Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды ресурсов территории




ВВЕДЕНИЕ

На сферу туризма приходится более 10% мирового валового национального продукта, более 6% мировых инвестиций, каждое десятое рабочее место, 12% мировых потребительских расходов, 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами. Туризм постоянно развивается, несмотря на различные препятствия политического, экономического и социального характера. Туристский бизнес во многих случаях является инициатором и экспериментатором в освоении и внедрении современных передовых технологий, непрерывно изменяет формы и способы предложения и предоставления услуг, открывает и осваивает новые возможности.

Однако для России туризм относительно новое направление развития экономики. Пока на мировом туристическом рынке Россия играет весьма скромную роль. Въездной поток туристов в Россию составляет примерно 1% мирового туристического потока, что является крайне низким показателем, учитывая, что туристские ресурсы России в силу громадности территории, богатства исторических и современных культур народов, ее населяющих, весьма многообразны в сравнении со странами с традиционно высокой туристической посещаемостью [3].

Следовательно, назрела необходимость формулирования концепции развития отрасли, которая смогла бы обеспечить соответствующий уровень качества туристических услуг и сделать российский туризм конкурентоспособным.

При этом успешное развитие туризма невозможно вне концепции его устойчивого развития в отдельно взятых регионах, что предполагает планирование и управление развитием территории, которые должны обеспечить защиту природной и культурной среды, улучшение качества жизни местного населения, обеспечение условий пребывания, соответствующих международным стандартам.

На Международной конференции, проходившей в Ванкувере в 1990 г., были сформулированы виды положительного воздействия туризма на устойчивое развитие региона. В частности, отмечено, что туризм:

- способствует выбору направлений воздействия на природную, культурную и социальную сферу региона;

- обеспечивает справедливое распределение доходов и расходов, создает рабочие места непосредственно в местном секторе туризма и смежных с ним секторах;

- стимулирует повышение эффективности работы средств размещения, предприятий питания, транспорта, экскурсионных объектов;

- способствует притоку в регион иностранной валюты и обеспечивает капиталовложения в региональную экономику, благоприятствует диверсификации региональной экономики, особенно в сельских районах, где занятость населения может носить сезонный и случайный характер;

- стимулирует модернизацию региональных инфраструктур транспорта, связи и других базовых систем;

- способствует финансированию работ по сохранению местных исторических памятников;

- создает рекреационные объекты, которыми могут пользоваться местные жители, а также российские и зарубежные туристы;

- способствует продуктивному использованию земель, не имеющих сельскохозяйственного значения, что позволяет сохранять естественную флору на больших площадях;

- формирует рост самосознания среди местных жителей и дает возможность добиваться более глубокого взаимопонимания и тесных контактов между людьми, представляющими различные культуры [34].

Используя принципы концепции устойчивого развития, туризм сможет не только преодолеть имеющиеся сложности, но и вывести другие отрасли, функционирующие в регионе, на путь устойчивого развития. Концепция устойчивого развития получает особую актуальность в условиях современного экологического кризиса. С развитием туризма связана смена моделей природопользования, новая модель будет способствовать охране природы, историко-культурного наследия, социальному и экономическому развитию. Эти элементы образуют системы и взаимно влияют друг на друга

Для переориентации туристического региона на принципы устойчивого развития необходимо стратегическое территориальное планирование, при котором туризм включают в перечень направлений территориального планирования и разрабатывают сценарий последовательной трансформации пространственной организации и отраслевой структуры экономики.

Стратегия, на которой базируется государственная туристская политика в России, заключается в разработке концепции развития и составления целевых программ по развитию туризма как на уровне федерации в целом, так и на уровне отдельного субъекта федерации, в том числе с учетом экологического фактора. Для реализации данных целевых программ по развитию туризма требуются большие финансовые ресурсы.
Помимо этого, государство осуществляет регулирование туристской деятельности путем:

· создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;

· содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом рынках;

· прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма.

