Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика межличностной коммуникации




Проблема самораскрытия в процессе межличностной ком­муникации

Барьеры межличностной коммуникации

Специфика межличностной коммуникации § 2. Средства межличностной коммуникации § 3. Обратная связь

План

Типичные формы межличностной перцепции

Аналитическая форма межличностной перцепции. При восприятии другого каждый информативный элемент внешности человека, например, его руки, глаза, форма губ, подбородок, цвет и форма волос и т.п., связывается воспринимающим с наличием оп­ределенной личностной черты. Это выражается в поговорке «встре­чают по одежке».

2. Эмоциональная форма межличностной перцепции. В этом случае в процессе восприятия человеку приписываются те или иные качества личности на основе эмоционального отношения к нему (при этом действуют эффекты первичности и новизны).

3. Перцептивно-ассоциативная форма межличностной пер­цепции характеризуется использованием суждений по аналогии при восприятии человека. Признаки его внешнего облика и пове­денческих реакций вызывают в памяти воспринимающего образ другого человека, внешне чем-то похожего на воспринимаемого. Основываясь на имплицитной теории личности, воспринимающий гипотетически достраивает и формирует образ воспринимаемого и приписывает те черты, которые характерны для имплицитной тео­рии личности воспринимающего.

4. Социально-ассоциативная форма межличностной пер-
цепции.
В этом случае восприятие и оценка другого человека сте-
реотипизируются, соотносятся с образом и оценкой определенного
социального типа.

Для того чтобы правильно воспринять и оценить человека, необхо­димо внимательно наблюдать за его поведением, собрать как можно больше информации о нем, например, спрашивая, наблюдая за его поступками, и не спешить с выводами относительно других людей.

 

Глава 9. Межличностная коммуникация

О коммуникации можно говорить в широком и узком смысле. В широком смысле — это массовая коммуникация, которая является процессом передачи информации от коммуникатора к реципиенту, в качестве него может выступать аудитория или публика. В узком смысле — это межличностная коммуникация, представляющая со­бой процесс обмена различными представлениями, идеями, чувст­вами, знаниями, эмоциями, установками взаимодействующих меж­ду собой людей.

Специфика межличностной коммуникации заключается в том, что в ходе ее, во-первых, происходит обмен информацией. Каждый из участвующих в этом процессе — активный субъект, поэтому взаимное информирование предполагает налаживание

совместной деятельности. «В коммуникативном процессе, — пишет Г. М. Анд­реева, — происходит не простое «движение информации», но как минимум активный обмен ею». По мнению чехословацкого психо­лога Я.^Яноушека, главная «прибавка» в специфически человече­ском обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость информа­ции. Эту значимость информация приобретает потому, что люди не просто «обмениваются» значениями, но, как отмечает А. Н. Леонть­ев, стремятся при этом выработать общий смысл79.

Во-вторых, в процессе межличностной коммуникации осущест­вляется взаимовлияние партнеров посредством системы знаков. Знак изменяет состояние участников общения. А. А. Леонтьев пи­сал, что «знак в общении подобен орудию в труде». Способность человека преобразовывать мир посредством слова — это способ­ность преобразовывать его отношения с другими людьми.

В-третьих, межличностная коммуникация предполагает единую систему кодификации и декодификации. Это означает «говорение на одном языке» смыслов и чувств.

Модель коммуникативного процесса состоит из пяти элементов:

1. Кто передает сообщение — коммуникатор.

2. Что передается — сообщение, текст.

3. Как осуществляется передача — канал, способ.

4. Кому направлено сообщение — аудитория.

5. С каким эффектом — эффективность.

§ 2. Средства межличностной коммуникации

Средства межличностной коммуникации разделяются на вер­бальные и невербальные. К вербальным средствам относится речь. Она может рассматриваться как некая знаковая система в процессе коммуникации и все, что говорилось о сущности коммуникации вообще, для нее справедливо. В процессе межличностной комму­никации могут иметь место две различные задачи в ориентации партнера по общению (А. А. Леонтьев): личностно-речевая и соци­ально-речевая (убеждающая коммуникация, влияющая на поведе­ние человека).

