Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическое могущество США в послевоенном мире. 3 страница




Японские монополии вначале саботировали восстановление экономики, ссылаясь на то, что действующие предприятия могут быть демонтированы в счет репараций. Заводы и фабрики закрывались по причине нерентабельности, отсутствия сырья, нехватки средств и т.д. На протяжении двух послевоенных лет промышленное производство не превысило 1/3 довоенного уровня.

Если сразу после оккупации США не ставили перед собой задачу восстановления японской экономики, то вследствие опасности социально-политических конфликтов вынуждены были оказать Японии существенную экономическую помощь. На протяжении 1946 – 1949 гг. была проведена земельная реформа, которая почти полностью ликвидировала помещичью собственность на обрабатываемую землю. Размер земельной собственности ограничивался площадью 3 га, на о.Хоккайдо – 12 га. Оставшаяся помещичья земля подлежала выкупу государством с дальнейшей продажей ее бывшим арендаторам. До января 1950 г. количество крестьян-собственников возросло с 1,9 млн. до 3,8 млн. человек, а площадь земли, сдаваемой в аренду, снизилась с 46 до 9,3 % всей обрабатываемой земли. Натуральная плата, доходившая до 50 % урожая, заменялась более низкой денежной оплатой. В результате реформы система крестьянской земельной собственности по существу стала решающей, повысилась товарность сельского хозяйства, начал возрождаться внутренний рынок.

Серьезные изменения претерпела и промышленность. Так, были распущены монополистические концерны – дзай-бацу Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Ясуда. Их акции и другие ценные бумаги подлежали распродаже среди служащих этих компаний. В 1947 г. вступил в силу закон о запрете чрезмерной концентрации экономической мощи, по которому запрещалось образование держательских компаний, картелей и других монополистических объединений, а также владение более чем 25 % акций прочих компаний.

В 1946 – 1947 гг. было введено новое трудовое законодательство: установлен 8-часовой рабочий день, повышена заработная плата за сверхурочные работы, введены оплачиваемые отпуска и социальное страхование, трудящиеся имели право на забастовки, предусматривалась охрана труда женщин и подростков и т.д. Положение японских трудящихся улучшилось по сравнению с довоенным и военным периодами.

На протяжении 1946 – 1947 гг. оккупационной администрацией была подготовлена и издана новая японская Конституция, которая вступила в силу 3 мая 1947 г. Она превратила японскую абсолютную монархию в конституционную парламентскую монархию. По новой Конституции статут императора был коренным образом изменен: из почти абсолютного монарха он превратился в "символ единства нации" и был фактически лишен политической власти. В статье 9 Конституции записано: "Японский народ навсегда отказывается от войны как суверенного права наций, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров". Зафиксирован также отказ от формирования вооруженных сил. Предусмотрено образование сил самообороны и выделение на их поддержку до 1% средств от валового внутреннего продукта. Все эти мероприятия, безусловно, сыграли важную роль в дальнейшей истории Японии, в частности в развитии ее экономики.

После принятия японской Конституции США начали осуществлять новую политику в отношении к Японии, которая в советской историографии получила название "обратного курса". Так, в 1948 г. был принят декрет № 201, который запрещал забастовки государственных служащих. С начала 1949 г. оккупационные власти приступили к обеспечению "плана экономической стабилизации" Японии. Возглавлял разработку плана главный советник по экономическим и финансовым вопросам штаба оккупационных войск, известный американский финансист, президент Банка Детройта Д. Додж. Именно им был разработан проект сбалансированного государственного бюджета, предусматривавший резкое, на 62 %, увеличение налогов, замену безвозвратных государственных субсидий на коммерческий банковский кредит, стабилизацию заработной платы, установление государственного контроля над ценами и т.д.