Любое государство, развивающее туризм, стремится достичь максимальной выгоды. Развитие туризма может оказать существенное влияние на экономику и развитие региона в целом по самым разным направлениям. Для того чтобы получить максимальную выгоду от развития туризма, государству необходимо осуществлять туристскую политику, учитывающую интересы разных социальных категорий населения, разных субъектов рынка, зарубежный опыт и др. И данные приоритеты туристской отрасли собственно для нашей страны уже федеральной властью обозначены. В настоящее время многие субъекты разрабатывают множество стратегических и программных документов, определяющих туризм в качестве одной из приоритетных отраслей экономики и позволяющих существенно повысить эффективность отрасли. Программы развития туризма, а также стратегии социально-экономического развития отдельных территорий на перспективу до 2020 года, бизнес-планы предприятий и др. имеются для республик, регионов, областей, районов и городов. В качестве примеров можно привести программы развития туризма для территорий: Урала (Комплексная областная целевая программа «Формирование туристско-рекреационной зоны «Духовный центр Урала» на 2011-2015 годы); Алтая (Развитие особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь»); европейского юга, центральной части России (Проект создания туристско-рекреационной зоны в Сокольском районе Нижегородской области) и Дальнего Востока (Проект создания туристско-рекреационной зоны на Камчатке).


ГЛАВА 1 РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ

Природные ресурсы являются важной частью национального богатства страны и источником создания материальных благ и услуг. Процесс воспроизводства по существу представляет собой непрерывный процесс взаимодействия общества и природы, в котором общество подчиняет себе силы природы и природные ресурсы для удовлетворения потребностей. Природные ресурсы во многом предопределяют не только социально-экономический потенциал страны и региона и эффективность общественного производства, но и здоровье, и продолжительность жизни населения. Природные ресурсы являются объектом исследования в двух аспектах: как важнейшая часть социально-экономического потенциала, реализуемого в процессе создания валового внутреннего продукта, часть национального богатства страны; как основа природной окружающей среды, подлежащей охране, восстановлению и воспроизводству.

В настоящий момент имеют место разные подходы к классификации природных ресурсов. По происхождению природные ресурсы подразделяются на две группы: ресурсы природных компонентов и ресурсы природно-территориальных комплексов.

Ресурсы природных компонентов бывают: минеральные, климатические, водные, растительные, земельные, почвенные, животного мира. Эта классификация широко употребляется в отечественной и зарубежной литературе [4].

Под ресурсами природно-территориальных комплексов понимается комплексность природно-ресурсного потенциала территории. Каждый ландшафт (или природно-территориальный комплекс) обладает определенным набором разнообразных видов природных ресурсов. В зависимости от свойств ландшафта, его места в общей структуре ландшафтной оболочки, сочетания видов ресурсов их количественные и качественны характеристики меняются очень существенно, определяя возможности освоения и организации материального производства. Часто возникают такие условия, когда один или несколько ресурсов определяют направление хозяйственного развития целого региона. Практически любой ландшафт имеет климатические, водные, земельные, почвенные и другие ресурсы, но возможности хозяйственного использования весьма различны. В одном случае могут складываться благоприятные условия для добычи минерального сырья, в других - для выращивания ценных культурных растений или для организации промышленного производства, курортного комплекса и т.д. Использование только одной классификации видов ресурсов по их происхождению недостаточно, так как она не отражает экономического значения ресурсов и их хозяйственной роли. Среди систем классификации природных ресурсов, отражающих их экономическую значимость и роль в системе общественного производства, чаще применяется классификация по направлению и формам хозяйственного использования ресурсов.

Основным критерием в классификации по видам хозяйственного использования является подразделения ресурсов по отнесению их к различным секторам материального производства. По этому признаку природные ресурсы делятся на ресурсы промышленного и сельскохозяйственного производства. В настоящий момент выделяют природные ресурсы непроизводственной сферы или непосредственного потребления. Это, прежде всего ресурсы, изымаемые из природной среды (дикие животные, составляющие объект промысловой охоты, дикорастущие лекарственные растения), а также ресурсы рекреационного хозяйства, ресурсы заповедных территорий и ряд других.

Рекреация - вид деятельности, который имеет четко выраженную природно-ресурсную ориентацию. Природные ресурсы являются ведущим фактором, предопределяющим рекреационное использование территории. От того, каким набором природных ресурсов обладает территория, зависит организация видов и форм рекреационной деятельности.

