КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специфика межличностной коммуникации
Проблема самораскрытия в процессе межличностной коммуникации Барьеры межличностной коммуникации Специфика межличностной коммуникации § 2. Средства межличностной коммуникации § 3. Обратная связь План Типичные формы межличностной перцепции Аналитическая форма межличностной перцепции. При восприятии другого каждый информативный элемент внешности человека, например, его руки, глаза, форма губ, подбородок, цвет и форма волос и т.п., связывается воспринимающим с наличием определенной личностной черты. Это выражается в поговорке «встречают по одежке». 2. Эмоциональная форма межличностной перцепции. В этом случае в процессе восприятия человеку приписываются те или иные качества личности на основе эмоционального отношения к нему (при этом действуют эффекты первичности и новизны). 3. Перцептивно-ассоциативная форма межличностной перцепции характеризуется использованием суждений по аналогии при восприятии человека. Признаки его внешнего облика и поведенческих реакций вызывают в памяти воспринимающего образ другого человека, внешне чем-то похожего на воспринимаемого. Основываясь на имплицитной теории личности, воспринимающий гипотетически достраивает и формирует образ воспринимаемого и приписывает те черты, которые характерны для имплицитной теории личности воспринимающего. 4. Социально-ассоциативная форма межличностной пер- Для того чтобы правильно воспринять и оценить человека, необходимо внимательно наблюдать за его поведением, собрать как можно больше информации о нем, например, спрашивая, наблюдая за его поступками, и не спешить с выводами относительно других людей.
Глава 9. Межличностная коммуникация О коммуникации можно говорить в широком и узком смысле. В широком смысле — это массовая коммуникация, которая является процессом передачи информации от коммуникатора к реципиенту, в качестве него может выступать аудитория или публика. В узком смысле — это межличностная коммуникация, представляющая собой процесс обмена различными представлениями, идеями, чувствами, знаниями, эмоциями, установками взаимодействующих между собой людей. Специфика межличностной коммуникации заключается в том, что в ходе ее, во-первых, происходит обмен информацией. Каждый из участвующих в этом процессе — активный субъект, поэтому взаимное информирование предполагает налаживание совместной деятельности. «В коммуникативном процессе, — пишет Г. М. Андреева, — происходит не простое «движение информации», но как минимум активный обмен ею». По мнению чехословацкого психолога Я.^Яноушека, главная «прибавка» в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость информации. Эту значимость информация приобретает потому, что люди не просто «обмениваются» значениями, но, как отмечает А. Н. Леонтьев, стремятся при этом выработать общий смысл79. Во-вторых, в процессе межличностной коммуникации осуществляется взаимовлияние партнеров посредством системы знаков. Знак изменяет состояние участников общения. А. А. Леонтьев писал, что «знак в общении подобен орудию в труде». Способность человека преобразовывать мир посредством слова — это способность преобразовывать его отношения с другими людьми. В-третьих, межличностная коммуникация предполагает единую систему кодификации и декодификации. Это означает «говорение на одном языке» смыслов и чувств.
Модель коммуникативного процесса состоит из пяти элементов: 1. Кто передает сообщение — коммуникатор. 2. Что передается — сообщение, текст. 3. Как осуществляется передача — канал, способ. 4. Кому направлено сообщение — аудитория. 5. С каким эффектом — эффективность. § 2. Средства межличностной коммуникации Средства межличностной коммуникации разделяются на вербальные и невербальные. К вербальным средствам относится речь. Она может рассматриваться как некая знаковая система в процессе коммуникации и все, что говорилось о сущности коммуникации вообще, для нее справедливо. В процессе межличностной коммуникации могут иметь место две различные задачи в ориентации партнера по общению (А. А. Леонтьев): личностно-речевая и социально-речевая (убеждающая коммуникация, влияющая на поведение человека). Невербальные средства — оптико-кинестетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика). В разных культурах различная система жестов. Теория Джеймса и Ланге о влиянии жеста на состояние человека: мы плачем не потому, что нам грустно, а нам грустно, потому, что мы плачем. Паралингвистическая и экстралингвистическая — это система вокализации (качество голоса, диапазон, тональность) и паузы, покашливание, смех, темп речи. Пространство и время в организации коммуникативного процесса выступают особой знаковой системой и несут смысловую нагрузку (размещение партнеров в разговоре, окрик в спину и т.д.). Существует специальная область психологии проксеника — пространственная психология, основателем которой является Э. Холл. Хронотопы — это наборы пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций. Например, хронотопы «больничной палаты», «вагонного попутчика» и т.д. Контакт глаз — визуальное средство общения. В основном — интимное общение. § 3. Обратная связь Межличностная коммуникация предполагает обратную связь. Обратная связь — это информация, которую мы можем поставлять другим и которая содержит нашу реакцию на их поведение. Целью обратной связи является помощь окружающим в лучшем осознании того, как мы воспринимаем их поступки и какие чувства они вызывают в нас. Обратная реакция связана с поведением человека, его реальными поступками.
Специалистами по межличностной коммуникации предлагаются следующие правила обратной связи: 1. Говорите только о своих чувствах. 2. Говорите о том, что человек может реально изменить. 3. Если вы хотите, чтобы человек что-либо изменил в своем по- 4. Ваше сообщение не должно содержать оценки. По своему содержанию обратная связь может быть позитивной и негативной, адекватной и неадекватной. § 4. Барьеры межличностной коммуникации В условиях межличностной коммуникации могут возникать различного рода специфические коммуникативные барьеры. Эти барьеры могут быть связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования. К коммуникативным барьерам следует отнести отсутствие единого понимания ситуации общения у общающихся субъектов, вызванного различием культур, к которым они принадлежат, и так называемые фильтры непонимания и недоверия. Как показал Б. Ф. Поршнев, фильтры недоверия и непонимания — основные психологические средства защиты от чрезмерного влияния со стороны других людей; эту функцию выполняет и неоткровенность80. Г. Гибш и М. Форверг выделяют следующие трудности общения. 1. Ситуативные трудности возникают в общении из-за различного понимания ситуации, вызванного неодинаковой степенью включенности общающихся в ситуационный контекст. Проявляются в форме непонимания партнерами друг друга. Так, речь, связанная с определенной ситуацией, остается непонятной для нас оттого, что само собой разумеющиеся для партнеров компоненты ситуации нам не известны, или потому, что мы слышим или читаем какое-либо выражение, не связывая его с облегчающей понимание ситуацией. Симпрактическое включение — полное включение речи в коммуникативный процесс, ситуацию. Для этого следует учитывать следующие условия: совместные действия, наличие относительно общей для всех структур ситуации, использование при этом мимики, жестов и интонации с заключенными в них эмоциональными оттенками.
2. Смысловые трудности возникают из-за непонимания одним человеком другого по причине отсутствия необходимого контекста, когда какое-либо высказывание воспринимается вне смысловой связи с предыдущим сообщением. 3. Мотивационные трудности появляются в двух случаях: либо в результате сокрытия коммуникатором мотивов коммуникации (при наличии «скрытой стратегии поведения») либо из-за того, что они недостаточно ясны ему самому, так что его намерения в реальных ситуациях взаимодействия ничем не проявляются. 4. Барьеры представлений о другом. Возникают из-за того, что коммуникатор не имеет точного представления о своем партнере, ошибочно оценивает его культурный уровень, потребности, интересы, политические позиции, установки и т.д. 5. Отсутствие обратной связи или особенности формы по-
Глава 10. Межличностная интеракция План § 1. Теории межличностного взаимодействия § 2. Интеракция в системе межличностных отношений § 3. Модели межличностного взаимодействия
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |