Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек в системе социальных связей

Представления о совершенном человеке в различных культурах. Человечество на каждом этапе своего развития разрабатывала принципы, критерии дифференциации человеческих черт и качеств, а значит вырабатывало представления о совершенном человеке. Идеал человека – это своеобразный ориентир, аккумулирующий в себе общие типические черты личности, являющиеся социальным идеалом в те или иные времена. Уже в древности был создан идеал человека, качества которого определялись системой господствовавших в то время ценностей. В ходе развития общества этот идеал модифицировался и воплотился в различных культурологических концепциях, для которых образ совершенного человека всегда был в известной мере экстраполяцией в будущее тех человеческих черт и качеств, которые были определяющими и значимыми для того или иного мыслителя. Значимость этих качеств определялась реалиями времени, эпохой, в условиях которой жил создатель той или иной модели идеала. Рассмотрим представление о совершенном человеке в культурах разных эпох.

Древний мир

В Древнем Китае в книге «Луньюя» записано: «Если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен деревенщине, если же воспитанность превосходит естественность, он подобен ученому-книжнику. После того, как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем». В древнем Китае разработку совершенного человека можно найти в учении Конфуция и его последователей, в учении о «благородном муже», которому свойственны такие качества как гуманность (жень), долг-справедливость (и), ритуальное благоговение (ли), мудрость (чжи), искренность (синь), сыновняя почтительность (сяо) лежащая в основе семейных и государственных отношений.

В Древней Индии в учении Будды есть понятие metta, что в переводе на русский язык означает любовь, отсутствие ненависти. В таком состоянии человек преодолевает в себе вражду и чувственную привязанность к миру и реализует себя в одинаково благосклонном отношении ко всем живым существам.

Античность

Греки и римляне выработали представление об идеальном типе человека, которые восприняли почти все последующие культурные эпохи. С одной стороны, наивысшее развитие демократического строя, полисной системы обусловило разнообразие и полнокровность культурной жизни: религией, мифологией, фольклором и т.д. С другой стороны, тяготение к гражданской элитарности приводит к выработке более или менее возвышенного аристократического идеала, отражающего другую сторону жизни того же античного общества – ее очевидную элитарность.

Поэтому античные греческие мастера искусства, писатели и мыслители отображают в своих произведениях и трудах элитарные устремления. Они создают образы физически прекрасных богов и героев в мифологии и изобразительном искусстве, правильные симметричные строения и целые комплексы в архитектуре и градостроительстве, образы людей, обладающих совершенным телом, в скульптуре, и разносторонне развитых, полноценных как в физическом, так и в духовном плане – в литературе.

В этическом аспекте вышеперечисленным требованиям духовно отвечала личность Сократа. Он был добропорядочным гражданином, храбрым и выносливым воином, веселым товарищем, с другой проводил время в беседах, в ходе которых принуждал сограждан давать самоотчет по поводу собственной жизни и указывал на ее истинный смысл. Сократ применял так называемую майевтику, искусство ведения беседы по средствам искусно задаваемых вопросов, что помогало обнаружить противоречие в рассуждениях собеседника и привести его к истине. Знаменитое изречение дельфийского оракула «Познай самого себя» стало философским принципом Сократа. Во всем наблюдается этическая направленность мыслей Сократа. Он считал, что добродетели человека можно научить, а зло происходит от незнание добра. Сократ, по Гегелю, представляет собой всемирно историческую личность. Вся жизнь Сократа – это духовно-нравственный образец для людей.

Таким образом, лейтмотивом античной культуры была гармония души и тела, высокое духовное развитие в сочетании с физическим совершенством. Отличительной чертой античного этического идеала была его гармоничность.

Средневековье

В средневековой культуре совершенный человек – это, по существу, евангелический человек, руководствующийся заповедями христианской морали. Основной принцип этических концепций данной культуры – это утверждение моральной ответственности человека за свои поступки. Особую роль в средневековой культуре отводят не столько человеческому разуму, поврежденному грехопадением, сколько Откровению Бога.

Как Наполеон говорил, всю жизнь он стремился завоевать сердца людей, а Христос это сделал без войска и миллионы его последователей умирают за него. Так как Иисус Христос – это воплощение любви.

Таким образом, исходя из теоцентризма, как основного принципа средневековой культуры, мыслители создают идеал совершенного человека, который, подобно Иисусу Христу, способен на всеобъемлющую любовь. Совершенный человек должен любить ближнего, не лгать, не убивать, иметь сильную и непоколебимую веру в Бога, непрестанно трудиться, чтобы завоевать божью благодать, должен соблюдать все божьи заповеди.

Возрождение

Совершенный человек эпохи Возрождения универсален, он гений, в котором высшее уже составляет его природу, потенциально присуще и нуждается не в достижении, а в развертывании, актуализации и воплощении. В связи с антропологизмом, ведущим принципом эпохи, в культуре доминирует гуманизм. Культура Ренессанса характеризуется отказом от авторитетов, материального богатства, социальной карьеры, обращением к опыту, доверием к собственному разуму, обузданием фантазии с помощью естествознания.

Таким образом, совершенный человек должен обладать всеохватывающим умом, творческой энергией, всесторонне развитыми способностями, умеренным утилитаризмом, чувством собственного достоинства, свободомыслием и образованностью, гармонией духовного и телесного, единством личного и общественного.