Применительно к сфере туризма под природными условиями понимаются разнообразные природные явления, тела или природные процессы, существенные на данном уровне развития технологии производства туристского продукта, но непосредственно не участвующие в этом процессе. Это значит, что природные рекреационные ресурсы, с одной стороны, входят в состав природной среды в качестве ее компонентов (водные ресурсы – часть гидросферы, минеральные ресурсы – часть литосферы), с другой стороны они – составная часть социально-экономической жизни общества. При этом, природные тела, явления, процессы и отдельные элементы рельефа могут выступать и как условия рекреационной деятельности и как ресурсы. Из этого следует, что при определенных условиях природные условия превращаются в ресурсы [7].

Таким образом, под природными рекреационными ресурсами подразумеваются природные тела, явления, процессы или отдельные элементы рельефа, которые проявляются на определенной площади в течение определенного времени и которые могут быть использованы для целей рекреации и туризма. Данное определение справедливо и для культурно-исторических рекреационных ресурсов (памятники архитектуры, истории, этнографии и др.). К тому же оно не противоречит и определению «туристские ресурсы», приведенному в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Однако определение было бы неполным, если не обращать внимания на тот факт, что существует группа естественных ресурсов, которые непосредственного участия в рекреационном процессе не принимают, а обеспечивают нормальное функционирование учреждений отдыха (площади для строительства). Следовательно, под природными рекреационными ресурсами понимаются природные и природно-технические геосистемы, тела и явления природы, которые обладают комфортными свойствами для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления некоторого контингента людей в течение некоторого времени.

В ресурсную базу туризма включаются и социально-исторические рекреационные ресурсы, например, культурно-исторические ресурсы – культурные объекты, памятники, исторические местности, этнографическое разнообразие и др. В качестве рекреационных ресурсов они могут рассматриваться лишь при анализе их как средств удовлетворения рекреационной потребности некоторого множества людей в течение некоторого времени.

Кроме того, существуют социально-экономические объекты, которые в процессе отдыха выступают или как условия, или как ресурсы [44].

Данная точка зрения не является единственной. По определению, данному рекреационным ресурсам Т.В. Николаенко к ним относятся компоненты природной среды и феномены социокультурного характера, которые, благодаря определенным свойствам, могут быть использованы для организации рекреационной деятельности [38].

По мнению В.А. Квартальнова рекреационные ресурсы – часть туристских ресурсов, представляющая собой природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с помощью существующей технологии и имеющихся материальных возможностей [22].

Можно встретить и такое определение, где под рекреационными ресурсами понимается совокупность компонентов природных комплексов и объектов историко-культурного наследия, формирующих гармонию целостности ландшафта, прямое или опосредованное потребление которых оказывает благоприятное воздействие, способствует поддержанию и восстановлению физического и духовного здоровья человека [44].

Согласно Н.С. Мироненко, рекреационные ресурсы – это объекты и явления природы, результаты человеческой (антропогенной) деятельности, которые можно использовать для отдыха, туризма и лечения [35].

Как бы ни были многообразны точки зрения, авторы единогласно принимают, что можно выделить 2 типа рекреационных ресурсов – природные и культурно-исторические.

Под природными рекреационными ресурсами понимаются природно-территориальные комплексы, их компоненты и свойства, такие как привлекательность (аттрактивность), контрастность и чередование ландшафтов, экзотичность, уникальность, размеры и формы объектов, возможность их обзора.

Культурно-исторические ресурсы включают в себя:

· материальные – все средства производства и материальные ценности общества (памятники истории и культуры, предприятия всех отраслей народного хозяйства), могущие удовлетворять познавательные потребности людей;

· духовные – достижения общества в государственно-общественной жизни, науке, культуре, искусстве.

Рекреационные ресурсы состоят из трех групп: интенсивно используемые, экстенсивно используемые и неиспользуемые. Число видов естественных ресурсов, в том числе и рекреационных, их объем и возможности использования обществом постоянно меняются и возрастают. Рекреационные ресурсы - понятие историческое, на протяжении веков изменялась роль отдельных их видов. Эти ресурсы чрезвычайно разнообразны по составу и свойствам, что определило разнообразие существующих показателей их качественной и количественной оценки.