Были внесены существенные изменения и в систему американской экономической помощи. Был образован так называемый "эквивалентный фонд", который пополнялся средствами от продажи в Японии американских товаров, ранее поставлявшихся в порядке помощи. Из этого фонда кредитовались крупные японские компании под контролем оккупационных властей. Для сбалансирования торговли были приняты меры по расширению японского экспорта даже тех товаров, которых не хватало в самой Японии. Был установлен твердый обменный курс в соотношении 360 иен за 1 дол. США.

В 1949 г. проведена реформа налоговой системы. В целом налоги, как уже отмечалось, значительно повысились. Однако одновременно произошло их перераспределение – снижены налоги на корпорации путем переоценки стоимости основного капитала, отменены налоги на сверхприбыль за счет увеличения налогообложения трудящихся. Это создавало благоприятные условия для ускоренного накопления капитала и повышения темпов экономического роста, который, однако, ограничивался низким покупательским спросом, так как заработная плата японского рабочего в первые послевоенные годы была в 5 – 8 раз меньше заработной платы западноевропейского и американского рабочего. По рекомендации Доджа правительство Японии провело упорядочение административного аппарата и реорганизацию управления предприятиями, сократив в 1949 г. свыше 0,5 млн. чиновников. Ограничивались права профсоюзов при увольнении, свобода их действий на предприятиях.

Война в Корее, начавшаяся в июне 1950 г., сыграла определяющую роль в восстановлении экономики Японии, которая в период военных действий стала как бы тылом американской армии. В результате войны резко возрос спрос на вооружение и военные материалы, на воинские перевозки и услуги, на продовольствие и др., что обусловило военно-промышленный бум в японской экономике. Поступления от американских военных заказов в 1950 – 1953 гг. достигли 2,5 млрд. дол. Они позволили Японии покрыть внешнеторговый дефицит и расширить импорт сырьевых ресурсов. Для выполнения американских военных заказов были задействованы послевоенные мощности японской промышленности, которые сохранились после отказа США от конфискации японского промышленного оборудования в счет репараций. Были сняты всяческие ограничения в сфере промышленности и внешней торговли.

В результате в 1949 – 1951 гг. объем промышленного производства в Японии возрос более чем в 1,5 раза, превысив довоенный уровень. Оборот внешней торговли за 1950 – 1954 гг. стал почти в 10 раз большим, чем в 1945 – 1949 гг. Однако японская промышленная база была отсталой технически и технологически. Более 70% станочного парка насчитывало возраст свыше 10 лет, не хватало собственного продовольствия.

Следует иметь в виду, что 8 сентября 1951 г. в Сан-Франциско был заключен мирный договор с Японией, который подписали 48 стран. Только СССР отказался тогда от подписания договора. В связи со вступлением в силу Сан-Франциского договора вся полнота власти в Японии передавалась правительству, хотя в силу ряда других двусторонних договоренностей юридически закреплялось пребывание в стране американских войск.

Таким образом, за оккупационный период Японии американскими войсками 1945 – 1951 гг. японская экономика не только успешно закончила восстановительную фазу, но и смогла создать стартовый фундамент для дальнейшего развития. В 1951 г. в целом по всем отраслям был достигнут довоенный уровень промышленного производства.

В новых условиях японские ученые-экономисты с чисто японским энтузиазмом и педантичностью приступили к интенсивному знакомству и фундаментальному усвоению достижений экономических теорий Запада. За основу послевоенной экономической модели развития Японии была взята теория Кейнса. При этом японская модификация кейсианской концепции обеспечила стадию интенсивной индустриализации Японии в 50 – 70-е гг. Эта политика была принята на вооружение лидерами правящей многие послевоенные годы либерально-демократической партии. Необходимо особо подчеркнуть, что сразу же после окончания второй мировой войны в Японии разгорелась острая дискуссия о направлениях развития национальной экономики. Особые споры шли между сторонниками "внешнеэкономической ориентации" и их оппонентами, сторонниками "освоения внутреннего рынка". 50 – 60-е гг. стали эпохой триумфа первого направления.

