, бедра, голени, стопы.

Правильный бег, так же как и обычная ходьба, строится от бедра активным перекатом с пятки на носок. Положение головы свободное, взгляд направлен вперед. При беге голову необходимо Держать прямо и ровно, смотреть на дорожку впереди себя, при­близительно на 2 м. Важное требование — соблюдение беговой


осанки. При этом корпус расположен прямо с небольшим общим наклоном вперед, т.е. голова, туловище, таз, толчковая нога нахо­дятся как бы на одной линии. Плечи опущены, расслаблены. Поло­жение рук в беге свободное, ненапряженное. Руки согнуты в лок­тях под углом 90°. Пальцы разжаты, слегка согнуты, но не сжаты в кулаки. Руки в беге движутся точно вперед — до уровня груди, назад — до упора.

При движении вперед угол в локтевом суставе несколько умень­шается, а при движении назад — немного увеличивается.

Как уже было отмечено выше, важным показателем правиль­ного бега является положение бедра. В беге оно выносится вперед-вверх и выше, чем при ходьбе. Высота выноса бедра зависит от темпа бега: чем выше темп бега, тем активнее подъем бедра вверх. Наряду с этим еще одним показателем является разведение и све­дение бедер. Постепенно, с возрастом, угол разведения бедер уве­личивается, шаг становится шире, постановка стопы активнее. Все это способствует повышению темпа бега, его экономичности.

Положение голени в беге тоже влияет на его эффективность. После отталкивания голень складывается более значительно, чем в ходьбе. Движение голени в беге характеризуется и большей ам­плитудой. Максимальное сложение голени происходит в момент вертикали. После этого сложенная голень выходит вперед^еверх вместе с бедром. По мере снижения бедра голень раскрывается (происходит выпрямление в коленном суставе) и подготавливает­ся к загребающему движению под себя.

Наименьший полетный интервал составляет всего 0,06—0,08 с при относительно большой частоте шагов 4—4,5 шага/с у детей 3—4 лет.

В первой младшей группе дети должны бегать непрерывно в течение 30—40 с. Во второй младшей группе время увеличивается до 50—60 с и уже вводится бег на скорость (10 с).

В средней группе дети уже бегают в медленном темпе непре­рывно в течение 1—1,5 мин, 40—60 с — со средней скоростью. К концу года дети должны пробегать 20 м за 5,5—6 с.

В старшей группе непрерывный бег доводится до 1,5—2 мин в медленном темпе, бег в среднем темпе — до 80—120 с, 2—3 раза в чередовании с ходьбой. Уменьшается время пробегания 20 м на скорость. К концу учебного года дети должны пробегать этот отре­зок за 5,5—6 с. Вводится новая дистанция 30 м. К концу года дети должны ее пробегать за 7,5—8,5 с.

В подготовительной группе непрерывный бег доводится до 2— 3 мин в медленном темпе. Бег в среднем темпе 80—120 с, 2—4 раза в чередовании с ходьбой. К концу года дети должны пробегать 30 М за 6,5—7,5 с.


Следует отметить, что бег оказывает значительное физиологи­ческое воздействие на организм ребенка, активизируя его органы I и системы, повышая обменные процессы, способствует общему физическому развитию, совершенствует деятельность центральной Г нервной системы.

Упражнения в прыжках

Прыжок — движение ациклического типа. В нем отсутствует по-I вторение циклов, и весь процесс выполнения прыжка представля- X ет одно законченное движение.

В прыжке есть определенная последовательность двигательных элементов и ритм. Прыжок состоит из четырех фаз: 1) подготови-Ктельной — принятие исходного положения или разбег; 2) основ-■ной — отталкивание; 3) полет и 4) заключительной — приземле-■ние. Существует несколько видов прыжков: прыжки в длину с ме­ста, прыжки в длину с разбега, прыжки в высоту с места, прыжки I в высоту с разбега.

При прыжке в длину с места подготовительная фаза заключается в приседании, понижающем общий центр тяжести тела, отведении рук назад в целях более сильного взмаха при тол­чке, растягивании мышц ног для лучшего их сокращения в следу­ющей фазе (см. рис. 8).

Умением прыгать в длину с места дети самостоятельно овладеть не могут. При специальном же обучении этому движению дети Довольно быстро усваивают его. В возрасте 2,5 лет дети прыгают в Длину с места на расстояние от 10 до 25 см, к 3 годам — на рассто­яние 25—40 см.