В современной научной литературе утвердилось положение о том, что эффективное использование туристско-рекреационных ресурсов способно повысить конкурентоспособность региона за счет притока денежных средств от туристических, оздоровительных и рекреационных услуг для внешних и внутренних потребителей, восстановление и обеспечение условий для эффективного развития человеческого капитала [33].

Обращение к исследованию роли ресурсного потенциала в формировании сферы туристско-рекреационных услуг предполагает уточнение данного понятия. В экономической литературе понятие «потенциал» часто отождествляется с понятием «ресурс», что исключает корректное применение термина «ресурсный потенциал». Потенциал представляет собой совокупность имеющихся средств, возможностей функционирования и развития в какой-либо области. В широком смысле потенциал трактуется как «совокупность всех средств, запасов, источников, которые могут быть использованы в случае необходимости с какой-либо целью». В экономической интерпретации категорию «потенциал» определяют как максимально возможный результат конкретного уровня хозяйствования, который может быть обеспечен при использовании всего комплекса имеющихся в распоряжении ресурсов. В то же время потенциал (природный, экономический, трудовой) выступает как обобщённая, собирательная характеристика ресурсов, привязанных к месту и времени [19].

Следовательно, ресурсы можно рассматривать как материальную основу производства, но с момента их вовлечения в производство товаров или услуг. Они являются лишь его исходной точкой, могут войти в него в самом разнообразном сочетании и в зависимости от характера производственного процесса обеспечить получение самых разнообразных конечных результатов труда. Ресурсы представляют собой перспективную расходную (затратную) часть процесса производства и абстрактно характеризуют то, что может быть получено в результате его осуществления.

Ресурсный потенциал является совокупностью органически взаимосвязанных природных и материальных средств, которые в процессе взаимодействия способны производить продукцию или продукт. Любое увеличение каждого ресурса ведет к росту ресурсного потенциала. Таким образом, ресурсный потенциал выступает важным фактором производства, определяющим возможности его роста. В зависимости от цели и анализа объекта выделяют особые виды ресурсного потенциала. В научной литературе широко применяются понятия различных видов потенциала: экономического, научно-технического, исторического, трудового, инвестиционного и др. Очевидно, что для рекреационного региона ведущая роль будет принадлежать туристско-рекреационному потенциалу, так как именно наличие природно-исторических ресурсов в благоприятном сочетании с трудовыми ресурсами и финансовыми средствами определяют функционирование данной территории.

Несмотря на довольно обширный комплекс проведенных исследований, дискуссионными вопросами по-прежнему остаются: правильный выбор состава ресурсов, подлежащих исследованию, возможность научно-обоснованной оценки величины каждого элемента ресурсного потенциала, определение совокупного ресурсного потенциала и эффективного его использования.

Необходимо включать в состав ресурсного потенциала отрасли все факторы, существенно влияющие на производство продукции и услуг, что дает большую свободу в выборе факторов, причем круг их можно установить путем разделения всего множества ресурсов на две группы: объективные и субъективные. В группу объективных факторов правомерно включить факторы, образующие естественную среду производства, например, качество земли; факторы, образованные за длительный период времени (например, основные фонды); факторы, образованные в другой отрасли (к ним обычно относят те ресурсы, источники создания которых находятся вне изучаемой системы и поступают в нее со стороны) [59].

В соответствии с данной методологией применительно к сфере туристско-рекреационных услуг в состав ресурсного потенциала следует отнести природные, материально-технические и трудовые ресурсы.