Важнейшими практическими мерами в плане реализации определенных приоритетов стали решения японского правительства 1952 г., благодаря которым были сняты всяческие ограничения на связи между крупными компаниями и их 'дочерними" предприятиями. Огромную роль в консолидации капитала сыграли финансово-промышленные объединения, такие как Мицубиси, Сумитомо, Фудзи и др. Однако эти новые монополистические группировки не стали простым повторением довоенных дзайбацу. На смену семейной форме правления ими укоренилась новая практика коллективного управления в форме совещаний президентов важнейших компаний, которые входили в состав финансово-промышленных групп.

Для более эффективного использования американской помощи в 1952 г. "эквивалентный фонд" был реорганизован в "Специальный счет для промышленных инвестиций". Средства с этого счета консолидировались с капиталами Экспортно-импортного банка, Банка развития, Банка долговременного кредита и др. В 1952 г. Япония вступила в Международный валютный фонд, а в 1955 г. стала членом Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), действовавшего с 1948 г.

Основной упор в первой половине 50-х гг. японское правительство сделало на развитие внешнеэкономических связей. В 1952 г. был принят закон, который разрешал образование экспортных картелей. В целях поощрения экспорта широко практиковалось его субсидирование. Импортные лицензии выдавались преимущественно на закупку оборудования и сырья для модернизации промышленности. Проникновение в Японию иностранного капитала ограничивалось. Главным торговым партнером Японии были США.

В 40 – 50-е гг. Япония поставляла в США главным образом продукцию легкой промышленности, в первую очередь текстиль. В этот период споры между этими странами велись вокруг медицинских термометров, однодолларовых кофточек и лент для пишущих машинок. Чтобы избежать кризиса, в 1953 – 1954 гг. были заключены договоры о дружбе и мореплавании между Японией и США, соглашение о закупке Японией в США сельскохозяйственного продовольствия, о гарантиях капиталовложений и др.

Еще до окончания войны в Корее, в марте 1952 г., был принят закон о содействии рационализации предприятий, по которому оказывалась государственная помощь, предоставлялись и финансовые льготы предприятиям, осуществляющим конверсию и модернизацию производства, обновление оборудования. Государственные средства также выделялись на развитие инфраструктуры – дорог, портов и т.д.

Таким образом, получив самостоятельность от американской оккупационной администрации, японское правительство в кратчайший срок успешно решило задачу выбора пути дальнейшего экономического развития, который обеспечил ей высокие темпы экономического роста во второй половине 50-х гг. Несмотря на то, что с 1945 по 1955 г. в Японии сменилось шесть кабинетов министров, страна избежала каких-либо серьезных, радикальных об­щественных катаклизмов.

Выдвижение Японии на ведущие позиции в мире. С середины 50-х гг. японская экономика вступила в период невиданно высоких темпов экономического роста. Именно с этого времени ведется отсчет так называемого "японского чуда". Среднегодовой прирост промышленной продукции в 1951 – 1970 гг. составлял 15,2%, в то время как в ФРГ и Италии – 7,4, во Франции – 6,2, в США – 4, в Англии – 3%. В 1961 – 1970 гг. среднегодовые темпы валового национального продукта в Японии составляли 11%, во Франции – 5,8, в Италии – 5,6, в ФРГ – 4,9, в США – 4,1, в Англии - 2,8%. По объему ВНП Япония в 1969 г. вышла на второе место после США в капиталистическом мире. В 1970 г. она заняла четвертое место в мировом экспорте: на ее долю приходилось 7% мирового капиталистического экспорта. Япония превзошла все страны мира по уровню накопленного капитала. В 1968 г. инвестиции в основной капитал в Японии составляли 34,7% ВНП по сравнению с 14% в США.

