Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 1-2. Западноевропейская медицина в эпоху Возрождения




Охарактеризуйте основные достижения медицинской теории и практики в области описательной анатомии, хирургии, эпидемиологии.

Темы рефератов:

1. Отношение церкви к человеческому тему в Средние века.

2. Примеры лечения в Средние века (кровопускание, уринотерапия, безоарт и др. помимо обрядовых действий).

3. Родовспоможение в средневековом обществе.

4. Проказа и прокаженные.

 

Литература (основная):

1. Сорокина Т. С. История медицины: учебник для студ. учреждений высш. мед. образования. – 10-е изд., испр. – М., 2014.

2. Сорокина Т. С. История медицины. Учебник для студентов высш. мед. учеб. заведений. – 8-е изд., стер. – М., 2008.

3. Мирский М. Б. История медицины и хирургии: учебное пособие. - М., 2010.

4. Балалыкин Д. А. Зарождение медицины как науки в период до XVII века: учеб. пособие для студентов. - М., 2013.

5. Бергер Е. Е., Туторская М. С. Хрестоматия по истории медицины: учебное пособие. – Москва, 2012.

Литература (дополнительная):

1. Грибанов Э.Д. История развития медицинского образования. Учеб.пособ. – М.: ЦОЛИУВ, 1974.

2. Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории. – СПБ., 2003.

3. Лопатина Н.Л. Культурологические аспекты в развитии сестринского дела. – Кемерово, 2012.

4. Лоренц Броклис. Университет в ранний период современной европейской истории: Учебные планы (Реферат). – Alma mater: Вестник высшей школы, 2002, № 7, с. 45-51 (медицинский факультет).

5. Метлицкая З.Ю. Орм Николас. Дети в средневековье. – Лондон, 2002. /Обзор. – РЖ ИНИОН, серия 5, история, 2005, № 2, с. 17-22.

6. «Салернский кодекс здоровья, написанный в четырнадцатом столетии философом и врачом Арнольдом из Виллановы». Перев. с лат., примеч. Ю.Ф. Шульца. – М.: Медицина, 1970.

7. Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы. В 2-х кн.- М.: Вузовская книга, 2006. т.1 – 468 с; т. 2 – 696 с.

 

 

Тема 5. Медицина Позднего Средневековья:

утверждение опытного знания (8 часов)

в XV – XVII вв. (4 часа)

План семинара

1. Эпоха Возрождения.

2. Становление анатомии как науки.

3. Становление физиологии как науки.

4. Ятрохимия и расширение аптекарского дела.

5. Оформление эпидемиологии.

6. Развитие хирургии.

По первому вопросу:

Ø Дайте развернутую историческую характеристику периоду.

Ø Выделите отличительные черты Возрождения: светский характер, гуманизм и обращение к культурному наследию. Раскройте содержание перечисленных черт.

Ø Отметьте, что на первый план выдвигалась человеческая личность. Менялись феодальные порядки, церковно-аскетическая мораль, традиции. Центром мироздания становится не Бог, а человек как часть природы и наиболее совершенное ее творение. В обществе стал формироваться идеал гармоничной, свободной, всесторонне развитой личности.

Ø Определите основные черты естествознания эпохи Возрождения. Каким образом успехи в естественных науках повлияли на развитие медицинской теории и практики?

 

По второму вопросу:

Ø Перечислите открытия и достижения Леонардо да Винчи в области анатомии. Отметьте, что несмотря на передовые подходы в анатомии, его исследования оставались неизвестны современникам. Почему Леонардо при жизни не сделал свои исследования и открытия в области анатомии достоянием общественности?

Ø Обратите внимание, что в анатомии по-прежнему важнейшим авторитетом был Гален.

Ø Определите вклад Андреаса Визалия в развитие анатомических знаний и практики и в становление анатомии как науки.

Ø «Золотой век» в истории анатомии. Охарактеризуйте сферу деятельности и вклад в развитие анатомии М. Сервета, И. Фабриция, Б. Евстахия, Г. Фаллопия.

По третьему вопросу:

Ø Проследите как происходило становление опытного метода в науке.

Ø Рассмотрите теорию кровообращения У. Гарвея и открытие капилляров М. Мальпиги.

Ø Проанализируйте влияние деятельности Ф. Бэкона, Р. Декарта, Дж. Борелли на развитие естествознания и физиологии.

Ø Охарактеризуйте успехи в развитии ятроматематики, ятрофизики и ятромеханики.

Ø Опишите первые измерительные приборы (Г. Галилей, С. Санторио, Фердинанд II). Отметьте, что несмотря на большое количество термометрических приборов, их использование в клинике относиться к началу XVIII в.

По четвертому вопросу:

Ø Охарактеризуйте деятельность Парацельса и его вклад в развитие медицинской химии.

Ø Какова роль Парацельса в становлении опытного метода в науке?

Ø Отметьте, что развитие медицинской химии в эпоху Возрождения привело к расширению аптекарского дела.

Ø Что собой представляли аптеки эпохи Возрождения? Сравните их организацию и устройство с аптеками классического средневековья.

Ø Дайте определения понятиям: «ятрохимия», «ветроград», «териак», «фармакопея».

По пятому вопросу:

Ø Проанализируйте эпидемиологическую обстановку в исследуемый период. С чем связано прекращение старых и распространение новых эпидемий (сифилис, английская портовая горячка, сыпной тиф, оспа в Америке)?

Ø Перечислите причины, с которыми связывали возникновение эпидемий в Средние века.

Ø Охарактеризуйте концепцию распространения заразных болезней Джироламо Фракасторо. Что такое «контагии»? Опишите способы передачи инфекционного начала.

Ø Отметьте вклад Фракасторо в развитие профилактики инфекционных заболеваний.

По шестому вопросу:

Ø Опишите положение хирургии и хирургов в изучаемый период (разграничение между докторами и хирургами, цеховая организация хирургов-ремесленников, профессиональная градация).

Ø Охарактеризуйте состояние хирургии. Проанализируйте ее слабые и сильные стороны. Отметьте, что огнестрельные ранения лечили при помощи прижигания.

Ø Перечислите достижения Амбруаза Паре в хирургии. Что такое «дигестив»? Акушерство и ортопедия.

Ø Оцените вклад Паре в развитие хирургии.

Ø В эпоху Позднего Средневековья на смену схоластике приходит и утверждается опытный метод в науке.

 

Вопросы для самопроверки знаний:

1. Что в себя включает понятие «золотой век» в истории анатомии?

2. Какова роль ятроматематики, ятрофизики и ятромеханики в становлении естествознания?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.