Вместе с тем, отличительной особенностью сферы туристско-рекреационных услуг является то, что природные и историко-культурные ресурсы здесь выступают средством производства, и этим определяется их экономическое значение. Как правило, на их основе формируются все остальные виды ресурсов, которые создают инфраструктуру сферы туристско-рекреационных услуг. Ресурсный потенциал этой сферы определяется географическими факторами, а также особенностями инфраструктуры региона. В таком случае при оценке конкретного региона учитываются:

— географический фактор: рельеф местности, климат (среднегодовое количество солнечных дней, ежемесячная температура, осадки, ветер, флора и фауна, расстояние до зон, поставляющих туристов, демографические сведения о регионе);

— специальная инфраструктура в ее широком понимании: общество, принимающее рекреантов (демография, образ хозяйственной деятельности, промышленность, сектор услуг, доход на душу населения, духовный и культурный характер, встречи, театр, фестивали); услуги (транспорт, гостиница, места проведения досуга: спорт, театр, музей); торговля (все виды от супермаркетов до рынков и сувенирных киосков); предприятия бытового обслуживания (парикмахерские, прачечные и т.п.); предприятия фармацевтической и легкой промышленности (производящие сувениры, спортивные товары, одежду, фототовары, косметические средства и т.п.) [60].

Обобщая приведенные выше положения можно отметить, что ресурсный потенциал сферы туристско-рекреационных услуг можно рассматривать как пространственную систему, включающую природные, технологические, трудовые, инвестиционно-финансовые, организационные, институциональные и информационные элементы экономической системы региона, соединение которых учитывает естественные, культурно-исторические особенности развития территории.

К основным свойствам туристских ресурсов можно отнести следующие: аттрактивность (привлекательность); доступность; степень изученности; значимость для показа (зрелищность); пейзажные и видеоэкологические характеристики; социально-демографические характеристики; потенциальный запас, емкость; способы использования.

Охарактеризуем некоторые из свойств более подробно.

Аттрактивность - основное системное свойство рекреационных ресурсов, природных и культурно-исторических объектов, свидетельствующее об их рекреационной ценности.

Разнообразие природно-ресурсного и историко-культурного потенциала региона в сочетании с выгодным географическим положением является достаточно важной предпосылкой развития системы санаторно-курортного лечения, туризма и отдыха.

Для целей туризма важна и уникальность. Чем более редким является объект, тем он ценнее. Выделяются объекты, уникальные в мировом, общероссийском, региональном масштабе.

Экскурсионная значимость, известность - является производной от уникальности и того, насколько эта уникальность известна среди широких масс населения.

В понятие «транспортная доступность туристского объекта» включается стоимость проезда, вид транспорта, время в пути, частота движения транспорта, его комфортность и др. Зависит как от территории, где находится объект, так и от места начала тура. И, последнее, условия обслуживания, определяемые рекреационной инфраструктурой района расположения объекта. Они предполагают наличие туристских и лечебно-здоровительных учреждений, их вместимость, комфортность, качественное состояние, профиль и другие характеристики, наличие дорожно-транспортной сети и обслуживающих ее учреждений, наличие и качество учреждений связи, финансовых учреждений, инженерных коммуникаций и т.д. Это все те объекты, которые входят в понятие инфраструктура туризма. Наряду с этим используется термин «туристская индустрия — «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, лечебного, оздоровительного, спортивного, религиозно-культового, делового и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, организаций предоставляющих турист­ско-экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Таковое определение приведе­но в ст. 1 федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» (в редакции 1996 г.).

В сфере туризма действуют несколько различных типов предприятий, осуществляющих туристскую деятельность, а именно организа­торы туризма (туроператоры и туристские агентства), перевозчики, гостиницы и иные предприятия системы размещения, предприятия общественного питания, аттракции и развлечения, а также исполнители иных типичных и нетипичных туристских и смежных с ними услуг. К таковым следует отнести предприятия банковской сферы, услуг страхо­вания, охраны, информации и другие. Для специальных видов туризма привлекаются лечебно-оздоровительные учреждения, учреждения системы обучения, спортивные и иные, адекватно целям конкретного туристского продукта. Важно, чтобы все эти организации гармонично дополняли друг друга, осуществляли и предоставляли все услуги, необходимые потребителю и достаточные по количественным, качественным и ассортиментным показателям.