Вся мировая историко-экономическая наука вплоть до наших дней старается объективно проанализировать сложившиеся реалии, установить причинно-следственные. связи этого феномена и определить возможные рецепты для использования японского опыта в других странах. Безусловная заслуга в бурном экономическом развитии Японии принадлежит ее экономической науке. Ее мышление базируется на общем выводе – современная рыночная экономика не может эффективно функционировать без государственного регулирования экономическими процессами. Проблема заключается только в том, каким оно должно быть. В 50 – 80-е гг. японская экономическая наука пережила и "кейнсианский период" (50 – 60-е гг.), и "консервативный сдвиг" (70 – 80-е гг.). Вместе с тем в эволюции японской экономической мысли всегда проявлялись специфические этнические черты. Поскольку Япония должна была догонять промышленно развитые страны, мощнейшее влияние на структуру кредитной системы и применяемые ею методы решения проблем ускоренного развития оказал протекционизм.

Японские кейнсианцы – теоретики и практики высоких темпов роста – ориентировали экономическую политику 60-х гг. на стимулирование фонда накопления с последующим инвестированием через механизм регулирования цен и невысоких процентных ставок, так называемую политику "низкого процента".

Характерный пример. В 1946 г. в Японии было собрано около 110 легковых автомобилей. Формирование автоиндустрии в то время не было делом, которое поддерживало государство. Только в 1951 г. Министерство внешней торговли и промышленности Японии перешло к протекционистской политике в этой отрасли. Был облегчен импорт иностранных технологий и ограничен ввоз готовых автомобилей. В результате фирма Тоёта вышла на американский рынок с громадным опозданием и практически начала с нуля. И, если в 1962 г. на ее долю приходилось всего 0,2% импорта иностранных автомобилей в США (Фольксвагена – 6,8%), то через десять лет ситуация резко изменилась: доля Тоёты составляла 16%, Фольксваген – 27%. Внешние капиталовложения в японскую автопромышленность были разрешены только в 1971 г., когда отрасль приобрела устойчивость, но даже и после этого зарубежные инвестиции строго лимитировались государством.

Японские деловые и политические круги старались, и не безуспешно, определить такие долгосрочные цели в экономической сфере, которые были бы привлекательны для всей, нации. Так, в 60-е гг. особенно популярным стал лозунг "Догнать развитые западные страны по уровню валового внутреннего продукта!". Выход на второе место в мире по этому показателю преподносился как вхождение Японии в клуб великих экономических держав мира. При этом следует учитывать и такие показатели. В 1961 – 1970 гг. номинальная заработная плата в Японии возрастала в среднем на 12,5% в год, потребительские цены повышались на 5,9%, а оптовые всего на 1,3%. Следовательно, реальная заработная плата увеличивалась на 6,3%, а производительность труда – на 11% в год. Стало быть, рост реальной заработной платы составлял 60% повышения производительности труда. Эта I считается оптимальной. Все это свидетельствует о том, что каждый японец убеждался в том, что решение общегосударственных задач обеспечивает ему улучшение жизни.

Японский экономический бум 60-х гг. в экономической и исторической литературе, как правило, объясняется следующими факторами:

высокоэффективным использованием иностранной, в первую очередь американской, экономической помощи;

массовым обновлением основного капитала;

расширением внутреннего рынка, в том числе за счет аграрной реформы;

широким использованием иностранных научно-технических достижений, беспрецедентной закупкой патентов, лицензий, ноу-хау и т.п. С 1945 по 1969 г. заимствовано свыше 10 тыс. технологических процессов.

Кроме того, японские аналитики указывают на такие особенности, как:

высококачественная рабочая сила: еще в 1947 г. в Японии было введено обязательное и бесплатное 9-классное образование, создана система подготовки и переподготовки кадров;

редчайшая инициативность японских предпринимателей всех уровней и сложившаяся система принятия решений;

традиционно сложившаяся система наемного труда, проявляющаяся в гармоничных отношениях между администрацией фирмы и наемным персоналом;

относительно высокая норма накопления капитала;

стремительное развитие собственной научно-исследовательской базы, особенно в отраслях, определяющих научно-технический прогресс, и в первую очередь в области электроники. Только с 1960 по 1970 г. затраты на научно-технические изыскания возросли в 6 раз.