Представление о совершенном человеке привело к появлению новых форм восприятия мира; оптимистическому реализму.

Новое время

В Новое время наблюдается фанатическая вера в науку, в ее абсолютную безупречность. Радикально настроенным мыслителям казалось, что силой разума можно устранить общественные несовершенства. Исходя из приоритета разумного способа познания мира французский мыслитель Нового времени утверждает: «Мыслю, следовательно, существую», что становится лозунгом всей культуры. Не менее значимым и известным становится изречение английского философа Ф. Бэкона: «Знание - сила». Поэтому совершенный человек эпохи Нового Времени – это человек, обладающий высоким интеллектом, разгадывающий тайны бытия, строящий собственную жизнь. В качестве образца совершенного человека этой эпохи может быть приведен Фауст Гёте и сам творец одноименного произведения, в личности которого тесно переплелись поэтическое творчество, научные изыскания и философско-мировоззренческие поиски. Образом Фауста, Гетте дает представление об идеале человека. Это большой ученый, неутомимый искатель, возвышенная душа и дерзновенный ум.

Таким образом, по определению Д. Локка, это благовоспитанный человек, стремящийся к приобретению знаний, полезных для предпринимательской, коммерческой деятельности.

Современный век (XX-XXI)

Стремительное развитие техники и науки обусловило их всеобъемлющее влияние на современный мир. Совершенный человек в современную эпоху понимается как разносторонний и обязательно соответствующий информационно-технологическим стандартам: освоивший информационно-коммуникативные технологии, компьютерную технику, систему управления. К совершенному человеку предъявляются требования знаний, компетентности, профессионализма, умение оперативно ориентироваться в изменяющейся обстановке, требования высочайшей ответственности. Таким образом, совершенный человек – это «рыночный человек», человек – робот. Он должен выработать свое отношение к миру, поднявшись от будней повседневности до исторических общечеловеческих проблем.

Таким образом, мы проследили за представлениями о совершенном человеке в различных культурах в разное время. Это были идеальные типы людей, не всегда соответствующие реальности, а всего лишь являющиеся желаемой моделью.

Инкультурация и культурная самоидентичность. Человек входит в общество через различные социальные общности: социальные группы, социальные институты, системы принятых в обществе норм и ценностей, т.е. через культуру. Лишённый социума, он деградирует. К примеру, так называемые госпитальные дети, в раннем возрасте надолго оказавшиеся в «стерильных» медицинских условиях, серьезно отстают в умственном, речевом и, конечно же, культурном развитии от своих сверстников, ибо постоянное общение с матерью, а так же в среде ровесников не заменит ребенку казенное отношение сменного обслуживающего персонала. Будучи по своей природе существом социальным, он должен ответить на вопрос, кто он такой, что представляет собой его «Я», что окружает его в качестве «Не-Я» (природа, общество, социальные общности, мир культуры и т.д.), каким образом «Я» входит в мир культуры и зависит от него, при каких условиях «Я» становится творцом последнего?

Субъект культуры обнаруживает свою полимодальность, поскольку вступает в различные отношения, без которых немыслимо его существование. Личностью не рождаются, личностью становятся – гласит истина, которую можно интерпретировать: культурным человеком не рождаются, им становятся. И становятся в системе социальных связей. На формирование культурного человека, личности влияют такие факторы, как историческая память, религиозные доктрины, традиции и обычаи, социальные институты, коллективные мнения, предрассудки, культурные образы, идеалы, ценности и многое другое. Не только общество, культура воздействуют на человека, но и сам человек создавая «вторую природу», воздействует на неё, т.е. культура и личность тесно взаимосвязаны. С одной стороны, в культуре формируется определённый тип личности, с другой стороны, личность воссоздаёт, изменяет, открывает новое в культуре. Таким образом, человек в культуре формирует сам себя, распредмечивая мир культуры, и становится творчески созидающим субъектом культуры.

Из всего сказанного вытекают закономерно два явления: инкультурация и культурная самоидентификация. Инкультурация – это процесс освоения человеком основных черт и содержания культуры своего общества, культурных образцов и стереотипов в поведении и мышлении. Инкультурация – это постепенное вовлечение человека в культуру, постепенная выработка им навыков, манер, норм поведения, форм мышления и эмоциональной жизни, которые характерны для определённого типа культуры. Инкультурация предполагает наличие таких социально-культурных элементов, как языковая система, ценностно-смысловые ориентиры, творческая деятельность, совокупность накопленных достояний в культуре, традиции и формы преемственности.

Культурная самоидентификация – это отождествление себя с конкретной культурой. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Каждый старается найти своё место в обществе, а значит быть принятым им. Поэтому он должен уметь строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме. Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Однако в процессе общения участвуют как минимум два человека, причем каждый из них является активным субъектом. Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях.

Установление тесной связи между идентификацией и другим близким по содержанию явлением – эмпатией – очень важно. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется ввиду не рациональное осмысление проблем другого человек, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия – это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Только это не означает отождествление одного человека другому. Человек может принимать во внимание линию поведения другого, но свою собственную строить по – иному. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к реципиенту, получила название исследования эмпатии, а так же аттракции. Аттракция-это понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого, т.е. аттракция-это искусство нравится другим людям, производить на них приятное впечатление. Интеракция – это влияние одного человека на поведение и психологию другого.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Курсовой проект | Цели и задачи курсовой работы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 47; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.