Материально-технический ресурсный потенциал сферы туристско-рекреационных услуг можно классифицировать по трем основным признакам: виды предоставляемых услуг, экономические элементы, виды собственности хозяйствующих субъектов [6]. Следует отметить, что по своему составу, мощности и качеству отдельных элементов материально-технический ресурсный потенциал в регионе должен соответствовать потребностям потребителей туристско-рекреационных услуг. Возможности его развития в значительной мере определяются имеющимся финансовым потенциалом данной сферы. Под финансовым ресурсным потенциалом сферы туристско-рекреационных услуг мы понимаем федеральные, региональные, муниципальные и частные финансово-инвестиционные ресурсы, используемые для сооружения и функционирования объектов данной сферы, научно-технического и кадрового обеспечения, а также ресурсы домохозяйств, выделяемые на цели оздоровления и отдыха. Решающее значение в развитии туристско-рекреационного потенциала региона имеют трудовые ресурсы, рациональное использование которых составляет одну из важнейших задач социально-экономического развития в данной сфере. Особенностью трудовых ресурсов сферы туристско-рекреационных услуг является, прежде всего, множество видов трудовой деятельности и сообразно этому — профессий и специальностей.

Выделим следующие факторы повышения ресурсного потенциала сферы туристско-рекреационных услуг:

— увеличение объема используемых ресурсов за счёт вовлечения части неиспользуемых ранее ресурсов;

— повышение качества ресурсов, то есть их способности удовлетворять туристско-рекреационные потребности;

— повышение эффективности использования ресурсов, то есть прирост конечного результата, получаемого с единицы каждого ресурса;

— повышение сбалансированности всей совокупности ресурсов. Под сбалансированностью здесь мы понимаем оптимизацию структуры ресурсного потенциала.

Ресурсный потенциал сферы туристско-рекреационных услуг в каждом регионе индивидуален ввиду различий в составе, количественных и качественных характеристиках туристско-рекреационных ресурсов. Поэтому изучение и оценка данного потенциала выступают необходимым условием наращивания регионального туристско-рекреационного продукта. От характера туристско-рекреационных ресурсов региона, их ценности, количества и доступности зависит возможность отнесения сферы туристско-рекреационных услуг к числу приоритетных отраслей (отраслей специализации) региона или к второстепенным направлениям развития хозяйства.

Освещение вопроса о ресурсной базе было бы не совсем полным без рассмотрения инновационных ресурсов. Их можно разбить на две большие группы – это естественные инновационные ресурсы и искусственные. Под естественными ресурсами понимаются ресурсы, которыми не может управлять человек, к ним можно отнести: климат, геополитическое положение и пассионарность. Под искусственными инновационными ресурсами, естественно, понимаются ресурсы, которые создаются и управляются человеком. К ним относит: научно- технический потенциал, материально-техническую базу, социально-психологические факторы и демографические ресурсы. Каждый из данных блоков получает дальнейшую детализацию и конкретизацию на уровне предприятия и общества.

Так, по мнению И.П. Николаевой инновационный потенциал можно рассматривать только в единой органической системе – наука, инновации, производство [36]. Потенциал каждого из звеньев этой системы способен достигнуть максимальной эффективности не сам по себе, а лишь в тесном взаимодействии с потенциалами других звеньев, поскольку в рамках этой системы, наука функционирует как непосредственная производительная сила. Инновационный потенциал иногда трактуется как совокупность ресурсов. Однако сведение инновационного потенциала к набору ресурсов оправдано лишь в том случае, если достигнуто понимание природы инновационного потенциала, ибо его нельзя полностью свести к ресурсам уже потому, что в разных условиях использования, равные ресурсы не являются гарантией одинаковых экономических результатов. Таким образом, инновационный потенциал – это совокупность различных видов ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности на любом уровне. При этом особо следует выделять те ресурсы, которыми может и должен управлять человек.

Самым важным искусственным инновационным ресурсом на всех уровнях хозяйствования является научно-технический потенциал, который представляет собой объект управления как на государственном (макроэкономическом) уровне, так и на уровне отдельных фирм, особенно в условиях перехода России к новой экономике.