Эти факторы в последнее время дополняются следующими:

гомогенностью японской нации, что выражается в осмыслении необходимости концентрации всех материальных и моральных сил нации на экономическом развитии страны и объединении всех на традиционных японских ценностях;

отсутствием сырьевых ресурсов; Япония импортирует 99% необходимых ей природных ресурсов, в том числе 100% бокситов, хлопка, натурального каучука, 99,7% сырой нефти, 99,5% железной руды, что заставляет вести постоянную модернизацию структуры производства, внедрять материале- и энергосберегающие технологии, проводить поиск альтернативных источников сырья и топлива; действующей антивоенной Конституцией Японии, которая декларировала три неядерных принципа – не иметь, не производить, не ввозить ядерное оружие; не содержать армии, ограничившись силами самообороны, а также выделять средства на оборону в рамках 1% от ВНП;

выгодным географическим положением, которое объясняется тем, что со второй половины XX в. Азиатско-Тихоокеанский регион стал стратегическим центром развития мировой экономики. Все большую популярность приобретает утверждение о наступлении "тихоокеанской эры".

Все эти факторы предопределили успехи Японии. При этом для стадии индустриализации, которая датируется началом 60-х – серединой 70-х гг., было характерно бурное развитие материалоемких секторов – металлургии, нефтепереработки, химических производств.

Промышленные гиганты площадью от 1 до 3 тыс. га концентрировались в городах-портах, обеспечивавших ввоз сырья и вывоз продукции. Ускоренными темпами шла урбанизация прибрежных зон Японии. В 1964 г. был пущен суперэкспресс "Синконсен", или "поезд-пуля", со скоростью 210 км/ч. Между тем "нефтяной шок" первой половины 70-х гг. высветлил слабые места в японской экономике и предопределил кризис 1974 – 1975 гг., который проявился в спаде производства, гиперинфляции и затоваривании. Это заставило Японию начать коренную перестройку структуры всей экономики. Она осуществлялась на таких основных направлениях, как приоритет наукоемких производств, которые не требуют огромных затрат сырья, энергии, рабочей силы; сокращение энергоемких производств; реконструкция текстильной, судостроительной и других отраслей промышленности, продукция которых особенно потерпела от иностранной конкуренции.

Структурная перестройка японской экономики приняла особенно широкие масштабы в начале 80-х гг., когда в ходе второго этапа научно-технической революции появились новые производства и целые отрасли – производство микроэлектронной техники, больших и сверхбольших интегральных схем, новых видов учетно-измерительных приборов, биотехнологии и т.д.

В условиях кризиса и структурной перестройки в экономических кругах стали укрепляться силы, которые критиковали кейнсианство. На передний план начала выдвигаться неоконсервативная модель развития экономики Японии. Концепция "гражданского благополучия" трансформировалась в "японскую модель общества благополучия". Отличительная черта этой модели – минимальные качественные ассигнования, связанные с решением социальных проблем. Основной акцент делался на "свободу индивидов" и гарантию минимального дохода, не ослабляющего побудительные мотивы к высококачественному труду. Трудовая мотивация рассматривалась как необходимое условие достижения основной цели – "создание общества богатых, стабильных, свободных индивидов". Принцип "справедливого распределения" уступил место принципу "равных возможностей". В 80-е гг. была сформулирована долгосрочная цель, которая должна была стимулировать динамизм японской нации, – превратить Японию в великую технологическую державу.

