Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды рынков и их особенности.




Сущность рынка и его основные функции.

Можно дать несколько определений рынка.

Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения.

Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Так, рынок рассматривают как совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения. В книге Ф. Котлера рынок характеризуется как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара[1]. В книге «Экономикс» указывается, что рынок представляет собой механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов какого-либо продукта или услуги[2].

Интересно высказались о рынке американские ученые Р. Липси, П. Стейнер, Д. Первис. Они указывают, что рынок – это сцена, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии тех, кто принимает экономические решения: миллионы потребителей принимают самостоятельные решения, какие товары и в каком количестве покупать; огромное число предпринимателей – что и как производить; владельцы факторов производства – кому и как эти товары продавать.

Рынок является фундаментом для понимания ключевых путей экономического развития и путей повышения эффективности на микро- и макроуровне. Его сущность отражает совокупность отношений товарного обмена всех хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом. Вполне обоснованны утверждения экономистов и о том, что рынок представляет собой определенную систему экономических отношений между продавцами и покупателями в сфере обмена. Воздействие рынка на экономические отношения продавцов и покупателей обеспечивается через использование таких атрибутов, как цена, спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, то есть всего того, что включается в понятие «рыночный механизм».

Рынок существует в совершенно конкретных социально-экономических условиях и зависит от института собственности. Он играет важную роль в системе общественного воспроизводства во всех его фазах: производстве, распределении, обмене и потреблении.

 

Потребительский рынок включает: рынок продовольственных и непродовольственных товаров; рынок бытовых, коммунальных, транспортных услуг; рынок услуг культуры и образования; рынок жилья; рынок зданий, сооружений непроизводственного назначения.

Рынок средств производства состоит из рынка производственных зданий и сооружений; рынка орудий труда; рынка сырья, материалов, энергии и других видов продукции производственного назначения; рынка полезных ископаемых. Одним из эффективных средств становления рынка средств производства является товарная биржа.

В условиях все большего вовлечения в производственный процесс научно-технических достижений, растущей интернациолизации производства неизмеримо возрастает значение рынка информации и научно-технических разработок. Его составляющие: рынок инноваций, изобретений; рынок интеллектуального продукта (сфера информационных услуг); рынок продукта творческого труда (книги, кинофильмы и др.). Рынок научно-технических разработок представляет собой взаимодействие малых фирм, инновационных банков, лизинговых контор, научно-исследовательских институтов, научно-производственных объединений. Необходимость более полного изучения и ускоренной обработки накапливающихся с каждым годом объемов научно-технической информации привела к созданию национальных и международных специализированных международных банков. Одним из факторов динамичного экономического развития некоторых стран явилось успешное использование закупаемых лицензий, ноу-хау.

Рынок капиталов (инвестиционный рынок) предполагает куплю-продажу инвестиций (вложение капитала в производственные факторы или в непроизводственную сферу), которые обусловливают общий рост экономики. Инвестиционный рынок оказывает активное воздействие на другие рынки, прежде всего на потребительский. Вместе с тем общество всегда оказывается перед выбором: то ли большую часть инвестиций вкладывать в средства производства ("в будущее"), то ли в выпуск товаров потребительского спроса ("в настоящее"). На каждом временном отрезке данная проблема решается с учетом ряда конкретных социально-экономических, политических и иных обстоятельств.

Кредитный рынок. Если предприятию для приобретения необходимых ресурсов не хватает собственных денежных средств, оно обращается на рынок ссудных капиталов, где могут предлагаться различные платежные средства (деньги, ценные бумаги). Предоставление кредита осуществляется за определенную плату в виде процента за кредит и на определенный срок.

Рынок ценных бумаг. Ценные бумаги - это, как правило, кредитно-долговые обязательства продавца бумаг перед покупателем. Они представлены акциями, облигациями, векселями, опционами, варрантами, фьючерсными контрактами и др. Основной вид ценных бумаг - акции и облигации, все остальные - производные от них.

Система отношений, связанных с куплей-продажей иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах, всех видов денежных знаков по свободным рыночным ценам, выражается понятием валютно-денежный рынок. Посредством конвертируемых валют производятся международные денежные расчеты, связанные с внешней торговлей, движением капиталов, туризмом и др. По своему режиму валютные ринки под яются на свободные (в тех странах, где нет валютных ограничений) и с определенными ограничениями.

Рынок труда - общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила обращается как товар, то есть продается и покупается в соответствии с законами рыночной экономики.

Формирование данного рынка предполагает в качестве предпосылок реализацию ряда условий. Во-первых, должны быть созданы необходимые условия для свободы предложения рабочей силы, то есть для добровольного выбора между занятостью и незанятостью в общественном производстве, свободного выбора вида деятельности. Во-вторых, работодатель должен обладать реальным правом найма и увольнения работников, конечно, в рамках трудового законодательства. В-третьих, должны быть сняты всякие ограничения на движение заработной платы и других законных доходов при официальном установлении гарантированного минимума.

В условиях углубления и расширения хозяйственных связей товарные рынки утрачивают национальные и территориальные границы, превращаясь в мировые товарные рынки, на которых выступают торговцы всех стран. Вместе с тем пока продолжают существовать и относительно обособленные национальные рынки отдельных товаров в пределах государственных границ. Среди множества товарных рынков выделяются крупные рынки сырьевых, продовольственных товаров, машин и оборудования, других готовых изделий, рынки рекламных, строительных, туристских и иных услуг, а также фрахтовый, валютный и кредитный рынки. Существуют особые виды рынков: товарные биржи, аукционы, торги, выставки, ярмарки.

Рыночная структура - набор технологических, рыночных и институ-циональных факторов, влияющих на поведение фирм. Виды рыночных структур определяются в зависимости от главных субъектов рынка - покупателей (psoneo - от греч.) и продавцов (poleo - от греч.) и количества субъектов (mono - один субъект; oligos - несколько; poly - много). В соответствии с этим можно построить матрицу рыночных структур.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 66; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.