Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Конкуренция и монополия. Капитал (фонды). Кругооборот и оборот.




Упражнения

Упражнения

Тема 5. Формы общественного хозяйства.Товарное производство. Деньги.

Упражнения

  1. Какой тип экономической системы, на Ваш взгляд, является более эффективной и почему?
  2. Выделите из перечисленных критерий те, которые являются критериями разграничения экономических систем: 1. Уровень благосостояния членов общества; 2 Форма собственности на ресурсы; 3. Уровень заработной платы; 4. Тип координационного механизма.
  3. Какие из перечисленных вопросов решает экономическая система: 1 Что? Где? Когда?

2. Как? Для кого? Почему? 3. Что? Как? Для кого? 4. Когда? Почему? Кто?

Форма контроля: Опрос, выполнение упражнений.

Список рекомендуемой литературы:

1. Курс экономической теории. Под общ.ред.проф.Чепурина М.Н. и проф.КисилевойЕ.А.Киров, 2009, гл.2, с.24-44.

2. Политическая экономия: Учебно-методическое пособие для преподавателей. Под ред.А.В.Сидоровича, Ф.М.Волкова. М., Изд-во МГУ, 2003, гл.1, с.12-33.

3. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., «Дело ЛТД», 2003, гл.1, с.1-37.

4. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник. Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, акад.Г.П.Журавлевой. М., ПРОМО-Медиа, 2005, гл.1, с.5-57.

5. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, акад.Г.П.Журавлевой. – М., 2009, гл.1, с.43-54, гл. 2, с.55-66.

6. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие, 2007, гл.3, с.67-76.

 

Задание №5. К лекциям и семинарским занятиям изучите литературу по теме и подготовьте следующие вопросы:

1. Какие общественные формы и модели хозяйства вы знаете?

2. В чем заключаются особенности натуральной формы хозяйства?

3. Каковы условия зарождения и содержание товарного хозяйства?

4. Каковы два свойства товара и две стороны труда согласно трудовой теории стоимости?

5. Как объясняет обмен товаров теория трудовой стоимости? Какова роль закона стоимости?

6. Как объясняет обмен товаров теория субъективной стоимости?

7. Как можно сравнивать полезность благ в обмене?

8. Что такое предельная полезность блага?

Цель самостоятельной работы: Выяснение условий возникновения и сущности товарного хозяйства.

Методические рекомендации по выполнению задания: при подготовке использовать лекции, рекомендованную литературу, упражнения и задачи.

1. При изучении понятия «формы общественного хозяйства» обсудите следующие положения:

Для любой формы общественного хозяйства центральной проблемой является проблема включения индивидуального труда в общественный - это и есть форма связи производства и потребления, форма организации всего общественного хозяйства. Какова эта форма, таков и тип общественного хозяйства. В этой связи различаются, натуральное хозяйство, товарное (рыночное) хозяйство и сознательно регулируемое хозяйство.

2. Что Вы понимаете под термином «разделение труда»?

Каковы причины возникновения разделения труда?

Какие условия для увеличения производительности труда создает разделение труда?

3.Приведем два определения товара:

а) «Товар - это продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи».

б) «Товар - экономическое благо, т.е. имеющееся в ограниченном количестве, предназначенное для обмена и на которое предъявлен платежеспособный спрос».

Какое из этих определений принадлежит марксистскому экономическому учению и какое - неоклассической теории? Какую роль отводят эти определения? а) трудовым затратам; б) сфере производства; в) сфере обмена; г) закону редкости; д) общественным потребностям'?

4.50 кг зерна обменивается на 1 пару сапог, на 1 овцу, на 3 топора, на 10 м. ткани и т.д.

Покажите, как выразится меновая стоимость каждого товара через ткань. Чем обусловлена количественная определенность меновых пропорций различных товаров?

5. В экономической теории известен так называемый «парадокс Смита». Вот его суть: вода гораздо полезнее для человека, чем алмазы. Почему же алмазы стоят так дорого, а вода имеет ничтожно малую стоимость? Как бы Вы ответили на вопрос Смита?

6. При изучении категорий цена воспользуйтесь следующими заданиями:

а) цена - это денежное выражение стоимости товара;

б) цена - это денежная оценка полезности блага;

в) цена - это информационный сигнал, указывающий хозяйствующим субъектам что, как, для кого производить.

Обсудите каждое из вышеприведенных определений цены. Какие стороны этой важнейшей рыночной категории выходят на первый план в каждом из трех определений.

7. Определите количество денег, необходимых для обращения, если сумма проданных товаров - 150 тыс.долл., сумма цен товаров, проданных в кредит - 7 тыс.долл., сумма платежей, по которым наступил срок уплаты - 4 тыс.долл., сумма взаимно погашающихся платежей - 2 тыс.долл., среднее число оборотов одноименных единицденег – 5 раз.

Форма контроля: Опрос, выполнение упражнений, задач.

Список рекомендуемой литературы:

1. Курс экономической теории. Под общ.ред.проф.Чепурина М.Н. и проф.КисилевойЕ.А.Киров, 2009, гл.2, с.24-44.

2. Политическая экономия: Учебно-методическое пособие для преподавателей. Под ред.А.В.Сидоровича, Ф.М.Волкова. М., Изд-во МГУ, 2003, гл.1, с.12-33.

3. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика.. М., «Дело ЛТД», 1993, гл.1, с.1-37.

4. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник. Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, акад.Г.П.Журавлевой. М., ПРОМО-Медиа, 2005, гл.1, с.5-57.

5. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, акад.Г.П.Журавлевой. – М., 2009, гл.1, с.43-54, гл. 2, с.55-66.

6. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие, 2007, гл.3, с.67-76.

Тема 6. Рынок: виды, структура, модели. Спрос и предложение.

Задание № 6. К семинарским занятиям изучите литературу по теме и подготовьте следующие вопросы:

  1. Что понимал Адам Смит под «невидимой рукой» рынка?
  2. Охарактеризуйте понятие рынок.
  3. Дайте характеристику основных видов рынка.
  4. Какие виды рыночных структур вы знаете? Дайте их характеристику.
  5. Какова роль конкуренции в рыночной экономике?

6. В чем заключается роль спроса-предложения на рынке?

7. Каким образом может поддерживаться соответствие между спросом и предложением?

8. Дайте характеристику закона спроса. Каковы факторы, воздействующие на спрос?

9. Охарактеризуйте закон предложения. Каковы факторы, воздействующие на предложение?

10. Дайте характеристику эластичности спроса и предложения.

11. Раскройте содержание теории поведения потребителя.

Цель самостоятельной работы: Изучение сущности рынка и механизма рыночного регулирования (спроса и предложения).

Методические рекомендации по выполнению задания: при подготовке использовать лекции, рекомендованную литературу, упражнения и задачи.

 

1. Приведите точки зрения о сущности рынка, характерные для представителей либеральной и неоклассической научных школ.

2. При обсуждении этой проблемы воспользуйтесь следующими вопросами:

а) Что Вы подразумеваете под термином «рынок»? Можно ли понятие рынка свести к торговой точке?

б) Как Вы понимаете взаимосвязь рынка товаров, рынка труда, рынка капитала в единой системе рынков? Если, например, произошло уменьшение спроса на труд сапожников, отразится ли это на рынке товаров и капиталов?

в) Какими терминами Вы обозначите контрагентов, встречающихся на рынке (товаров, капитала, труда)?

3. Дайте классификацию видов рынков по такому критерию как экономическое назначение продукта.

4. Рассмотрите соотношение таких понятий, как производственная, социально-бытовая и рыночная инфраструктура.

5. Какие элементы рыночной инфраструктуры получили развитие в Республике Казахстан?

6. Рассмотрите соотношение индивидуального и рыночного спроса. Для этого воспользуйтесь материалами таблицы 1.

Индивидуальный и рыночный спрос

Таблица 7.1.

Цена Р (тенге) Индивидуальный спрос Рыночный спрос
  cубъект А субъект В субъект С Qd
         
         
         
         

 

7. Для выяснения влияния неценовых факторов на спрос воспользуйтесь следующими вопросами:

а) Что случится с кривой спроса на видеомагнитофоны при увеличении доходов населения?

б) Что случится с кривой спроса на поддержанные автомобили при повышении цен на новые?

в) Что случится с кривой спроса на говядину при повышении цены на баранину?

г) Что случится с кривой спроса на поваренную соль при увеличении доходов населения?

7. Для того, чтобы показать влияние неценовых факторов на предложение, воспользуйтесь следующими вопросами:

а) Что может случиться с кривой предложения пшеницы при повышении цен на минеральные удобрения?

б) Предположим, что в производстве стали внедряется новая технология, обеспечивающая экономию затрат. Как это влияет на положение кривой предложения стали?

в) Как изменится предложение товара А, если ожидается повышение цен на ресурсы, требующиеся для производства продукта В, который является субститутом (заменителем) товара А?

Форма контроля: Опрос, тесты, выполнение упражнений, задач

Список рекомендуемой литературы:

1. Курс экономической теории. Под общей ред.проф.Чепурина М.Н. и проф.Кисилевой Е.А. Киров, 2004 г., гл.6, с.105-152.

2. Политическая экономия: Учебно-методическое пособие для преподавателей. Под ред. А.В.Сидоровича, Ф.М.Волкова. М., Изд.МГУ, 2003 г., гл.4, с.73-95, гл.5, с.95-117. гл.7, с.126-146

3. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., «Дело ЛТД», гл.3, с.40-56.

4. Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича: Учебник для вузов. 3-е издание. – СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2005.- гл.6, с.94-111.

5. Экономическая теория (политэкономия): Учебник. / Под ред. акад. Видяпина В.И., акад. Журавлевой Г.П. – М.: ИНФРА.- М, 2009 г., гл. 5, с. 80-92; гл. 6, с. 93-103; гл. 7, с. 104-112; гл. 8, с. 123-133.

6. Экономика. Учебник / Под ред. Архипова А.И. Нестеренко А.И., Большакова А.К. – М.: «Проспект», 2008, гл. 15, с. 375-399, гл. 2, с. 36-56.

8. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА × М, 2008, гл.3 с.80-119, гл.4 с.120-157., гл.6, с.208-220, гл.9, с.279-317, гл.10, с.318-352.

9. Теоретическая экономика. Политэкономия: Учебник для вузов/ Под ред.Г.П.Журавлевой и Н.Н.Мильчаковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007, гл.6 с.80-95.

Задание №7. К лекциям и семинарским занятиям изучите литературу по теме и подготовьте следующие вопросы:

  1. Сущность конкуренции, ее типы. Что такое монополистическая конкуренция?
  2. Что такое акционерные общества, их виды?
  3. Что понимается под кругооборотом и оборотом капитала?
  4. В чем сущность деления капитала на основной и оборотный?
  5. Как вы понимаете износ основного капитала?
  6. Каковы формы износа основного капитала?
  7. Как соотносятся понятия оборотный капитал и оборотные средства?

Цель самостоятельной работы: Выяснить сущность кругооборота и оборота капитала. Сущность инвестиций.

Методические рекомендации по выполнению задания: при подготовке использовать лекции, рекомендованную литературу, упражнения и задачи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 76; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.