Если сопоставлять только темпы роста, то экономическое развитие Японии во второй половине 70-х – 80-е гг. по сравнению со второй половиной 50-х – началом 70-х гг. выглядит относительно вялым: за 1955 – 1973 гг. объем ВВП Японии увеличился в 13 раз, а за 1975 – 1988 гг. – только в 3 раза. Однако если принять во внимание качественные "наполнители" роста, то, очевидно, что и эти годы определяют собой довольно благополучный период в экономическом развитии страны. При этом следует учитывать такие факторы. До середины 80-х гг. японская экономика ориентировалась в основном на внешний спрос. Во второй половине 70-х – первой половине 80-х гг. за счет экспорта обеспечивалось от половины до трех четвертей прироста ВВП. Если в 60-е гг. центром споров между Японией и США были текстильные товары, то в 70-е – сталь и цветные телевизоры. В 1965 г. впервые японский экспорт в США превысил импорт. С середины 70-х гг. американский дефицит двусторонней торговли стал ключевой проблемой взаимоотношений между этими странами. Особое значение он приобрел, когда дефицит возрос с 15,8 млрд. в 1981 г. до 59,8 млрд. дол. в 1988 г. Основную долю положительного торгового сальдо Японии с США составляла продукция машиностроения. За 1980 – 1985 гг. за счет форсирования экспорта японские корпорации аккумулировали огромнейшие средства – свыше 170 млрд. дол.

Однако начиная с середины 80-х гг., в период выхода мирового капиталистического хозяйства из депрессии, под натиском главным образом США Япония переориентировала рост своей экономики, прежде всего на внутренний рынок.

В отрасли сельского хозяйства в 1961 г. был принят "Основной сельскохозяйственный закон", главной целью которого стал перевод сельскохозяйственного производства с мелкотоварного на рельсы крупного рыночного хозяйства. Ставилась задача сократить долю производства основной сельскохозяйственной культуры – риса, которое требовало больших государственных субсидий из-за низкой рентабельности, и увеличить производство продуктов животноводства, огородничества и плодоводства. В результате в 1985 г. в сельских и лесных хозяйствах, а также в рыболовстве Японии было занято 9% экономически активного населения. Эти отрасли дали 3% ВВП. Самообеспеченность Японии продовольствием возросла до 71%.

На основе принятых в 60 – 70-е гг. законов была разработана система экологических стандартов по качеству воздуха, воды, загрязнению почвы сельскохозяйственными химикатами, оседанию грунта, регулированию шумов и т.д. Причем кроме традиционных для большинства развитых стран мира в Японии имеются стандарты по озеленению, помехам радиоволн и др. Так, стандартом затемнения предусмотрено, что суммарное время затемнения, например новостройкой, окон прилегающих домов не должно превышать 2 ч в сутки в любую пору года.

В результате принимаемых мер, японская индустрия начала активно переходить от технологии очистки к чистой технологии. К середине 80-х гг. была решена только первая часть задачи. Так, только сжигание токийского мусора позволяло каждый год за счет получаемой энергии теплоты производить около 300 млн. кВт-ч электроэнергии, что приносило прибыль 1 млрд. иен.

В начале 1986 г. на долю высокотехнологичных предприятий приходилось около 20% их общего количества. Японский стандарт промышленной классификации называет 7 отраслей промышленности, предприятия которых могут быть отнесены к высокотехнологичным: производство медицинских препаратов, средств связи и спутникового оборудования; оборудование для электроники; электроизмерительные приборы; производство электронных компонентов и деталей; медицинское оборудование и инструменты; производство оптической техники, оптических линз. Следует подчеркнуть, что по многим этим позициям Япония сумела обеспечить свое лидерство в мире.

Таким образом, за 1955 – 1985 гг. – годы "экономического чуда" – Япония сумела прочно закрепиться на втором месте среди ведущих развитых капиталистических держав. Только по объему внешней торговли в середине 80-х гг. она занимала третье место в мире после США и ФРГ. Однако при этом японский экспорт в 1985 г. превысил импорт более чем на 46 млрд. дол.

Экономика Японии во второй половине 80-х – 90-х гг. Широкий резонанс в мире вызвала в 1970 г. книга директора Гудзоновского института стратегических исследований Г.Кана "Рождение японской сверхдержавы: вызов и ответ на него". В ней автор писал: "За последние восемь лет я почти окончательно убедился в том, что Япония действительно проявила способность экономического развития такими темпами, которые вряд ли могут быть превзойдены в рассматриваемый период, и это может привести к тому, что в конце XX – начале XXI века Япония будет иметь самый большой валовой национальный продукт в мире. Вопрос о том, станет ли Япония в результате этого страной, которая будет оказывать решающее влияние на политику и общество XXI в., остается открытым если б японцы хотели добиться мирового влияния, они легко могли 6 это осуществить".

