Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория А. В. Запорожца.




Теория А.Н. Леонтьева.

Рассматривая осязание Леонтьев делает вывод, что специфическая осо­бенность процесса механизма осязания заключается в том, что это есть механизм уподобления динамики процесса в рецептирующей системе свой­ствам внешнего воздействия.

Леонтьев ставит вопрос о том, может ли быть распространено это пони­мание также и на такие органы чувств, деятельность которых не включа­ет в свой состав двигательных процессов, контактирующих с объектом? Иначе говоря, главным является вопрос о возможности рассматривать уподобление процессов в рецептирующей системе как общий принципиаль­ный механизм непосредственно чувственного отражения природы воздейст­вующих свойств действительности.

Выдвигаемая гипотеза представляет собой попытку ответить на наиболее трудный вопрос теории ощущения: как возможно детектирование сигналов, приходящих от чувствительных экстероцептивных приборов, в результате которого происходит воспроизведение специфического качества раздражи­теля? Ведь первоначальная трансформация внешних воздействий в рецеп­торах есть их кодирование. При этом "частотный код" нервных процессов сохраняется на всем их пути, что составляет необходимое условие дея­тельности коры. При этом условии механизм воспроизведения специфичес­кого качества воздействия должен включать в себя также и такие про­цессы, которые способны выразить собой природу взаимодействующего свойства. Таковы, например, процессы ощупывания предметов, слежения взором, интонирование звуков, осуществляющиеся при участии мышц. Гипотеза Леонтьева рассматривает ощущения как процессы, которые, опо­средствуя связи с воздействующей предметной средой, выполняют ориен­тирующую, сигнальную и, вместе с тем, отражательную функцию. В гипотезе Леонтьева остается ещё много открытых вопросов, в частнос­ти вопрос об общебиологическом смысле и о происхождении самой функции уподобления.

 

Восприятие, ориентируя практическую деятельность субъекта, вместе с тем зависит в своем развитии от условий и характера деятельности. Развитие как деятельности в целом, так и входящих в ее состав перцеп­тивных процессов происходит не спонтанно. Оно определяется условиями жизни и обучения. В частности, специфически человеческое сенсорное обучение предполагает не только адаптацию перцептивных процессов к индивидуальным условиям существования, но и усвоение выработанных об­ществом систем сенсорных процессов.

Согласно теории Запорожца перцептивные действия не только отражают наличную ситуацию, но в известной мере предвосхищают те её преобразо­вания, которые могут произойти в результате практических действий. Необходимо изучить зависимость восприятия от характера деятельности:

1. В плане онтогенетического развития ребенка.

2. В ходе функционального развития (в процессе формирования тех или иных перцептивных действий под влиянием сенсорного обучения).

Исследования онтогенеза восприятия свидетельствуют о том, что между восприятием и действием существуют сложные и изменяющиеся в ходе раз­вития ребенка взаимоотношения:

1. Первые месяцы жизни. Развитие сенсорных функций опережает онтогенез соматических движений и оказывает существенное влияние на формиро­вание последних. На данной стадии ориентировочные движения достига­ют относительно высокого уровня, но выполняют лишь ориентировочно-установочную функцию. Ещё не происходит формирования константных, предметных образов, которые необходимы для управления сложными фор­мами поведения.

2. Начиная с 3-4 месяца жизни. Сенсорные функции включаются в обслужи­вание простейших практических действий, перестраиваются на их осно­ве и сани приобретают постепенно характер своеобразных ориентирово­чно-исследовательских перцептивных действий.

3. Начиная со 2 года жизни. Ребенок начинает овладевать простейшими орудиями. В связи с этим изменяется его восприятие. Образы восприя­тия теряют глобальность и фрагментарность, и приобретают более чет­кую и адекватную воспринимаемому предмету структурную организацию.

4. 0т 3 до 7 лет. Дети начинают овладевать некоторыми видами специфи­чески человеческой продуктивной деятельности, направленной на соз­дание новых объектов. Продуктивная деятельность ставит перед ребенком новые перцептивные задачи.

Естественно, развитие ребенка происходит не спонтанно, а под влиянием обучения:

1. Ha первом этапе формирования новых перцептивных действий процесс начинается с того, что проблема решается с помощью внешних матери­альных действий с предметами. На данном этапе начинает складываться как бы внешний, материальный прототип будущего идеального перцеп­тивного действия.

2. На втором этапе сенсорные процессы, перестроившись под влиянием практической деятельности сами превращаются в своеобразные перцеп­тивные действия, которые осуществляются с помощью движений рецеп-торных аппаратов и предвосхищают последующие практические действия.

3. На третьем этапе перцептивные действия свертываются, время их про­текания сокращается, их эффекторные звенья оттормаживаются, и вос­приятие начинает производить впечатление пассивного, бездействен­ного процесса.

Предполагается, что на данном этапе внешнее ориентировочно-исследо­вательское действие превращается в действие идеальное, в движение внимания по полю восприятия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 117; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.