На уровне предприятия научно-технический потенциал можно подразделить на материальные и нематериальные активы. К материальным активам научно-технического потенциала предприятия следует отнести: – людские ресурсы (прежде всего, специалисты, которыми располагает предприятие); – специализированные отделы – это отделы, занимающиеся разработкой и внедрением новшеств; – информационные носители – это источники информации, выраженные в материальном виде, например, компьютеры, книги и т.д.; – опытные образцы – это объекты, которые созданы в результате научно-исследовательской работы, для дальнейшего их изучения, усовершенствования и внедрения. К нематериальным активам следует отнести: – патенты; – лицензии; – научно-исследовательские разработки; – научная литература; – информационные базы данных (интернет) [64].

Сфера туризма имеют дело с многообразием форм и методов организации отдыха, путешествий, культурного досуга. Развитие туристского бизнеса возможно только на основе внедрения новых идей, совершенствования процессов производства товаров и услуг, расширения их ассортимента. В туризме ежедневно внедряются инновации самого разнообразного характера под влиянием, как научно-технического прогресса, так и интеллектуального развития человечества. Инновации в сфере туризма иногда возникают совершенно неожиданно и даже непредсказуемо под влиянием событий в обществе. Поэтому изучение инновационных процессов, причин появления новшеств, разработка методов их внедрения представляет значительный и практический научный интерес.

Также важна роль государства в развитии инноваций в сфере туризма, а разработка и реализация механизмов государственной поддержки данных направлений актуальна.

Инновации в туризме следует рассматривать как системные мероприятия, имеющие качественную новизну и приводящие к позитивным сдвигам, обеспечивающим устойчивое функционирование и развитие отрасли в регионе. Так, идея создания и реализация туристских проектов, даже не приносящих вначале существенной прибыли, может дать толчок развитию туризма и тем самым активно способствовать созданию дополнительных рабочих мест и росту доходов населения. Яркое доказательство тому - успех города Великого Устюга Вологодской области, который сегодня позиционирует себя как родина Российского Деда Мороза и переживает настоящий туристский бум.

Инновационный процесс в туризме достаточно специфичен. Он получает, как правило, свое признание, с одной стороны, через туристский рынок и степень удовлетворенности клиента, а с другой стороны, в основном благодаря принятию совместных решений туристскими организациями, органами управления отраслью в регионе, органами местного самоуправления и общественными организациями, деятельность которых связана с туризмом, а также благодаря оценке отрасли местным населением. Только такое взаимодействие всех элементов (субъектов и объектов) инновационного процесса может привести к появлению существенного синергетического эффекта, выраженного в качестве роста (развития) сферы туризма. Комплексность и трансформируемость открытий, когда внедрение нового в одной области дает эффект (и возможно, более сильный) в другой, составляющий их сущность в отрасли, потому нуждаются в научно обоснованной организации и управлении [3].

К основным принципам инноваций в туризме относят:

1. Принцип научности, заключающийся в использовании научных знаний и методов для реализации инноваций, соответствующих потребностям туристов.

2. Принцип системности. Разрабатываемая стратегия инновационного развития сферы туризма в регионе должна учитывать факторы и условия, необходимые для удовлетворения потребностей людей в отдыхе; ресурсные возможности региона (экономические, финансовые, кадровые и другие); социальное воздействие на общество; факторы внешней среды.

3. Принцип соответствия инновации потребностям туристов. Предлагаются только те новшества, которые действительно нужны клиенту, а не те, которые может произвести и внедрить туристская организация.

4. Принцип позитивности результатов, состоящий в предупреждении неразумного, не продуманного создания и внедрения новшества, которое может быть опасно, во-первых, для туриста; во-вторых, для конкретного предприятия; в-третьих, для биосферы и общества в целом.

5. Принцип имманентности инвестиционным процессам. Для проведения необходимых исследований, разработки и материализации инноваций используются инвестиционные ресурсы, эффективность которых определяется степенью значимости и масштабностью нововведений.

6. Соответствие инновационной деятельности и ее результатов (новшеств) уровню развития общества.

7. Принцип связности. Процесс нововведения заканчивается появлением на рынке продукта, который должен на определенном этапе своего жизненного цикла вызывать потребность (стимулировать идею) создания следующего новшества и обеспечивать финансовую поддержку этого процесса.

8. Принцип безопасности. Любое нововведение должно гарантировать отсутствие вреда для человека [58].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.