Нефтяные кризисы 1973 – 1974 гг. и 1979 – 1980 гг., которые ухудшили платежный баланс Японии и замедлили темпы роста ее экономики, заставили на некоторое время забыть предсказания Г.Кана. Однако в 80-е гг. Япония перегнала Советский Союз по ВНП, в мире опять заговорили о приближающейся экономической победе Японии над США.

Таблица 6.1. Среднегодовые темпы экономического роста Японии

Показатели 1971 – 1980 1981 – 1990          
ВВП 4,5 4,2 4,3 1,1 -0,2 0,6 1,3
Промышленное производство 4,1 4,1 1,7 -6,1 -4,5 0,8 3,0
Потребительские цены 9,0 2,0 3,3 1,7 1,3 0,7 -0,2
Валовые капиталовложения 32,7 29,2 31,8 30,8 30,4 29,9 29,4
Валовые сбережения 34,4 32,0 35,0 34,4 33,8 32,6 32,1

Анализ данных о развитии японской экономики в первой половине 90-х гг. (табл. 6.1) свидетельствует о том, что для Японии это был один из самых сложных периодов. Более того, некоторые аналитики поспешили заявить об экономическом закате Страны восходящего солнца. Между тем следует иметь в виду, что начало 90-х гг. стало периодом третьего крупного мирового экономического спада производства за последние 20 лет. Характерным для Японии было то, что она одной из последних вошла в цикл спада и начала выходить из него.

Вместе с тем, сохраняя огромное положительное сальдо торгового и платежного балансов, превышение доходов государства над расходами, бездефицитный бюджет и умеренные темпы роста, Япония, судя по всему, до конца XX в. останется одной из наиболее динамично развивающихся стран мира. Об этом свидетельствуют, в частности, показатели опережающих темпов роста японской производительности труда. Так, в конце 80-х гг. этот показатель в Японии составлял 6,2%, в то время как в США – 3,4 и ФРГ – 3,1%. Такая тенденция сохраняется и в 90-е гг.

Со второй половины 80-х гг. Япония по размерам внешнеторгового оборота прочно занимает третье место в мире после США и ФРГ. При этом, хотя Япония и не является крупнейшим экспортером мира, она далеко опережает всех по объему своего положительного внешнеторгового сальдо, которое в 1993 г. достигло 120,2 млрд. дол. Аналогичный показатель для ФРГ составил 23,1 млрд. дол., а США имели отрицательное сальдо в 115,8 млрд. дол.

Превратившись в экономическую сверхдержаву, Япония стала оказывать все большее влияние на мировую хозяйственную систему. При этом в центре этих связей находятся экономические отношения между Японией и США, на долю которых припадает около 40% мирового ВВП и свыше 20% мирового экспорта. Тем не менее, дефицит торгового сальдо США с Японией в 1993 г. достиг 60 млрд. дол. В силу того, что Япония продолжает поставлять в США продукцию машиностроения, и в первую очередь легковые автомобили, и импортировать из Соединенных Штатов значительное количество сырья и продуктов питания, ее обвиняют в "колониальном характере" торговли с США.

В середине 90-х гг. больше половины автомобилей на дорогах США были японского производства; большинство граждан западных штатов носят японские часы; в 90% американских домов стоят японские телевизоры, а на большей части радиоприемников, видеомагнитофонов и электробритв стоит надпись "Сделано в Японии".

Главными факторами конкурентности японских товаров на мировом, в том числе и американском, рынке являются:

1) особая система контроля за качеством продукции, не более 0,01% брака;

2) опережающий рост производительности труда. В 90-е гг. Япония ликвидировала свое отставание от США;

3) значительно меньшие потери рабочего времени от трудовых конфликтов;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 56; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.