Невербальные средства — оптико-кинестетическая система зна­ков (жесты, мимика, пантомимика). В разных культурах различная система жестов. Теория Джеймса и Ланге о влиянии жеста на со­стояние человека: мы плачем не потому, что нам грустно, а нам грустно, потому, что мы плачем.

Паралингвистическая и экстралингвистическая — это система вокализации (качество голоса, диапазон, тональность) и паузы, по­кашливание, смех, темп речи.

Пространство и время в организации коммуникативного про­цесса выступают особой знаковой системой и несут смысловую на­грузку (размещение партнеров в разговоре, окрик в спину и т.д.).

Существует специальная область психологии проксеника — пространственная психология, основателем которой является Э. Холл. Хронотопы — это наборы пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций. Например, хронотопы «боль­ничной палаты», «вагонного попутчика» и т.д.

Контакт глаз — визуальное средство общения. В основном — интимное общение.

§ 3. Обратная связь

Межличностная коммуникация предполагает обратную связь. Обратная связь — это информация, которую мы можем постав­лять другим и которая содержит нашу реакцию на их поведение.

Целью обратной связи является помощь окружающим в лучшем осознании того, как мы воспринимаем их поступки и какие чувст­ва они вызывают в нас. Обратная реакция связана с поведением человека, его реальными поступками.

Специалистами по межличностной коммуникации предлагаются следующие правила обратной связи:

1. Говорите только о своих чувствах.

2. Говорите о том, что человек может реально изменить.

3. Если вы хотите, чтобы человек что-либо изменил в своем по-
ведении, выразите это просьбой.

4. Ваше сообщение не должно содержать оценки.

По своему содержанию обратная связь может быть позитивной и негативной, адекватной и неадекватной.

§ 4. Барьеры межличностной коммуникации

В условиях межличностной коммуникации могут возникать различного рода специфические коммуникативные барьеры. Эти барьеры могут быть связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и деко­дирования. К коммуникативным барьерам следует отнести отсут­ствие единого понимания ситуации общения у общающихся субъ­ектов, вызванного различием культур, к которым они принадле­жат, и так называемые фильтры непонимания и недоверия. Как показал Б. Ф. Поршнев, фильтры недоверия и непонимания — основные психологические средства защиты от чрезмерного влия­ния со стороны других людей; эту функцию выполняет и неоткро­венность80.

Г. Гибш и М. Форверг выделяют следующие трудности об­щения.

1. Ситуативные трудности возникают в общении из-за раз­личного понимания ситуации, вызванного неодинаковой степенью включенности общающихся в ситуационный контекст. Проявляются в форме непонимания партнерами друг друга. Так, речь, связанная с определенной ситуацией, остается непонятной для нас оттого, что само собой разумеющиеся для партнеров компоненты ситуации нам не известны, или потому, что мы слышим или читаем какое-либо выражение, не связывая его с облегчающей понимание ситуацией. Симпрактическое включение — полное включение речи в комму­никативный процесс, ситуацию. Для этого следует учитывать сле­дующие условия: совместные действия, наличие относительно об­щей для всех структур ситуации, использование при этом мимики, жестов и интонации с заключенными в них эмоциональными от­тенками.

2. Смысловые трудности возникают из-за непонимания од­ним человеком другого по причине отсутствия необходимого кон­текста, когда какое-либо высказывание воспринимается вне смы­словой связи с предыдущим сообщением.

3. Мотивационные трудности появляются в двух случаях: либо в результате сокрытия коммуникатором мотивов коммуни­кации (при наличии «скрытой стратегии поведения») либо из-за того, что они недостаточно ясны ему самому, так что его наме­рения в реальных ситуациях взаимодействия ничем не проявля­ются.

4. Барьеры представлений о другом. Возникают из-за того, что коммуникатор не имеет точного представления о своем партне­ре, ошибочно оценивает его культурный уровень, потребности, ин­тересы, политические позиции, установки и т.д.

5. Отсутствие обратной связи или особенности формы по-
дачи сообщения81.

 

Глава 10. Межличностная интеракция

План

§ 1. Теории межличностного взаимодействия

§ 2. Интеракция в системе межличностных отношений

§ 3. Модели межличностного взаимодействия




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.