Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научная проблема




Проблема, теория и гипотезы как основные компоненты научного исследования

Постановка проблемы — начало любого исследования. Проблема — объективно возникающий в ходе познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес (Философский энциклопедический словарь, 1989).

Проблемы порождаются изменчивостью мира и внутренней активно­стью самих людей, их постоянным изменением.

Основания порождения проблемы:

· недостаточность информации для описания или объяснения реальности.

· противоречивость уже имеющейся информации, описывающей или объясняющей какую-либо часть реальность.

Выделяют следующие этапы постановки проблемы:[4]

1) выявление нехватки в научном знании о реальности или его противоречия;

2) описание проблемы на уровне обыденного языка;

3) формулирование проблемы в терминах определенной научной дисциплины.

Второй этап необходим, так как переход на уровень обыденного языка дает воз­можность переключаться из одной научной области со своей специфической терминологией в другую. Например, причины агрессивности поведения людей можно искать не в психологических факторах, а в биогенетических, и решать проблему методами общей или молекулярной генетики.

Таким образом, постановка проблемы сужает диапазон поиска ее возможных решений и позволяет сформулировать гипотезы исследования.

Следует отметить, что экспериментальная психология, в отличие от других научных дисциплин, характеризуется такой фундаментальной особенностью как признание за собой невозможности решения определенного круга проблем (Л.Я. Дорфман, 2000).

1. Экспериментальная психология не решает метафизические проблемы как проблемы высокой, избыточной степени абстракции, например, “Что первично мозг или психика?” и т.п. В экспериментальной психологии уровень абстракции решаемых проблем ниже, исследовательские вопросы сформулированы конкретнее.

2. Экспериментальная психология не решает проблемы ценностного порядка – проблемы “что хорошо, а что плохо”.

3. Экспериментальная психология не решает проблемы вне конкретной теории. Например, существует два вопроса: “Какова структура личности?” и “Черты личности – экстраверсия-интроверсия и нейротизм – взаимосвязаны между собой?”. Экспериентальная психология решает второй вопрос, поскольку черты личности можно наблюдать косвенно по поведенческим реакциям, а личность в целом наблюдать невозможно.

Таким образом, до тех пор, пока исследовательские вопросы не определены (1) в терминах конкретных понятий, (2) в русле определенной теории и (3) конкретных инструментов (методик) измерения, они останутся метафизическими и не будут иметь эмпирического решения. Отсюда следует, что научная проблема, в отличие от житейской, формулируется в терминах (1) определен­ной научной отрасли, (2) конкретного теоретического контекста.

Из вышеизложенного следует, что постановка проблемы требует обращения к той или иной теории.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 73; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.