Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика расчета интегрированного показателя конкурентоспособности




Его определение

Интегрированный показатель конкурентоспособности,

3.1. Соотношение цена/качество

Самым простым способом определения конкурентоспособности является выявление соотношения цена/качество. Определяется наиболее конкурентоспособный образец товара из количества 3-5 шт. аналогичных товаров разных производителей, по которым проводилась экспертиза качества. При этом проводится ранжирование достоинств товара по степени их значимости для покупателя, а затем определяется показатель качества каждого параметра и общий показатель, который исчисляется как сумма параметрических индексов, взвешенных на значимость параметра. Необходимо помнить, что независимо от количества параметров, подлежащих оценке, общая значимость должна равняться 1 или 100. Например, необходимо оценить качество чая различных производителей. Имеется 3 вида чая в одинаковой расфасовке, при этом необходимо оценить вкус, цвет, запах, аромат, упаковку и маркировку и другие показатели (таблица 1). При этом согласно нормативной документации все три образца оцениваются по 5-балльной шкале.

Таблица 1. Результаты органолептической оценки качества чая

п/п Наименование образца Наименование показателей качества
Упаковка и маркировка Внешний вид Настой Вкус Аромат Цвет разваренного листа
  «Принцесса Гита»            
  «Беседа»            
  «Липтон»            

 

Далее качество товара оценивается с учётом значимости показателей (табл. 2).

Таблица 2. Общая оценка качества с учетом значимости показателей

п/п Наименование образца Наименование показателей качества Уровень качества, баллы
Упаковка и маркировка (к=1) Внешний вид (к=3) Настой (к=4) Вкус (к=5) Аромат (к=4) Цвет разваренного листа (к=3)
  «Принцесса Гита»                          
  «Беседа»                          
  «Липтон»                          

 

Выявление влияния розничных цен на три образца черного байхового чая является следующим этапом. В качестве ценового показателя товаров берётся розничная цена упаковки аналогичных размеров.

Далее определяем соотношение качества и цены для каждого образца (таблица 3).

Таблица 3. Соотношение качества и цены образцов черного байхового чая

Показатель «Принцесса Гита» «Беседа» «Липтон»
1. Показатель качества      
2. Цена, руб. 20,5    
3. Соотношение «качество/цена» 4,10 4,00 4,18

 

Наиболее конкурентоспособным признаётся товар, у которого соотношение «качество/цена» имеет самое высокое значение. Таким образом, можно сделать вывод о том, что оптимальным соотношением цены и качества обладает чай «Липтон».

 

Анализ конкурентоспособности должен быть полным и комплексным. Помимо цены и качества он должен включать в себя реальные потребительские предпочтения (выявленные в том числе на основе маркетинговых исследований) и другие показатели. При этом в критерий качества включаются не только органолептические, но и физико-химические, микробиологические показатели, данные инструментальных исследований, методов неразрушающего контроля и т.д.

В третьей главе рекомендуется приводить имеющиеся маркетинговые данные о состоянии рынка по объекту исследования. Приводятся общемировые, российские данные и тенденции рынка, а также исследования рынка Пермского края и города Перми.

На основе анализа упаковки и маркировки группы товаров, органолептических, физико-химических, микробиологических и прочих исследований второй главы, а также маркетингового исследования рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности.

Для расчета показателя конкурентоспособности используются маркетинговые исследования (соцопросы), проведенные непосредственно исполнителем выпускной квалификационной работы методом анкетирования. Анкета должна состоять из 8-10 вопросов. Наиболее важными вопросами, с точки зрения расчета интегрированного показателя конкурентоспособности, являются следующие:

1) о предпочтениях потребителей к конкретной торговой марке по выбранному объекту исследования (используется для определения значений популярности или значимости брэнда того или иного товара);

2) роль различных критериев при принятии потребителем решения о покупке (используется для определения коэффициента весомости всех критериев интегрированного показателя конкурентоспособности; данные критерии могут быть определены также на основании иных методик и оценочных шкал).

При проведения исследований исполнителем должно быть опрошено не менее 100 респодентов-потребителей данных товаров. С целью приведения различных показателей в сопоставимый вид для расчета интегрального коэффициента конкурентоспособности используют корректирующие коэффициенты весомости. Для определения показателей весомости соответствующий вопрос в анкете формулируют одним из двух способов:

1. Закрытый тип. Потребитель дает на него конкретный однозначный ответ по наиболее важному для него фактору. Например, при опросе 100 человек по таким критериям, как цена, качество и брэнд ответы на вопрос анкеты распределились следующим образом: низкая цена наиболее важна для 47 опрошенных, высокое качество для 36, 17 человек устойчиво предпочитает определенный брэнд, коэффициенты весомости данных критериев будут, соответственно, 0,47, 0,36 и 0,17.

2. В ситуации, когда невозможно применить первый способ, рекомендуется использовать методики определения средней взвешенной показателя, в том числе распределение потребителями оценок значимости по критериям (приложение 4).

Наиболее типичными критериями конкурентоспособности являются следующие:

- цена;

- качество (данный фактор может быть расчленен на органолепти-ческие, физико-химические, микробиологические показатели, методы инструментального, разрушающего контроля и т.д.);

- упаковка, маркировка;

- предпочтения потребителей (брэнд).

Критериям конкурентоспособности должны соответствовать вопросы анкеты.

Установление баллов по имеющимся данным проводится по различным методикам (расчетным, экспертным, оценочным). Наиболее предпочтителен метод интерполяции. Рекомендуем методику Минэкономразвития РФ. Каждый рассматриваемый критерий получает оценку в баллах по 10-балльной шкале. С этой целью значения анализируемого критерия (показателя) в натуральных единицах измерения ранжируется для всех наименований товара. Худшему значению критерия (показателя) присваивается один балл, лучшему - десять баллов. Применение метода интерполяции в интервале 1-10 баллов позволяет определить балльное значение критерия (показателя) для каждого товара. Балльная оценка j-го критерия (показателя) для i-го товара определяется по формуле:

 

, (1)

где:

Бij - балльная оценка анализируемого j-го критерия (показателя) для i-го товара;

Nij - значение анализируемого j-го критерия (показателя) для i-го товара в натуральных единицах измерения;

Nхудj - худшее значение анализируемого j-го критерия (показателя) среди всех товаров в натуральных единицах измерения;

Nлучj - лучшее значение анализируемого j-го критерия (показателя) среди всех товаров в натуральных единицах измерения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 201; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.