По данным С.Я.Лайзане, за этот период происходят и значи­тельные качественные изменения: появляется энергичный толчок, Приседание перед прыжком, приземление на две ноги.


В последующие годы у ребенка быстро совершенствуется навык прыжка, его качественные и количественные показатели.

При прыжках с разбега — ускоряющийся разбег, безостановоч­ный переход к отталкиванию одной ногой (см. рис. 9).

Основная фаза — отталкивание и полет. Отталкивание свя­зано с сильным сокращением разгибающих мышц, обеспечиваю­щих начальную скорость полета и правильное направление; полет придает нужное положение телу при подъеме и обеспечивает под­готовку к приземлению.

Заключительная фаза — приземление, окончание поле­та без резкого сотрясения и толчков. Чтобы сохранить при этом равновесие, необходима координация всех движений.

При прыжке в длину с места (не менее 100 см) и с разбега (не менее 180—190 см) приземление происходит сразу на обе ноги, с пятки на всю стопу.

 

Прыжок в высоту с места (через шнур, небольшой кубик) и с разбега (не менее 50 см) требует приземления вначале на носки с последующим перекатом на всю ступню, что позволяет стопе иг­рать роль амортизатора (см. рис. 10). Почти то же самое происходит


при прыжках в глубину (спрыгивание), когда приземление осуще-

■ртвляется на носки с последующим опусканием на всю ступню. Мягкость приземления на полусогнутые ноги обеспечивает по­степенное движение силы толчка от сустава к суставу и предохра­няет от сотрясений внутренние органы и головной мозг, а также

I стопу от плоскостопия. В процессе систематических упражнений у детей постепенно складывается необходимая координация движе­ний. При этом важную роль играют условно-рефлекторные двига-

■ тельные реакции, связанные с проприоцептивной чувствительно­стью, вестибулярным аппаратом, зрением. Прыжки требуют опре­деленного уровня развития коры головного мозга, крепости кос­тей конечностей, эластичности мышц и глазомера. Развитие всех указанных качеств происходит в процессе упражнений; с их помо­щью активизируются двигательные центры коры головного мозга, улучшаются его функции и в связи с этим способность управле­ния движениями.

Физиологическое воздействие прыжков на организм ребенка

■аесьма значительно, поэтому при проведении упражнений с деть­ми необходимо соблюдать дозировку, применять подводящие к прыжкам упражнения и внимательно следить за состоянием всех детей.

Развитие навыка прыжка начинается задолго до его полной сфор­мированное™: на 1-м году жизни дети при поддержке взрослого начинают ритмически приседать на двух ногах без отрыва от по­чвы, а затем ритмически подпрыгивать. К 2 годам дети приобрета­ют умение самостоятельно приседать на месте, пружинить, под­прыгивать на месте, слегка отрывая ноги от почвы. Прыжок в глу­бину (спрыгивание) и прыжок в длину с места (через два шнура, лежащие на полу, или две линии) дается детям легче, чем пры­жок в высоту.

По данным 3. С.Уваровой, до 3 лет дети редко правильно пры­гают. У них еще нет необходимой для этого координации движе­ний, равновесия, подготовленности опорно-двигательного аппа­рата (слабо развиты кос^но-мышечная система и связки, не сфор­мирован полностью свод стопы), поэтому пружинящие свойства у них недостаточные.

При систематических занятиях одна треть детей в возрасте 2,5 лет Может более или менее четко подпрыгивать на месте на носках и спрыгивать с высоты 20 см. К 3 годам умениями овладевает уже 90 % Детей, однако при прыжках с высоты они все еще приземляются Почти на всю стопу.

Ребенок 5-го года жизни, как показало исследование И. И. Сер-гееня, легко подпрыгивает с продвижением вперед, спрыгивает с высоты 15—20 см, более мягко опускаясь на носки с переходом на


               
   
     
 
 
 
   
       
 
 
 
 
     
 


всю ступню; прыжок в длину с места (50—60 см) он выполняет более точно, соблюдая исходное положение.

При обучении прыжкам основное внимание отводится мягко­му приземлению. Постепенно вводятся простейшие упражнения, подготавливающие детей к овладению в дальнейшем техникой прыжка (параллельная постановка ног в исходных положениях, сгибание ног в колене — «пружина», свободное движение рук). Увеличивается расстояние (не менее 70 см).

Позднее, на 6-м году жизни дети успешно овладевают элемен­тами техники прыжка в длину и высоту с места (30—40 см) и с разбега (в длину не менее 100 см), лучше согласовывают движения рук и ног. Однако момент отталкивания у них недостаточно акти­вен и энергичен. При обучении прыжкам обращается особое вни­мание на разбег, который производится с нечетного количества шагов: 3—5—7—9 и с ускорением к концу, затем — своевременное и энергичное отталкивание, мягкое приземление, так же, как при прыжке в высоту с места. Рекомендуется также вводить упражне­ния с длинной, короткой и вращающейся скакалкой.

Дети 7-го года жизни в достаточной степени овладевают техни­кой разнообразных прыжков. Отмечается легкость, ритмичность, согласованность движений рук и ног, более энергичное отталки­вание, увеличение полетности и дальности полета, мягкость при­земления.

 

Наряду с прыжком в высоту (не менее 50 см) с прямого разбе­га дети легко овладевают прыжком в высоту с бокового разбега способом «перешагивание». Дети 7 лет предпочитают этот способ выполнения прыжка и преодолевают им высоту на 3—5 см выше, чем с прямого разбега (О.Г.Аракелян, Л.В.Карманова). При боко­вом разбеге длина его равняется 5—7 шагам. При левой толчковой ноге разбег производится справа (и наоборот); разбег равномер­ный заканчивается стопорящим (постановка ноги на пятку) ша­гом толчковой ноги, с которой начинается отталкивание. Одно-


временно делается взмах рук и взмах прямой маховой ноги впе­ред—вверх. При полете толчковая нога также выпрямляется, дого­няет маховую ногу, создается образ «ножниц». Приземление про­исходит поочередно, вначале на маховую, а затем на толчковую ногу, на пятку с переходом на всю ступню.

Для совершенствования в прыжках рекомендуются упражнения с короткой, длинной и вращающейся скакалкой, поочередное под­прыгивание на одной ноге (игра «Классы»), различные подскоки с прямым и перекрестным движением ног, прыжки через ряд по­ложенных на полу предметов; прыжки с поворотами и различны­ми движениями рук; прыжки с продвижением вперед, назад, в сторону и др.1

Качественные и количественные показатели правильных прыжков

Прыжки в длину с разбега. В детском саду используется прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Первая фаза выполне­ния прыжка — подготовительная. Она включает в себя разбег, пра­вильность выполнения которого во многом определяет правиль­ность всего прыжка в целом. Скорость в завершающей части разбе­га определяет результат. Разбег представляет собой обычный бег, но с постепенным ускорением (правильный бег был описан выше). Но в отличие от обычного бега в разбеге положение туловища изменяется: в начале разбега оно имеет небольшой общий наклон (как в обычном беге). Это способствует тому, что в минимальный отрезок времени развивается максимальная или близкая к ней ско­рость, необходимая для эффективного выполнения прыжка. В се­редине разбега туловище постепенно выпрямляется, подготавли­ваясь к отталкиванию, а на последних шагах — близко к верти­кальному положению. Перед отталкиванием корпус ребенка рас­полагается вертикально или с небольшим наклоном назад. Ритм разбега должен быть четким, с активной постановкой стопы на пятку с эластичным перекатом на всю стопу, загребающим дви­жением под себя. Особенно важна четкость ритма беговых шагов и активность в постановке стопы на последних трех шагах разбега, перед отталкиванием.

Эффективность прыжка во многом зависит от последнего шага в разбеге. Он должен быть короче предпоследнего. В отталкивание необходимо вложить всю силу, но при этом соприкосновение сто-

' См. подробное описание всех видов прыжка и методики обучения им детей в статье Аракеляна О. Г., Кармановой Л. В. Обучение детей прыжкам // Педагогичес­кая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания де­тей дошкольного возраста» / Под ред. А. В.Кенеман и Т. И.Осокиной. — М, 1984.


пы с дорожкой должно быть минимальным по времени, только в этом случае прыжок получается высоким и далеким. Необходимо иметь в виду, что дальность прыжка в длину с разбега зависит от начальной скорости полета и высоты вылета.

Говоря об эффективности разбега, следует отметить, что необ­ходимо подбирать его длину в соответствии с уровнем физической подготовленности и функциональных возможностей детей. На эта­пе совершенствования движений как короткий, так и слишком длинный разбег не позволяют детям правильно выполнять пры­жок. За короткий разбег трудно набрать оптимальную скорость пе­ред отталкиванием, он оправдан лишь в начале обучения. Слиш­ком же длинный разбег утомляет детей, что отражается на выпол­нении отталкивания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 55; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.